Главные вкладки

    Деловая игра "В мире профессий"
    методическая разработка (6 класс) на тему

    Конспект профориентационного мероприятия с обучающимися 6 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_v_mire_professiy.docx33.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра «В мире профессий»

    Дата проведения: 15 апреля 2016 года.

    Форма внеклассного мероприятия: деловая игра.

    Цель: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности.

    Задачи:

    Образовательная - глубже раскрыть и закрепить знания детей о профессиях.

    Развивающая – расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи; развивать познавательный интерес и творческие способности воспитанников, их логическое мышление, речь; развивать внимание, память, сообразительность.

    Воспитательная – формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость и нужность этих профессий.

    Оборудование: таблички, картины и рисунки с изображениями людей различных профессий, картинки с изображением инструментов, карточки с профессиями.

    Ход  мероприятия.

    Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру  (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета,  садятся за определённый стол. Ведущий даёт характеристику  группам учеников  в зависимости от выбранного цвета.

    Те, кто выбрали:

    - синий цвет - чувствительные и впечатлительные  люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и  хорошим эстетическим развитием;                                                                                                    

    - зелёный  цвет -  испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех;

    - жёлтый  цвет - мечтательны с богатым воображением,  фантазеры, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;  

    - красный - активные, энергичные,  деятельные, напористые, шумные.  

                        Ведущий:  Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями,  интересами, каждый из нас -  это отдельный мир  знаний, эмоций, чувств,  переживаний, стремлений.

    А что нас объединяет, чем мы похожи?

    (Ребята  называют  общее, что их объединяет).

     Ведущий 1.  Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают. Что бы было?

    - Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело  выбирается один раз и на всю жизнь. Но как тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и юристом, и  артистом. Вот поэтому уже сейчас нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем. Наша встреча будет проходить в форме деловой игры.

    Ведущий 2.          

    Профессий много есть на свете,

    Но выбрать вы должны лишь ту,

    Что всех дороже вам на свете,

    Чтоб посвятить себя труду.

    Ведущий:  Ребята в мире существует множество профессий, более 50 тысяч, все и не перечислить.

    - А давайте попробуем быстро,  без остановки, назвать 5 профессий. (Называют).

    -А теперь назовите 10 профессий.  (Называют).

    Ведущий:  А сейчас начинаем  деловую игру. Команды приглашаются к столам. Пока команды  занимают свои места, мы проведем разминку со зрителями.

    Ведущий  читает начало предложения, а дети должны его закончить:

    Трактор водит

    (тракторист),

    Электричку –

    (машинист),

    Стены выкрасил

    (маляр),

    Доску выстругал

    (столяр),

    В доме свет провел

    (монтёр),

    В шахте трудится

    (шахтёр),

    В жаркой кузнице

    (кузнец),

    Кто всё знает – молодец!  

    Первый конкурс будет разминкой. Все вопросы – загадки об орудиях труда.

    1. По полотняной дорожке скачет на одной ножке  (швейная машина).
    2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок  (пила).
    3. Где упрется хвостом, станет дырка потом  (шило).
    4. Сам худ, голова с пуд, как ударит -  крепко станет  (молоток).

             Ведущий 2.  Начинаем  второй конкурс.  В этом конкурсе все вопросы о профессиях.

    1. Специалист, проектирующий дома, участки, города  (архитектор).
    2. Специалист, лечащий животных  (ветеринар).
    3. Специалист, ответственный за выпуск газет и журналов  (редактор).
    4. Специалист, следящий за состоянием окружающей среды   (эколог).

    Ведущий.   Второй конкурс окончен.   Приступаем к следующему конкурсу. 

    Конкурс капитанов «Криминалисты».

    - Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются по одному участнику от каждой команды.

    (На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету (электрическую лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расческу (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной), термометр (врач)) и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает).

    Ведущий:  Весь рынок труда подразделяется на профессии и должности.

    Профессия—  вид трудовой деятельности человека.  

    Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учитель, специальность — математика, физика.  Должность — проявление профессии, обязанности (заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации). 

    Конкурс «Профессия или должность?»

    Необходимо, как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». (Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая инженер, мастер). Приглашаются для участия в конкуре два человека. (Победитель получает жетон).

    Конкурс «Профессия на букву». «Кто больше?»

    На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П. Надо записать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда вспомнит больше?

                        Игра со зрителями  «Самая-самая».

    Ведущий: Пока участники конкурса пишут, зрителям предлагается поиграть. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени данной характеристике соответствуют.

    (Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия).

    Конкурс «Храбрый портняжка».

    Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. (Победитель получает жетон).

    Конкурс «Авиаконструкторы».

    Приглашаются четыре девочки, им предлагается как можно быстрее сделать самолетик из бумаги. Провести испытание самолетов и дать жетон той девочке, чей самолет полетит дальше.

    Конкурс  «Медики».

    Приглашаются четыре участника. Необходимо как можно скорее и правильно сделать перевязку условной раны. Победитель получает жетон. 

    (В перерыве все участники готовятся к пантомиме).

    Игра со зрителями. Загадки (За правильный ответ-жетон.)

    1. Кладет кирпич за кирпичом,

    Растет этаж за этажом,

    И с каждым часом, с каждым днем,

    Все выше, выше новый дом. (Каменщик)

    2. Топором, рубанком

        Выстругал он планки,

    Сделал подоконники

    Без сучка-задоринки. (Плотник)

    3. Ставят ловких две руки

    Каблуки на башмаки,

    И набойки на каблук -

    Тоже дело его рук. (Сапожник)

    4. На работе день за днем

    Управляет он рукой.

    Поднимает та рука

    Сто пудов под облака. (Крановщик)

    1. Кто по рельсам - по путям

      Поезда приводит к нам? (Машинист)

    6. Любит он цветы сажать,

    Их растить и поливать. (Цветовод)

    7. В небе высоко летает,

    Облака он разгоняет. (Летчик)

    8. Лечит он собак и кошек,

    Попугаев, обезьян. (Ветеринар)

    Конкурс  «Актерское мастерство».

     Каждая команда показывает пантомиму, какой либо профессии, но необходимо заранее сказать педагогу, что это за профессия, и так чтобы, зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то «актер» получает жетон.

    Ведущий: Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». На столах каждой команды имеются карточки с «классификацией профессий в зависимости от предмета труда». Команды получают карточки с названиями профессий  и распределяют их в соответствии с классификацией, нужно записать их напротив той категории профессий, к которой профессия, на ваш взгляд,  относится.

                      (В данном тексте профессии уже распределены по группам.)

     «Человек – природа»

    Предмет труда: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

    кинолог,  мастер-животновод, зоотехник, агроном, цветоводы, лаборант химико-бактериологического анализа

    «Человек – техника»

    Предмет труда: технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

    инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям

    «Человек – человек»

    Предмет труда - люди.

    врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива

    «Человек - знаковая система»

    Предмет труда: условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

    переводчик, чертежник, экономист, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист

    «Человек - художественный образ»

     Предмет труда: художественный образ, способы его построения.

    артист, актёр, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

    Ведущий: А сейчас  проведём игру  – дискуссию  «Кто нужен нашему поселку?».

            - Давайте представим, что мы – это город. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения  города? Какие профессии востребованы в нашем городе?

    Обсуждение:  

    1. Сможет ли жить и процветать наш город   с таким набором профессий? Почему?

    Выводы жителей города: городу нужны  разные профессии и  специалисты  разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии  зависит от человека, от его способностей, возможностей  и умения реализовать себя, добиться успеха в  профессии.

    Ведущий: Давайте подведем итог урока: «Какой должна быть профессия человека?»     (формула правильного выбора профессий).                                              

    ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

    ПРОФЕССИЯ -  должна соответствовать  возможностям и способностям человека;

    ПРОФЕССИЯ – должна быть  востребованной на рынке труда.                                          

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-деловая игра «Выбираем профессию»

    На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики–претенденты на одну из вакантных должностей в музей им. М.А. Шолохова:художник, менеджер по рекламе, секретарь. Все три  должности в той или и...

    Деловая игра "В мире профессий"

    Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике.Деловая ...

    Деловая игра "Все профессии нужны"

    Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий...

    Деловая игра "Все профессии нужны"

    Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий...

    Деловая игра "Мир профессий" (воспитанники 4-5 классов)

    Кто я? Какой я? Что я могу? – от того, какой ответ даст подросток на эти вопросы и будет ли вообще ответ на них, зависит его будущее.Работа по профессиональной ориентации обучающихся является одной из...

    Деловая игра "Познай профессии"

    Групповая работа о выборе профессии  и профессиональной ориентации...

    Деловая игра "Выбор профессии -фундамент моего будущего"

    Активизация процесса профессионального самоопредления, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий...