сценарий
материал

Москаленко Елена Анатольевна

блллл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx70.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Сердце деда»

Действующие лица:

Сцена 1: Исмаилов Руслан (Р-27)

                Внук – Митрофанов Андрей (АВ-11)

Сцена 2 (Начало войны):

                Алёна – Морозова А. (Б-26)

                   Аня – Герасимова А. (Б-16)

               Надя – Галлямова Н. (Б-16)

               Катя – Гринфальд Е. (Б-16)

                  Фаина – Асхабова Ф. (П-13)

                  Оля – Буджерак О. (Б-16)

Сцена 3 (Яновский лагерь):

Загоруйко А. (Р-17/1)

Гусев П. (Р-17/1)

Гититуллина Е. (Р-17)

Ефимова В. (О-24)

Гринфальд Е. (Б-16)

Сцена 4 (сказка «Как Серёжка на войну ходил»):

Сережа – Митрофанов Андрей (АВ-11)

Дед – Костырев Максим (АВ-21)

Ведущие –  Печорин Денис (АВ-11),  Магро Иван (П-13)

Старшина – Рубан Дмитрий  (Р-27)

Командир – Нестеров Дмитрий (АВ-11)

Реквизит:

Сцена 1 «Вступление»

Танец «будни». Исмаилов Руслан и дети 

  1.  Чириканье воробья. Фото нашего Неизвестного солдата.

Внук

Майские деньки. Наконец-то и  у нас, на севере, наступила весна. Воробей сидит на ветке, чистит пёрышки и весело чирикает. Птаха, а как радуется ясному солнышку! Дети танцуют в парке. Смотришь на них, и улыбка растекается теплом по всему телу. Как хорошо жить на свете!

Я стою перед памятником Воину-освободителю. Луч солнца падает на лицо солдата. Какой он молодой! Лет двадцать, наверное, не больше. Кто ты, солдат?

Всматриваюсь в его черты, и на мгновение мне кажется, что передо мной стоит мой дед. Я знаю тебя, дед, только по фотографиям, которых сохранилось очень мало. Я знаю о тебе только то, немногое, что рассказывала моя мама. Ты ушёл на фронт таким же молодым, как многие мальчишки того времени. Воевали погиб где-то под Ленинградом. Я не знаю как. Может, ты возил грузы по Дороге жизни, а, может, шёл в атаку, когда вражеская пуля догнала тебя. Дорога жизни. У скольких солдат она забрала эту самую жизнь, чтобы спасти тысячи других. Многих так и не нашли. Вот и ты, дед, пропал без вести, мы не знаем, где ты похоронен, да и есть ли могила. Может ты, Воин, подскажешь мне?

Сцена 2 «Начало войны»

2.   Марш энтузиастов

3.   Ю. Левитан. 22 июня 1941

Сцена начала войны («Молодая гвардия»). Звуки природы

Морозова А.

Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть… Точно изваяние, - но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, - человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная… А это её отражение в воде, - даже трудно сказать, какая из них прекрасней, - а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков - желтоватых, розоватых, каких-го небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, - у людей таких и красок и названий-то нет!…

Герасимова А.

Нашла время любоваться! И чудная ты, Алена, ей-богу! .. Ау!...

Ау… ау… уу!… отзываются на разные голоса совсем рядом.

Галлямова Н.

Идите сюда!… Алена нашла лилию!

И в это время снова, как отзвуки дальнего грома, послышались перекаты орудийных выстрелов

Гринфальд Е.

Опять!

Морозова А.

(беззвучно) Опять…

Герасимова А.

Неужто они войдут! Боже мой! Помнишь, как в прошлый раз переживали? И всё обошлось! Но тогда они не подходили так близко. Слышишь, как бухает?

Они помолчали, прислушиваясь.

Морозова А.

Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую как она вкусно пахнет, - мне делается так больно, словно всё это уже ушло от меня навсегда, навсегда. Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила её не допускать в себя ничего. И мне вчера так больно стало, когда мы смотрели на закат, а потом на этих мокрых лошадей, пушки, повозки, на раненых… Красноармейцы идут такие измученные, запылённые. Я вдруг с такой силой поняла, что это никакая не перегруппировка, а идёт страшное, да, именно страшное, отступление. Ты заметила?

Герасимова А.  молча кивнула головой.

Галлямова Н.

Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слезы сдержала. А ты часто видела меня, чтобы я плакала? А помнишь, когда стало темнеть?.. Эти всё идут, идут в сумерках, и все время этот гул, вспышки на горизонте и зарево, и закат такой тяжелый, багровый. Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить…

Гринфальд Е.

А ведь как мы хорошо жили, ведь правда, девочки?

Морозова А.

Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!

Герасимова А.

Девочки, лилия!… Чур моя! Ой, да тут глубоко!

Асхабова Ф.

…Он с парашютом сиганул, ей-богу! Такой славненький, кучерявенький, беленький, глазки, как пуговички!

Буджерак О.

А я б не могла сестрой, право слово, - я крови ужас как боюсь!

Галлямова Н

Да неужто ж нас бросят, как ты можешь так говорить! Да быть того не может!

Гринфальд Е.

Ой, какая лилия!

Асхабова Ф.

Катя, а если бросят?

Буджерак О.

Смотри, Надя-то, Надя-то!

Герасимова А.

Аленка, чудик, куда ты полезла?

Галлямова Н.

Еще утонете, скаженные!…

Асхабова Ф.

Обожди (подняв голову и прислушиваясь.) Скребётся где-то… Слышите, девочки? Вот проклятый!…

Все девушки, подняв головы, прислушивались к прерывистому, то тонкому, осиному, то низкому, урчащему, рокоту, стараясь разглядеть самолет в раскаленном добела воздухе.

Морозова А.

Не один, а целых три!

Герасимова А.

Где, где? Я ничего не вижу…

Галлямова Н.

Я тоже не вижу, я по звуку слышу…

И в это мгновение тяжелый страшный удар, потрясший землю и воздух, оглушил их. Лица у девушек побледнели, они несколько секунд молча глядели друг на друга.

Гринфальд Е.

Неужто сбросил где-нибудь?

Буджерак О.

Они ж давно пролетели, а новых не слыхать было!

В этот момент два взрыва, почти слившихся вместе, - один совсем близкий, а другой чуть запоздавший, отдаленный, - потрясли окрестности.Словно по уговору, не издав ни звука, девушки кинулись к поселку, мелькая в кустах загорелыми икрами.

Асхабова Ф.

Ты шла, затаив своё горе, 
Суровым путём трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, -
Да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла, 
Что будто отлично живёшь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю, 
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё.


(М. Исаковский.«Русской женщине».)

4.  Ролик о тружениках тыла

5.   «Индустриальный» танец

Сцена 3 «Концлагерь»

Голос

Ефимова в.

Фашизм и злодеяния навсегда останутся неотделимыми понятиями. С момента занесения кровавого топора войны фашистской Германией над миром, пролилась невинная кровь огромного количества жертв.

Как только к власти в Германии пришли нацисты – начали создаваться первые «фабрики смерти». Концентрационный лагерь – это преднамеренно оснащенный центр, предназначенный для массового принудительного лишения свободы и содержания военнопленных и политических заключенных. Само название и по сей день многим внушает ужас. 

6     Astor Piazzolla-Argentinskoe tango skripka al violonchel

Загоруйко А.

   Бараки. Плац. И музыканты. 
   Яновский лагерь. Смерть людей. 
   Под музыку велели оккупанты 
   Стрелять в людей. Так веселей! 
   
   Над серым плацем скрипки зарыдали, 
   В бараках люди, цепенея, ждали. 
   Опять расстрел! Вгрызалось в души "танго". 
   "Танго смерти"! 
   Пощады - нет. 
   
   Два года - двести тысяч павших. 
   Под "танго смерти" шёл расстрел. 
   И музыкантов, порохом пропахших, 
   Ждал скорбный, как и всех, удел. 
      
   Остались сорок оркестрантов, 
   Играют "танго". Их черёд! 
   Под громкий смех и говор оккупантов, 
   Раздевшись, падают на лёд. 
   
   Над серым плацем скрипки не рыдали... 
   Фашистов вышибли и смяли, 
   Но на Земле фашизм живёт. 
   И где-то вновь стреляют, как стреляли... 
   Людская кровь течёт, течёт... 
   
   Над всей Землёю скрипки всё рыдают. 
   Под звёздным небом люди умирают... 
   Опять расстрел! Терзает души "танго". 
   "Танго смерти"! 
   Забвенья - нет! 

Слова и музыка: Лариса и Лев Дмитриевы. 

7   Gajdn-Procshalnaya simfoniya Fis-moll.1

Презентация о лагере

3 слайд

Гатитуллина Е.

О Яновском концлагере, который существовал с 1941 по 1944 год, к сожалению, мало кто знает даже во Львове.

4 слайд

Гусев П.

В лагере на фабрике смерти были организованы специальные 10-дневные курсы по сжиганию трупов, на которых занималось 12 человек. Преподавателем курсов был комендант сжигания полковник Шаллок, который на месте, где выкапывали и сжигали трупы, рассказывал, как практически это производить, разъяснял устройство машины по размолу костей, Шаллок объяснял, как разровнять яму, просеять пепел и посадить деревья на этом месте.

5 слайд

Ефимова В.

Кроме расстрелов, по свидетельству очевидцев в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: в зимнее время наливали в бочки воду, привязывали человеку руки к ногам и бросали в бочку. Таким образом, он замерзал. 

5 слайд

Загоруйко А.

Начальник следственной части Яновского лагеря Гайне просверливал тела заключённых палкой или куском железа, плоскогубцами вырывал у женщин ногти, затем раздевал свои жертвы, подвешивал их за волосы, раскачивал и стрелял по "движущейся мишени".

6 слайд

Худанина Д.

Комиссар гестапо Вепке поспорил с другими палачами лагеря о том, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. Те ему не поверили. Ему привели 10-летнего мальчика, он поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе и пригнуть к ним голову, примерился, поправил голову мальчика и ударом секиры разрубил его вдоль туловища. Гитлеровцы горячо поздравляли Вепке, крепко пожимали ему руки, хвалили.

7 слайд

Гатитуллина Е.

Вокруг Яновского лагеря было проволочное заграждение в два ряда, расстояние между рядами - 1 метр 20 сантиметров, куда забрасывали человека на несколько суток, откуда он сам не мог выйти и там умирал от голода и холода. Но прежде чем забрасывать, его избивали до полусмерти, вешали за шею, ноги и руки, а потом пускали собак, которые разрывали человека. Кроме этого эсэсовцы развлекались тем, что давали заключенному в руки стакан и производили учебную стрельбу. Если попадали в стакан, то его оставляли живым, а если в руку, то тут же расстреливали,  заявляя при этом, что вы к труду не способны, подлежите расстрелу. 

7 слайд

Гусев П.

 В лагере был создан оркестр из заключенных-музыкантов, а инструменты для него привозили из оркестра оперного театра. Оттуда забирали и музыкантов. Сто сорок тысяч узников были уничтожены в Яновских песках под музыку лагерного оркестра... После войны дно долины на полтора метра было пропитано кровью. 

8 слайд

Ефимова В.

Лейтенант Штайнер осмотрев заключённых, приказал профессору Пригульскому выйти вперёд и отвёл его к изгороди. Потом он начертил на груди профессора небольшой круг. Улыбаясь, жена коменданта лагеря Вильгауза взяла из рук мужа оружие. Она целилась долго и старательно. В конце концов выстрелила. Профессор вздрогнул и склонил голову. Пуля попала ему в горло.

8 слайд

Загоруйко А.

Сам комендант, чтобы развлечь жену и дочь, из автомата стрелял в заключенных, работавших в мастерской. Ради развлечения дочери заставлял подбрасывать в воздух маленьких детей и стрелял в них. "Папа, ещё!", - кричала дочь, и он стрелял. 

9 слайд

Худанина Д.

Я видела, как все сорок музыкантов стояли в замкнутом круге на лагерном дворе. Этот круг тесным кольцом опоясали вахманы, вооруженные карабинами и автоматами. "Мюзик!" - истошно скомандовал комендант. Оркестранты подняли инструменты, и "танго смерти" разнеслось над бараками. По приказанию коменданта на середину круга по одному выходили музыканты, раздевались, и эсэсовцы их расстреливали. Но в глазах обреченных гитлеровцы видели не страх, а ненависть и презрение к убийцам. 

9 слайд

Гатитуллина Е.

По мере того как под пулями фашистов падало все больше и больше музыкантов, мелодия затихала, глохла, но оставшиеся в живых старались играть громче, чтобы в этот последний миг нацисты не подумали, будто им удалось сломить дух обреченных.

9 слайд

Ефимова В.

Попытка восстановить звучание этого "Танго смерти" не увенчалась успехом - ноты не сохранились, а несколько уцелевших узников при попытке воспроизвести мелодию по памяти впадали в транс или заходились в рыданиях... 

Сопровождение стиха – 8   Bog Vojny Melodiya Pandory

Буджерак О.

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?» –
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?

И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!

… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»

© Муса Джалиль 

Берестова М.

Ефимова В.

Война и тьма –

Две вечные подруги,

Как кровь и смерть,

Как тени друг у друга.

Одна всегда орёт,

Другая спит иль бродит.

Лишь пустота из пасти их выходит.

Танец «Танго смерти»

9 левитан

Сцена 4 «На войне»

Сопровождение стиха – 10  Анна Моффо - Вокализ (Сергей Рахманинов)

Асхабова Ф.

Сорок первый - год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел.

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй - пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а следом, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн,- твердил он важно,- растрелять!"

«Нет! - она просила,- пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасай.

А другого расстреляем сына.

Кто тебе милее? Выбирай!»

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого-нибудь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш - обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...

О, не пожелаешь и врагу!

Мать своих сынов перекрестила.

И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного мы убиваем,

А другого - убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-

Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя - жена и ребятишки.

Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой, - расстрелять!"

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном, -

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести.

«Дура-матка, - поучает немец, -

Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,

С губ сыновних вытирала кровь...

Вот такой убийственно-великой

Может быть у Матери любовь.

Песня «Георгиевская ленточка» Печорин Д., Нестеров Д.

Пьеса «Как Сережка на войну ходил»

Звучит музыка, напоминающая мелкий дождь, сквозь который пробивается узнаваемая музыкальная тема военных лет.

Ведущий

Как это случилось? Как произошло?…

Музыка нарастает.

Ведущий

Шёл тихий мелкий дождь. Его и не видно глазом, но если высунуть из окна руку – дождь слегка покалывал ладошку. Мокрые листья блестели. От тополей пахло горькой смолкой. А над дорогой курился пар. Как это случилось? Как произошло?

Музыка обрывается.

Ведущий

Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: всё загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла…

Сережа

Как это случилось? Как произошло?..

Удар грома.

Сережа

Шёл тихий мелкий дождь и вдруг ударил гром!.. Всё загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла… Мне показалось, что дверь распахнулась, и кто-то вошёл в комнату.

На экране – тень Деда-солдата.

Ведущий

Серёже показалось, что дверь распахнулась, и кто-то вошёл в комнату. Мальчик оглянулся – перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, густые усы подпирают нос, светлые глаза. Одет он был в военное.

Сережа

Кто вы?

Старик

Я – твой дед.

Сережа

Так мой дед был молодым.

Дед

Лет-то много с тех пор прошло.

Сережа

Много… Я давно жду тебя.

Дед

Так ведь путь был долгим… Чего ради ты меня ждёшь?

Сережа

Хочу войну увидеть.

Дед

Войну?

Сережа

Да. Войну. Ты дорогу туда знаешь?

Дед

Знаю. С закрытыми глазами найду.

Снова громыхнуло. На этот раз поодаль.

Дед

Не хотелось бы мне возвращаться на войну. Может быть, не надо?

Сережа

Надо!

Ведущий

Дед посмотрел на внука – глаза мальчика были полны решимости.

Дед

(глубоко вздохнул.) Ладно! Надо так надо

Зазвучала ненавязчивая походная мелодия, сквозь которую мы слышим: звуки проезжающих машин; голоса бегущих в школу детей; другие звуки современного города. Эти звуки постепенно сменяются на: звуки леса; голоса птиц; голоса животных; звуки насекомых; и другие звуки лесного и полевого лета; голос кукушки выделяется особо.

Все это звучит во время текста Ведущего.

Ведущий

И они зашагали на войну, благо дорога была хорошо знакома старому солдату. Дождик прошел, солнце пригрело, город ожил. Запахло свежей травой и тёплым хлебом. Зазвучали голоса, откуда-то доносились обрывки песни. Как зелёная ракета, вспыхивал огонь светофора. Взрослые спешили на работу, дети бежали в школу.

Ведущий

А Серёжа с Дедом шли на войну.

Они миновали город и вышли на шоссе. А потом свернули на просёлочную дорогу – неровную, изрытую глубокими колеями. Эта дорога шла полями, пробивалась сквозь лес, по старым заброшенным мостам пересекала реки. Время от времени доносился голос невидимой кукушки, словно вещая лесная птичка отсчитывала, сколько километров пройдено и сколько еще осталось пройти двум путникам – Серёже и Деду.

Они шли туда, куда вела их старая дорога – на войну.

Сережа

(Деду). Дед, я устал,

Дед

И я устал. Солдаты всегда усталые… Сделаем привал.

Ведущий

Путники свернули с дороги, углубились в лес. Серёжа как дошел до разлапистой ёлки, так и повалился в мягкий зелёный мох и тут же уснул. Ему ничего не приснилось, так крепко он спал.

Дед

Пора! (осторожно). Может быть, вернёмся… пока не поздно?

Сережа

Нет! Мы в походе, мы идём на войну!

Дед

Зачем тебе война понадобилась?

Сережа

Хочу знать, как совершают подвиги.

Дед

(недовольным тоном). Герои! Подвиги!.. Это же жизни человеческой стоит!..

Далекий удар грома. Всполох далекой молнии.

Дед

А знать, конечно, надо. (Всмотрелся вдаль. Вздохнул.) Знать, конечно, надо…

Вновь зазвучала походная мелодия, сквозь которую прорываются летние, полевые звуки.

Ведущий

Как это случилось? Как произошло?..

Ведущий

Шли Дед и Серёжа на давно отгремевшую, давно отпылавшую войну. Шли по старой дороге, где когда-то катили пушки, и громыхали танки, и месила осеннюю грязь усталая неистребимая пехота, которую в народе любовно зовут «матушкой пехотой».

Сколько дней и ночей шли Серёжа и Дед на войну, никто не считал, а сами они сбились со счёта.

Сережа

Когда же мы придём на войну?

Дед

Не спеши. Ещё навоюемся. Привыкай.

Дед выходит из-за ширмы помолодевшим солдатом.

Ведущий

С Дедом происходили странные перемены: его белая борода неожиданно порыжела, а потом вовсе не стало бороды.

Ведущий

Остались только усы, да и те стали жиденькими – два рыжих перышка.

Сережа

И глаза у Деда повеселели! И шаг стал пружинистым, а голос твёрдым.

Дед

(по-молодецки радостно и громко). А ну – шире шаг!

Сережа

(радостно)  Деда, ты молодеешь!

Дед

А то!

Ведущий

С каждым днём Дед становился моложе. И только для Серёжи он оставался Дедом.

Музыка оборвалась. Громкий раскат грома. Совсем близко.

Ведущий

Странная, военная тишина. Как это случилось? Как произошло? Всё вокруг неожиданно изменилось. Светило солнце. Зеленела трава. Небо было голубым… А птицы перестали петь. Откуковала, закончила свой таинственный счёт кукушка. Затаились звери. Всё замерло.

Сережа

(оглядывается)  Какая тихая война!.. Я думал, всё вокруг грохочет, как гром. А на войне даже птицы не поют. Тихо.

Дед

(вслушиваясь в тревожную тишину). Да уж тихо…

Тревожный звук. А. П. Чехов сказал бы, что «где-то лопнула струна».

Ведущий

Воздух!

Сережа вопросительно посмотрел на Деда.

Дед

Ложись!

Сережа

Куда?! Грязно же!

Дед сильным рывком бросил мальчика на землю и упал с ним рядом. Надсадный рев пикирующего бомбардировщика. Пулеметные очереди и взрывы. Непонятный свист. Вспышки света.

Сережа

Что это, Дед?

Дед

Пули!

Тишина. Дед осторожно встал, осмотрелся.

Вновь зазвучала музыка атаки.

Удар грома, похожий на взрыв снаряда. Тишина.

Удар грома.

Сережа

Дед лежал с закрытыми глазами и тяжело дышал, словно ему не хватало воздуха. Я никогда не видел Деда таким бледным и бессильным… (Отчаянным шепотом) Я не знаю, как помочь раненому солдату. Никто не научил меня этому.

Ведущий

Наконец Дед нашёл в себе силы и оторвал голову от земли.

Сережа

Дед, а умирать на войне больно?

Дед

Умирать везде больно.

Сережа

Как же они терпели?

Дед

Тут выбора нет… Я всё думаю, напрасно ты на войну пришёл.

Сережа

Не напрасно.

Дед

Посмотреть войну и в кино можно. Здесь не смотрят – всё на себе испытывают.

Музыка Войны. Сережа отходит в сторону от Деда.

Ведущий

Дед уронил голову и закрыл глаза. И Серёжа слышал, как Дед скрипнул зубами, чтобы не застонать от боли.

Сережа

Я сбегаю в полк.

Дед

Не пущу!

Сережа

Но ведь ты не можешь!

Дед

Я… не дотяну.

Сережа

А я мигом!

Музыка Войны.

Дед

Мигом не получится. Здесь на войне всё с головой делать надо… До рощи ты доползёшь. А там деревья тебя укроют. Вот разведданные. За них мои товарищи жизнь свою отдали.

Ведущий

С этими словами раненый солдат протянул Серёже клочок бумаги…

Музыка Войны нарастает.

Ведущий

Серёжа сжал бумагу с таинственным названием «разведданные» и легко выбрался из окопа. Он был маленьким, худым и полз, прижимаясь к земле и извиваясь, как ящерица. Высокая трава смыкалась над ним. От росы гимнастерка стала мокрой, а сапоги блестели. Временами мальчик слизывал с губ холодные капельки росы. Несколько раз над ним свистели пули, и тогда Серёжа замирал. И снова полз вперёд. Так он добрался до рощицы и, лишь когда деревья обступили его, скрыли от глаз врага, встал и зашагал в сторону посёлка.

Музыка Войны оборвалась.

Ведущий

Серёжу долго не пускали в штаб, думали: нечего там делать мальчишке. Но он твердо стоял на своём, и, в конце концов, начальник караула провёл его к командиру.

Командир

Кто такой?!

Сережа

(по-военному четко) Сергей Манюшин!

Командир

Допустим. И откуда ты такой взялся?

Сережа

У нас с Дедом окоп на ничейной земле! Я принёс разведданные.

Командир

Разведданные? А где старшина Волчак, где Володя Савичев?

Негромко проплыла музыка Войны. Сережа опустил голову.

Командир

Знаешь?

Сережа

Знаю. Погибли смертью героев. А Дед ранен.

Командир

Какой ещё Дед?

Сережа

Солдат Манюшин

Командир

Так он месяц как погиб.

Сережа

Он пришёл со мной.

Командир

С того света, что ли?

И вновь негромко проплыла музыка Войны.

Сережа

Оттуда, где нет войны.

Командир

Ладно! Пусть потерпит старый солдат. Мы скоро пробьёмся к нему. А ты оставайся здесь!

Ведущий

И сразу все командиры подошли к столу и склонились над клочком бумаги, который стоил многих солдатских жизней. А Серёжа тихо дошёл до двери и вышел на улицу.

Удар грома – как вздох.

Ведущий

Как это случилось? Как произошло?

Ведущий

Солдатский окоп превратился в маленькую крепость. Весь гарнизон крепости состоял из двух человек – Серёжи и Деда. И возникла эта крепость в поле, на ничейной земле, между своими и врагами, как между небом и землёй.

Сережа

На третий день нас обнаружили и начали обстреливать из орудий.

Ведущий

Земля загудела, задрожала, заходила. То спереди, то сзади земля с кустами, травой, камушками взмывала вверх и тяжело опадала, словно пыталась засыпать окоп и его обитателей. А на месте взрыва возникла безобразная чёрная воронка, и от неё пахло горелым.

Дед

Недолёт… Перелёт… Левее, правее.

Ведущий

И хоть Дед был раненый, но, когда с неба летели комья поднятой взрывом земли, он старался прикрывать Серёжу своим телом. Наконец, решив, что от маленького дерзкого окопа ничего не осталось, враги прекратили огонь. А Серёжа, оглушённый взрывами, бледный и измученный, всё жался к Деду, всё искал у него защиты.

Дед

Артподготовка закончена!

Сережа

(прошептал). Артподготовка закончена.

Ведущий

Прошёл ещё один день и ещё одна ночь. Серёжа проснулся и встал на ноги. Раненый Дед метался в жару и просил пить. Теперь Серёжа нес службу за двоих: за себя и за Деда. Он наблюдал за тем, что происходит на переднем крае. Оттуда, со стороны села, вдруг стала доноситься стрельба. Снова заухали орудия. Видимо, полк, уничтожив ночью огневые точки, начал штурм села.

Удар грома.

Ведущий

Как это случилось? Как произошло?

Ведущий

Впереди окопа показался танк.

Сережа

Танк!.. Какой маленький… И жужжит как шмель…

Ведущий

Был он сперва маленьким, безобидным и гудел, как шмель. Но с каждой минутой танк становился всё больше.

Нарастающая музыка Войны.

Изображение Войны на экране. Война имеет лицо Смерти с немецкой каской на голове.

Ведущий

Казалось, танк рос на глазах. Мотор грозно ревел, гусеницы лязгали железом. А на броне стали различимы чёрные кресты. Он тяжело взбирался на пригорки и со скрипом скатывался вниз. Его длинная пушка угрожающе покачивалась, словно ждала удобного момента, чтобы выстрелить. Фашистский танк шёл на маленькую солдатскую крепость – на окоп, дерзко вырытый на ничейной земле.

Серёже вдруг стало не по себе – сердце забилось тревожно, и мальчик упал на дно окопа рядом с притихшим Дедом.

Ведущий

Дед достал из ниши, вырытой в стенке окопа, гранату, похожую на большую консервную банку.

Сережа

Разве гранатой его остановишь? Дед, он же раздавит тебя!

Дед

Если так рассуждать, никогда не победишь врага. Остановишь, если к гранате добавишь еще кое-что.

Сережа

Что добавишь?..

Дед

Если я не вернусь, пойдёшь домой один. Это мой приказ!

Ведущий

Дед хотел ещё что-то сказать, но грохот фашистского танка заглушил его голос. Земля дрожала. Приближающийся танк становился все больше, все громадней. Гусеницы безжалостно перекапывали нежную землю. Пушка зловеще покачивалась.

Сережа

(пересилив страх.) Можно я с тобой?

Ведущий

Он произнес эти слова громко, но в грохоте танков Дед не услышал просьбы внука.

Ведущий

А может быть, и услышал, но не захотел напоследок сказать «нет»!

Ведущий

Дед стиснул зубы, чтобы заглушить боль, перевалил через бруствер и, прижимаясь к земле, пополз навстречу ревущей громаде.

Музыка Войны нарастает. Сквозь нее проступает лязг гусениц танка. Отчаяние охватывает Сережу. Маска Смерти увеличивается.

Ведущий

Ваня

Серёжа увидел, как рядом с огромным танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата.

Сережа

Деда!..

Ведущий

Денис

И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в чёрном облаке забилось оранжевое пламя.

Музыка Войны обрывается. Ведущие выходят на авансцену. Дед исчезает.

Сережа

(тихо). Дед!.. (Громче). Де-ед!.. (Отчаянно). Де-е-е-ед!..

Ведущий

Фашистский танк замер. Он горел, как деревянный. Временами раздавались взрывы – это рвался боекомплект: снаряды и патроны. А потом всё кончилось. И только с того места, где стоял танк, к небу поднимался столб дыма и чёрной сажей пачкал проплывающие облака

Сережа

Де-еда…

Ведущий

Дед не возвращался.

Сережа

Де-е-еда…

Ведущий

Серёжа выбрался из окопа и пополз к догорающему танку.

Ведущий

В нескольких шагах от танка лежал невысокий рыжеватый солдат. Серёжин Дед, который не побоялся, встал на пути ревущей стальной громады с гранатой в руке. Правда, кроме обычного оружия, потребовалось отважное сердце, которое взорвалось вместе с гранатой.

Сережа

(тихо). Дед…

Ведущий

Дед лежал на земле, раскинув руки, и неподвижными глазами смотрел в небо. Лицо его было спокойно, словно умирать ему было совсем не больно.

Ведущий

Только из молодого он снова стал старым… В этом страшном коротком бою он прожил целую жизнь и состарился…

Удар грома.

Ведущий

Многие годы вместились в одно мгновенье.

Сережа

Дед…

Ведущий

Серёжа стоял на сожжённой земле и не сводил глаз с Деда, словно старался получше запомнить его.

Сережа

А может быть, Дед жив? Просто ранен?

Ведущий

Серёжа опустился на колени и прижался ухом к груди Деда в надежде услышать хотя бы слабый звук. Но под гимнастеркой у старого солдата было тихо.

Ведущий

И вдруг Серёжа почувствовал едва заметные удары – это в груди Деда отдавалось биение Серёжиного сердца. И мальчику показалось, что у них с Дедом одно, общее сердце.

Ведущий

Серёжа поднялся с земли. Но был он уже не прежним Серёжей, а превратился в бойца, стойкого на всю жизнь. Он огляделся: фашистского танка не было, вместо него на земле возвышалась горка пепла. Танк рассыпался, исчез.

Ведущий

А Дед лежал рядом как живой. Солдат, заснувший после трудного боя. (Тень деда на экране)

Голос Деда

Ты хотел знать, как совершают подвиг… Это же жизни человеческой стоит.

Удар грома. Рядом с Дедом появляются фигуры  остальных солдат.

Ведущий

Как это случилось? Как произошло?

Ведущий

Пришёл Серёжа на войну с Дедом, а домой возвращался один. Шёл по развороченной танками фронтовой дороге, мимо палаток медсанбатов, от которых доносился жутковатый дух лекарства. Шел мимо военно-полевых пекарен с родным, теплым запахом хлеба – запахом жизни. Бойцы попадались ему всё реже, а потом их совсем не стало. Теперь Сережа шёл мимо заброшенных окопов и землянок, по бывшей «ничейной» земле, навсегда ставшей нашей. И на этом военном пути всё было пройденным, пережитым, бывшим.

Ведущий

Шёл Серёжа один, а ему казалось, что Дед идет рядом и подковки дедовских сапог нет-нет да звякнут о камень.

Зазвучала фонограмма полевого лета. Закуковала кукушка. Сережа вышел на авансцену и встал между Ведущими. Они пошли.

Ведущий

Серёжа не заметил, как запели птицы, застучал дятел и вещая птичка кукушка начала отсчитывать годы мира. А потом старая безлюдная дорога войны затерялась среди деревьев, полей и селений. Из прошлого Серёжа вернулся в наш день.

Сквозь фонограмму стали проступать ритмичные удары, похожие на биение Сердца.

Ведущий

Но это был уже не прежний Серёжа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нужный момент остановить врага. Сердце Деда.

Удары нарастают. Ведущие и Сережа расходятся по краям сцены. Мы видим шеренгу солдат, за которыми – яркое светлое Солнце. И вдруг – сквозь биение Сердца прорвался марш «Прощание славянки». Ведущие и Сережа берут под козырёк.

Танец «Летят журавли»

Сопровождение - песня в исполнении Гусева П.

Сцена 5 – «Победа»

Левитан

Военные частушки

Только немцы побегут, 
От мороза пегие, 
Их вождишки тут как тут: 
"Это, мол, стратегия!"

Что такое? Вас истдас? 
Немцы драпают от нас!

Наша баня горяча, 
Немцы дали стрекача. 
Брюхо им напарили, 
Зад наскипидарили!

Что такое? Вас истдас? 
Немцы прыгают от нас!

Бомбы, пули и снаряды - 
Бьём мы здорово по гаду. 
Пусть частушка наша бьёт 
Как советский миномёт! 

Что такое? Вас истдас? 
Немцы драпают от нас!

Чёрна туча, чёрна туча –

Гитлер с Запада идёт.

Наша армия могуча –

Эту тучу разобьёт!

Гитлер думал наяву:

«В десять дней возьму Москву.»

А мы встали поперёк:

«Ты Берлин бы поберёг!»

Немец шёл в Россию прямо,

Из России – косяком,

Шёл в Россию он обутый,

Из России – босиком!

У немецкой у шпаны

На троих  - одни штаны,

Один носит, другой просит,

Третий – в очередь стоит.

Мой братишка на войне,

Он воюет на коне,

Он воюет день и ночь –

Не могу ему помочь!

Все ребята веселятся,

Что отвоевалися,

И девчата наши рады –

Женихов дождалися!

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая,

Сколько Гитлер не воюй,

А победа – русская!

Гитлер фрицам говорил,

Что давно Москву спалил,

Говорил разочков двести,

А Москва стоит на месте!

Песня «Дорога на Берлин»

Левитан

Магро И.

На земле безжалостно маленькой...

На Земле безжалостно маленькой

Жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды — прекрасным утром —

Постучалась к нему в окошко

Небольшая, казалось, война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

Ималенькую — по размерам — шинель. ...

А когда он упал — некрасиво,

Неправильно,

В атакующем крике вывернув рот,

То на всей земле не хватило мрамора,

Чтобы вырубить парня в полный рост!

1969

Ролик «Был месяц май»

Внук

Дед, ты не дошёл до Берлина, не расписывался на рейхстаге, и май 1945 года ты не встречал в поверженной Германии. Но язык не поворачивается сказать, что для тебя БЫЛ месяц май. Он есть, и каждый год будет расцветать яблонями, зеленеть травой и петь соловьиными трелями. Эй, воробьишка, чего ты замолчал? Солнце греет! Мир на земле! Как хорошо ЖИТЬ на свете!!! Спасибо тебе, дед!

Песня «Гимн Родине»

Служили два товарища, ага...
Служили два товарища, ага...
Служили два товарища в одном и том полку.
Служили два товарища в одном и том полку.

Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и товарищ мой упал.
Вот пуля пролетела и товарищ мой упал.

За мной! Вперед! Ура!

Служили два товарища, ага...
Служили два товарища, ага...
Служили два товарища в одном и том полку.
Служили два товарища в одном и том полку.

Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и - ага...
Вот пуля пролетела и товарищ мой упал.
Вот пуля пролетела и товарищ мой упал.

Тогда ему я руку протянул,
Тогда ему я руку протянул.
Ему я руку протянул - он руку не берет,
Ему я руку протянул - он руку не берет...

Служили два товарища, ага...
Служили два товарища, ага...

Вы, птенцы, хоть раз в жизни видали войну?

Эту мёртвую гавань, печаль, тихий скрежет?

Вы хоть раз защищали родную страну?

Вы видали как сталь злобно колит и режет?

Вы рыдали над телом у голых берёз?

И  молились ночами, стоя на коленях?

Вам знакомы потоки пылающих звёзд?

Вы бывали на дома сгоревших ступенях?

Вы не знали как люди, не ведая страха,

Перед пулей гордились родимой страной.

Вы не слышали песни, что ранняя птаха

Принесла после боя за упокой.

Вы не знали войны,

И молю вас - не знайте.

За победу отдали мы части сердец!

Вы великие годы вовек вспоминайте,

Пусть они обвенчают страданий конец.

Марина Лазопко, 15 лет, Брянск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...