Праздник русской частушки
материал (6 класс) на тему

Дубовцева Марина Ивановна

Данное мероприятие направлено на воспитание у обучающихся    интереса, любви и уважения к музыкальной культуре русского народа, к его традициям,  организации свободного досуга школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_russkoy_chastushki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник русской частушки

Цель проведения: развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.

В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.

Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)

Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит,  потрескивает лучина…

Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.

Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!

Ведущий 2:Поиграть, пошутить, посмеяться!

Ведущий 1: Смех вам, да веселье!

Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.

Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)

Ведущий 2:  В лесу выросли, из лесу вынесли.

В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)

Ведущий 1: В лесу: тук-тук!

В избе: ляп-ляп

В руках: дзинь-дзинь!

На полу: топ – топ! (балалайка)

Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов

Ведущий 2: Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.

Ведущий 1:  А кто же придумал частушки?

Ведущий 2: Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим  (смешным)  содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Ведущий 1:  Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.

Ведущий 2:  Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно  молодые люди (мужчины).  Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.

Ведущий 1:  Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.

Ведущий 1:  В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.

Учитель: Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.

Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем

 Вас частушки нам пропеть,

 В конкурсе принять участие

 Показать таланты здесь!

Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,

   Мастерицы петь частушки,

   Состязание начнём!

   Классами все запоём

Ведущий 2:  Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих,  мы проведём игру, которая нам в этом поможет.

На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.

Игра «Закрутим карусель».

                                                          Представление жюри.

Ученик: Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель: «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.

Ученик: Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки- 

Не припевки, а огонь!
Учитель: Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.

После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»

Первая команда.
Название команды: «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся -
Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе -
На процентов двести!

Вторая команда.
Название команды: «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья 
Тебя время не берёт! 
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!

Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик: Искромётные частушки
Для веселья и души – 
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.


2 – конкурс. Что мы знаем о частушке

Вопросы к команде «Озорные девчата»
- Что означает слово «частушка»?
- Когда в России зазвучала частушка?
- Какие бывают частушки по своему содержанию?

Вопросы к команде «Веселушки»
- Что представляет собой частушка?
- Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
- Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?

3 – конкурс. Импровизационный

Команда «Озорные девчата»

Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой- 
давай встретимся с тобой?

Ты за партою сидишь,                                                                                                                         На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».

Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответил же мне ты.

Команда «Веселушки»

Импровизация на «Задорные частушки»
Ставьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
Ох, ох, ох ,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
Ох, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.


4 – конкурс. Отгадай загадки

Команда «Озорные девчата»

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
Очень весело поёт, 
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит – 
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).

Команда «Веселушки»

Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй - ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он- 
Серебристый…(саксофон).
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?...(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает  поплясать!


5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек


Рассказ «Озорных девчат»

Мы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший  класс
«
Один - за всех, и все - за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
Возникает вдруг проблема – 
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Наш учитель - капитан
Ну, а мы - матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.

Рассказ «Веселушек»

Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
Мы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
Выпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята 
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!

Целым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!

Мы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.

И в заключение  по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.

Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».

Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.


1.А у нас сегодня в школе

Интересный случай был.

На контрольном я диктанте

Буквы все перезабыл!

2.По мобильнику сегодня

Говорил я (говорила) три часа...

Батарейка испарилась,

Вот какие чудеса!

3.Побывал я в Паутине

И залез я в Интернет.

В голове от Интернета

Просто полный винегрет!

4.На компьютере недавно

Я в «стрелялки» поиграл.

А потом у папы с мамой

Деньги на обед стрелял!

5.Целый день с утра до ночи

Я в наушниках хожу.

Вас не вижу, вас не слышу,

Ничего вам не скажу!

6.Мы частушки вам пропели

Необыкновенные.

Потому что дети мы -

Суперсовременные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская частушка

Конспект урока по музыке для 3 класса  по теме «Частушка» разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей на уроке яв...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Русские частушки.Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Г.С. Меркина. ФГОС.

Презентация содержит интересный теоретический материал (Интернет - источник), имеет музыкальное сопровождение. Для воспроизведения мелодии необходимо скачать архив со звуковым файлом....

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....

Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....

Сценарий фольклорного праздника "Русская частушка-хохотушка"

Данная разработка носит метапредметный характер, объединяя предметные области "Литературное чтение", "Музыка", "Литературное чтение на родном языке"...