Научная конференция
методическая разработка на тему

Чикнайкина Ольга Леонидовна

Научная конференция была проведена в 2012 году в неделю "Информатики". Тьюторство - обучение студентами старших курсов студентов младшекурсников. Первый опыт оказался очень удачным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2012.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-

экономический колледж»

Научно-практическая конференция

«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Саранск

2012



Рассмотрено и одобрено                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной (цикловой)                    Председатель ПЦК:

комиссии информатики и вычислительной                         Панфилова М.В.

техники

Протокол № ___ от «___»______2012г.

Составители: Овчинникова Н.Д., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК

Акимова Е.В., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК

                       Чикнайкина О.Л., преподаватель специальных дисциплин

СГПЭК


Пояснительная записка

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.    

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать  такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так  и во внеурочной   деятельности.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 

Творческая среда.  Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий  определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Цели и задачи исследовательской конференции:

  1. Развитие интеллектуального творчества студентов, привлечение их к исследовательской деятельности.
  2. Поиск и поддержка одаренных и талантливых студентов.
  3. Формирование открытой развивающей сферы, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями.
  4. Активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профориентации. 

     В ходе исследовательской конференции формируются следующие умения и навыки:

  1. навыки исследовательской работы;
  2. навыки проектной деятельности;
  3. коммуникативность;
  4. умение вести дискуссию;
  5. умение оппонировать.
  1.     Оборудование:
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентации для сопровождения мероприятия.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Ход мероприятия……………………………………………………..6
  3. Приложение 1. Конференция в фотографиях……………………...13
  4. Приложение 2. Критерии оценки…………………………………..17
  5. Приложение 3. Резолюция научной конференции…………………18
  6. Приложение 4. Образец сертификата……………………………….21
  7. Приложение 5. Глоссарий……………………………………………22
  8. Приложение 6. Слайды сопровождающей презентации№1 ………26
  9. Приложение 7. Слайды сопровождающей презентации№2……… 29
  10.  Приложение 8. Слайды сопровождающей презентации№3………31
  11.  Приложение 9. Слайды сопровождающей презентации№4………33
  12.  Приложение 10. Слайды сопровождающей презентации№5……..37
  13.  Приложение 11. Слайды сопровождающей презентации№6………40
  14. Приложение 12. Слайды сопровождающие презентации№7.............44

Ход мероприятия.

        Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые педагоги и студенты Саранского Государственного промышленно-экономического колледжа! Сегодня знаменательный день - День Господства Наук! Мы поздравляем вас с этим праздником и приветствуем на мероприятии, которое проходит в рамках предметно-цикловой комиссии Информатики и Вычислительной техники и посвящена реализации технологии тьюторства в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

        Ведущий 2: Друзья, а вам знакомо понятие тьюторства? Считается, что ето новая педаг.технология, хотя исторический опыт тьюторства прослеживается с древних времен.   (СЛАЙД)    К примеру, в школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, по главное - надежную защиту, поддержку, старшего друга. Сами же наставники оттачивали свои свежеприобретенные знания и способности, давая воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок, атлетических и музыкальных совершенств, и сверх того учились социальной, гражданской ответственности за доверенных им будущих воинов.  Должностные лица присутствовали при занятиях отроков с детьми, не вмешиваясь, но наблюдая за тем, чтобы старшие пользовались своей властью в разумных пределах. Когда   младших отпускали отдыхать, их наставники нередко подвергались наказаниям, если карали своих подопечных слишком строго или были слишком снисходительны.

         За рубежом эту технологию уже по достоинству оценили, в нашей стране  тьюторство только начинает развиваться. В нашем колледже студенты 4 курса с начала учебного года являлись тьюторами для учащихся 2 и 3 курсов.

         Воспитательный потенциал тьюторства в жизнедеятельности колледжа  заключается в реальной возможности, не разрушая гуманистические традиции национальной педагогики - создать управляемую среду диалога личности, личностно-окружающего мира, решить ребус современной культуры, не сравнивая для раскрытия внутреннего потенциала в здоровой конкуренции личного и чужого мнения, интереса, потребности, создать среду стихийного, свободного самовыражения, создания условий для адекватного входа младших студентов в пространство исследовательской среды, поддержание учебного интереса студентов, работа с образовательным интересом  во внеучебном пространстве  и работа с накоплением студентами социального опыта, формирование у учащихся управленческих позиций по отношению к своей жизни.

        Опыт тьюторской деятельности в нашем колледже - формирование группы тьюторов из числа старшекурсников. В данном случае технология тьюторства не подменяет  воспитательный процесс, а управляет им, организуя процедуры контакта педагога и учащегося, среду стихийного, свободного диалога. Данная инновационная технология подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать(знает как это сделать), и новенького.

        Ведущий 1:        Проектно-исследовательская деятельность — специально организованная, сознательно творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности в информационном пространстве.

        Ведущий 2: Обозначенная деятельность  как творческая по характеру проходит следующие этапы :

  • возникновение идеи или проблемы;
  • решение задачи;
  • реализация на практике.

        В результате проектно-исследовательской деятельности формируются следующие виды ключевых компетенций:

  1. Рефлексивные компетенции (например, умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний).
  2. Поисковые (исследовательские) компетенции (например, умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы).
  3. Менеджерские компетенции (например, умение принимать решения и прогнозировать их последствия).
  4. Коммуникативные компетенции (например, умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение уверенно держать себя во время выступления умение отвечать на незапланированные вопросы).

        Ведущий 1:  Учитывая важную роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в современных образовательных программах и в системах развивающего обучения, студенты нашего колледжа провели научные исследования в различных информационных областях. Давайте посмотрим, что у них получилось.

        Первой свою работу представит студентка группы ИТ4А Бакшаева Ксения (выступление).

        Ведущий1(студент): Следующая работа наших студентов носит название «Огнезащита, как объект пожарной безопасности». Чудайкина Анна и Ворожейкина Олеся попытались разобраться в трудностях пожарной безопасности нашего колледжа, а так же выявили её недостатки.

        Ведущий1:          «Тряпичная кукла — домашняя кукла

                                          Пришитые глазки и нос — фурнитура

                                   Смешно её сравнивать с барби фабричной

                                    Но кукла довольна судьбою тряпичной.

        Ведущий2:         Тряпичная кукла — домашняя кукла

                                       Не носит мехов, ни шелков, ни гипюра

                                Не хлопает глазками и не смеется

                                Не любит за деньги, и не продается

                                Бесценна недаром такая натура

                                Тряпичная кукла для тебя от кутюра».

        Ведущий1: Более подробно нам об этом расскажут: Сергеева Ксения и Архипкина Элина.

        Ведущий1: «У каждой информации есть своя цена, но у каждой цены -  есть своя информация.»

        Ведущий2: Следующая наша работа носит название «каналы утечки информации". О них нам поведают студенты группы ИТ3А Подгорнов Алексей и Синтюрин Сергей.

        Ведущий1: «Мой лучший друг компьютер, мне с ним все супер пупер, с утра залезу в интернет, а всем домашним скажу — нет! Друзья по интернету от вас я жду ответа, веселого привета и дельного совета».

        Ведущий2: Но как же влияет компьютер на наше здоровье? Об этом задумались студенты группы ПО3А, Исмаилов Ирек и Исхаков Илдар

        Ведущий1: «Хорошую информацию трудно добыть, сделать с ней еще труднее.»

        Ведущий2: Степанов Валерий и Сарайкин Сергей, студенты группы ИТ3А попробовали взломать информационную систему СГПЭК, послушаем что у них получилось.

        Ведущий1: «Наполним дом своим теплом,и притяжением друг к другу. Пусть время движется по кругу, оберегая нас и дом».

        Ведущий2: Карабанов Руслан, студент группы ИТ4А составил проект «Умный дом» и готов нам его представить.