Рождественские посиделки
классный час (8 класс)

Соколенко Светлана Ивановна

Рождественские посиделки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_3-1.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рождественские посиделки

ЦЕЛЬ:

познакомить детей с древними традициями празднования

Рождества; установить связь времен: прошлого и настоящего.

ЗАДАЧИ:

познакомить с историей возникновения праздника Рождества;

познакомить с понятием «рождественские Святки» и историей их возникновения;

расширить духовный мир детей;

создать условия для подготовки к празднованию Рождества.

ОБОРУДОВАНИЕ:

репродукции картин: Андреа Мантенья «Мадонна с младенцем», Питера Брейгеля Старшего. «Поклонение Христу»,  Ван дер Хуса «Поклонение пастухов», Стефана Лохнера «Поклонение младенцу», Сандро Боттичелли «Рождество», иллюстрации из детской библии; записи Рождественских песен, записи стихотворений на доске.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа с элементами игры.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ:   – 15 лет.

ВРЕМЯ: 60  минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: хол 2 этажа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий: Завтра весь православный мир будет отмечать великий святой праздник Рождества Христова. Этот светлый праздник не обойдет и нас стороной. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Наши рождественские посиделки будут посвящены этому событию.

Сегодня вы услышите рассказ о том, как более 2000 лет тому назад в городе Вифлееме на свет появился маленький мальчик по имени Иисус. Город Вифлеем располагался в стране, которая в наши дни называется Израилем. Итак, слушайте. (Звучит фонограмма музыки.)

Там было горячее соленое море и горячие белые пески, а люди носили свободные и прямые одеяния и закидывали край материи на голову, чтоб уберечься от дневного летнего солнца, раскаленного, как подкова в огне. Но только и в таких жарких странах бывает зима и холодные ночи.

Когда Он родился, какого числа? Этого точно сегодня никто не знает. Зато известно множество замечательных подробностей, связанных с ночью Его рождения, а также многое, что задолго предшествовало Его рождению, но оказалось связано с ним.

Христианство началось с Его рождения. Четыре Его ученика, апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн, оставили четыре описания Его жизни и деяний. Но только два из них – Матфей и Лука – поведали о том, как Он родился и что при этом происходило, о Рождестве.

Апостолы говорят, что матерью Его стала девушка по имени Мириам, Мария из города Назарета. Ее взял в жены немолодой человек по имени Иосиф, и тут к Марии явился Ангел. “И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему. И отошел от нее Ангел”.

И к Иосифу явился во сне Ангел. И поведал Иосифу, что предопределено ему вырастить и воспитать Божьего Сына. Беден был Иосиф-плотник, но происходил из славного рода царя Давида. И скромная дева Мария тоже была в потомстве Давида, царя-псалмопевца, угодного Богу.

Время шло, и время родить Марии приближалось. Тогда вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей Земле. Каждый должен был быть записан не там, где он жил, но там, откуда произошел его самый древний предок. Поэтому вся страна гудела, как потревоженный улей. Все собирались, отправлялись в путь, и Иосиф с Марией отправились туда, где жил некогда Давид, ставший царем, в город Вифлеем. В Вифлеем съезжались знатные потомки Давидовы, и город с почтением встречал именитых приезжих, предоставляя им лучшие места на постоялых дворах. Когда же явились Иосиф с Марией в город, все только пожимали плечами, украдкой посмеивались, и мест для них не оказалось ни на постоялых дворах, ни в жилых домах. Надвигалась ночь. Иосиф с Марией дошли до окраины города. Кончались постройки, дальше лежала пустая земля и холмы. И все же нашелся добрый человек и пожалел путников. Но в доме места не оказалось, и он отправил их на ночлег в хлев. Провести ночь с животными все лучше, чем на улице. Мария и Иосиф расположились в хлеву, а в старину на Руси говорили “вертеп”.

Туда на ночь отправляли животных, чтобы укрыть от свирепого ветра, налетавшего из холодной зимней пустыни. Им, животным, приносили туда солому для подстилки и сено на ужин. Мария и Иосиф были людьми бедными и неприхотливыми, а в такую ночь были рады и такому соседству животных. В эту ночь и свершилось предсказание Ангела. И родила Мария своего ребенка, своего первенца, и положила в ясли. Было холодно, и она закутала младенца, а в ясли постелила солому. Но все равно было холодно, тогда вол и осел подошли к яслям и стали дышать, отдавая свое тепло, чтобы согреть Новорожденного.

Стихотворение «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ» Саша Черный. Фоновое сопровождение ДЖУЛИО КАЧЧИНИ «АВЕ МАРИЯ».  

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц вынырнув из тени

Гладил лен Его волос…

               Бык дохнул в лицо младенца

              И соломою шурша,

              На упругое коленце засмотрелся чуть дыша.            

 Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

 Пес прокравшись к теплой ножке

Полизал его тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!

И заплакал звонко—звонко

В предрассветной тишине…

А Христос раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Но все равно было холодно, да к тому же и темно. Вдруг шесть лучей ясного света проникли в вертеп сквозь маленькое отверстие в стене. Это звезда заглянула к ним, Рождественская звезда.

А неподалеку ночевали пастухи. Они-то уже привыкли к непогодам и, устроившись на ночлег, спали крепко. Внезапно небо озарилось светом, и предстал им Ангел Господен. Приблизившись к ним, он тихо велел подняться.

Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который и есть Христос. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Поднялись они и двинулись в путь. И вошли в вертеп и первыми поклонились Младенцу. Говорят, они подарили Новорожденному ягненка. И возвратились пастухи, в славе хваля Бога за все, что видели и слышали. Они нескончаемо обсуждали событие этой ночи. А все слушавшие дивились тому, что рассказывали пастухи, и гадали о будущем Младенца, возвещанном Ангелом Божьим.

Ч т е ц.         Пастухам явился

Ангел с небеси;

Радость пребольшую

Рассказал в степи.

И простые люди

К Господу пошли,

И в вертепе в яслях

Малыша нашли.

А когда вернулись

Пастушки домой,

Славили, хвалили

Бога всей душой.

              М. Андрущик

Ведущий: Такое предание  о Рождестве Христовом известно нам в настоящее время.

7 января – Рождество Христово – это светлый праздник, который отмечают все православные христиане. С этим праздником связано много обычаев и обрядов, о которых мы сегодня поговорим.

6 января – Рождественский сочельник канун Рождества (Коляда). Сочельник, или сочевник, получил название от слова “сочиво”. Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Готовится он из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, чечевицы, позднее – риса. На второй день Рождества готовили бабыну кашу, или бабкину кутью. Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину кашу готовили “богатой”.

В Рождественский сочельник церковь предписывала строгий пост до вечернего богослужения, до первой звезды. Православные люди, соблюдая пост перед праздником, готовят себя к важному и торжественному событию. Человек ограничивает себя в еде, но отказ от определенных видов пищи связан не только с телесным началом. Ограничивая телесное, мы как бы расширяем в себе духовную сторону нашего существа. Во время поста считается особо тяжким грехом раздражение, гнев и неприязнь к кому-либо. Пост – ступенька к совершенству.

– Почему церковь предписывала соблюдать пост до первой звезды? С каким событием это связано? (Высказывания детей.)

В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Младенца-Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.

– Как вы думаете, почему считалось большим грехом и оскорблением непринятие христославов, отказ в одаривании пришедших? С каким событием связан обряд одаривания?

– Постарайтесь ответить, почему в деревенский дом приводили животных? (Высказывания детей.)

Ведущий (дополняет): В некоторых областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома, “обсеивали” овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: “По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток”. Эти пожелания объясняются тем, что в крестьянских усадьбах именно к этому времени появлялся приплод ягнят, телят.

В северных областях и средней полосе России, где зимы были особенно суровы, крестьяне, стремясь сохранить молодой приплод, размещали его в жилых домах, выхаживали, выкармливали и, таким образом, как бы само собою устраивался вертеп. Вошло в обыкновение в рождественских приветствиях желать доброго приплода, богатых урожаев, зажиточного бытия.

Нередко христославы выкрикивали “корилки” – угрожающие колядки, запугивая хозяев дома. Для чего это делалось? Какие колядки вы знаете с элементами запугивания?

Д е т и.       Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег с полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или индюшку,

Или сена клок,

А не то вилы в бок.

Коляда, коляда, подай пирога!

Подай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога – тому скот, живота,

Кто не даст пирога – уведем корову за рога.

Кто не даст пирога –

Тому куричья нога,

Гроб да лопата,

Корова горбата!

(Высказывания детей.)

и, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.

Д е т и.    На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

Чтобы здоровы были,

Чтобы долго жили!

Дай вам, Господи, всего-то всего:

Одна-то бы корова

По ведру доила,

Одна-то бы кобыла

По два воза возила.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Дети рассказывают, как они колядуют,  и какие еще колядки они знают, показывают.

Ведущий: От Рождества Христова начинались Белые Святки, или “Святые вечера”, до праздника Крещения (7–18 января). Домашние детские, девичьи обычаи и радости этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.

В конце декабря становятся короче глухие зимние ночи, длиннее – дни: солнце повернуло на лето. В древности, тысячу с лишним лет назад, в честь зимнего солнцеворота жгли славяне костры в снегах, по берегам рек. А еще прежде – древние египтяне, римляне, скандинавы-викинги праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.

Шло время и “рождественские Святки” стали одним из самых веселых долгожданных праздников в народном календаре. Все это время было праздничным, в дом приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо намажет сажей. Или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. В этих народных сценах всегда кто-нибудь умирал, но тут же воскресал и пускался в пляс: неистребимая надежда на то, что жизнь на земле вечна, насыщала людей радостью, смехом, без этого жизнь будет казаться трудной и скучной.

Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы. Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На Святки ездили в гости и принимали гостей, навещая близких и родных, да еще устраивали….

Что ж, матушка? За чем же стало?

В Москву, на ярмарку невест!

Там слышно, много праздных мест.

И вот по родственным обедам

Развозят Таню каждый день

Представить бабушкам и дедам.

А. С. Пушкин

– Да, устраивались смотрины невест – гостевания девушек у родственников.

На Святки не только веселились – бывало и страшное, и таинственное. Навстречу страшному шли добровольно. Послушайте балладу В. А. Жуковского.

– Какой обычай он описывает?

(Группа девочек разыгрывает балладу В. А. Жуковского “Светлана”.)

Светлана

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

“Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой красавица: “Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое”.

“Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах, а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель”.

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

“Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь без обмана

Ты узнаешь жребий свой;

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за твой прибор

Ужинать с тобою”.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной радостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Радость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подперевшись локотком,

Чуть Светлана дышит…

Вот… Легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

Занялся от страха дух…

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

“Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!”

После прослушивания баллады дети высказывают свое мнение.

– В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем, то, что было в глубокой древности торжественным обрядом жрецов, стало на Руси святочным девичьим обычаем.

– Какие народные обычаи нашли отражение в первых строчках баллады?

– Как вы думаете, почему гадание о будущем, о своей судьбе приходилось именно на Святки?

– Жуковский написал балладу, а А. С. Пушкин написал сказку, одна из героинь которой тоже прибегала к помощи зеркальца. Что это за сказка?

– Да, гадали и в шутку, и всерьез. Девушки поодиночке ходили ночью в баню, там допрашивали судьбу. Это было очень страшное гадание. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под своей кроватью подобие колодцев, а укладываясь спать, приговаривали: “Суженый, ряженый, приди по воду”. Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: “Суженый, ряженый, приди причесать мне голову”. Девушки гадали: по упавшему башмаку, по шуму мельницы, по следам на снегу, по скрипу ворот, по сосновой лучине, по кольцу, замерзшему во льду, по ореховым скорлупкам, пущенным на воду, по плеску воды в проруби, по цоканью копыт на проезжей дороге, по тени, которую отбросит на стену при свече горящий лист бумаги: по очертаниям воска, расплавленного и вылитого на воду.

(Подготовленные дети рассказывают, как девушки гадали о своем будущем.)

– А как еще испытывали свою судьбу девушки, какими способами они старались заглянуть в свое будущее?

Д е т и: Бросали в чужой дом лапти. Если хозяева засмеются – попадешь в веселую семью, если будут ругаться – в сварливую.

Из чаши с водой зубами пытались достать какой-либо предмет. Удастся – значит, быть замужем в этом году.

Девушки ходили по деревне, и каждая по очереди стучала деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук девушки отзовется голос женщины, то постучавшая в окно девушка не выйдет замуж в этом году, если же она услышит на свой стук голос мужчины, то замуж выйдет.

Несколько девушек брали по лепешке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепешку первой съела собака.

– В каких книгах вы читали о гаданиях? Постарайтесь обосновать, почему обычай гадания не является церковным. (Высказывания детей.)

– Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре. Игра эта не открывали будущего – но сколько в ней было пенья, блеска, смеха, надежды на счастье…

А я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню,

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки в высоком, в высоком…

– Без этой песни не обходилась ни одна святочная девичья посиделка: ни в деревенской избе, ни в боярском тереме. И главное святочное гадание – подблюдное – немыслимо было без песен.

Инсценировка гаданий:

Участники образуют круг. Ведущая собирает колечки или мелкие предметы. Предметы складываются в чашу с водой, и она накрывается белым покрывалом.

Г а д а л к а (проходя по кругу, поет):

Идет кузнец из кузницы. – Слава!

Несет кузнец три молота. – Слава!

Скуй, кузнец, мне золот венец. – Слава!

Из обрезочков мне золот перстень. – Слава!

Тем мне венцом венчаться. – Слава!

Тем кольцом обручаться. – Слава!

(После песни перемешивает предметы и, приговаривая, достает один из них.)

П р и г о в о р к а:   Жемчужина окатная,

До чего тебе докатитися,

К князьям и боярам на шапки.

– Этому колечку длинная дорога во чужую сторону…

– Этому колечку быть счастливой… и т. д.

Ведущий: В Святочные вечера было принято играть. Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодежь шла в посиделочную избу. Ее откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся.

Стол в посиделочной избе ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу, взявшись за руки; круг замыкался, очищая и освящая еду. После ужина начинались игры и хороводы, суть которых – выбор пары. ИГРА “Я ЗОЛОТО ХОРОНЮ”

Считалкой выбираются водящий и “раскладывающий”. Остальные играющие садятся на скамеечку в ряд.

“Раскладывающий” берет какой-нибудь маленький предмет (пуговицу, монетку, колечко и пр.) и делает вид, что кладет его в сложенные лодочкой руки играющих. При этом приговаривает:

Я золото хороню

У батюшки в терему.

Кому золото попало,

Там метелкой распахало.

Водящий становится позади игроков и старается угадать, у кого спрятан предмет. Если угадывает, то садится на место игрока, которому этот предмет положили, а тот идет “раскладывать”. Прежний раскладывающий становится водящим.

ИГРА 1. “ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ”

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели;

Как они садились,

Все люди дивились.

(Ходят две девушки и садятся к парням на колени.)

Песни воспевали,

Нас утешали,

Нас утешали,

Три раза целовали.

(Целуются с парнями, после чего начинают ходить парни.)

Летели два ворона

Крылья оборваны,

Как они летели

Все люди глядели… и т. д.

ИГРА 2. “КАЧУ-МЕЧУ”

В с е  п о ю т:          Я качу-мечу золотым кольцом,

Бралиантовым.

За колечушком,

За бралиантовым

Я и сам схожу,

За собой поведу

Милу девицу.

(Парень выходит, выбирает девушку и водит, исполняя все, что поют далее.)

Я возьму ее

Я за рученьки,

Я поставлю ее

Среди улицы,

А я сам пройдусь

Вдоль по улице,

Поведу ее

Я вдоль по улице,

Подойду я к ней

Я близёхонько,

Поклонюсь ей

Я низёхонько.

(Они кланяются. Парень уходит, а девушка играет роль под ту же песню).

За колечушком,

За бралиантовым

Я сама схожу,

За собой поведу

Добра молодца … и т. д.

Ведущий: В деревнях сохраняются обычаи, предания и приметы праздника – старые, старинные, а иногда и древние. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережет все то, что накопила народная мудрость. А корни есть не только у дерева. Наши обряды и обычаи – это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. И, наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчета, являемся носителями древних представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, таким образом превращаясь из обычных людей в волшебных, то темных зверей – лисичек, зайцев, котов и т. д. Все это пронизано следами древнейшего происхождения, хотя и воспринимается нами как вполне современный праздник.

На этом наши посиделки заканчиваются. Спасибо вам ребята за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Разработка "Рождественские посиделки"

Мероприятие  в рамках проекта "Народная культура в образовании"...

Рождественские посиделки

Приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками....

Рождественские посиделки

Сценарий народного обрядового праздника....

Рождественские посиделки

Мероприятие по краеведению.Цель: воспитание у учащихся уважительного отношения к национальному наследию;            стремление сохранять и обогащ...

Рождественские посиделки

Внеклассное мероприятие для учебной группы о традициях празнования Рождества в России и Великобритании...

Сценарий школьного мероприятия “Колядки. Рождественские посиделки”

Данный материал даст возможность использовать материал для проведения внеклассного мероприятия "Колядки" ....