Программа для классного часа День семьи
план-конспект занятия ( класс) на тему

Конкурсная программа для классного часа или тематического праздника ко Дню семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематический праздник25.92 КБ

Предварительный просмотр:

День семьи.

Конкурсная программа для классного часа или тематического праздника.

Разработка воспитателя ГПД Л.Н.Ивановой.

Цель:      формирование позитивного образа семьи.

Задачи:   

- укрепление родственных связей в семьях учащихся;                                                                                   - закрепление знаний по темам: «Родословная», «Традиции и обычаи»;                                    - закрепление умения работать в команде, соблюдая правила взаимопомощи, взаимопонимания;                                                                                                                                        - продолжение развития познавательной активности, мышления,  творческого воображения.

Материал и оборудование:

   Таблички с буквами «Д», «О», «М»;  листы с написанными пословицами и поговорками о доме и семье, разрезанные на 2 части; Конверт с детскими фотографиями  учащихся, участвующих в программе, чистые листы бумаги для конкурса «Моя родословная».

Организация:

   Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название и девиз. Приглашаются двое ведущих (учитель и воспитатель, учащиеся старших классов и др.). Члены жюри – представители родителей, коллеги, учащиеся старших классов.  Столы расположены в П-образном порядке. Команды рассаживаются напротив друг друга.

Сценарий программы.

1 ведущий. Сегодня мы поговорим с вами о семье, о самом дорогом, что есть и должно быть у каждого человека.

2 ведущий. Это будет не просто разговор, беседа или дискуссия. Это будет конкурсная программа с различными заданиями, вопросами, которая покажет, как вы относитесь       к своей семье, что вы о ней знаете и есть ли она у каждого из вас в настоящем понимании этого слова.

 1 ведущий. Показывает табличку с буквой «Д». Эту букву вы хорошо знаете.                      В современном русском алфавите она называется просто «ДЭ», в старославянском – «ДОБРО». А внешне на что она похожа? Выслушивает ответы и выбирает верный ответ. Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли её «ДОМ»

                                                                                                                                                                               

2 ведущий. Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он даёт ему тепло, уют, покой, спасает от холода, дождя, ветра. В доме мы едим, спим, работаем, нянчим детей, молимся богу, поём песни, рассказываем сказки, читаем, просто отдыхаем.        Дом – целый мир!

1 ведущий. Очень важно каждому человеку иметь свой дом. Без дома человек не может быть счастливым. Народ придумал много поговорок о доме. Наш первый конкурс называется «Все дороги ведут к дому». Каждой команде раздаются листочки, на которых начало и конец пословиц и поговорок о доме.  Ваша задача из частей составить целое.

  1. Держись друга старого,…(а дома нового).
  2. В гостях хорошо,…(а дома лучше).
  3. Двор, что город,…(а дом, что терем).
  4. Своя хатка…(что родная матка).
  5. Мой дом - …(моя крепость).
  6. Дома и … (стены помогают).
  7. Приведи бог и … (собачке свою конуру).
  8. Твой дом – …(твоя воля).

2 ведущий. Показывает табличку с буквой «О». Эта буква похожа на круг, кольцо, хоровод. Возьмутся люди за руки, люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сёстры – ваша семья.

1 ведущий.  Показывает табличку с буквой «М». Буква «М» похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, сенью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь в слове «ДОМ» все буквы на месте, также как и каждый член семьи. А наш следующий конкурс называется «Без чего дом не бывает?». Команды по очереди называют по одной части дома (крыша, пол, стены, потолок, и т.д.). Выигрывает та команда, за которой остаётся последнее слово.

2 ведущий. Дом старой русской деревни был не только жилищем, но и своего рода клубом. Соблюдая определённую очерёдность, деревенская молодёжь собиралась на так называемее «беседы», на которых рукодельничали, пели, плясали, ближе узнавали друг друга, слушали старинные рассказы, былины, сказки. Иногда такие «беседы» называют посиделками. Следующий конкурс так и называется «Деревенские посиделки». Вы будете отгадывать загадки про дом. Ведущий загадывает загадки каждой команде по очереди. В случае неверного ответа или затруднения право отвечать передаётся другой команде. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

  1. Книга - раздвига о 4листа, а середина пуста. (Изба.)
  2. Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся. (Пол и потолок).
  3. Хвост во дворе, а нос в конуре. (Ключ).
  4. Что за зверь? В зиму ест, летом спит, тело тепло, а крови нет. Сесть на него, сядешь, а с места не сведёт. (Печь)
  5. Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок).
  6. Всем, кто придёт, всем, кто уйдёт, руку подаёт (Дверь).

1 ведущий. Каждая семья имеет свои традиции, обычаи, любимые праздники, песни, то есть живёт по своим законам и под своим девизом. Задание командам придумать девиз своей семьи. За лучший девиз – победа в конкурсе.

2 ведущий. Все родственники – это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец, мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дому, старики – его мудрость. А где всю семью можно увидеть сразу? Ответы. Конечно в семейном альбоме. Следующий конкурс «Вспомним детство». Каждой команде передаётся конверт, в котором детские фото их соперников. Выигрывает та команда, которая  быстрее узнает изображённых на фото. 

1 ведущий. Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Тех, кто жил до нас, называют предками, а кто будет жить после нас…(ответы) – потомками. Следующий конкурс «Моя родословная». Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Им предлагается нарисовать генеалогическое дерево своей семьи. Побеждает та команда, у представителя которой дерево более ветвистое.

2 ведущий. Глядя на генеалогическое дерево, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого рода, каждого дома, каждой семьи. Наш следующий конкурс называется «Родственные связи». Представьте себе, что к вам в гости пришли следующие родственники. Кто они вам и вашим близким? Ведущий поочерёдно обращается к каждой команде, даёт 30сек на коллективное совещание. Выигрывает та команда, которая дала больше правильных ответов.

  1. Тесть                      (отец жены).
  2. Тёща                      (мать жены).
  3. Свёкор                   (отец мужа).
  4. Свекровь              (мать мужа).
  5. Зять                        (муж дочери, сестры).
  6. Невестка, сноха (жена сына).
  7. Шурин                   (брат жены).
  8. Деверь                   (брат мужа).
  9. Свояченица         (сестра жены).
  10. Золовка                  (сестра мужа).

1 ведущий. В старину верили, что в доме живут странные существа, духи, которых старались задобрить и подружиться. Давайте вспомним, как их называли – говорю я, и чем они занимались – говорите вы.

  1. Домовой (покровитель дома и живущих в нём людей).
  2. Дворовый (хозяин двора).
  3. Банник (дух бани).
  4. Чур (дух, охраняющий человека и всё его добро от бед).
  5. Бабай (злой ночной дух, пугал капризных детей).
  6. Барабашка (домашний хулиган).
  7. Воструха (предшественник домового, жил за печкой, хранил дом от воров).
  8. Дрёма (вечерний и ночной, приходил к детям, поправлял им одеяло, гладил по голове, помогал заснуть).
  9. Жировик (любитель жить в тепле, вертеться возле хозяйки, готовящей пищу, а по ночам возиться с немытой посудой, вылизывая её).

Вот такие соседи, оказывается, живут рядом с нами. Очень хочется, чтобы у всех был свой дом, в котором живёт дружная семья, где все уважают, любят и ценят друг друга, где царят тепло и уют. А ещё на Руси говорили: «Красна изба не углами, а вкусными пирогами». Это говорит о том, что гостеприимство в доме ценится намного больше, чем убранство и богатство.

2 ведущий. Жюри подведёт итоги в нашей конкурсной программе, даст оценку коллективной работе каждой команды, взаимовыручку, дружескую поддержку, знания, но не назовёт, ни победителей, ни побеждённых. Мы все единая дружная команда, одна семья – наш класс.

Из истории празднования Масленицы.

Классный час по теме «Традиции, праздники».

Разработка  воспитателя ГПД Л.Н.Ивановой.

Цель:  воспитание чувства патриотизма и любви к Родине и её традициям.

Задачи:  продолжить знакомить учащихся с исконно русскими обычаями, традициями, праздниками; приобщить к общечеловеческим ценностям.

Материалы и оборудование:  интерактивная доска, цветные слайды, репродукции картин.

Организация:  два ведущих из числа учащихся ,предварительно подготовлены, столы сдвинуты или вынесены , стулья расставлены полукругом по числу присутствующих.

Ход занятия.

1 ведущий. Мы сегодня поговорим о самом ярком народном празднике, наполненном жизнью и весельем – о Масленице. Масленица обычно отмечается за 56 дней до Светлой Пасхи, это приблизительно конец февраля – первая половина марта. В эти дни люди отмечают окончание холодной зимы, приход весеннего тепла.

2 ведущий. В дохристианские времена этот праздник был приурочен ко дню Весеннего равноденствия 20 или 21 марта. После принятия христианства Масленица  отодвинулась на более раннее время. Её вытеснил христианский праздник Пасхи и предшествующий ему Великий Пост.

1 ведущий. Праздник этот праздновали с играми, плясками, прибаутками да разными шутихами. Длилось это весёлое гулянье целую неделю с понедельника по воскресенье. Каждый день недели имел своё особое назначение: понедельник – встреча. Вторник – заигрыш (делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома). Среда – лакомка (угощение блинами, катание Масленицы, игры, соревнования). Четверг – разгуляй (гулянье в самом разгаре, пляски, хороводы, ряженые, все угощаются блинами). Пятница – посиделки или тёщины вечорки (чаепитие, хождение друг к другу в гости, игры, гуляния). Суббота – Широкая Масленица (угощение блинами, игры, хороводы, песни, костры, на которых жгли чучело Масленицы). Воскресенье – Прощёный день (в этот день все просят друг у друга прощение).

2 ведущий. Мы познакомим вас со старинными закличками, прибаутками, которыми приглашали, зазывали и развлекали на Масленицу.

Всем, всем, всем! И тем, кто подходит, и кто уже здесь                                         Объявляем важную весть! Все, от мала до велика, молодцы и молодицы,                         Собирайтесь к нам на праздник – праздник Масленицы!

1 ведущий. Песня звени! Весёлая шутка, звучи! Радуйте всех и смешите!                                На проводы русской Зимы  спешите! Спешите! Спешите!

Перестань, Зима, сердиться! Собрались  мы веселиться!                                               Проводить тебя добром – с пляской, праздничным столом!                                                        Как ни злишься ты, Зима, а прошла твоя пора.                                                                                          К нам сюда спешит Весна!

2 ведущий.  К вам сюда спешит Весна? Так скажите, где она!                                                                                                   Не пробраться ей сюда через вьюги и снега!

1 ведущий. Друзья, Весне вы помогите, зимний холод растопите!                                                                   А для этого, ребятки, нужно отгадать загадки.

  1. Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковёр расстилает. (Снег)
  2. Была белая да седая, а пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
  3. Всю зиму лежал, а весной в реку убежал. (Снег)
  4. В новой стене в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
  5. Чист и ясен, как алмаз, но дорог не бывает. Он от матери рождён, сам её рождает. (Лёд)
  6. У наших ворот рассыпался горох. Ни палкой не сгрести, ни метлой не смести. (Звёзды на небе)
  7. Выше леса краше света без огня горит. (Солнце)

2 ведущий. Загадки верно отгадали, значит ключик подобрали.                                               Так появись весна-красавица, солнца красного посланница!                                                     Мы тебя встретим по обычаю нашему, русскому: песнями да хороводами, а ещё блинами с пылу с жару. А это значит – зиме конец, начало марту и весне!                                            Красно солнышко, Ярило, кто ты, блин или светило?

А ты, Масленица – переплетённые твои косички, сахарные твои детки.                         Встретили тебя мы хорошенько. Сыром, маслом да яйцом, да румяным калачом.              Песней, пляской да весельем, да хорошим угощеньем, а теперь пора ей в путь…

1 ведущий. И последняя хороводная. Когда сжигалось чучело Масленицы.

Загорись моя лучина, улетай Зима-кручина,                                                                           Масленица – загорись, огненная – всколыхнись.  

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,                                                         Чтобы все метели разом улетели.                                                                  Чтобы птички пели, травки зеленели,                                                                       Небеса синели и колосья зрели.                                                                     Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,                                                        Зимние морозы, неудачи, слёзы –                                                                          Пусть они сгорают, к Солнцу улетают.                                                           Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2 ведущий. А ещё по старинным поверьям многих народов, человек, не желавший праздновать Масленицу, весь год проведёт в горестях. Так что веселитесь всю масленичную неделю, угощайтесь и угощайте блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"

          Классный час  посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...

Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я»

Программа воспитательной работы, рассчитана на 7 лет...

классный час "Семья=семь+я"

Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ "СОЮЗ СЕМЬИ И ШКОЛЫ", 2021 г.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз де...

КЛАССНЫЙ ЧАС: Семья. Конфликты в семье и способы их разрешения.

Цель мероприятия: Развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в се...