Сценарии мероприятий по воспитательной деятельности
методическая разработка

Костырева Людмила Анатольевна

"Пусть бъется зеленое сердце природы!" сценарий туристическогослета, посвященного всемирному Дню туризма

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 3

      «Разработайте сценарий конкретного мероприятия с участием родителей (для основных образовательных программ мероприятие может быть, как в урочной, так и внеурочной деятельности), опишите место и роль этого мероприятия в образовательном процессе».

Выполнил:

Костырева Людмила Анатольевна

педагог - организатор

МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

Октябрьский район

Пояснительная записка

Дополнительное образование на сегодняшний день относится к сферам наибольшего благополучия для развития каждого ребенка, оно действительно своё, личностное - по выбору, по характеру, по душе.         

Специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности входит в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей. Где одним из основных направлений в системе дополнительного образования по праву является развитие детского туризма и краеведения.

Организуя турслет, мы ориентируем и родителей на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий; способствуем активной социализации детей. При командных конкурсах идет совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде, создаются естественные условия для приобретения социального опыта у детей.

Проведение турслета способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей; идет естественная реализация потребности в отдыхе и физической активности.

Цель: овладение участниками слёта туристических навыков, познания природы родного края, создания условий для развития межличностных и межгрупповых отношений в процессе совместной деятельности.

Задачи:

  1. популяризация туризма и пропаганда здорового образа жизни;
  2. вовлечение родителей в творческий процесс;
  3. развития моральных и волевых качеств обучающихся;
  4. установление дружеских контактов между командами;
  5. организация активного, спортивного, семейного отдыха.

Праздник любителей туризма, природы и хорошего настроения проходит ежегодно в форме слёта, в рамках Международного Дня туризма.

Место проведения: лесной массив старого Сергинского карьера, время проведения – 4 часа.

Участники: команды творческих, клубных объединений, спортивных секций, студий, театра моды, хореографических коллективов, кадетские классы, реабилитационный центр «Лучик», гости: обучающиеся гимназии г. Нягань (количество участников с каждым годом растет).

        Условия участия:

1. Состав команды 5 человек, приготовить название команды и девиз.

2. Одежда по погоде, обязательно иметь головной убор, отличительный знак или элемент одежды.

3. 4. В команде (или у педагога) должен находиться фотоаппарат или телефон (с которого можно будет просмотреть и скинуть фото) для выполнения задания.

5. Для организации бивака команда должны иметь: тент или клеенку, подстилки или стульчики для членов команды.

6. Иметь пакеты для мусора, чтобы убрать его за собой и на прилегающей территории.

7. Учитывается построение команды, представление названия и девиза, оценка внешнего вида команды и её готовности к прохождению.

Сценарий слёта, посвященного Всемирному Дню туризма

«Пусть бьется зеленое сердце природы!»

Работа по подготовке слета начинается задолго до его проведения, следует четко распределить фронт работ, которые необходимо сделать в ходе подготовки к слету, и назначить ответственных за их выполнение.

Предварительная работа:

  1. выбор места для проведения слета;
  2. составление, разработка и распространение Положения о слете;
  3. разработка программы проведения слёта;
  4. утверждение состава жюри и выбор главного судьи;
  5. материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение.

Оборудование:

  1. инвентарь для размещения бивуака, костра;
  2. составляющие полосу препятствия: веревки, карабины, страховочный пояс, бревно, туристические узлы, спички, ручная пила-цепь (всё оборудование этапа проверяться на устойчивость и прочность).
  3. секундомер, часы;
  4. палатка;
  5. дипломы, грамоты

 

Технические средства:

  1. фотоаппарат;
  2. звуковая колонка;
  3. рупор.

Оргкомитет слёта выполняет следующие работы:

  1. разработка и осуществления плана подготовки и проведения мероприятия;
  2. организация мест для размещения команд и участников;
  3. подготовка и оборудование места проведения этапов;

Члены жюри выполняют следующие работы:

  1. изучение Положения о слете, составление условий прохождения каждой дистанции или вида программы;
  2. знакомство с маршрутными листами, составление итогового протокола по всем дистанциям.

Ход мероприятия

Действующие лица:  Аленушка, Леший.

Прежде чем выехать на место проведения туристического слёта, с участниками проведён инструктаж по технике безопасности, поведении в транспорте, на природе.

Программа началась с расположения участников в лесной зоне на специально отведенные места. Спустя 10 минут звучит объявление о срочном построении на поляне. (Все участники выстроились в фигуру буквы «П»).

К участникам выходит директор «ДДТ «Новое поколение» и организаторы

Директор: Дорогие друзья, мы собрались сегодня для того, чтобы отметить замечательный праздник – День туризма. В ходе праздника каждый сегодня получил заряд бодрости, массу приятных впечатлений, отличного настроения и… речь перебивает ведущая - Аленушка.

Аленушка: Подождите, здравствуйте, меня Аленушкой зовут.  Вы меня простите, что перебиваю, но я не могу вам об этом не сказать. Дело в том, что по поверью, изгнанная в сентябре из деревни в лес нечистая сила провалилась под землю до весны, стараясь напакостить напоследок людям. Поэтому люди стараются в лес не ходить. Разве вы не знали про это?

Директор: Здравствуй, Аленушка, конечно, мы не знали ничего про это! Но, посмотри, как нас много, и мы пришли, чтобы себя показать и на других посмотреть. А вот ты куда собралась с кузовком?

Алёнушка: В лес по грибы. Ведь волнушки я люблю

                     Больше всех на свете

                     Под берёзками растут, под осинками растут,

                     Грибников охотно ждут.

                     И осеннею порой, с кузовками, с коробками

                     В лес мы ходим за грибами.

Директор: И ты не боишься повстречать нечистую силу, или Лешего, например, утащат тебя с собой под землю?!

Алёнушка: Не боюсь я никого и ничего. Да и бабушке с дедушкой надо помочь, они у меня старенькие. 

Директор: Да ты хоть кофточку надень наизнанку, чтобы Леший тебя не узнал. У него самого всё шиворот – навыворот, вот и примет тебя за свою, отпустит домой.

Алёнушка: Вот ещё! Стану я смешно одеваться. Я не неряха.

Звучит тревожная музыка, появляется Леший

Леший: Я хозяин окрестных мест, давно наблюдаю за вами! Значит много вас? Значит, не боитесь меня? Мусор пришли разбрасывать по лесу? Грибочков ей понадобились? Да я вас всех под землю утащу!

Алёнушка: Дедушка- Лешачок, не сердись, пожалуйста? Посмотри, сколько добрых глаз на тебя смотрят. Они ничего плохого не сделают, праздник сегодня большой - всемирный День туризма! Вот ребята и хотят посоревноваться друг с другом, да повеселиться! Правда, ребята?

Леший: И что, деревья губить не будете? Даже мусор за собой уберете?

Директор: Конечно, все уберем! И вас вместе с Аленушкой приглашаем на наш праздник. Ведь у нас будут соревноваться команды в прохождении полосы препятствия. Другие ребята с родителями будут готовить вкусный обед. Оставайтесь с нами, вместе будем веселиться!

Леший: Как у вас заманчиво! И накормите нас что ли?

Директор: Конечно, накормим и повеселим. А сейчас приглашаем принять участие в готовности команд.  Приготовиться капитанам для сдачи рапорта главному судье.

Капитаны по очереди сдают рапорт о готовности главному судьи.

Алёнушка: Дедушка- Лешачок, посмотри, как они грамотно отрапортовали!

Леший: Ладно, так и быть, уговорили! Я приму участие вместе с вами, только с одним условием. Руководить праздником буду я! А ты, Алёнушка, будешь помогать мне. Ведь таких праздников на моем веку столько было, что не счесть!

Директор: Спасибо тебе, дедушка-Леший! Мы с удовольствием принимаем твое условие и передаем управление в твои руки!

Леший: Как приятно быть главным! Ну, хорошо, готовы ли вы выполнению заданий? (Ответ участников). Тогда для начала разминка – викторина.

Леший с Алёнушкой по очереди задают вопросы

Викторина

  1. Как называется личинка лягушки? (головастик)
  2. Сколько ног у осьминога? (восемь)
  3.  Что меняет лось каждый год? (рога)
  4.  Что пчёлы собирают с цветов? (нектар)
  5.  Как называется жилище медведя? (берлога)
  6.  Где живут пингвины? (в Антарктиде)
  7.  Кто такой зверь-лесоруб? (бобр)
  8.  Корабли пустыни – кто они? (верблюды)
  9.  Откуда берутся бабочки? (гусеница- куколка – бабочка)
  10.  Как по – другому называется гиппопотам? (бегемот)
  11.  Как называется домик скворца? (скворечник)
  12.  Что является рулём у птиц? (хвост)
  13.  При помощи какого органа дышит большинство видов рыб? (жабры)
  14.  Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
  15.  Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.)

Леший: Молодцы, спасибо, порадовали старика! А теперь приступайте к следующим заданиям. Алёнушка, выдай командам маршрутные листы.  Команды готовы к старту? (Ответ команд). Эксперты готовы к принятию команд? (Ответ экспертов). Для выполнения конкурсов отводится единое время для всех групп и команд. Затем жюри обходит каждый бивуак, пробуют блюда, собирают маршрутные листы от экспертов и выводят единый протокол. Тогда на старт, внимание, марш!

Дальше участники расходятся для выполнения конкурсных заданий слёта. Команда (5 человек) отправляется на выполнение самого сложного задания «Преодоление полосы препятствия» - каждый участник команды проходит туристическую полосу препятствия по маршрутному листу.

Полоса препятствий состоит из несколько этапов:

- «Качающееся бревно»;

- Переправа по параллельным верёвкам «Бабочка»;

- «Навесная переправа»;

- «Параллельные верёвки»;

- Развести костер от одной спички;

- Перепиливание бревна;

- «Лестница»;

- «Веревочная переправа»;

- «Вязка узлов».

На каждом этапе есть помощники судьи, эксперты, которые объясняют правила прохождения и выполнения задания, страхуют участников, соблюдают безопасность выполнения задания, отмечая в маршрутном листе.

Алёнушка: Все остальные участники с родителями отправляются выполнять следующие задания: «Бивуак» и «Завтрак туриста». Дедушка-Лешачок, прогуляемся, посмотрим, как ребята ловко справляются с заданиями!

  1. «Бивак» - участники демонстрирует умение организовать бивак, соблюдение правил охраны природы и гигиены. Оценивается порядок, организация питания, чистота места пребывания после ухода группы. Можно использовать плакаты, вывески, флаги, шары и т.д. (всё это оговаривается заранее на оргкомитете).
  2. «Завтрак туриста» - приготовить и оформить блюдо (всеми ингредиентами

    команды обеспечивают себя самостоятельно). Для украшения сервировки

    стола можно использовать природный материал, главное условие конкурса,

    приготовить блюдо в полевых условиях, затем представить его на оценку

    жюри. Оценивается оригинальность, вкусовые качества, оформление,

   представление.

Леший: (Говорит в рупор) После вкусного обеда, приготовленного участниками и родителями, можно приступить к выполнению заключительного этапа слёта «Командное творчество». Ваша задача - снять на фоне природы интересное общее фото в количестве 3 шт., всем составом, включая родителей и педагогов. (По возвращении из туристического слета фотографии оформляются на выставке, лучшие фотографии размещаются на сайте ДДТ).

Леший: Все задания выполнены, осталось свободное время для веселого времяпрепровождения, и каждая группа может использовать его по-своему: кто играет в догонялки, кто в прятки, кто собирает природный материал, кто устраивает фотосессию, кто поет песни у костра. А желающие могут присоединиться ко мне и попробовать себя в прохождении полосы препятствия (по традиции педагоги проходят её с желанием и интересом, к ним подключаются и родители).

Алёнушка: (Говорит в рупор) Время подошло к завершению, всех участников прошу собраться на общее построение на торжественное закрытие слёта. Слово для поздравления предоставляется директору образовательной организации.

Слово директора ДДТ

Леший: А, сейчас я приглашаю членов жюри и главного судью! Огласите, пожалуйста, результаты слёта!

Слово главного судьи и жюри

Награждение команд

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов во всех этапах и награждается дипломом победителя. Команды, победившие в отдельных видах, награждаются дипломом победителя номинации, участники слета награждаются грамотами за участие. 

Алёнушка: Дорогие участники туристического слёта, предлагаю напоследок сильно пошуметь в лесу, станцевать флешмоб.

Танец флешмоб

Леший: Спасибо вам за праздник, я тоже для вас приготовил подарок. Всем, кому понравился праздник, прошу подойти ко мне, и я на память оставлю вам свой автограф (печать листик)!  

Леший раздает автограф

Леший: Дорогие друзья, да, да, теперь вы для меня настоящие друзья! Я столько дал автографов, что у меня чернила закончились! Это просто превосходно! Остался последний штрих: собрать свои вещи, потушить костер, убрать за собой место пребывания, собрать в пакет мусор и вывезти из лесной зоны.  

Голубое небо, яркое солнце, лес золотой осени, смех детей и активное участие педагогов и родителей создали дружественную атмосферу, праздничное настроение для всех участников туристического слета.

Теперь смело можно сказать «Пусть бьется зеленое сердце природы!»

Приезжайте в гости, приходите в гости, лес всем рад, только не забывайте беречь его и лесных жителей. До новой встречи в следующем году!

Под аплодисменты Леший и Алёнушка уходят.

 

Самоанализ мероприятия

Туристический слет - мероприятие традиционное, проводится в конце сентября ежегодно (более 10 лет), включено в план традиционных мероприятий. С каждым годом число участников увеличивается, в настоящее время более 100 человек принимают участие в слёте.

 В ходе проведения мероприятия были реализованы не только воспитательные, но и образовательные задачи. Обучающиеся совершенствовали свое искусство фото и видеосъемки, ознакомились с одним из видов туризма (пешеходный), приняли личное участие в соревнованиях (представления о здоровом образе жизни).

На протяжении мероприятия были созданы условия для развития у обучающихся  их интеллектуального потенциала, творческой фантазии (в конкурсе «Завтрак туриста» и «Командное творчество»), быстроты реакции, самостоятельности мышления, уверенности в себе, интереса обучающихся к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Мероприятие способствовало развитию чувства коллективизма, взаимопомощи, воли к победе («Преодоление полосы препятствия»).

Отличительной способностью данного мероприятия является смешанный состав участников: дети, родители, педагоги, разнообразие видов соревнований и конкурсов, дающее возможность для самореализации, что способствовало формированию навыков сотрудничества.

Замысел мероприятия реализован. Мероприятие соответствует поставленным задачам, уровню развития коллектива, а также возрастным особенностям учащихся.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность обучающимся посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы и детей, и родителей. С их помощью все участники мероприятия приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"

Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

Сценарий летнего открытого воспитательного мероприятия

Сценарий летнего открытого воспитательного мероприятия "У нас в гостях фея Лето"Праздник организован и проведен для группы детей с ТМНР и умственной отсталостью тяжелой и глубокой степени....

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2014-2015 учебный год

Материал содержит годовой помесячный план воспитательной работы 5 класса....

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2015-2016 учебный год

Материал содержит годовой помесячный план мероприятий воспитательной работы в 6 классе....

Сценарии для проведения воспитательных мероприятий и классных часов. Разработаны учителем биологии Арчаковой М.А.

Я разработала сценарий для проведения классных часов по темам "Малгобек - город воинской славы " , "Идрис Зязиков -гордость народа" ,"Семья - семь"Я" , "Мы-граж...

Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Осенние праздники" в 5 классе

Сценарий развлекательного мероприятия для учащихся 5 классов, приуроченного к традиционному празднику англоговорящих стран – Хэллоуину. Включает историческую справку, сидячие и подвижные конкурс...