Театральный балаганчик
методическая разработка

Зазоркина Наталья Павловна

Театрализованное представление, посвященное Дню театра (27 марта). 

Это мероприятие объединяет детей в творческом процессе, раскрывает им интересный мир театрального искусства.

Цели: активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств;

воспитывать готовность к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnyy_balaganchik.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»

Театрализованное представление,

 посвященное Дню театра

                                                                        Подготовила учитель русского языка и литературы

        МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»

                                                                         Зазоркина Наталья Павловна

                                                          2019  год

Сценарий мероприятия

«Театральный балаганчик»

Цель: воспитание творческой личности, формирование культуры общения на основе целостного представления об искусстве, его роли и  социальном назначении.

Задачи:

воспитывать эстетическую и культурную составляющие личности обучающихся;

развивать художественно-эстетические интересы, вкусы, потребности с помощью игровых форм;

выявление наиболее одаренных, талантливых детей;

активизировать интерес обучающихся  к театру, а также сопутствующим направлениям творчества.

Оборудование:

Стенд «Развитие театрального искусства в Саратовском крае»;

Стенд «На школьных подмостках»

Декорации: балаганчик, короба для коробейников, самовар и чайные принадлежности

Приложение №1 Музыка

Песня «Мы бродячие артисты»

Песня «Ярмарка»

Песня «Коробейники»

Песня из фильма «Незнайка и его друзья»

Музыка из «Сказочного бала » Гладкова

Песня из кинофильма «Красная шапочка»

Русская народная песня «Субботея»

Приложение №2 Пригласительные билеты на спектакль «Театральный балаганчик».

Приложение №4 . Фотографии с мероприятия

Ход мероприятия.

Раздается театральный звонок. На сцену выходят ведущие.

Ведущий: Театр! Волшебный мир,  где оживает время и пространство! Только в театре, вы всего за час можете побывать в разных эпохах и мирах, в разных городах и странах. Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, в сказку или в будущее. И только этот мир подарит вам бурю эмоций и переживаний.

Ведущий: Для зрителя театр – всегда как сказка.
Здесь в зале зрители снимают свои маски,
И надевают их актрисы и актеры
Под чутким руководством режиссера.
Чтобы взглянули на себя со стороны,
Чтоб в душу заглянуть свою могли
Все зрители. Любой, придя сюда,
Сможет и плакать, и смеяться без труда,
На миг возвысится над собственной судьбой
И вдоволь посмеётся над самим собой.
Кулиса ждет и рампа светит
Давайте ж познакомимся мы с чудом этим.
Итак, вы готовы встрече с театром? Тогда мы открываем занавес!

Музыкальный фон 

Песня «Мы бродячие артисты» - 1 куплет и припев,

появляются бродячие артисты, выполняя танцевальные движения и акробатические упражнения

Арлекин: Я Арлекин – веселый и задорный
Пьеро: А я Пьеро – грустный и минорный
Арлекин: Где я, там и он.
Пьеро: Где он, там и я.
И вечно он палкой колотит меня.
Арлекин: Да чтоб ты не спал
И не ныл как девчонка.
Пьеро: Да как же не плакать,
Ведь ноет печёнка.
Арлекин: А ухо? (бьет его по уху)
Пьеро: И ухо.
Арлекин: И нос?
Пьеро: И нос.
Арлекин: А брюхо?
Пьеро: И брюхо до самых волос.
Арлекин: Ну, ты насмешил!
Не могу удержаться (смеется)
Пьеро: Вот так и живем (пожимает плечами)
Что же делать нам братцы?
Такое уж нам дал народ амплуа
Он вечно дерется, и жалуюсь я.
Арлекин: Ну, всё! Успокоился вроде давай
Гостей поскорее, Пьеро, приглашай!

Пьеро: Здравствуйте, гости -
Дети и взрослые!
Веселые и грустные,
Тонкие и толстые!

Арлекин: Здравствуйте, гости –
Молодые и старые!
Умные и глупые
Обычные и странные
Пьеро:

«Театральный балаганчик» в гости к вам пришел,

Арлекин:

«Театральный балаганчик» открывается! 
 Скучать в нём строго запрещается! 
Пьеро: Итак, с чего же начнем?

Арлекин: Конечно, с истории.

Пьеро:

История театра начинается в древней Греции и Римской империи, но это только официально. На самом деле театральное искусство начали бродячие артисты, лицедеи, а в России, это скоморохи и краснобаи.

В  давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающие,

-скуку да хандру разгоняющие,

-острое слово любящие,

-на дудках играющие.

-Приглашаем вас в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось, –

-на ЯРМАРКУ

Музыка «Ярмарка»

Под музыку на сцену выходят актёры в ярких, разноцветных одеждах. В руках мальчика шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы  держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент.

 

Выбегает скоморох Тимошка в костюме.

Тимошка:

- Гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,

Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте  на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец)

Всех приглашаю на праздник наш.

Появляется скоморох Ерошка, смотрит на Тимошку.

Ерошка:

-Кого вижу! Друг сердечный,
Таракан запечный - Тимошка!

Тимошка:                  

-Глаза мои лопни,
Балалайка хлопни.

Ерошка:

-По ярмаркам гуляю,
Народ развлекаю.
У меня, скоморошки Ерошки,
Игр и забав полное лукошко.

Ерошка

-Вот. Привёз я всем забаву… Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка

-Да здесь я! Здесь. Кукареку!

Ерошка

-Спешите видеть

Всего за полушку
Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка

-Да это я, остроумный весельчак.

И это знает всяк!

Ерошка

-Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка

-Не вижу никакого Бублика.

Ерошка

-Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка

-Пора бублики жевать!

Ерошка

-Да нет, кричи «Начинаем балаган!»

Петрушка

-Караул! Нападает хулиган!
Спасайся кто может,
А кто не сможет –

Милиция поможет.

Ерошка

-Не путай слова! Кричи:

«У нас сегодня большое представленье!»

Петрушка

-У нас сегодня большое преступленье…
Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ,

А то и вам попадёт!

Ерошка

-Вот баламут! Я сам буду объявлять.

У нас сегодня весёлый балаган!

Петрушка

-У нас сегодня осёл да баран!

Ерошка

-У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка

-У кого нет – марш по домам!

Тимошка:

-Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Кто к нам поспешает –
Удовольствие получает.

Вынимайте свои полтинники и гривны,

сейчас увидите дела дивны!

(Скоморохи убегают).

Под музыку «Коробейники» входят коробейники, несут товар.

1-й коробейник

У нашего Якова — товару всякого!

 ( показывает )

2- й коробейник

Подходи, бедный, подходи, богатый, Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

1- й коробейник

У нас без обману, материал без изъяну!

2-й коробейник

У меня полным полна коробушка

В коробейниках хожу

 Подходи душа-зазнобушка,

Все товары разложу!

 1- й коробейник

У меня товары дельные,

 Подходи-ка веселей.

Плату беру я не деньгами,

А улыбками гостей!

Звучит музыка «Коробейники».

Коробейники раздают подарки

Арлекин:

Кукольные представления имеют гораздо более древнюю историю, чем любые другие виды и жанры театрального искусства. Но, пережив века и разные исторические уклады, театр кукол по-прежнему не утратил популярности.

Пьеро:

Пригласите кукловодов!

 Что? Они уж у дверей?

 Заходите, приглашаем,

 Музыку для вас включаем.

Кукольный театр «Топотушки»

(Сшитые куклы одеваются на ноги. Танец коротышек)

Пьеро:

За века театр претерпел множество изменений и продолжал распространяться. Появлялись новые формы театра и виды театральных постановок: опера, драма, комедия, фарс, трагедия и это далеко не полный перечень.

Театр! Пленительный, чудесный мир!

 Волшебный край! Там в стары годы,

 Сатиры смелый властелин,

 Блистал Фонвизин, друг свободы

 Его бессмертная комедия «Недоросль» до сих пор не сходит со сцен различных театров. Потому что вопросы воспитания и образования актуальны во все времена. Итак, приглашаю вас внимательно посмотреть, что происходит в доме Простаковых…

Сценка из комедии Фонвизина «Недоросль». Приложение №3

Арлекин:

Какое чудо — оказаться в сказке

 С героями оживших вдруг легенд!

 Нас удивляют их костюмы, маски,

 Захватывает действия момент.

В нашем театральном балаганчике отрывок из спектакля, по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок». 

«Золотой петушок»

Звучит музыка из «Сказочного бала » Гладкова

Царь и шамаханская царица играют с «ладушки» перед шатром.

Ведущий

И потом неделю ровно.

Покорясь ей безусловно.

Околдован, восхищен.

Пировал у ней Дадон.

(восточный танец Шамаханской царицы)

Ведущий

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Всех приветствует Дадон...

Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец

Царь. Царь машет рукой, подзывая мудреца.

А, здорово, мой отец

Слушаю тебя. Что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?»

Мудрец.Царь!

Разочтемся наконец.

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

Царь: Полно, знаешь ли кто я?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярской,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть пол-царства моего.

Мудрец:  Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу, —

Царь:Ничего ты не получишь.

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Мудрец: Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь:Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон. — Вся столица

Содрогнулась,

Царица: а девица —

Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!

Царь:Не боится, знать, греха.

Вот — въезжает в город он...

Вдруг раздался легкой звон,

И в глазах у всей столицы

(Выбегает Петушок, кукарекает,  бегает вокруг царя и клюет его в темя.)

Петушок: Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился...(исчезает)

Царь: и в то же время

С колесницы пал Дадон —

Охнул раз, — и умер он.(падает)

Царица:А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Ведущий: Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

(Занавес закрывается)

Арлекин:

Это что за чудеса,

Я слышу чьи-то голоса.

Это кто же к нам спешит

Красная Шапочка в гости бежит.        

Выходит Красная Шапочка, в руках у неё корзинка.

Детский сад (песня Красной шапочки  «Если долго, долго, долго…»)

Арлекин:

Все с весною расцветает, и танцует и играет.

 В танце кружатся капели, успевая еле-еле.

 Как же детям устоять?

 Тоже надо танцевать!

Детский танец «Рок-н-ролл»

Пьеро:

Вот робкие аккорды прозвучали, Бесшумно, плавно занавес подняли. Нам слышно, как стучат ваши сердца, И вот со сцены раздаются голоса….

Арлекин:

 «Песня русская» - что это значит?

 Да, пожалуй, всякого спроси…

 Это есть: добро, любовь, удача!

 Хорошо живется с песней на Руси!

Русская народная песня «Субботея»

Арлекин:

Время летит незаметно для нас,

Вот и пришёл расставания час,

Балаганчик наш закрывается, театр с вами прощается

Пьеро:

Но мы не прощаемся, мы говорим: - До свиданья!

Новые встречи нас ждут впереди.
Арлекин:

До новых встреч!

(Все актеры выходят на поклон)

Ведущий:

Мы каждый раз прощаемся с театром, чтобы вновь прийти в него. Так любите театр независимо от того, по какую сторону рампы вы находитесь. И помните: театр нуждается не только в гениальных актёрах и режиссёрах, но и в гениальных зрителях!

(Актеры аплодируют своему зрителю)

Используемая литература:

В. Бармин. На школьных подмостках Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 144с.

И.А. Агапова, М.А Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. – 412 с.

Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..

Интернет ресурсы:

festival@1september.ru;

http://www.myshared.ru/user/4776/;

http://ppt4web.ru/.

Приложение №3

Сцены из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»

(для постановки в школьном театре)

Все герои одеты в костюмы, приближенные к веку 18, Митрофанушка одет согласно молодежной моде начала 21 века.

Звучит музыка, герои попарно выходят навстречу друг другу, кланяются, замирают.

На фоне музыки звучат слова:

- Смешалось все: и времена, и нравы, и стили, и проблемы воспитанья,

век восемнадцатый и двадцать первый век.

Но многое осталось неизменным: сам человек с его страстями, слепая материнская любовь и нелюбовь к ученью.

Звучит музыка, герои расходятся за кулисы.

Голос за сценой: - Действие происходит в доме Простаковых. Госпожа Простакова очень хочет женить своего сына Митрофана на племяннице Стародума Софье, богатой наследнице. В доме Простаковых гостит сам Стародум.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Учитель очинивает грифель

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать.

Учитель. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова. (работая) Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Учитель. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Учитель. Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Учитель. Задача. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан. (пишет) Трое.

Учитель. На дороге, например же, триста рублѐв.

Митрофан. (пишет) Триста.

Учитель. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан. (вычисляя, шепчет) Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублѐв, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врѐт он, друг мой сердечный! Нашѐл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Учитель. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублѐв.

Митрофан. Десять.

Учитель. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было бы и ещѐ прибавить десять.

Митрофан. (пишет) Ну, ну, десять.

Учитель. Сколько ж бы на год?

Митрофан. (вычисляя, шепчет) Нуль да нуль – нуль. Один да один… (задумался)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а всѐ вижу пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтѐм и без Пафнутьича хорошохонько.

Входит Стародум

Г-жа Простакова. (Стародуму). Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы тут все на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить. Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь нашей просьбою.

Стародум. Какою, сударыня?

Г-жа Простакова. Вот в чѐм дело, батюшка. За молитвы родителей наших даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтобы он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперѐд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Стародум. (Митрофану). Чему бы, например?

Митрофан. (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Стародум. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Стародум. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Стародум. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Стародум. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещѐ не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Стародум. Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он ещѐ сызмала к историям охотник.

Стародум. (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ли? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство.

Стародум. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать истории скотницы Хавроньи.

Стародум. Да не у неѐ ли вы оба учились и географии?

Г-жа Простакова. (сыну). Слышь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан. (тихо матери). А я почѐм знаю.

Г-жа Простакова. (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан. (тихо матери). Да не возьму я в толк, о чѐм меня спрашивают.

Г-жа Простакова. (Стародуму). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Стародум. География.

Г-жа Простакова.(Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова. (Стародуму). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он еѐ и расскажет.

Стародум. Описание земли.

Г-жа Простакова. (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь,куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. (обращается к зрителям). Мораль сей сцены такова: ученье – свет, а неученых – тьма.

Звучит музыка, все актеры выходят и кланяются.


Приложение №4

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»

                                    Учебный планпо дополнительной общеразвивающей  общеобразовател...

КТД «Театральный балаганчик»

День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины - Матери. Кроме того, как считают мног...