Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню Победы
методическая разработка

Сироткина Мария Николаевна

Цель:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории Родины.

Задачи:
- Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания и гордости за героизм своего народа, уважительное отношение к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;
- Прививать учащимся внимание, уважительное отношение к своим товарищам, подготовившим праздничный концерт;
- Побуждать к участию в городских мероприятиях, развивать художественные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_protiv_voyny_-_7_maya_2015.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

М. Дудин

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

«Нам песня строить и жить помогает…» Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думается, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.

22 июня 1941 года… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 27 млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, литературе, музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей.

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с «высоты» последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе.

Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Синий платочек»

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.

Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал 
поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни.

11-б - «Синий платочек»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Майский вальс»

Песня была написана в далеком 1945 году в честь освобождения города Вена от фашистов двумя отечественными деятелями искусства. Музыку сочинил талантливый композитор Игорь Лученок, а стихи к песне написал поэт Михаилом Ясень.

Эта прекрасная музыкальная композиция посвящена героям Венской военной операции. Герои освободители принесли к городу на Дунае долгожданный мир и спокойствие. Советские воины подарили майскую победу.

В «Майском вальсе» описывается победа весны, которую получил и могучий Дунай. Мир принес улыбки на лица Венских горожан. Даже сам Штраус был бы рад тому, что эта европейская столица классической музыки получила вместе со свободой и прекрасную песню в посвящение.

11-а – «Майский вальс»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Экипаж»

Песню эту написали ленинградский поэт Юрий Михайлович Погорельский и композитор Виктор Васильевич Плешак. Сначала родились стихи, причем родились, как утверждает их автор, случайно, из вдруг пришедшего на память слова «локатор» …

ekipaz13

Когда стихи были написаны, поэт предложил их совсем молодому тогда композитору студенту Ленинградской консерватории Виктору Плешаку. Может быть, потому, что был разгар лета и никого из маститых его коллег и друзей-композиторов в Ленинграде не оказалось, а может, и потому, что верил в него, в то, что он сумеет сделать эти стихи хорошей песней.

5-б – «Экипаж»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Смуглянка»

Эта песня была частью сюиты, написанной в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен гражданской войны. А вся сюита посвящалась Григорию Ивановичу Котовскому.

Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир ее был потерян. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы этого прославленного художественного коллектива. В числе других Новиков показал и "Смуглянку”, которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал ее разучивать с хором и солистами.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную.

8-а – «Смуглянка»

5-А - «Песня о моем отце»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Белорусский вокзал»

Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

9-б – «Белорусский вокзал»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Ах эти тучи»

Песня «Ах, эти тучи в голубом», стилизованная под мелодии 40-хх годов, была написана Александром Журбиным специально для сериала «Московская сага» и ранее нигде не исполнялась. Любопытно, что она написана от лица мужчины, а поют ее женщины. М

Музыка Александра Журбина, слова Василия Аксёнова и Петра Синявского «Ах эти тучи в голубом».

Наталья Павловна Иволгина, Вихрова Ирина, 9-в класс  - «Ах эти тучи в голубом»

6-а - «Пусть всегда будет солнце» + стихи

День над городом шпиль натянул, как струну, 
Облака, как гитарная дека. 
Ленинградские дети рисуют войну 
На исходе двадцатого века.   

Им не надо бояться бомбежки ночной, 
Сухари экономить не надо. 
Их в эпохе иной обойдет стороной 
Позабытое слово "блокада"...

6-а - Семенова Анастасия, Смирнова Елизавета – муз, слова Александра Городецкого  «Ленинградские дети рисуют войну»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Дороги»

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.

Родилась она в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано...  Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось…

9-а - «Эх, дороги…»

Виктор Третьяков — автор и исполнитель собственных песен, широко известен в России и за её пределами. Он индивидуален и многогранен. Одни его знают, как автора резких социальных песен, которые в начале 90-х звучали в программах «Взгляд», «До 16 и старше», «На службе Отечеству».

Другие знают и любят его, как замечательного … Песни Третьякова, после того, как прозвучали на Грушинском фестивале, а потом и на радио «Шансон», теперь поет вся страна … и мы в том числе.

8-б – «Четвертый день войны»

Звучит фонограмма (минусовка) романса «Не для меня»

Есть песни, которые льются, кажется, из самой души русской. Их поют, когда хорошо и когда плохо, из поколения в поколение. Такова и «Не для меня придёт весна…». А посему — какие у неё могут быть авторы – поэт и композитор? Наша она, народная!  Этот старинный казачий романс в большинстве своём именуется "Не для меня". Его текст написан в 1838 г. неким гоподином А. Гадалиным, во время войны на Кавказе. В 1905 году исполнена как романс певицей Анастасией Вяльцевой.

А.В. Рыдлевский, 9-а класс – романс «Не для меня»

Звучит фонограмма (минусовка) песни «Журавли»

Дагестанский поэт Расул Гамзатович Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски.

Тема журавлей была навеяна посещением памятника семи братьям Газдановым в селении Дзуарикау Алагирского района Северо-Осетинской АССР. Когда родители получили похоронку на третьего сына, сердце матери не выдержало, и она умерла. Когда в село пришла похоронка на седьмого сына, почтальон отказался нести её в дом Газдановых — и тогда старейшины села собрались и направились к дому с извещением. Отец сидел на пороге своего дома с единственной внучкой на руках, увидев старейшин, он всё понял и упал замертво.

В селении Дзуарикау возведён памятник семи братьям Газдановым, в виде скорбящей матери и семи улетающих гусей. После посещения памятника Р. Гамзатов написал стихотворение, но очень сложно ему было подобрать рифму на слово гуси — он специально звонил в министерство культуры Северной Осетии, с просьбой заменить слово «гуси», словом «журавли». Такое позволение ему было дано.

В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир».

Стихотворение на глаза советскому певцу Марку Бернесу. Прочитав его Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню.

10 кл.  - «Журавли»

7-б + 10 – «Кино идет»

От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Быть может, по этим дорогам глухим

К тебе суждено мне вернуться любя.

А если не мне, так хоть песням моим,

Я верю, придется дойти до тебя.

Песням военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели о четырех шагах от смерти,

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелегок и нескор…

Песни с ветеранами старели,

Но в строю остались до сих пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничного концерта посвященного 9 мая- Дню Победы в ВОВ

Сценарий  праздничного  концерта  посвященного  9 мая- Дню  Победы  в  ВОВ...

Сценарий праздничного концерта посвященный празднику Победы.

Сценарий праздничного концерта посвященный празднику Победы....

Сценарий праздничного концерта посвященного «Дню победы»

концерт для участников войны и детей войны....

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Вклад глухих в Великую Победу»

Сценарий может быть полезен для коррекционных школ, где обучаются глухие и слабослышащие дети....