Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
методическая разработка на тему

Мупкина Саяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»

Методы, средства и формы организации музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Мупкина Саяна Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Хараасгай»

Иволгинский район,с. Нижняя Иволга

2017 год

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога  - увлечь ребенка музыкой и развить в нем творческую личность. Основными видами для решения поставленных задач являются разнообразный методы, средства и формы воспитания и обучения детей.

Методы обучения –это способы работы, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков:

  1. Наглядный метод;
  2. Словесный метод;
  3. Практический метод;
  4. Игровой метод.

Выбор методов зависит от:

-цели занятия и содержания учебного материала;

-возраста детей;

-степени подготовленности детей.

1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (размер и величина музыкальных инструментов) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают музыкальные инструменты, видео-презентации, картинки;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

2. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение - расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод практических работ, метод игры.

  1. Игровой метод: Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать у него музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкальные игры.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме тогоигровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения репертуара.

В своей работе с применением игровых технологий на занятиях я ставлю цель: Формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством - музыкально - дидактических пособий и игр, использовать в играх все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д. Исходя из цели вытекают следующие задачи:

1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

2. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

3. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

4. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

В результате работы с применением игровых технологий:

1. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.

2. Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

3. В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

4. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов для детей любой возрастной группы становится доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления. На музыкальном занятии игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными.

Согласно словарю, глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.

Формы организации обучения – определенная организация педагогической деятельности.

-Занятия (подгрупповые, групповые, индивидуальные);

-Индивидуальная работа с детьми;

-Кружковая работа;

-Досуги, развлечения, праздники.

Средства организации музыкальной деятельности:

-двигательная активность;

-певческие навыки;

-игровая деятельность;

-творчество детей.

Для достижения наилучших результатов усвоения знаний детей применяю следующие приемы:

  • Индивидуальный подход на занятии

-создание на занятии обстановки, активизирующей неуверенных детей и организующей излишнюю активность гиперактивных;

-использование указаний, обращенных не только ко всему детскому коллективу, но и к отдельным детям (это создает у ребенка впечатление, что им интересуются и за ним наблюдают);

-исполнение детьми индивидуальных ролей, поочередное исполнение какого-либо задания и его оценка.

  • Дополнительный индивидуальные занятия с детьми (от 2 до 7 минут )



Предварительный просмотр:

Осенний праздник «Где ты, Осень золотая?»

в подготовительной группе № 4

Музыкальный руководитель

Мупкина Саяна Владимировна

Под музыку дети вбегают в зал, выстраиваются полукругом.

 Вед: Паутинкой светлой улетело лето, стало холоднее и не грянет гром.

Птицы все прощаются, к югу отправляются,

И уже об осени песни мы поём.

Песня «Осень» музыка А.Арутюнова (+видео)

Дети:

1. Осень, осень за окошком, дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша, как ты осень, хороша!

2. Листья золотом расшиты, тропки дождиком умыты,

В ярких шапочках грибы, всё нам, осень, даришь ты!

3. И дорожки, и тропинки солнца луч позолотил.

Дождь хрустальные слезинки на листочки уронил.

4. Листья, с веток облетая, кружат пёстрою гурьбой.

Это осень золотая радует нас красотой.

5. Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идёт.

Разрисует листики на ветках, птичек перелётных соберёт.

6. Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой

Ты пришла к нам, осень золотая, снова рады встретиться с тобой.

7. Кружит листики ветер осенний, а они всё летят и летят.

Будто в тёплых краях вместе с птицами до весны отогреться хотят.

Вед: Бал в разгаре! Песни, смех! Музыка зовёт нас всех.

Веселиться, танцевать, только не воображать.

Вед: В платье пёстро-золотистом Осень к нам явилась в зал.

Как прекрасная царица, открывающая бал!

Под музыку заходит Осень

Осень: Здравствуйте друзья! Знакомьтесь: Осень – это я!

Это я всё украшала и деревья наряжала

В сарафаны золотые и в рубашки расписные.

И старалась я, ребята, урожай вам дать богатый

В огородах, и садах, и в лесу, и на полях.

Шла я через речку лесом и услышала вдруг песни.

Поняла, идёт веселье, и скорей, без промедленья

Поспешила к вам, друзья. Не прогоните меня?

Ведущая: Мы тебе очень рады, правда, ребята?

Предлагаем тебе к нам присоединиться. Песни петь, играть и веселиться.

Осень: Листья по ветру летят, по дорожкам стелятся

В вихре танца закружилась пёстрая метелица!

Дети беру листочки под стульями

«Танец с листочками».

Вед: Ты ещё немножко, Осень, с нами поиграй.

В хоровод весёлый поскорей вставай! (Взявшись за руки, сделать круг вокруг Осени)

Игра-хоровод «Здравствуй, Осень!»

Осень: Развеселили вы меня, спасибо, милые друзья.

Мне очень хочется пригласить вас в мой осенний лес

И рассказать вам, как живут мои лесные друзья.

Осенний лес – волшебный лес, он полон разных сказок и таинственных чудес.

Мы тихонько посидим, кто живёт здесь – поглядим!

Под музыку появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок: Апчхи! Апчхи! Кто это на весь лес шумит, листьями шуршит?

Я так хорошо задремал у пенёчка, и такой мне приснился чудесный сон!

А тут ветер столько листьев принёс, что меня и не видно стало!

Я – помощник Осени в лесу! Знаю каждую тропинку!

Вы в гости к Осени пришли? Знать, вы с Осенью дружны!

Звучит музыка к игре «Солнышко и дождик». Игра проводится 2-3 раза , в конце дети бегут на стульчики.

Осень: Что случилось? Что случилось? Всё в лесу переменилось!

Туча дождевая прилетела, праздник нам испортить захотела!

Влетает Туча, бегает по залу.

Туча: Я туча злая, грозовая, я веселиться не люблю!

Дождём холодным всех залью! Что, вы с Осенью играете?

Или моих правил не знаете? Всем скучать! Меня бояться!

И не петь, и не смеяться!

Осень золотую от вас я забираю, а дождик скучный оставляю!

Осень отмахивается:

Не хотим ни дождь, не тучу! Лучше ты меня не мучай!

А к ребятам отпусти – песни петь, а не грустить!

Туча (тянет Осень за собой) :

Ничего я слышать не желаю! И Осень золотую забираю!

(Уводит Осень из зала)

Лесовичок: Не тужите, не печальтесь! Мы по лесу все пойдём,

Нашу Осень золотую обязательно найдём!

У меня есть дудочка, дудочка-погудочка.

Мы на ней играть начнём, на полянку попадём,

Встретим там своих друзей, дорога будет веселей!

(Вынимает дудочку, играет)

Выбегает 1 мальчик-грибок.

Грибок: Эй! Вставай, грибной народ! Слышишь? Дудочка зовёт!

Раз, два, три, четыре, пять! Стройся, мой грибной отряд!

Время не теряйте, танец начинайте!

«Танец грибов»

Лесовичок: Грибочки шоколадные, красивые, нарядные,

Вас в корзинку соберу, в дом лесной всех отнесу!

Грибок: Ты сначала нас поймай, а потом и собирай!

Лесовичок: Постойте, постойте, не убегайте!

Скажите нам, грибы, вначале:

Вы нашу Осень не встречали?

Грибы: Нет! От лесных грибов ответ!

Убегают.

Лесовичок: Ну что ж, давайте дальше искать Осень.

Ну-ка, дудочка-погудочка, играй!

Кто придёт к нам на полянку? Угадай!

Выходят ягодки-чернички.

Я – черничка-невеличка,

Раскраса-красавица,

Моего прихода дети,

Ой, как дожидаются! – 3 раза

Ведущая: Вы, красивые чернички, дайте нам скорей ответ.

Где искать нам Осень нашу? Знаете вы или нет?

Чернички: Нет, про Осень мы не знаем, и от вас мы убегаем!

Лесовик: Снова дудочка играет и зверюшек вызывает.

Кто по лесу быстро скачет и в дупле орешки прячет?

Заиграй нам веселей, подскажи нам поскорей!

Выбегают две белки с корзинками в руках.

Белки (хором): Мы белочки-резвушки, весёлые подружки.

Трудиться нам не лень, мы скачем целый день.

Потом начинают под ёлкой собирать шишки, орешки.

Лесовичок: И шишки, и орешки вы на зиму собрали?

А Осень золотую случайно, не видали?

Белки (хором) Нет! Нет! Нет!

Лесовичок: Давайте, поможем белочкам разобрать шишки и орешки.

А потом снова пойдём Осень искать!

Аттракцион «Разбери шишки и орешки»

Дети делятся на две команды, и получают по две пустые корзинки. В 2 обручах лежат шишки вперемежку с орешками.

Лесовик: Ну, дудочка, играй, не ленись, Осень нам найти поторопись!

(играет)

По дорожкам кто спешит и листочками шуршит?

Вышел из-под ёлки, весь в иголках колких.

Под музыку бежит ёжик с корзинкой грибов.

Ёжик: Я колючий, серый ёжик, не жалел коротких ножек.

Бегал по лесным дорожкам и набрал грибов лукошко.

Хоть сушите, хоть солите, мне не жалко – всё берите!

Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, здесь опята, и маслята.

(Показывает мухомор.)

- А этот гриб кто знает, как называется? (Дети отвечают)

Только дождик перестал, воздух чистым, свежим стал.

Радуясь, душа поёт, за грибами в лес зовёт!

Ведущая:

- Ну что же, все готово! Вот полянка, вот грибы.

Мы с грибами поиграем, вас сушить их приглашаем!

Игра «Кто быстрее развесит грибы»

(две команды развешивают грибы на веревочку, закрепляют их прищепками)

Ведущая: Ёжик, но у нас к тебе вопрос:

Осень золотую ты в лесу случайно не встречал?

Ёжик: Нет! Нет! Нет! Вам от Ёжика ответ!

Лесовик: Посмотрите: на опушке вижу я большие ушки.

Это заинька сидит, на осенний лес глядит.

Он с дороги отдыхает. Может, он про Осень знает?

Под музыку, стуча ложками, выбегает Зайка

Зайка: Я на ярмарке был, ложки разные купил:

Деревянные, резные – яркие и расписные.

Только в руки их возьмёшь, с ними спляшешь и споёшь!

Лесовичок: Какой ты, Заинька, быстрый, уже и на ярмарке успел побывать.

А мы с ребятами тоже на ложках хотим  поиграть!

Игра «Оркестр»

 Вед: Что же делать? Никто не знает, куда Туча Осень увела.

Как же нам без Осени на празднике веселиться?

Лесовичок: Я придумал! Сейчас моя дудочка-погудочка

Весёлый танец сыграет, Тучку к нам позовёт, да танцевать заставит!

(играет на дудочке)

Вбегает Тучка, Кружится, танцует…

Туча: Ой, ой, ой! Не могу остановиться! Так и хочется кружиться!

Перестань играть, прошу! А не то дождём залью!

Лесовик: Как бы не так! Куда спрятала Осень? Расскажи, тебя мы просим!

А не хочешь рассказать, будешь долго танцевать!

Звучит гопак, Туча пляшет, постепенно опускаясь на колени в изнеможении

Туча: Ой, устала, не могу! Сейчас вам Осень приведу!

Звучит музыка, Туча ведёт за руку Осень.

Осень: Спасибо, милые друзья! Вам очень благодарна я!

Ты, Туча, больше нас не мучай, а хочешь-

С нами потанцуй ты лучше!

Пусть дождик брызнет, но совсем не злой –

Весёлый, шутливый, озорной!

Вот такой хотим мы дождик!

Танец –игра «Четыре шага»

Вед: Вот такую Тучку очень любим! Правда, ребята?

Туча: Я с вами, ребята, теперь подружилась.

Сначала сердилась, потом – закружилась.

Пусть дождик прольётся и вкусный, и сладкий.

А капли дождя превратятся в подарки.

Ты, Осень, зонтик подними, и всех ребяток угости!

Осень (раскрывает зонтик, внутри висят конфетки)

Осень: Спасибо, Тучка дождевая, хорошо, что подружилась с нами!

А теперь давайте, детки, кушать вкусные конфетки!



Предварительный просмотр:

«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»

        

           Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

             Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

             Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников?  Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как  моторно-двигательное и  вокальное уподобление, темброво-инструментальное  уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.

Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:

  1. Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
  2.  Игры, основанные на вокализации:  «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
  3. Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры:  «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
  4. Музыкально-дидактические игры:  Музыкально-дидактические  игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
  5. Речевые и голосовые  игры:  Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические  загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
  6. Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. 
  7. Ритмические игры с  именами, палочками, ложками:  Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
  8. Музицирование на шумовых инструментах:  В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.

Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.



Предварительный просмотр:

Лисичкины сказки

(театрализованное представление)

Виды детской деятельности:  музыкальная, коммуникативная, игровая.

Цель: развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Планируемые результаты: проявляет положительные эмоции и интерес к участию в представлении; заинтересованно следит за развитием сюжета спектакля; сопереживает персонажам сказки; выразительно передает характер игровых и сказочных персонажей.

Ход мероприятия

Действующие лица: Рассказчик  - воспитатель второй младшей группы; Лиса – взрослый;  Бельчонок; Заяц; Медведь – дети старшей подготовительной группы.

Под русскую народную плясовую мелодию дети заходят в театральную комнату (музыкальный зал), садятся напротив ширмы на ковер или стулья. Взрослый устраивается сбоку от ширмы на «пеньке»  и рассказывает сказку Е. Арсениной «Как-то раз в одном лесу». Музыка чуть приглушается.

Воспитатель:  …Как то раз в одном лесу

                               Повстречала я лису…

За ширмой появляется лиса с корзиной сладостей.

-Лиска, лисонька-душа,

Ты откуда и куда?

Лиса: К деткам малым я спешу.

Вот – гостинцы им несу (показывает корзину).

Ване – сахарный рожок,

Маше – вкусный пирожок.

Саше – яблоко и грушку,

Вале – сдобную ватрушку.

Шоколадки – Томе, Зине.

А еще в моей корзине

Место сказочкам нашлось…

Воспитатель: Ай да лисонька – лиса!

                       Ты и сказки припасла?

Лиса: припасла, краса – девица!

Ну, пора мне торопиться.

К деткам малым поспешу,

Всем им сказку расскажу,

С ними вместе попляшу…

Воспитатель: поспеши, поспеши,

                       Заждались уж малыши, малыши…

Лиса передает корзину воспитателю. Взмахивает платочком, пляшет. Дети хлопают в ладоши. По окончании музыки лиса кланяется, затем садится под «дерево», начинает играть на воображаемой скрипке. Звучит песня «Вот взяла лисичка скрипку», сл. Е. Журливой, муз. А. Филиппенко.

Воспитатель: (напевает) вот взяла лисичка скрипку,

                                         Села с нотами под липку…

Лиса: Звонкий, тоненький смычок,

зайграй-ка гопачок…

На проигрыш  песни сбегаются  звери: Медведь, Белка, Заяц. Они прислушиваются, затем начинают приплясывать.

Воспитатель: (продолжает петь).

Прибежали на лужайку

Медвежата, белки, зайки,

Пляшут звери и поют,

Звери весело живут!

Дети вновь аплодируют, звери кланяются, разбегаются в разные стороны.

Лиса (обращаясь к детям). Ну как, ребятки, понравилась вам моя сказочка? (Дети отвечают)

Воспитатель: И много у тебя, Лисонька, сказочек припасено?

Лиса: много, почитай, полная корзина наберется. Хотите другую сказку послушать? (Дети отвечают утвердительно). Тогда слушайте…

Рассказывает сказку Е. Арсениной «Мелкое недоразумение».

Лиса: шел по лесу бурый мишка…

Звучит музыка Г. Левкодимова «Медведь». Появляется Мишка. Он проходит под деревом и вдруг ойкает, хватается за голову.

Лиса: На него упала шишка

Медведь: Ой-ей-ей!

Лиса: Вскричал медведь…

Медведь: (возмущенно) Что за шутки? Больно ведь!

Чешет ушибленное место. Из-за дерева высовывается испуганный бельчонок и быстро прячется.

Лиса (продолжая): Мишка голову поднял

                                 И бельчонка увидал.

                                 Тот от страха весь дрожа,

                                 Пропищал, едва дыша…

Бельчонок набирается смелости и выходит из-за дерева, виновато опустив голову.

Бельчонок: Дядя Миша, извините

И простите вы меня.

Все случилось не со зла-

Шишка шлепнулась сама!

Еле смог ее сорвать,

Но не в силах удержать.

Не сочтите ли за труд

Эту шишку мне вернуть?

Медведь: (машет лапой) Да ладно. Чего уж там…

Медведь с бельчонком вместе наклоняются за шишкой, стукаются лбами, потирают ушибленные места. Медведь показывает бельчонку и детям  шишку и начинает смеяться.

Медведь: вот ведь неуклюжий я медведь…

Лиса: рассказала свои сказки,

Закружусь теперь я в пляске.

Выходи скорей дружок,

На зелененький лужок…

Вновь звучит мелодия «Гопачок». Воспитатель вовлекает детей в пляску. После танца дети делятся впечатлениями. Благодарят лису за гостинцы и сказки и под задорную народную мелодию направляются к выходу.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД Хараасгай

Сценарий праздника «Сагаалган»

для второй младшей группы

Под веселую музыку дети вбегают  в зал, садятся на стульчики.

Ведущая: Сайн байна! Заходите, друзья! С Новым годом вас всех! Сегодня у нас бурятский Новый год - Сагаалган, Праздник белого месяца. В этот день, по давней традиции, люди ходят друг к другу в гости, желают добра и благополучия.

1 ребенок: Мы светлый праздник Сагаалган

В саду своём встречаем.

Свой Новый год бурятам дан –

Его мы отмечаем!

2 ребенок: Здоровья, мира и добра

Вам от души желаем.

И с Сагаалганом всех друзей

Сегодня поздравляем.

Ведущая: С первыми лучами солнца вставал народ, надевал свои праздничные одежды. Затем люди шли поздравлять своих старших родственников - бабушек, дедушек, мам и пап. Праздник сопровождали песни, танцы и игры.

И мы сегодня с вами попоем, потанцуем и поиграем. А чтобы наш праздник удался, давайте вместе позовем к нам в гости веельчака Будамшуу. (Дети зовут будамшуу)

Вбегает будамшуу на коне.

- Будамшу: Тпру….Сайн байна! Сагаан _араар! Сагаалгаанар! С праздником всех!

        Я весёлый Будамшу

        Я с детьми всегда дружу.

        Ко всем на праздник прихожу,

        Смех веселье приношу.

          Я - весёлый Будамшу

        Я в Бурятии живу.

        Я умею петь, плясать

        Больше всех люблю играть.

 

Ребята, давайте вместе с вами поиграем в игру. У меня игра для вас, позабавлю вас сейчас.

Что вам Будамшу покажет, нужно дружно повторять.

Будамшу показывает движения, дети повторяют:

- охотник стреляет из лука,

- охотник высматривает зверя из-под руки,

- прыгает боком, руки на коленях,

- кружится поскоками.

Будамшу: Есть у меня две лошадки. А у вас есть  смелые наездники?

Эстафета « Наездники». На «лошадках» надо доскакать до стойки с бубном, стукнуть в бубен и вернуться.

 

Ведущая: Благословен восточный календарь,

12 разных он годов вмещает.

И каждый год каким-нибудь

Животным выступает.

Угадайте ребята, про каких животных я говорю

1 ребенок: В подполье в каморке живет она в норке,

Серенькая маленькая (Мышь)

2 ребенок: Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки (Заяц)

3 ребенок: Дышит пламенем тот зверь, это сказочный зверь (Дракон)

4 ребенок: Вьется веревка, на конце головка (Змея)

5 ребенок: Он ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой (Лошадь)

6 ребенок: Заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый

Даже завитком рога (Баран)

7 ребенок: Лучшие качели – гибкие лианы,

Это с колыбели знают… (Обезьяны)

8 ребенок: Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами (Петух)

9 ребенок: Заворчал живой замок, лег у двери поперек (Собака)

10 ребенок: Спереди пятачок, сзади крючок,

Посредине спинка, а на ней щетинка (Свинья)

11 ребенок: Посреди двора стоит копна,

Спереди вилы, а сзади метла (Корова)

12 ребенок: Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Шагает тихо,

Но, если зарычит,

Весь лес замолчит. (Тигр)

(Дети говорят свои слова про года)

Выходят петух и обезьяна. Обезьяна говорит петуху благопожелание. Петух принимает хадак у обезьяны.

Ведущая: Наш бурятский хоровод взяться за руки зовет,

Если встанешь с нами в круг, значит ты хороший друг.

Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой,

Безразлично Ёхору, он у нас такой.

И Весну, и Новый год славит Ёхор-хоровод,

Как великое богатство бережет его народ.

Танец "Ехор".



Предварительный просмотр:

Муниципильное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»

Сагаалган

Сценарий развлечения

для подготовительных  к школе групп

Музыкальный руководитель: Мупкина Саяна Владимировна

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Вед: Здравствуйте! Вот и пришёл на землю Бурятии светлый,  красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии. С этого праздника по лунному календарю начинается год Петуха. Он предвещает здоровье, благополучие в семье, прибавления достатка в хозяйстве. Давайте встретим его добрыми словами. Повторяйте за мной: Амар мэндэ! Шэнэ жэлэр! Амар мэндэ! Сагаан hараар!

. (приветсвенный танец)

Аюша и Эржена Александровна рассказывают визитки

 Дети читают стихи

  1. Мы светлый праздник Сагаалган

В саду своём встречаем,

И вам привет горячий свой

Сегодня посылаем.

  1. Буян хэшэгэй hулдэ заяаhан

Бухы зоной сэдьхэл арюудха_ан

Ууган буряадай уг гарбалай

Саган _араар амаршалнабди

  1. Здоровья, мира и добра

Вам от души желаем

И с Сагаалганом всех друзей

сегодня поздравляем.

  1. Дэлгэр саган уян сэдьхэлhээ

Дэмжэн байдаг урдын гуримаар

Хадагаа дэлгээн доро дохижо

Халуун зурхоор золгонобди

  1. Сагаан эдеэн хэшэгтэй

Саган _арын алар_ан

Сарюун элдин заяатай

Сагаалганаар золгоноб.

  1. Мчится легка и крылата

Звонкая песня моя

Бурятия – край богатый

Тебя, прославляю я.

  1. Ундэр на_атай убгэднай

Хухюу _онор хугшэднэй

Зугаа наада дэлгэжэ

Зуутай болохортной болтогой

  1. Тубшэн дару абанар

Зулгы зантай эжынэр

Яба_антнай жаргал боложо

зориОнтной зол боложо байг лэ

Исполняется песня «Сагаалган»

Вед: Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля по солнечному календарю. Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.

        Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

        Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Почётным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились позы, саламат, варился бухлёр.

        Приготавливались подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап. Праздники сопровождали песни, танцы и игры.

Вед: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.

  1. Белое одеяло степь покрывало (снег).
  2. Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
  3. Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).
  4. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
  5. Горшочек умён – семь дырочек в нём (голова).
  6. Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

Айлана танцует танец

Вед: После того, как люди поздравят своих родных и близких – они ходят в гости к друзьям… Вот и к нам кто-то стучится. Встречаем! Орогты манайда! (заходите к нам).

Под весёлую бурятскую музыку на лошади заезжает Будамшу.

Будамшу: Тпру….Сайн байна! Сагаан hаарар! Сагаалгаанар! С праздником всех!

        Я весёлый Будамшу

        Я с детьми всегда дружу.

        Ко всем на праздник прихожу,

        Смех веселье приношу.

          Я - весёлый Будамшу

        Я в Бурятии живу.

        Я умею петь, плясать

        Больше всех люблю играть.

А пришел я не один. Со мной вместе пришли 12 главенствующих годов

  1. Очаровательная и честная мышь.
  2. Трудолюбивый замкнутый бык
  3. Чувствительный и эгоистичный тигр
  4. Счастливчик заяц
  5. Открытый доверчивый дракон
  6. Мудрая красавица змея
  7. Веселая и работящая лошадь
  8. Артистичная и застенчивая овца
  9. Изобретательная и общительная обезьяна
  10. Мечтательный и отважный петух
  11. Преданная и упрямая собака
  12. Вспыльчивый и доверчивый кабан

Хулгана:

Алтан дэлхэйдэ нютагтай

Арбан зγгоор гγйдэлтэй

Арбан хоёр жэлэй аха заха

Ама сагаан хулгана жэл        

Υхэр:

Аргай даргай эбэртэй,

Аса дγрбэн туруутай,

Аажам тайбан алхан ябадаг,

Амтан hγмбээтэй Υхэр жэл.

Бар:

Агын модондо баяртай

Арбан дγрбэн араатай

Амитан бγхэниие айлгадаг

Алаг эреэн бар жэл.

Туулай:

Буурал, hаарал γнгэтэй

Бγмбэр бγмбэр гγйдэлтэй

Бγгэдэндэ hайшаалтай Туулай жэл.

Луу:

Агаар тэнгэреэр дγγлидэг,

Алтан бγмбэгэгэ толгойтой,

Аянгын hомо гγйлгэдэг

Абарга хγсэтэй Луу жэл.

Могой:

Уулын энгэрээр мγлхидэг,

Ута эерэн бэетэй,

Уулзаhан бγгэдые айлгадаг,

Ута хэлэтэй могой жэл.

Морин:

Дуутай дγрбэн туруутай,

Дуррам хара нюдэтэй,

Тγргэн тγргэн хатардаг

Турын хγлэг Морин жэл.

Хонин:

Дуулим сагаан бэетэй,

Дугы сагаан hγγлтэй,

Даржаганатар маарадаг,

Дурасхал ехэтэй Хонин жэл.

Бишэн:

Υндэр модондо байратай,

Υрэ жэмэс эдеэтэй,

Уулзаhан бγгэдые дууряадаг,

Υзэмжэ муутай Бишэн жэл.

Тахяа:

Сахир мэлигэн γндэгэтэй,

Сахариг тγхэреэн нюдэтэй,

Саг сагтаа донгододог

Сагаан алаг Тахяа жэл.

Нохой:

Хон-хон дуутай

Хондолой дээрэ дэгээтэй,

Хото хорёо hахигша,

Хγл хурдан нохой жэл.

Гахай:

Гаhар зузаан бэетэй,

Гандан дэгээ хамартай,

Газарай хγрьhэ онгилдог

Гангинаhан дуутай гахай жэл.

 Алена Игоревна песню поет

Будамшу: А теперь мы ножки спросим:

             До каких же пор стоять?

             Может ножкам хоть немножко

             Дружный «Ёхор» станцевать.

Вед:    Наш бурятский хоровод

        Взяться за руки зовёт.

        Если встанешь с нами в круг,

        Значит ты хороший друг.

Исполняется «Ёхор».

        

Ребенок: сагаан hараар! Сагаалганаар

саган сэдьхэлтэ арад зон

сагаан эдемнэй дэлгэрэг лэ

сарюун сагнай мунхэрэг лэ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Хараасгай»

Летний спортивный праздник для детей, посвященный празднику «День защиты детей»

Музыкальный руководитель: Мупкина Саяна Владимировна

Учитель физ. Культуры: Доржиева Эржена Александровна

Педагог дополнительного образования: Данзанова Дари Батомункуевна

Действующие лица: ведущий, забияка.

Дети под веселую музыку выходят на улицу и выстраиваются по периметру площадки.

Ведущий: здравствуйте ребята. Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас расскажут ребята.

Дети читают стихотворения:

  1. Мы встречаем праздник лета

Праздник солнца, праздник света

Приходите в гости к нам

Рады мы всегда гостям

  1. С хорошим настроеньем

Мы в детский сад идем

И всех мы поздравляем

С чудесным летним днем

  1. День первый лета, стань еще светлей

Встречают первое июня всюду

Ведь это – День защиты всех детей

Его недаром отмечают люди!

Ведущий: А чтобы у нас создалось веселое настроение, приглашаю детей на спортивную ритмику.

(дети вместе с хореографом выполняют спортивный ритмический танец под музыку)

Ведущий: ребята, я рада вас приветствовать на празднике солнца, каникул и лета!!!

Появляется Забияка

Забияка: здрасте, я вас тоже приветствую!

Ведущий: А ты кто такой?

Забияка: Я, Петрушка – Забияка, на праздник пришел! Буду вам мешать, воду мутить!

Ведущий: Сегодня надо не воду мутить, а надо лето встречать, ведь сегодня 1 июня – праздничный день.

Забияка: что-то я никогда о таком празднике не слышал: Новый год – знаю, день рожденье – знаю, а про 1 июня ничего не знаю

Ведущий: 1 июня – Международный день защиты детей

Забияка: (перебивает) Аааа, вот теперь все понятно, итак, готовьтесь все, сейчас защищаться будем! Бери палки, кирпичи, все сюда тащи !!!!!

Ведущий: Ты Забияка все нам путаешь. В этот прекрасный праздник ребята могут говорить о своих местах и желаниях, о том, как они умеют дружить, как дружно играют все вместе.

Забияка: а можно мне рассказать о своих желаниях?

Ведущий: Ну расскажи!

Забияка: Я люблю драться и обзываться. А вы, ребята? Мне вот кажется, что ребята здесь драчуны и забияки собрались и все буки-бяки (показывает рожицы)

Ведущий: Зря ты так плохо о нас думаешь. Сейчас ребята расскажут тебе какие они дружные и споют песенку про дружбу.

Дети старшей группы поют песню про дружбу.

Забияка:  Да, вы и правда хорошие ребята,  добрые!!

Ведущий: Забияка, сегодня наступило лето. На улице тепло, теперь чаще будем гулять. Надо быть осторожными на дороге. А ты знаешь и выполняешь правила дорожного движения?

Забияка: когда знаю,  а когда забываю…

Ведущий: сейчас тебе ребята подготовительной группы напомнят, на какой свет светофора нужно переходить дорогу

Подготовительная группа поет песенку про светофор

Забияка: Подумаешь, все-то вы знаете и можете, а вот танцевать вы точно не умеете. Я знаю такой замечательный танец. Вы его точно станцевать не сможете

Ведущий: а давай проверим. Ребята средней группы вставайте и за Забиякой все движения повторяйте.

Танец: «Куклы неваляшки» исполняет средняя группа.

Ведущий: да, танец твой хорош, очень веселый и заводной. Но ребята его тоже станцевали.

Забияка (садится в угол и начинает плакать): «Теперь вы точно со мной не будете дружить, вы все умеете и вы дружные, а у меня друзей нет»

Ведущий: ну почему же не будем дружить, Будем. Только ты должен стать добрым и дружелюбным, а ребята тебе в этом помогут

Забияка: ну, я буду стараться. Я даже знаю очень много игр и забав, которые помогают стать дружными и сильными. Вы будете со мной в них играть? Ну, тогда начнем

Игра «Если хочешь веселиться делай так».

Ведущая: внимание, внимание, начинаем соревнование!!!

Учитель физкультуры проводит для детей эстафету

В конце праздника дети все вместе исполняют песню «Солнечный круг»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад «Хараасгай»

Веселая квампания

(музыкально-литературное развлечение)

Музыкальный руководитель:

Мупкина Саяна Владимировна

2017 год

Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, игровая.

Цель: развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Планируемые результаты: проявляет положительные эмоции и интерес к участию в развлечении; выразительно и с чувством передает характер игровых и сказочных персонажей.

Ход мероприятия

Музыкальный руководитель (загадывает детям загадку).

Веселая квампания в пруду одном живет

С утра до ночи песенку на все лады поет

У лягушачьей песенки забавные слова

Какие, угадайте-ка…

Дети: ква-ква, ква-ква, ква-ква!

Воспитатель надевает на руку пальчиковую куклу, читает стихотворение. На слово «Ква» показывает, как лягушка раскрывает рот, дети произносят слово.

Муз. Руководитель:

Мы лягушки кваксы,

Ночь чернее  ваксы….

Шелестит трава.

Дети: Ква!

Муз.руководитель:

Разевайте пасти-

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Дети: Ква!

Муз.руководитель:

Красным помидором

Месяц встал над бором

Гукает сова..

Дети: Ква!

Муз.руководитель:

Под ногами кочки

У пруда – цветочки.

В небе синева

Дети: Ква!

Муз.руководитель: Месяц лезет выше

Тише-тише-тише

Чуть-чуть-чуть – едва:

Дети: Ква!

На вступление к песне выходят два ребенка в шапочках лягушек и располагаются на ковре: один ложится на живот, подпирает подбородок руками, машет согнутыми в колени ногами. Второй – садится, вытягивает ноги вперед, опирается на руки позади спины. Лягушата «любуются луной», подпевают взрослому на припев первого куплета.

Муз.руководитель: (напевает)

Две лягушки вечерком

На лужку сидели

Две лягушки вечерком

На луну глядели

Лягушки: ква-ква, ква-ква,

ква-ква-ква!

Ква-ква, ква-ква,

Ква-ква!

Муз.руководитель:

Тут комарик на лужок

Прилетел под липки,

Сел на тонкий лопушок,

Заиграл на скрипке

На проигрыш песни появляется Комарик. Напевая, играет на воображаемой скрипке. Один Лягушонок толкает приятеля, кивает на Комарика. Друзья-лягушата слушают, как Комарик «играет на скрипке».

Комарик: дили-дили, дили-ли

Дили-дили, ди-ли!

Лягушата хлопают Комарику. Затем подбегают к нему, пляшут

Муз.руководитель

Две лягушки комара

Мигом услыхали,

На лужайке до утра

Польку танцевали!

Лягушата, комарик (вместе).

Траля-ля-ля, тра-ля-ля!

Траля-ля-ля, тра-ля!

Звучит русская народная плясовая. Воспитатель надевает на одну руку пальчиковую куклу – зайца, на другого- ежа. Разыгрывает в лицах стихотворение Е. Чарушина, Е. Шумской «Трус».

Муз. Руководитель: Зайку спрашивает еж.

Воспитатель: (в роли ежа) Что ты заинька ревешь

Зайка: (дрожит от страха, плачет тоненьким голоском)

Очень я перепугался

С диким зверем повстречался

Он зеленый, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

Муз.руководитель: Так кого зайка испугался? Что за зверь невиданный, пучеглазый? Послушайте музыку. Она поможет вам разгадать загадку..

Пьеса «Лягушка» композитора С. Слонимского

Дети: Зайчик лягушку испугался

Муз.руководитель: Помогла вам музыка разгадать загадку? Что делают лягушки в музыке?

Дети: Квакают

Муз.руководитель: только и делают, что квакают или еще что? Например, неторопливо танцуют, важно маршируют?

Дети: Лягушки квакают и важно маршируют…

Еще раз под музыку вместе с воспитателем, импровизируют, изображая лягушек. Затем звучит  музыка В.Витлина «Танец лягушек».

Муз.руководитель: А сейчас что делаю лягушки?

Дети: пляшут

Исполняют импровизированный танец лягушек. Музыкальный  руководитель и воспитатель берут в руки игрушечных лягушек, инсценируют стихотворение В. Орлова «С базара». Затем звучи русская плясовая. Навстречу друг другу «прыгают» две лягушки.

Музыкальный руководитель:

Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

Воспитатель: (в руках хозяйственная сумка)

С базара домой,

Дорогая подружка!

Музыкальный руководительлюбопытством заглядывая в сумку)

А что ты купила?

Воспитатель: всего понемножку:

Купила КВАпусту

КВАсоль

И КВАртошку

Музыкальный руководитель: ну КВАК вам, ребятки… (дети смеются). Ой, я хотела сказать: ну как вам лягушачья КВАмпания? Что больше всего понравилось – как лягушки пели? Плясали? Маршировали? Или рассказывали стихи?

Дети отвечают, делятся впечатлениями. Звучит пьеса Ю. Слонимского, дети, подражая лягушкам, вслед за воспитателем направляются к выходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой и развить в нем творческую личность. Основными видами для решения поставленн...