методическое пособие "Медицинские аспекты в творчестве М.Ю. Лермонтова"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Аношина Анна Валерьевна

методическое пособие для средних профессиональных учреждений медицинского профиля "Медицинские аспекты в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anoshina_met.posob_.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

к проведению классного часа

для преподавателей медицинских училищ и колледжей

Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Медицинские аспекты в творчестве писателя.

Москва

2014


Содержание

I

Методический блок……………………………..

  1. Пояснительная записка
  2. Оснащение
  3. Этапы подготовки
  4. Сценарий проведения
  5. Мотивация
  6. Цели и задачи

4

II

Теоретический блок………………………………

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Сообщение студентов по итогам проекта
  3. Театрализованное выступление студентов
  4. Выразительное чтение стихотворений
  5. Выступление студентов с докладами и презентациями
  6. Знакомство с порядком проведения викторины
  7. Выполнение заданий I раунда
  8. Подсчёт баллов

Подведение промежуточных итогов

  1. Выполнение заданий II раунда
  2. Подсчёт баллов второго раунда

Подведение промежуточных и заключительных итогов по двум раундам

  1. Объявление итогов и анализ результатов викторины. Награждение победителей
  2. Рефлексия

11

III

Список литературы и интернет-источников …...........

22

IV

Приложение ……..........................................................

Приложение 1. Таблица результатов викторины

Приложение 2. Вопросы и ответы викторины

Приложение 3. Исследовательский проект "Москва в жизни М.Ю. Лермонтова"

23

I. Методический блок

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное методическое пособие предназначено как для классных руководителей, так и для преподавателей литературы.

2014 год объявлен Годом культуры  России, в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры, поэтому мероприятие, посвященное творчеству М.Ю. Лермонтову -  юбиляру  2014 года представляется нам особенно актуальными.

Данный классный час является одним из этапов плана воспитательной работы в ГБОУ СПО МУ № 21 в рамках выполнения указа президента Российской Федерации №624 от 24 мая 2011 года "О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова в 2014 году".. Первым этапом является посещение торжественного мероприятия "Герои нашего времени" в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова (март 2014  г.), вторым этапом стал открытый классный час "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Медицинские аспекты творчества писателя"- апрель 2014 г., третий этап планируется в октябре 2014 года - "Конкурс чтецов".

Как известно, в современном информационном обществе роль книги заметно снижается, поэтому преподавателям необходимо большое внимание уделять повышению интереса к литературе. На учебных и внеаудиторных занятиях нужно использовать разнообразные методы и приёмы обучения, привлекая красочный материал, технические средства обучения, вовлекая  обучающихся в активный процесс овладения знаниями.

В настоящее время достаточно много учебных разработок, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.  Особенностью данной работы является большое количество познавательного и занимательного материала  возможного для использования мультимедиа: наличие проекта обучающихся в виде виртуальной экскурсии по лермонтовским местам в Москве, что особенно интересно будет московским студентам, разработка викторины с использованием ИКТ в виде "Своей игры", также на занятии предусмотрено чтение стихов студентами  в сопровождении музыки и презентации.  

Преподавателей медицинских колледжей может заинтересовать исследование медицинских аспектов в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, которое проводили студенты. В пособии приводится два сообщения с презентациями на эту тему.


2. ОСНАЩЕНИЕ

1. Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Медицинские аспекты в творчестве писателя".

2. Проектор мультимедия.

3. Презентации проекта "Москва в жизни М.Ю. Лермонтова". Презентация викторины.

4. Ноутбук.

5. Костюмы

6. Музыкальное сопровождение.


3. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

I этап

  • Обсуждение теы и целей проведения классного часа.
  • Рекомендации преподавателя для студентов в отборе материалов.
  • Сбор и анализ научного материала с классным руководителем.
  • Согласования отобранного материала с классным руководителем.

II этап

  • Помощь преподавателя студентам в постановке акцентов и приоритетов в отобранном материале.
  • Обсуждение отобранных студентами материалов с преподавателем.
  • Оформление материалов классного часа

III этап

  • Проведение классного часа.
  • Анализ и подведение итогов классного часа среди преподавателей и студентов.

4. СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

п/п

Этапы

Ответственный

исполнитель

Время

(мин.)

1

Вступительное слово ведущего

Ведущий

5

2

Сообщение студентов

по итогам проекта

"Москва в жизни М.Ю. Лермонтова"

Рабочая группа студентов

10

3

Театрализованное выступление студентов

группа студентов-актеров

5

4

Выразительное чтение стихотворений

1-ый чтец

2-ой чтец

5

5

Выступление студентов с докладами и презентациями:

  • "Медики в жизни  М.Ю. Лермонтова"
  • "Медицинские аспекты в творчестве  М.Ю. Лермонтова"

1-ый выступающий

5

5

6

Знакомство с порядком проведения викторины

Ведущий

5

7

Выполнение заданий I раунда

Участники викторины

20

8

Подсчёт баллов.

Подведение промежуточных итогов

Члены жюри, ведущий

5

9

Выполнение заданий II раунда

Участники викторины

15

10

Подсчёт баллов второго раунда.

Подведение промежуточных и заключительных итогов по двум раундам

Члены жюри, ведущий

5

11

Объявление итогов и анализ результатов викторины.

Награждение победителей

Ведущий

3

12

Рефлексия

Ведущий

2

Итого:

90

5. МОТИВАЦИЯ

Одной из проблем современного общества является значительное снижение уровня культуры, так в отчете о деятельности департамента по культуре г. Москвы за 2012 год, глава ведомства представил данные опроса, проведенного среди москвичей. Опросив 6 тыс. жителей столицы, чиновники выяснили, что 60% горожан никогда не ходили в музей, а 40% ни разу не были в театре.  В целях привлечения внимания общества к культуре 2014 год объявлен  Годом культуры. Задача любого учебного заведения раскрыть богатство, глубину, духовность русской культуры, с ее многовековыми историческими традициями, глубокими символами русского искусства.

Важной частью духовного наследия нашего народа являются произведения писателей-классиков -  "вечных спутников человечества" (Д.С. Мережковский). М.Ю. Лермонтов родился 200 лет назад, но его творчество и в наше время не теряет своей актуальности. Основные мотивы его произведений: бездуховность общества, поиск гармонии, жажда свободы, одиночество  - до сих пор находят отклик в сердцах людей. Его интересуют тайны жизни и смерти, противоборство добра и зла в мире и в душе человека. "Вечные вопросы бытия" не могут быть решены, но поэт  приподнимает завесу над ними, ища  ответы в идеалах прошлого, в одухотворенной красоте природы, в сложном многогранном внутреннем мире человека. Лермонтов учит нас быть внимательней к другим, уметь чувствовать прекрасное, любить родину. В классической литературе достаточно много произведений, на примере которых можно воспитать эти качества, но такую искренность, исповедальность, глубокое погружение в сложный духовный мир человека  мы можем найти только у Лермонтова.

Осмысление художественного мира Лермонтова невозможно без обращения к его биографии. Для студентов-медиков особенно важно исследовать медицинский аспект творчества Лермонтова. Его встречи с известными медиками, пережитые им болезни нашли свое отражение в творчестве писателя.


6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:

Дидактические цели:

  • овладеть навыками работы с большим объёмом информации;
  • формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности;
  • формировать навыки публичного выступления;
  • развивать коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Методические цели:

  • расширить знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
  • развитие у студентов интереса к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • определить роль Москвы в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;
  • актуализировать и углубить знания по истории и культуре Москвы;
  • исследовать медицинские аспекты в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Обучающие:

- исследовать медицинские аспекты в его наследии,

- определить роль Москвы в жизни и творчестве поэта.

Воспитательные:

- воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;

- воспитывать любовь к русской классической литературе;

-воспитание интереса к чтению.

Развивающие:

- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов студентов, развивать навык выразительного художественного чтения, умение самовыражаться;

 - формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- выработка умения внимательного чтения художественного произведения;

-. развитие познавательной активности студентов.


II. Теоретический блок 

Ход мероприятия

1.Вступительное слово ведущего

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, родился в Москве 3 октября 1814 году. В этом году мы отмечаем 200 лет со дня его рождения.

Итак 200 лет назад в Москве, в доме около Красных ворот родился мальчик, тогда еще никто не знал, что он станет гордостью России.

Давайте совершим виртуальную экскурсию по лермонтовским местам. Эта экскурсия - результат исследовательского проекта рабочей группы студентов "Москва в жизни М.Ю. Лермонтова".

2. Сообщение студентов по итогам проекта "Москва в жизни М.Ю. Лермонтова"

Проект посвящен изучению роли Москвы в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Работа над биографией М.Ю. Лермонтова  строилась по следующему алгоритму. Сначала шло обращение к документам и официальным сайтам, в которых освещались основные вехи жизни поэта. Затем в интернете мы находили  иллюстрации, картины с портретами  людей или изображениями домов и улиц 19 века. Следующим шагом было сравнение Москвы 19 века и современной Москвы. Данная работа вызвала большой интерес. Вспоминались знакомые места в Москве, мы узнали много интересных фактов, связанных с известными улицами и зданиями.

               

3.Театрализованное выступление студентов

Ведущий: Итак с рождения М.Ю. Лермонтова прошо 200 лет, но почему и через 200 лет интерес к его личности и творчеству не угас? Чтобы ответить на этот вопрос переместимся в 1841 год на Кавказ, в Пятигорск.

Бал, пары кружатся в вальсе.

 Одна из дам обращается к ведущему.

Дама: А кто этот молодой офицер с пронзительными черными глазами, и язвительной улыбкой? Его не отвлекают ни шум, ни разговоры, он так увлечен книгой, что ничего не слышит.

Ведущий: Это Михаил Лермонтов, молодой, но уже достаточно известный поэт. Я знаю, он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе начал изучать «татарский» , в Грузии грузинский.  О нем много говорят и пишут, давай узнаем его получше. Вот идет известный литературный критик В.Г. Белинский.

Ведущий: Что вы думаете о Лермонтове?

В.Г. Белинский: «Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус» , «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое» .

Поэт Мережковский: Пушкин - наше "дневное светило", Лермонтов - "ночное".

Русский философ Владимир Соловьев: «Первая и основная особенность лермонтовского гения  -  страшная напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на  своем  я, страшная сила личного  чувства».

4. Выразительное чтение стихотворений

Выступление 1-ого чтеца

Поэт В. Я. Брюсова посвятил  Лермонтову сонет

 « К портрету Лермонтова».  

 Казался ты и сумрачным и властным,

 Безумной вспышкой непреклонных сил:

 Но ты мечтал  об ангельски прекрасном,

 Ты демонски мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И  в жизни  верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах

Ведущий: Но лучше всего о себе расскажет сам поэт

Выступление 2-ого чтеца

Михаил Лермонтов 
Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!
Как мог я цепь предубеждений
Умом свободным потрясать,
И пламень тайных угрызений
За жар поэзии принять?
Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам;
Пускай как он, я чужд для света,
Но чужд зато и небесам!
Мои слова печальны: знаю;
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать!
Нет... мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя?
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
И позабуду ль самовластно
Мою погибшую любовь,
Все то, чему я верил страстно,
Чему не смею верить вновь?

Ведущий: Офицер Мартынов, кажется, Вы не очень рады видеть Лермонтова?

Н. С.  Мартынов: С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. ...Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее. ... Я решился положить этому конец.

Все, кроме ведущего и дамы, уходят со сцены, раздается звук выстрела.

Ведущий: "Вечно печальная дуэль!"

Дама: Мартынов говорил о болезни. Лермонтов действительно выглядел больным, что случилось?

Ведущий: Да, эти слова из показаний Мартынова на суде по следствию о дуэли. Вообще жизнь Лермонтова тесно связана с медициной.

5. Выступление 1-ого студента с докладом и презентацией.

Роль медиков в жизни М.Ю. Лермонтова

В детстве М.Ю. Лермонтов часто и подолу болел.  С медициной своего времени он познакомился через доктора-иностранца Ансельма Леви.

В Московском университете одновременно с М. Лермонтовым учился Иван Егорович Барклай-де-Толли, только на медицинском факультете. Они были знакомы, он был вхож в дом к Лермонтовым. Это он дал разрешение Лермонтову и Столыпину (родственник Лермонтова) остаться в Пятигорске и продолжить лечение на водах. Если бы не это разрешение, то судьба М. Лермонтова, возможно, сложилась бы иначе, не было бы роковой дуэли. Кроме того, Барклай-де-Толли очень небрежно отнесся к своим обязанностям военно-медицинского эксперта. Ему было поручено дать заключение о смерти поэта, а он не произвел вскрытия, описание сделал поверхностно. Это дало повод некоторым лермонтоведам считать, что поэт был убит не Мартыновым, а неизвестным, стрелявшим со стороны.

Во время первой ссылки на Кавказ весной 1937 года Лермонтов простудился в дороге. Лечение в госпитале поправило его здоровье. Он познакомился с ученым и либеральным доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Герое нашего времени"). Вернер - скептик, эгоист и "поэт", изучивший "все живые струны средца человеческого". он невысокого мнения о человечемтве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей ("плакал над умирающим солдатом"), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.

Во время второй ссылки на Кавказ летом и осенью 1840 года Лермонтов принимал непосредственное участие в походах отряда генерала А.В. Галафеева в Большую и Малую Чечню. Наблюдая за боевой жизнью войск, Лермонтов уделили внимание вопросам профессиональной, в том числе морально-этической стороне деятельности военных медиков.

Дружба с В.Г. Белинским свела Лермонтова с семьей Боткиных: С.П. Боткин (1832-1889) - врач-терапевт, выдающийся ученый, воспитанием Сергея Петровича Боткина занимался старший брат Василий Петрович Боткин, известный в литературе и в истории русского общества автор высокохудожественных "Писем об Испании". Второй брат Михаил Петрович Боткин- русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат.

За несколько дней до роковой дуэли бабушка прислала Мишелю гостинцы и книги с И.Е. Дядьковским, профессором медицины, знаменитым диагностом, который после вечера, проведенного с Лермонтовым, многократно повторял свой восторженный диагноз: "Что за человек! Экий умница, а стихи его - музыка, но тоскующая". Оптимист и любимец университетской молодежи, он был настолько потрясен гибелью гения, что слег и через несколько дней умер в Пятигорске.

Выступление 2-ого студента с докладом и презентацией.

Медицинские аспекты в творчестве М.Ю. Лермонтова

Исследование литературного наследия М.Ю. Лермонтова подтверждает присутствие в его текстах медицинских тем и сюжетов, что вписывается в общую линию развития темы  медицины в отечественной культуре России.

В 1832 году в манеже Петербургской школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров лошадь расшибла Лермонтову ногу до кости. Его поместили в лазарет, расположенный в здании школы. Впечатления об этом отразились в поэме "Гошпиталь".

Особого обсуждения требует сюжет, связанный с "неравноправным" присутствием в творчестве поэта чумы и холеры как распространенных эпидемических заболеваний в России XIX века. Во время учебы Лермонтова в Московском университете разразилась эпидемия холеры, и это нашло отражение в его творчестве. Однако холера у поэта представлена минимально, в то время как чума присутствует в текстах более широко. Различал ли поэт чуму и холеру, а если да, то почему он предпочел описание признаков чумной эпидемии? Поэт был достаточно осведомлен о холере (мог узнать от знакомых врачей или от друга профессора И.Е. Дядьковского, который состоял в комитете по борьбе с холерой, работал в очаге холеры в Саратове).

Сказались также воспомининя детства, впечатления последующей жизни: чума на Кавказе, дедушка Лермонтова по материнской линии погиб во время чумного бунта, чума в Саратовской губернии, чума в кавказской армии. Чума достаточно часто упоминалась в различных произведениях Лермонтова. Она был "достойна" быть "героиней" романтических произведений. А холера - нет. Можно согласиться с тем, что более интенсивно протекавшее разрушении организма в ситуации холеры не могло сделать ее героиней романтического текста. Чума - не менее страшное заболевание, но визуально менее травмирующее, что для поэта-романтика имело не последнее значение.

М.Ю. Лермонтов "Чума в Саратове"

                I

Чума явилась в наш предел;

Хот страхом сердце стеснено,

Из миллиона мертвых тел

Мне будет дорого одно.

Его земле не отдадут,

И крест его не осенит;

И пламен, где его сужгут,

Навек мне сердце охладит.

                II

Никто не прикоснется к ней,

Чтоб облегчить последний миг;

Уста, волшебницы очей,

Не приманят к себе других;

Лобзая их, я б был счастлив,

Когда б в себя яд смерти впил,

Затем что, сладкость их испив,

Я деву некогда забыл.

Известно, что у творческих людей часто бывают спады и подъемы настроения, душевные страдания. У некоторых даже отмечались заболевания в сфере "высоких материй". Многие известные произведения были написаны в состоянии подъема, другие творили во время депрессии. Одним из таких людей был М.Ю. Лермонтов. Так он описывает свое душевное состояние в такие моменты: депрессию, переживания, терзания

М.Ю. Лермонтов "Одиночество"

Как страшно жизни сей оковы

нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,

Но той же старою мечтой,

И вижу гроб уединенный,

Он ждет; что ж медлить над землей?-

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

чем о рождении моем...

Таким образом, исследование литературного наследия М.Ю. Лермонтова подтверждает присутствие в его текстах медицинских тем и сюжетов, что вписывает в общую линию развития процесса медикализации отечественной культуры.

6. Знакомство с порядком проведения викторины"Своя игра" по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"

Ведущий: Сейчас мы проведем игру по командам. Всего участвует 3 команды по 6 человек, которые пользуясь приведённой схемой, выбирают категорию и вопрос определенной сложности.

  Игра состоит из 2-ух раундов. Первый раунд – синий. На экране вы видите 5 категорий и количество баллов, которые команда заработает  в случае правильного выполнения этого задания, чем сложнее вопрос, тем больше баллов можно заработать. После того как вы выберете категорию, на экране появится вопрос, после вашего ответа, дается правильный. 

Команды отвечают по очереди. В случае правильного ответа на счёт команды поступает соответствующее количество баллов. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счёта команды. Игрокам предоставляются подсказки: ЗАЛ (помощь зала), ДРУГ (помощь друга из зала), 50:50 (два неправильных ответа убирается, можно использовать в вопросах с вариантами ответов). В конце каждого раунда несколько вопросов разыгрываются со зрителями в зале. Зритель, правильно ответивший на вопрос, дарит выигранные очки своей любимой команде.

Победитель определяется по количеству баллов, набранных в ходе игры.

7. Выполнение заданий I раунда

Команды выбирают себе название и капитана.

Ведущий предлагает задания. Игроки выбирают категорию и количество разыгрываемых баллов.

Категории синего раунда:

  • Факты биографии
  • Точка на глобусе
  • Цифры
  • Искусство в деталях
  • Кто это?

8. Подсчёт баллов. Подведение промежуточных итогов

9. Выполнение заданий II раунда

Категории красного  раунда:

  • По страницам произведений
  • Известное имя
  • на стыке двух искусств.

10. Подсчет баллов второго раунда.

Подведение промежуточных и заключительных итогов по двум раундам.

11. Объявление итогов и анализ результатов викторины. Награждение победителей.

12. Рефлексия: 

Ведущий: Какие у вас впечатления от нашего занятия? Что особенно понравилось? Что запомнилось? Хотелось бы вам еще участвовать в подобных мероприятиях? 


III. Список литературы и интернет-источников

  1. Афанасьев В. Лермонтов. — М."Молодая гвардия", 1991.
  2. Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М: "Художественная литература", 1941.
  3. Захаров В. А. Загадка последней дуэли. — М.: "Русская панорама", 2000. 
  4. Захаров В. А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. — М., «Русская панорама», 2003. 
  5. Лермонтов в воспоминаниях современников. —  М: "Художественная литература", 2005
  6. Лермонтовская энциклопедия. — М: "Советская энциклопедия", 1981.
  7. Соловьев В.С. Литературная критика.  М., "Современник", 1990.
  1. http://900igr.net
  2. http://beautifullysay.uol.ua
  3. http://dotalis.ru.com/
  4. http://download-flow.com
  5. http://irinabotezatu.ru
  6. http://kitsap.ru.com
  7. http://sch1119.mskzapad.ru
  8. http://tilt.ft.com/posts
  9.  http://ulmerug.livejournal.com
  10. http://www. wikipedia.orgЛермонтов, Михаил Юрьевич
  11. http://www.furfur.me
  12. http://www.gorodperm.ru
  13. http://www.peoples.ru
  14. http://www.porjati.ru/pictures
  15. http://www.spbgu.ru
  16. http://www.webturizm.ru/photo/

IV. Приложение

Приложение 1

Таблица результатов викторины

№ группы

Ф.И.О.

участников

1 раунд

2 раунд

итого

Общее

кол-во баллов

1 команда

2 команда

3 команда

1 команда

2 команда

3 команда

1 команда

2 команда

3 команда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"

Пособие включает в себя как  теоретические основы здоровьесбережения, так и  обобщение опыта по данной теме, в том числе, банк физкультминуток...

Методическое пособие "Медицинская помощь 5-9 класс"

В данном методическом пособии представлены  18 памяток по оказанию первой помощи при различных травмах и заболеваниях, которые возникают в жизни людей. Информация представлена сжато, компактно, д...

Методическое пособие для педагогов дополнительного творчества «Развиваем творческие способности ребенка»

Родители хотят, чтобы их дети были успешными, разносторонне развитыми и интересными личностями. Немалую роль в формировании такой личности играют творческие способности. Многие склонны считать, что эт...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие "Медицинские информационные системы"

Данное пособие предназначено для студентов медицинских колледжей при изучении курса Инфомационное обеспечение профессиональной деятельности...

Методическое пособие "Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века периода Русского зарубежья"

Литературный феномен Русского Зарубежья начала XX века является важной частью великого культурного наследия всей русской литературы. Вопреки тому, что революция 1917 года разделила мир русской литерат...

Методическое пособие «Нормативный аспект культуры речи»

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс ...