«Берегите память и храните с прошлым тонкие, стальные нити…» ( Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и «Детьми войны »)
методическая разработка (8, 9, 10 класс) на тему

Богомолова Наталья Николаевна

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного встрече учащихся с "Детьми войны" и ветеранами ВОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_v_veteranami_vov_i_detmi_voyny.odt26.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Берегите память и храните с прошлым тонкие, стальные нити…»

 ( Встреча   с ветеранами Великой Отечественной войны и «Детьми войны »)  - 2014 год

Цель: воспитание патриотических чувств, уважительного  отношения к ветеранам, к историческому прошлому своей страны.

Задачи: подвести детей к пониманию того, что наши земляки внесли свой вклад в победу над врагом;

развивать потребность знать и помнить историческое прошлое своего народа;

способствовать формированию  активной жизненной позиции, гражданственности  у школьников;

дать жизненный ориентир, пример патриотизма.


1 ученик. Я не видел войны, я родился  значительно позже.

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

2 ученик. Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал – почему – то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

3 ученик. Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо – тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

1 ученик.  Война... От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.

 2 ученик.  Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.

 3 ученик.  Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

 4 ученик. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

 
5 ученик. Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

6 ученик.
 Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

 7 ученик. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

1 ученик. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - писал поэт-фронтовик М.Кульчинский. И эту нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.

 Фонограмма «Вставай страна огромная»

Ученик 1:

Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
 Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?

Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.

Ученик 2:
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.

Ученик 3:
Как солдатам вы нужны бывали —
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали,
Лишь коснется девичья рука.
Все перенесли, перестрадали вы,
Женщины с военными медалями.

Ученик 4:
Где он, юный, синеглазый, милый —
Та любовь, та первая весна?
Сколько их, таких, безумной силой
Растоптала и сожгла война!
Вы глаза одним закрыли сами,
Не простясь, оплакали других.
Письма с полевыми адресами
 И сегодня ждете вы от них...
Где та юность, за какими далями,
Женщины с военными медалями?

Ученица.

Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь одни девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне…
И старшая, действительно, старея,
Как от кошмара, заслоняясь рукой,
Скомандовала тонко:
- Батарея-а-а-а!
(Ой, мамочка!.. Ой, родная!..)
Огнь!-
И -
Залп!
И тут они заголосили,
Девчоночки,
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
 Он был слышней разрывов этот плач!
Ему - протяжному - земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!..
И снова:
- Батарея -
…И уже
Пред ними,
Посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых костра!
Раскатывалось эхо над полями.
Бой медленною кровью истекал.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
И честь свою
( в буквальном смысле слова!)
И Родину. И маму. И Москву.

Ученица.

 Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Об этом мы спросим  у нашей гостьи, ветерана ВОв  Анастасии Яковлевны Шевцовой.

А теперь мы бы хотели предоставить слово ветерану Великой Отечественной войны (Ф. И.О.). Ведущий обращается к ветеранам, сидящим в зале.

 -Сколько вам было лет, когда началась война?
- Где вы были в то воскресенье 22 июня 1941 года?
- Как вам казалось, долго ли продлится война? Как вы оказались на фронте?
- Расскажите о ваших боевых наградах. Какая из них самая дорогая?

 Презентация по стихотворению А.Г.Нестругина.

1 ученик. Вашему вниманию были предоствлены хроники военных лет и стихотворение  нашего поэта-земляка Александра Григорьевича Нестругина.

2 ученик. Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

1 ученик. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

2 ученик. Страна спасала детей, а дети спасали страну. Везде появились плакаты «Что ты сделал для фронта?». И ребята мстили врагам. Думаете, им было не страшно? Конечно, страшно. Страшно слушать вой немецких самолетов, страшно стоять под дулом вражеского автомата. Но маленькое детское сердце ненавидело врагов, которые разрушили их мирную жизнь, которые разлучили их с родными. Фронту помогали даже младшие школьники.

3 ученик. Фашисты поняли, что в нашей стране дети тоже борцы. Они даже издали приказ, в котором говорилось, что немцам следует опасаться мальчишек и девчонок

4 ученик. Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И в мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То шел к старикам на покос

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму,

Его расстреляли весной.

1 ученик. Блокада… Далеко так это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.

2 ученик. Как опустели целые кварталы,  
И как трамваи мерзли на пути.
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.


1 ученик. Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг,
Пионерка - ленинградка, потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады, у ворот ликует враг.
Рвутся бомбы и снаряды, дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться и ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце на страницах дневника.

2 ученик. Бабушка умерла 25 декабря в 3 ч. дня 1942г
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. утра 1942г
Дядя Леша умер 10 марта в 4 ч дня 1943г
Лека умер 17 марта в 8 ч утра 1943г
Дядя Вася умер 17 апреля в 12 ч дня 1943г
Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин. утра 1943г
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня»
Стук манометра

1 ученик. «Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. В осажденном городе  люди тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Они падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали…


2 ученик. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

 3 ученик. Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имен,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый, горд сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

 1 ученик. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

 Ученица.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…
Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ.
И на полях, одетых мглою.
И тучи опустились над землей
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда вовеки!
Я видел: плакали как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, как солнце
Скорбное, омытое слезами,
 Сквозь тучи вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалось мгла вокруг,
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнулась, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусть меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
 Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и горючих!
Земля моя, скажи мен, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас.
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
 Ученица.

А теперь мы обращаемся к Саловаровой Анастасии Васильевне, которую по праву можно отнести к поколению «детей войны». Анастасия Васильевна, сколько вам было лет, когда началась Великая Отечественная война?

- Чем вы в нашем возрасте отличались от нас?

- Какие интересы были у молодежи вашего поколения?
- Вы испытали ужасы войны. Вы прошли через кошмар войны, что бы вы хотели пожелать нам, вашим внукам?

1 ученик. Долгий список потерь, длинный список имен,

То в металле он выбит, то в бронзе, то в камне.

А над траурным шелком склоненных знамен

Тополя облака обнимают руками.

2 ученик. Это память гремит над землею твоей,

Это сердце стучит колокольным набатом…

Над селом моим вновь долгий крик журавлей,

Тех, в которых бойцы превратились когда-то.


1ученик. Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.

 
2 ученик. Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Песня «Прадед мой» в исполнении Кулюк Майи.

Дети  вручают цветы ветеранам.

Ученик.

Память, память

Рядом и всегда..

Легкая, как облака,

Что плывут над нашей головою…

Пестрый мир страданья и покоя.

Берегите память и храните

С прошлым тонкие, стальные нити.

 Гаснет свет, на экране  «Песня о войне» Мотороллер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

встреча с ветеранами и тружениками тыла периода Великой Отечественной войны проводится в форме передачи " От всей души". Учащиеся подготовили музыкально-поэтическую композицию, а ветераны делятся свои...

Сценарий вечера встреч с ветеранами Великой Отечественной войны

Вечер встречи с ветеранами войны, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда...

Сценарий встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на...

Сценарий вечера – встречи с ветераном Великой Отечественной войны.

Цель: познакомить учащихся с личностью ветерана ВОВ.Задачи:- Посредством личного общения с участником ВОВ создать атмосферу для формирования у учащихся представления о подвиге человека-воина, каждый д...

СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...