Интеллектуально-познавательная игра "Устами природы" (для 6 класса).
материал (6 класс)

Мелентьева Лариса Николаевна

Развитие познавательного интереса  - одна из главных задач, стоящих перед педагогом. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество  разнообразных форм деятельности  на  внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуально – познавательной игры. Формируются 2 команды, которые выполняют задания индивидуально или всей командой. Задействован весь класс, предусмотрены задания для болельщиков. 

Игра  состоит из следующих конкурсов:

Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры учащиеся работают как в группах, так и индивидуально. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_6_klass.doc406.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуально – познавательная игра

по экологии «Устами природы»

Accipiter-nisus.jpg

Составила: Л.Н.Мелентьева,

педагог-организатор

д.Морозовица

2018-2019 учебный год.

Аннотация

Развитие познавательного интереса  - одна из главных задач, стоящих перед педагогом. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество  разнообразных форм деятельности  на  внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуально – познавательной игры. Формируются 2 команды, которые выполняют задания индивидуально или всей командой. Задействован весь класс, предусмотрены задания для болельщиков.  

Игра  состоит из следующих конкурсов:

Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры учащиеся работают как в группах, так и индивидуально. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель: 

- Обобщение и углубление экологических знаний.

- Развитие творческих способностей школьников.

- Воспитание экологической культуры школьников.

Задачи: 

Образовательные: в процессе игры выявить знания учащихся и расширить кругозор учащихся в области  экологии и охраны окружающей среды.

Развивающие: продолжить работу по формированию умений высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы; навыков работать  в группе; развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса учащихся к проблемам охраны природы.

Воспитательные: способствовать формированию любви и бережного отношения к природе.

Участники: обучающиеся 6 класса.

Оборудование: ноутбук, презентация к игре, карточки с вопросами.

Ход мероприятия.

Ведущий: Сегодня мы проведем интеллектуально – познавательную игру «Устами природы». Наша игра будет состоять из нескольких туров: «Угадай-ка»; «Обгонялки»; «Объясни понятие»; «С природой не поспоришь»; «Вопросы для болельщиков»; «Шарады»; «Узнай обо мне»; аукцион «Кто больше»; «Блиц – турнир».

Ведущий: Итак, мы начинаем свою игру первым туром «Угадайка».

Задание: Каждая команда поочередно отвечает на вопросы. На обдумывание вопроса 15 секунд. Ответы даются с 2-х попыток. (1 попытка - 50 очков, 2 попытка - 25 очков).

Вопросы для конкурса.  

1. Каждое лето из воды улетает рыбий обед. Что это за обед? (Комары: дергун, долгоножка, малярийный).

2. Как отличить самца от самки у волнистых попугайчиков? (По восковице: у самца она синяя, у самки - желтая).

3. Что такое заповедник? (Лаборатория в живой природе - природе первозданной, заповедной).

4. Чем отличается заповедник от заказника? (Территория заказника временно заказана, на время какого-либо эксперимента).

5. Какое значение имеют насекомые? (Способствуют опылению растений; служат пищей для животных; рыхлят почву, способствуют накоплению воды и воздуха в почве; являются переносчиками болезней).

6. Какое значение имеют муравьи в лесу? (Муравьи - хищники, они регулируют численность растительноядных насекомых в лесу, т. е. ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса; муравьи очень часто спасают лес от пожара).

7. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

8. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице).

9. Угадай птицу. «Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». (Сова. Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна).

10. Угадай животное. «Сама знаю, что не красавица._А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород).

11. Узнай растение (читают описание растения). Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. (Ландыш)

12.Узнай растение (читают описание растения). Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется: вот-вот пробежит ветерок и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (Колокольчик).

13. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок).

14. Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют? (Рябина, осина, клен).

15. Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками).

16. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу).

Ведущий: Второй тур называется  «Обгонялки».

Задание: Задаются загадки о природе. Ответ принимается у тех игроков, которые первыми поднимут карточку. При неправильном ответе право на ответ передается следующей группе игроков. (I попытка - 50 очков, II попытка - 25 очков).

Загадки.

1. Белые, душистые в лесу растут,

     Весной рано цвету. (Ландыши)

2. Колосится в поле рожь,

    Там во ржи цветок найдешь,

    Хоть не красный он, а синий,

    Все ж на звездочку похож! (Василек)

3. Эти ягода найдете на большом лесном болоте,

    Словно там набросаны красные горошины. (Клюква)

4. Меня частенько просят, ждут,

    А только появлюсь - все прятаться начнут. (Дождь)

5. Желтая, а не репа, круглая, но не солнце,

   С семечками, но не подсолнух. (Тыква)

6. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

    На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

7. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

8. Гуляет в поле, да не конь,

   Летает на воле, да не птица. (Ветер)

9. Ни огня, ни жару не имею, а все ожигаю. (Молния)

10. Не огонь, а жжется. (Мороз)

11. Весной умирает, а осенью оживает. (Снег)

12. Лежит на земле, не закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)

13. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

14. Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,

      А весною на весу превращается в росу. (Иней)

15. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

16. Не живой, а на всех языках говорит. (Эхо).   

Ведущий: Третий тур «Объясни понятие». 

Задание: Вызываются по 2 участника от каждой команды. Поочередно двум участникам от каждой команды необходимо объяснить друг другу следующие понятия, которые связаны с экологией, охраной природы или самой природой. Нельзя называть однокоренные слова.

За каждый правильный ответ - 30 баллов. На каждое слово для его угадывания дается 1 минута.

1 команда: хищник (один из участников хищничества, который атакует другого участника (жертву) и питается частями его тела; иногда в широком смысле под хищником понимают любой биологический организм, осуществляющий поедание других организмов);  лесник (до вступления в силу Лесного кодекса (2006) - работник государственной лесной охраны, штатный сотрудник лесничества. За лесником закреплялся лесной обход, ему выдавался паспорт участка, форменное обмундирование).

2 команда: заповедник (участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами);  браконьер (тот, кто занимается браконьерством, то есть охотится или ловит рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом).

Ведущий: «С природой не поспоришь» - так называется наш четвертый тур.

Задание: Природа богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Сейчас вам предстоит вспомнить и объяснить, что сулит та или иная примета.

Поочередно каждой команде я буду называть начало приметы, а вы должны будете объяснить ее. Например, облака идут низко -  ожидай стужи (мороза, похолодания).

За каждый правильный ответ с 1 попытки -15 баллов, со 2 попытки - 10 баллов.

При неправильном ответе право на ответ передается другой команде, но только одна

попытка.

Приметы для 1 команды:

- Много рябины -  (к дождливой осени).

- Звезды яркие -  (к хорошей погоде).

- Если январь холодный - (июль будет сухой и жаркий).

- В январе висит много частых и длинных сосулек -  (урожай будет хорошим).

- Много насекомых летит к костру  - (к дождю).

Приметы для 2 команды:

- Частые туманы обещают -  (урожай грибов).

- Рыбы выпрыгивают из воды - (перед дождем).

- Сильный треск кузнечиков в июле предвещает - (сухую погоду).

- Разворковались голуби - (будет хорошая погода).

- Куры перебирают свои крылья клювом - (к дождю).

Ведущий: «Вопросы для болельщиков».

Задание: Ответить на вопросы ведущего, принося балл команде, за которую болеет.

1. Что такое «серный дождь»? (При обильном цветении хвойных ветер часто сносит пыльцу в населенные пункты, а если при этом пройдет дождь, то он будет желтого цвета. Люди принимают это явление за «серный дождь»).

2. Плоды какого ягодного кустарника называют «северным виноградом»?

(Плоды крыжовника)

3. Почему березу называют «пионером» среди деревьев? (Береза первая осваивает открытые пространства)

4. Отрывок из рассказа: Войдя в лес, Дровосек и Лев обратили внимание на то, что деревья в лесу совсем не похожи на те, которые встречаются на опушке. Чем отличаются кроны деревьев, растущих в лесу и на поляне? С чем это связано?

(Деревья, растущие на полянах и опушках, имеют раскидистую крону с ветвями, отходящими уже в нижней части ствола. У деревьев в лесу ветви начинаются на большой высоте от земли, крона не раскидистая из-за соседних деревьев, закрывающих солнечный свет).

5.Что такое парниковый эффект? (В связи атмосферы в воздухе увеличивается содержание углекислого газа и др., что препятствует отдачи тепла от Земли в Космос. Это влечет повышение средней температуры планеты.)

6. У какой птицы самый длинный язык?        (У дятла – до 15 см.}

7.Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

Ведущий: Пятый тур нашего мероприятия «Шарады». 

Задание: В природе очень много загадок, головоломок, шарад. Сейчас мы с вами  разгадаем шарады. Темой этих шарад будет загрязнение окружающей среды.

Каждая команда выбирает карточку. Участники должны разгадать шараду. Время на этот конкурс - 2 минуты. Количество баллов за правильный ответ - 10 баллов. За скорость выполнения плюс 2 балла.

Шарада для 1 команды:

Слово состоит из 6 букв. Если у звука, который издает ворона, начальную букву заменить на букву «б» и прибавить слово, означающее - ветку дерева. В результате получим животное. Какое? (Бар - сук)

Шарада для 2 команды:

Слово состоит из 5 букв. Первая часть - восклицание в форме баранки. Если

у слова, означающее то, что осталось от дерева после того как его срубили, начальную букву заменить на букву «л» - это будет вторая часть. А вместе - это животное, нуждающееся в охране. (О – лень)

Ведущий: Вашему вниманию я предлагаю немного интересной информации «Узнай обо мне».

Растения - недотроги

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней – то  и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет, и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по земле. Например, недотрога.  Попробуйте коснуться ее стручка, увидите, как он выстреливает в вас липкими семенами.

Деревья на крышах

Ветер ... Он не только гоняет стаи туч и пыли, он переносит легкие семена трав и деревьев. Повезло, если семя попало на землю, где может прорасти и дать жизнь новому растению.

Но бывает и так, что вездесущий ветер заносит зернышко на крышу или на балкон. Тогда семечко тоже прорастает. Ему приходится плохо, но он находит в расщелинах стен крохи почвы. Так и вырастают березы и осины на крышах и балконах домов. Конечно, они намного меньше обычных деревьев. Жизнь в них еле теплится, и они рано погибают, не выдержав неравной схватки с камнем или бетоном.

Иногда семена оказываются под асфальтом. И нередко нежные зеленые ростки пробивают его. Люди этим ужасно недовольны: «Не полажено, корни деревьев разрушают стены, портят ровные асфальтовые покрытия». Но ведь растения не виноваты в том, что коварный ветер забросил их не туда, куда нужно.

Может быть, и у вас на балконе вырастет несчастное деревце. Постарайтесь осторожно пересадить его в землю.

Ведущий: Сейчас я предлагаю конкурс капитанов. Для вас аукцион «Кто больше». 

Задание: А теперь, уважаемые капитаны, вам необходимо внести свой вклад в победу команды. Капитаны команд по очереди, берут листочки, перевёрнутые надписями вниз. Вам необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

Командир 1 команды:

1. Мудрый, как … (сова)

2. Вороватый, как … (сорока)

3. Важный, надутый, как … (индюк)

4. Глазастый, как … (филин)

5. Нос с горбинкой, как у … (орла)

Командир 2 команды:

1. Большеглазый, как... (филин).

2. Ворковать, как... (голубь).

3. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).

4. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

5. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)

Ведущий: Я предлагаю последний тур «Блиц - турнир».

Задание: быстро и верно дать правильный ответ. Каждой команде задаю вопросы по очереди. Каждой команде будет предложено по 8 вопросов.

1. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова)

2. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

3. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

4. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины)

5. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок)

6. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел)

7. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут)

8. Где гнездятся скворцы кроме скворечников (в дупле)

9. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка)

10. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь)

11. Птица, которая умеет точно находить дорогу домой? (Голубь)

12. Кто подражает человеческой речи? (Попугай)

13. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

14. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки)

15. Самая крупная птица в России (Дрофа)

16. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны)

 

«Загадочный ящик».

Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"

«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиня­ется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...

Интеллектуально-познавательная игра КВН в 7 классе.

Данное мероприятие развивает речевые навыки учащихмся, формирует языковую компетенциию, вырабатывает быструю реакцию....

Интеллектуально-познавательная игра КВН в 7 классе.

Данное мероприятие развивает речевые навыки учащихмся, формирует языковую компетенциию, вырабатывает быструю реакцию....

"Географическое казино" интеллектуально-познавательная игра для 6-х классов

Цель игры: 1) повысить интерес к предмету географии,2) повторить изученный материал за учебный год,3) развивать логическое мышление,4) расширять кругозор учащихся.Методика проведения игрыИгра позволяе...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории 10 класс

Интеллектуально- познавательная игра "От Кремля до Рейхстага"  - - повторение,обобщение,  систематизация   исторических фактов и событий Великой Отечественной войны....