Рабочая программа для 9 класса по элективному курсу.
рабочая программа по математике (9 класс)

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано: «… в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусмотрены учебные курсы, обеспечивающие различные интересы». Рабочая программа составлена для 9 класса. Тема курса "Решение текстовых задач".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано: «… в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусмотрены учебные курсы, обеспечивающие различные интересы». Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ОГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%.  По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач.

Цель данного курса:  повышение уровня  математической культуры обучающихся.

Задачи:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • способствовать профориентации.

     Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 30 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 14 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из семи тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.  Темы:  «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» - выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,  сведениями  важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.  

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения данного курса

В результате изучения курса «Решение текстовых  задач» получат развитие предметные, личностные, метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем.

Личностные результаты:

1) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

4) повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по математике.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста задачи;

3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

4) освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;

5) формирование умений работать в группе, вести дискуссию.

Предметные результаты:

1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; владеть теоретическим материалом;

3) знать стандартные алгоритмы решения математических задач и способы решения различных типов усложнённых задач;

4) использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

5) решать текстовые задачи арифметическим способом; с помощью

составления и решения уравнений; составления и решения системы уравнений; проводить практические расчеты.

Содержание программы.

№п/п

Название раздела

Содержание учебного раздела

Кол-во часов

1

Текстовые задачи и техника их решения.

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

1

2

Задачи на движение.

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

11

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

4

4

Задачи на работу.

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

4

5

Задачи на проценты.

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

4

6

Задачи на числа.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

2

7

Задачи повышенной трудности.

Текстовые задачи из ОГЭ за курс 11 класса.

3

Учебно-тематический план курса: «Решение текстовых задач»

занятия

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Вид

занятий

I. Введение  

1

1

Текстовые задачи и техника их решения.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

II. Задачи на движение.

11

2

3

Движение по течению и против течения.

2

Практикумы с элементами дидактической игры.

4

5

6

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

3

Беседа.

Групповая работа.

Практикум.

7

8

Движение по окружности.

2

Комбинированные занятия.

9

10

Графический способ решения задач на движение.

2

Практическая работа.

11

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

12

Практикум по решению задач по теме «Задачи на движение».

1

Практическая работа.

III. Задачи на сплавы, смеси, растворы.

4

13

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

1

Комбинированное занятие.

14

15

Практикум по решению задач.

2

Практикум по решению задач.

16

Практикум по решению задач  по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

1

      Практикум по решению задач.

IV. Задачи на работу.

4

17

Задачи на работу.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

18

19

Практикум по решению задач.

2

Практикумы.

20

Практикум по решению задач  по теме «Задачи на работу»

1

      Практикум по решению задач.

V. Задачи на проценты.

4

21

Задачи на проценты.

1

Комбинированное занятие.

22

23

Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.

2

Практикум по решению задач.

24

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

VI. Задачи на числа.

2

25

Задачи на числа.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

26

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

VII. Задачи повышенной трудности.

3

27-28

. Решение задач повышенной трудности

2

Практикум по решению задач.

29-30

Итоговое занятие.

2

Практикум по решению задач

 

Литература.

1. Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Математика : районные олимпиады : 6-11 классы. — М. : Просвещение, 1990.

2. Гаврилова ТД. Занимательная математика. 5—11 классы. — Волгоград : Учитель, 2008.

3. Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8 – 9 классов. – М., Просвещение, 1994.

4. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике: учеб. пособие для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5— 11 классы. — М. : Айрис – Пресс, 2005.

6. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст.классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.

17. Цыпкин А.Г., А.И. Пинский Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Элективный курс)

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности....

Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА     Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для вып...

Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов

Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю...

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю...

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 11 класс, 2 ч в неделю

Рабочая программаи КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 11 класс, 2 ч в неделю...