«Прекрасные музы искусства».
классный час (8 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Цель:

  • Приобщать  учащихся  к  познанию  и пониманию  мира  искусства,
  • способствовать  формированию  уважительного  отношения  к  людям  искусства,
  • воспитывать  неравнодушное  отношение  к  сохранению произведений  искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekrasnye_muzy_iskusstva.doc460.5 КБ
Office presentation icon prekrasnye_muzy_iskusstva.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар                         основная общеобразовательная школа № 81

«Прекрасные  музы  искусства».

 

Музы

Внеклассное мероприятие в 8-х классах

автор Ицкович Т.Я.

 учитель ИЗО МБОУ ООШ№81

Г.Краснодар

2014

Цель:

  • Приобщать  учащихся  к  познанию  и пониманию  мира  искусства,
  • способствовать  формированию  уважительного  отношения  к  людям  искусства,
  • воспитывать  неравнодушное  отношение  к  сохранению произведений  искусства.

                              Ход  мероприятия.

                                            Хоровод  муз

(танец Сиртаки в исполнении  муз. Музы в костюмах)

Ведущий  -  Вот они – прекрасные  музы!  Кто  же    эти  таинственные  незнакомки?

Покровительницы  искусства  и  науки,  прекрасные  девы  с  чистыми    сердцами  и  дивными  голосами. МузыкаЛ.Бетховена

   - Это  9  сестёр,  дочерей  верховного  бога  Зевса  и  богини  памяти  Мнемозины.  Они  были  спутницами  Аполлона – бога  солнца  и искусств.

    -Музы  были  призваны  воспевать  героические  победы  олимпийцев,  одержанные  в  борьбе  с  соперниками  -  титанами,  воплощавшими  стихийные  силы.

   -  Музы  вначале   изображались  духами  гор  и  источников,  но  позднее  стали  фигурами,  символизирующими  художественное  вдохновение.

-   Музы  обитали  на  вершине  священной  горы  Парнас  или  на  склонах  священной  горы   Геликон.  Черпая  воду  из  источника – Кастальский  ключ  рядом  с  Дельфийским  храмом,  музы  брызгали  проходящих в  храм  водой,  тем  самым   одаривали  ею  избранных,  и  те,  изведав  этой  живительной  влаги,  становились  поэтами  или  певцами, музыкантами.  Верили,  что  из  этого  ключа  поэты  черпают  своё  вдохновение.

     - Другим  источником ,  где  проводили  время  музы,  был  Лошадиный  ключ, возникший  под  ударом  копыта  крылатого  коня  Пегаса.  Накупавшись  в  его тёмно-фиолетовых  струях,  музы,  по  легенде,  водят  хороводы  и  поют   чудесные  песни.

    -Все  виды  искусства,  которым   покровительствуют  музы,  не  стали  бы  доступны  для  нашего  сознания,  если  бы  оно  не   обладало  памятью  -Мнемозиной,  откуда  они  все  вырастают.  Когда  музы – сёстры  танцевали,  пели  под  звуки  золотой  кифары,  на  которой  играл  Аполлон,  люди  становились  добрее,  а  боги  милостивей.

      -Так  поэтично  рассказывалось  в  античных  преданиях  о  божественном  происхождении искусства,  о  дружбе  муз.

     - Безвозвратно  ушло  время  античности,  и  всё  же  она  остается  в  художественном  сознании  человечества,  а  искусство  продолжает  доставлять  нам  наслаждение.

     - Стремление  к  прекрасному,  умению  видеть,  слышать  и  вникать  в  смысл и  красоту  произведений  искусства -  вот  чему  следует  учиться!  И  в  этом  нам  помогут  эти  таинственные  незнакомки  в   белоснежных  одеждах.

Ведущий  Первая гостья:Каллиопа

Каллиопа

Я– старшая  из  муз,   богиня  песнопения. муза эпической поэзии, имя символизирует чарующее провозглашающее слово В  классическую  эпоху  считалась  музой     поэзии  .  Мать  величайшего  певца  и  музыканта   Орфея..  Постоянными атрибутами  Каллиопы  были –стиль (палочка  для  письма)  и  навощенные   дощечки. Вдохновленные мною А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и многие, многие поэты создали бессмертные творения.

 Поэты, вдохновленные мною создавали прекрасные произведения, на которые композиторы сочиняли музыку и рождалась песня.    ( Звучит песня )  

Ведущий  Следующая гостья: Эвтерпа ( звучит Арфа)

Эвтерпа –Я- муза  музыки,  покровительница  лирической  поэзии.             О,  музыка!  В  час  скорби  и  печали

                         Ты  мне  вручаешь  боль  сердечных   мук,

                         Уносишь  мысль  в  неведомые  дали,

                         Когда  услышу  голос  арфы  нежной,

                         Я  в  упоенье  в  облаках  парю,

                         За  этот  дар,  за  этот  мир  безбрежный,

                          О,  музыка,  тебя   благодарю!

(Игра   на  скрипке или другом инструменте)  

 Эвтерпа:  Сегодня я посвящаю свой рассказ памяти великого музыканта П.И. Чайковского

       Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода.   В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Где  Петр Ильич оканчивает консерваторию с серебряной медалью, высшей тогда наградой, и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории, носящей ныне его имя. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой.  Всю свою сознательную жизнь музыканта, во время учения в консерватории и все последующие годы, он следовал раз навсегда определенному для себя девизу: труд, познание, скромность. Начиная с осени 1877 года, Чайковский часто переезжает из одного города в другой, подолгу живет за границей. “Годы странствий” становятся источником свежих художественных впечатлений. В этот период появляются опера “Евгений Онегин”,1885 года Петр Ильич переезжает в Подмосковье, вначале в окрестности уездного городка Клина, а в мае 1892 года – в Клин, где прошли его последние годы жизни, где сейчас дом-музей композитора. Здесь были написаны Пятая и Шестая симфонии, оперы “Мазепа”, “Чародейка”, “Пиковая дама”, “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, романсы, ряд фортепианных пьес. В последние годы Чайковский обратился к новой для него области деятельности – дирижированию. Зимой 1888 года состоялась его первая концертная поездка по Европе. Он первым из русских композиторов выступил в Соединенных Штатах Америки. “В моем лице путешествует русская музыка” – говорил Петр Ильич. (Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром).

 Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве проходит Международный конкурс музыкантов. В нем принимают участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и певцы из многих стран мира. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею Чайковского: “России – его сердце, миру – его гений”.

Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром. Выключить постепенно

 Ведущий  Следующая гостья : -  Терпсихора 

 

                   Терпсихора   Я муза  танца,  иносказательно  балерина.  Я открываю людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук.  Древние  пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях.  Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.

  Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

(Звучит венский вальсисполняется танец)                

               Ведущий Театр  уж полон, ложи  блещут,

                                         Партер  и  кресла,  всё  кипит,

                                         В  райке  нетерпеливо  плещут

                                         И,  взвившись,  занавес  шумит.

музы  театра – Мельпомена  и  Талия. Я представляю вам

 гостьи Талия Мельпомена

Музы

Талия  Я– муза  комедии.  

Мельпомена  Я– муза  трагедии.  

Питомец  Талии –Артист,  а  театр – вот храм    Талии  и  Мельпомены

  Ведущий  - Над  Афинами  возвышается  холм,  на  котором  белеют  прекрасные  здания  с  мраморными  колоннами.  Это  Акрополь – афинская  крепость -  святилище,  место  народных  собраний  и  празднеств  в  честь  богов.  На  южном склоне  холма,  неподалеку  от  Парфенона,  высечены  в  скале  длинные  ряды  скамеек,  расположенные  полукругом.  Это  театр  Диониса – бога  плодородия.  Это  один  из  самых  больших  театров  древности.  

       О  театре  можно  говорить  много.  Существуют  драматические,  музыкальные  театры,  театры   оперетты,  оперы  и  балета,  кукольные  театры,  театры  теней.  

    Актёры,  перевоплощаясь   в  своих  героев,  заставляют  зрителей  плакать  и  смеяться,  сопереживать.

Мельпомена.  – Театру  не  однажды  предрекали  гибель,  но  он  каждый  раз   выживал – выдержал  конкуренцию  и с  кино,  и  с  ТВ, и  с     компьютером.  Искусству,  которое  служит  зрителю,  суждена  

 долгая  жизнь.

Талия .  –Преодолевая  границы  и  языковые  барьеры,  оно  являет  миру  новые открытия.  Посещение  хорошего  спектакля  -  идёт  ли  он  в    прославленном  театре  или  на   маленькой  сцене -  всегда  доставляет   духовное  наслаждение  и  приносит  праздник.

Мельпомена.  –Любите  театр.  Он  сделает вас  добрее,  честнее,  справедливее.   ( рассказ о театре)

Талия .  Итак, как начинается театр? Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.

Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актерам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожженной глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почетных зрителей.

   Мельпомена На Руси в  середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставятся пьесы.   В театре ставятся произведения музыкального искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании спектакля – это художники-декораторы, костюмеры, гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры). (сцена из спектакля «Маскарад» в исполнении старшеклассников)

 Ведущий Следующая гостья Клио

 

Клио  Я-  муза  истории.  Мой  постоянный  атрибут – свиток  папируса  или   пергамента,  где   хранится  летопись  былых  времён.  У   каждого  народа    есть  свои  традиции,  свои  славные  воинские  победы,  герои,  которыми   гордятся  потомки.  Это  всё  хранит  и  передаёт  Клио –история.

Клио Изучать  историю нам  помогает   музей. В  центре  Афин  существовал  храм,  посвящённый  музам – МУСЕЙОН.  Там  была  собрана  крупнейшая  библиотека.  Сейчас  музей  несколько  изменился – это  хранилище  потрясающих  шедевров  живописи,  графики,  скульптуры. Я представляю вам самые знаменитые Музеи мира

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник как частное собрание Екатерины II. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры 8-19 веков

 И. Рейнгард « Римский  пейзаж»,  Клод  Моне  «Дама  в  саду»

РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге (до 1917 — Русский музей императора Александра III), крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией в дар Москве Богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых.  Здание  построено  в  древнерусском  стиле  по проекту художника В. М. Васнецова.

И. Репин «Иван  Грозный   и  его  сын  Иван»,  И. Шишкин «Корабельная  роща», «Утро  в  сосновом  бору»

Айвазовский  «Радуга»,  В. Серов «Девочка  с  персиками», Грабарь «Февральская  лазурь»

Левитан «Вечерний  звон», В. Васнецов  «Алёнушка»

ЛУВР - памятник архитектуры и музей в Париже. Первоначально — королевский дворец, возведенный на месте старого замка в 16-19 вв. Художественный музей, богатейшее собрание восточных древностей, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Знаменитая  «Мона  Лиза» (Джоконда) Леонардо  да  Винчи;

Скульптура  Венеры,

Эдгар  Дега «Танцовщицы»

ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, одно из крупнейших в мире собраний живописи в Дрездене (Германия). Произведения старых и новых европейских мастеров :

Рафаэль «Сикстинская  Мадонна», Я. Вермер  «Девушка  с  письмом»).

 Ведущий   - Поэты  давали  музам  обет  верности,  художники  эпохи  Возрождения  изображали  себя  рядом  с  музой.  Почему?  Встреча  с  музой  может   изменить жизнь.  Это  моменты  озарения  и  вдохновения,  встречи  с  мечтой.

 Музы .   Нам  стоило  спуститься  с  самого  Олимпа,

              Чтоб  сквозь  века  увидеть  и  понять,

              Что  не  иссякли  на  земле  таланты,

               Их  творчество  сумело  воссиять!

 Ведущий   -Древние  греки,  провожая  в  дорогу  или  благословляя,   говорили: «Иди,  да  пребудут  с  тобой  музы!»   Впереди  у  вас  долгая  дорога  жизни,  так  пусть  же  вам повстречаются  прекрасные  музы  искусства!

(внеклассное мероприятие сопровождается демонстрацией презентаций)

Памятка    зрителя.

                                             Дорогой  друг!

  • Посещай   театр,  приходи  сюда  чаще  и  помни:  для  тебя  всегда  открыты  двери.
  • Приходить  нужно  не  позднее,  чем  за  10  мин.  До  начала  спектакля.
  • Верхнюю  одежду  надо  сдать  в  гардероб.
  • Вошёл  в  зал:  вокруг  красиво  и  чисто.  Не  сори  здесь,  не  ломай  кресла.
  • Внимательно  смотри  и  слушай.  Если  во  время  действия  тебе  захочется  что-то  сказать  соседу –потерпи.  Разговаривая,  ты  мешаешь  зрителям  и  артистам.
  • Ты,  конечно  же,  вежлив  и  обязательно  поблагодаришь  того,  кто  выступал,  похлопав  в  ладоши   или  подарив  букет  цветов.   Твои  аплодисменты – благодарность  для  артиста,  ведь  он  старался  доставить  тебе  удовольствие  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: