Сценарий концертной программы "Но и любовь мелодия"
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сценарий концертной программы, посвященной творчеству А.С.Пушкина, рассказывающий о произведениях поэта, ставших основой музыкальных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общешкольное мероприятие «Но и любовь мелодия», посвященное творчеству А.Пушкина 04.12.18г.

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» - так определил поэзию А.С. Пушкин. И это определение как нельзя лучше характеризует творчество великого поэта. Волшебные звуки пушкинской поэзии, особый ритм его произведений пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов. 
С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов. По различным произведениям А.С. Пушкина были поставлены замечательные оперы. Крупнейшими из них стали «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Борис Годунов». М.П.Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Всего же создано более двадцати опер по литературным творениям Пушкина, и около десяти балетов.

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на написание романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики — все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий.

Лятошинский «Туча» Хор мальчиков

Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. Многие стихи поэта перешли в число народных песен. К ним относится «Зимний вечер», стихотворение  написанное Пушкиным в томительной ссылке в Михайловском (Псковском имении отца), где единственной собеседницей и утешительницей поэта была няня Арина Родионовна; музыка принадлежит Лицейскому другу поэта  Михаилу Яковлеву.

        Очень скоро благодаря искренности и простоте это произведение стало  распеваться как народная песня. Наивная, печальная мелодия поверяет слушателям грусть и тоску изгнанника – поэта.

«Зимний вечер»  Гилметдинова и Гуляева

Во время дружеских визитов в Старицкий уезд Тверской губернии к своим давним знакомым Осиповым, Пушкина посещало особое творческое вдохновение. Новые погружения в атмосферу русского усадебного быта приносили поэту радостное чувство полноты жизни; они были  чрезвычайно плодотворны, именно тогда созданы многочисленные шедевры, венчающие собой периоды «деревенской жизни» Пушкина. Стихотворение «Стрекотунья белобока» представляет собой набросок начала задуманного Пушкиным произведения, написанного в дороге.

Струве «Стрекотунья-белобока»  Халилова и Стародумов

Исследователям неизвестно, занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте. Но можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями, который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. У него было живое и искренне внимание к музыке, проникновение в ее сущность. Пушкин был не простым, а особо одаренным любителем музыки. Он был завсегдатай на концертах в филармоническом зале, частый гость на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский «волшебным замком музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения – всё было пение». Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Ещё в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами  Н.Корсаковым, М.Яковлевым и Виельгорским, а многие стихи были напечатаны сразу с нотами.

М.Яковлев «Зимний вечер»  Умнов и Пастбина

Композитор Ц. Кюи также являлся поклонником поэзии Пушкина и создал ряд романсов на его стихи, которые стали репертуарными и удерживаются в концертных программах до сегодняшнего дня: это «Я вас любил», «Сожженное письмо», «Желание». Одним из наиболее известных широкой публике романсов Кюи является «Царскосельская статуя». Эта миниатюра – одна из жемчужин русской вокальной лирики.

Кюи «Царскосельская статуя»  Гаврилина К.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Кюи «Аллегрето»  Шутова В.

          Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Прасковьей Александровной Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года. При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.

Ляпунов «Последние цветы»  Самарина У.

В 1826 году Пушкин переводил на русский язык шотландские баллады Вальтера Скотта из сборника «Песни шотландской границы». Одна из баллад особенно понравилась поэту, так на свет появилось стихотворение «Шотландская песня». Это произведение является переложенным на стихи переводом одной из шотландских баллад и было опубликовано в альманахе «Северные цветы» в 1829 году. Нам же это стихотворение известно под названием «Ворон к ворону летит…». Музыку к нему писали многие композиторы, а мы услышим

 Алябьев «Ворон к ворону летит» Халилова

             В 1828 г. власть обвинила поэта в создании произведений с противоправительственными тенденциями. За Пушкиным приказали установить секретное наблюдение. Оказавшись заложником таких тяжких обстоятельств, Александр Сергеевич взял в руки свое традиционное оружие против гонений властей – перо и бумагу. Так и появилось стихотворение «Анчар»
                Над ним автор работал на протяжении сентября-ноября 1828 г. Результатом кропотливого труда стал лаконичный, но емкий текст.         Пушкин использовал рассказы путешественников, побывавших на острове Ява. Они утверждали, что на острове есть дерево анчар. Оно способно источать вещество, отравляющее воздух, а его сок может запросто лишить жизни. Аборигены отравляли соком анчара стрелы, предназначенные для убийства врагов. Собирали же сок только те, кого вожди приговорили к смертной казни. 

В 1832 г. «Анчар» был напечатан в альманахе «Северные цветы». Даже «экзотическая» аллегория не смогла скрыть настоящий смысл произведения. Глава третьего Отделения Бенкендфорд в образах всемирного зла увидел отображение тирании царской России. Пушкину пришлось объясняться. 
Стихотворение получило широкое распространение только после смерти Александра Сергеевича.

Римский-Корсаков «Анчар» Мозговой Е.

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

        Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин – единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Так, услышав в Бессарабии  цыганскую песню, он создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».

Даргомыжский «Юноша и Дева»  Уржумцева Ангелина

        Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру,  зажигаться его поэтическим вдохновением.

      

Ицкович «Ночь» Машкова Д.

«Вряд ли можно найти другое стихотворение, которое было бы одновременно столь смиренным и столь страстным, умиротворяющим и пронзающим, как «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», - писал критик Белинский. 

Всего восемь строк. Но сколько оттенков глубоких, страстных чувств вложено в них! В этих строках и «трогающая душу изысканность», и «артистическая прелесть».

Музыку к стихотворению Пушкина «Я вас любил…» писали Александр Алябьев (1834), Александр Даргомыжский (1832), Николай Метнер, Кара Караев, Николай Дмитриев и другие композиторы.

Алябьев «Я вас любил»  Башилов Н.

 

Среди композиторов, создавших произведения на стихи Пушкина,  почетное место принадлежит Михаилу Глинке. В художественном наследии композитора есть такая совершенно уникальная часть его произведений, которая ничуть не меньше, чем его знаменитые оперы, составляет славу русского музыкального искусства. Это его романсы, песни, элегии, баллады.

Глинка выбрал 9 стихотворений Пушкина для создания музыкальных произведений. И надо отметить, что он безошибочно мудро и чутко сумел передать в них не только мысли и чувства поэта, но и самую музыку пушкинской речи.

Один из шедевров вокальной лирики, созданный двумя гениальными художниками – это романс «Я помню чудное мгновенье». Мелодия романса полна внутренней энергии, чувствуются огромные запасы душевной теплоты.

 Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея и был пленен ее красотой.
          Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом  Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты - взволновало поэта.Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.
    Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье».
  

«Я помню чудное мгновенье»  Захряпин В.

Все композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, привнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000. Стихи великого русского поэта продолжают привлекать композиторов и в наше время. Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шебалин, Шапорин, Хренников, Б. Чайковский, Кикта, Бойко создали замечательные образцы камерной вокальной лирики. Слава Пушкина захватила и западную музыку. Английский композитор Бенджамин Бриттен овладел русскими текстами шести стихотворений Пушкина и написал на них романсы.

В исполнении старшего концертного хора прозвучат произведения, написанные для хора композитором Ефимом Подгайцем.

Поэтический бум в Царскосельском лицее начинался с запрета писать стихи, а продолжился сочинительским марафоном на уроке словесности. В финал вышел 12-летний Пушкин.

Из летописи жизни и творчества А.С.Пушкина: "Март 1812 года. Кошанский после лекции обращается к ученикам с предложением описать розу стихами. Пушкин сочиняет два четверостишия, которые всех восхищают (не сохранились)".

Пущин вспоминал (сорок лет спустя!): "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить... Кошанский взял рукопись к себе..."

Подгайц «Роза»  Подгайц «Младенцу»

Борис Асафьев писал: «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину. Нет ни одной области творчества, где так или иначе сказалось бы воздействие пушкинской мысли, его образов». Александр Серов писал: «Пушкин – это неисчерпаемый родник для русской музыки».

Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники  отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.  

Свиридов «Романс к повести Пушкина «Метель» Белов Г.

И.Северянин   Пушкин

Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концертной программы " Мы этой памяти верны"

Данный сценарий концертной программы является методической разработкой внеклассного мероприятия для детей обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении. Сценарий проводится для учащихся ш...

Сценарий концертного мероприятия ДШИ "Дружат дети всей земли"

Творческий проект организован мною в ответ на поставленную на педагогическом совете задачу проведения работы среди учащихся по вопросам о толерантности. Концертное мероприятие стало общешкольным т.к. ...

Сценарий вечера встречи выпускников «Забытая мелодия детства»

Сценарий вечера встречи  выпускников«Забытая мелодия детства»(Звучит  мелодия «Вечер школьных  друзей»)Ведущий.  Забытые мелодии детства, для каждого  звучат по-разному....

Сценарий музыкально- игровой программы "Угадай мелодию"

Сценарий командной музыкально-игровой программы "Угадай мелодию". Для организаторов досуговой деятельности детей....

Сценарий внеклассного мероприятия. Игра "Угадай мелодию".

Сценарий внеклассного мероприятия. Игра "Угадай мелодию"....

Сценарий II конкурса Вокального творчества "Мелодии детства", посвященного Году театра в России

С тех пор так и повелось — с первым снегом Снегурочка возвращается, а в начале лета жаркого опять белым облачком на холодный Север улетает. Старик со старухой все лето её поджидают, грибы и ягод...