Сценарий литературного вечера для учащихся старших классов «Этот мир очарований, этот мир из серебра»
творческая работа учащихся (10, 11 класс)
Составитель: Маркова Анна, ученица 11а класса, МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Корректор: Манзык М.В., учитель русского языка и литературы
Форма: литературно-музыкальный вечер
Возраст: учащиеся старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера для учащихся старших классов
«Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Составитель: Маркова Анна, ученица 11а класса, МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Корректор: Манзык М.В., учитель русского языка и литературы
Форма: литературно-музыкальный вечер
Возраст: учащиеся старших классов.
Место проведения: в импровизированном «кафе» стоят столики, за которыми сидят «поэты» и гости; камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Оборудование: книжная выставка, портреты поэтов Серебряного века, фотографии, презентации, видеоролик, музыкальное сопровождение.
Оформление кафе : афиша: Художественное общество Интимного театра. Подвал «Бродячая собака», Михайловская площадь,5. Вечер лирики. Участвуют поэты: Бальмонт, Брюсов, Блок, Есенин, Ахматова, Гумилев, Маяковский, Северянин. Собираться 21.01 в половине двенадцатого. Вход исключительно по именным приглашениям правления.
Видеоролик «Поэты Серебряного века»
Ведущий 1
Начало ХХ века. Петербург. Михайловская площадь. Небольшой полуподвальчик дома № 5. Литературно-артистическое кафе «Бродячая собака».
На втором дворе подвал,
В нем - приют собачий,
Всякий, кто сюда попал,
Просто пес бродячий.
Но в том гордость,
но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть.
Это «собачий гимн», сочинённый поэтом Всеволодом Князевым к открытию подвала. «Бродячая собака» была торжественно открыта в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года. Строки эти он весело записал в переплетённую кожей синего цвета «Свиную книгу». Все смеялись. Но так и вышло.
Ведущий 2
«Бродячая собака» была открыта три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати. К одиннадцати часам, официальному часу открытия, съезжались одни «фармацевты». Тaк нa жaргоне «Собаки» звались все случайные посетители от флигель-aдъютaнтa до ветеринарного врача. Они платили за вход три рубля, пили шампанское и всему удивлялись.
Но на нашем сегодняшнем маленьком литературном вечере мы не будем похожи на фармацевтов, ведь мы знакомы с поэзией серебряного века и, читая стихотворения, выступим в роли участников.
Ведущий 1
Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворникa, пройти два засыпанных снегом дворa, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же вaс ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора. И вы погружались в пьянящую и завораживающую атмосферу веселья. Давайте же окунёмся в эту атмосферу и представим, что мы находимся там, окутанные вечером, поэзией и музыкой!
Ведущий 2
Эти вечера потом, когда «Собака» перестала существовать, с насмешливой нежностью вспоминала Анна Ахматова:
Да, я любила их, те сборища ночные,
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий 1
На маленькой эстраде «Бродячей собаки» выступал и похожий на молодого Пушкина Осип Мандельштам, и приехавшая из Москвы на свой «Нездешний вечер» Марина Цветаева, и деревенский, поразивший публику «свежими, голосистыми» стихами Есенин, и «грубый» Маяковский…. Здесь после фронта пел Вертинский. Танцевали балерина Тамара Карсавина и цыганка Бела Казароза. Самое серьезное внимание уделялось камерной музыке, классической и современной.
Ведущий 2
Вот высокий, бледный Александр Блок, особенно стройный в узком сюртуке. М. Горький сказал о Блоке: "Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Послушаем стихотворение Александра Блока
Выступающий (Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…»)
Звучит романс выдающегося русского и советского эстрадного артиста Александра Николаевича Вертинского. Слова этого романса принадлежат Александру Блоку.
Романс А. Вертинского "В голубой, далекой спаленке"
Ведущий 1
В длинном сюртуке и черном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступает, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального» взора в спину. А как Гумилёв читал свои стихотворения! Эта улыбка, несколько насмешливый, но милый взгляд, эта манера говорить нараспев… Многим из нас понравились стихотворения Гумилёва, поэтому сегодня он пользуется особой популярностью. Антон, предоставляем слово тебе.
Выступающий (Стихотворение «Шестое чувство»)
Продолжая тему «чувственности», послушаем выступление Даниса, который прочтёт стихотворение «Память».
Выступающий (Стихотворение «Память»)
Ведущий 2
Как говорил Гумилёв, Фёдор Кузьмич Сологуб иногда неудачно острил и ещё неудачнее сочинял экспромты, один из который начинался примерно так:
Вот я вижу, там
Сидит Мандельштам…
Кстати, насчёт Осипа Мандельштама! Он тоже был постоянным посетителем «Собаки». Всем запоминались интереснейшие стихотворения Мандельштама. Вот, например, одно из них
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...
Выступающий (Стихотворение «Я вздрагиваю от холода…»)
Ведущий 1
Звучит романс «Ты со мной неразлучна» на слова А. Ахматовой.
Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы, по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина, вписать в «свиную» книгу свои последние стихи. Да, Ахматова очень любила «Собаку», частенько засиживалась до петухов, а «в Петербурге зимою петухи поют поздно», как вспоминал ещё один из завсегдатаев «Собаки», учёный и литератор Николай Могилянский (подумать только, было же время, когда петухи пели в российской столице!). Послушаем стихотворение Анны Ахматовой в исполнении Саши Шкиль.
Выступающий (Стихотворение «А в книгах я последнюю страницу…»)
Ведущий 2
Артур Лурье – российско-американский композитор. Почему говоря о «Бродячей Собаке» мы упоминаем и этого человека? Во-первых, он посещал вечера в «Собаке», а во-вторых, он был одним из вдохновителей Анны Андреевны Ахматовой. На её стихотворения он написал множество вокальных произведений. Одно из них – «Чётки».
Звучит вокальное произведение Артура Лурье «Чётки».
Ведущий 1
Что же касается Владимира Маяковского и «Бродячей Собаки», существует легенда, что 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было не так, но то выступление было действительно легендарным. 1 февраля 1915 года Маяковский, не включённый в официальную часть, попросил у Пронина разрешения прочесть свои стихи . Он прочёл «Вам!». Эффект был потрясающий. Кто-то из дам был близок к обмороку, кто-то бился в истерике. Поднялся крик, женский визг. Маяковский молча стоял на эстраде, куря сигару. Кстати, несмотря на то, что Маяковский был любим многими женщинами, его главная муза была неизменна. Лиличка!
Выступающий (Стихотворение «Лиличка! Вместо письма»)
Ведущий 2
Ещё одно стихотворение Маяковского о любви
Выступающий (Стихотворение «Ты»)
Вот он – Маяковский. Поэт-бунтарь, горлан и агитатор, но в то же время и человек с чуткой и ранимой душой. «Любовь – это жизнь, это главное» - говорил Маяковский.
Вдохновенное чтение Игоря Северянина очень любили в Бродячей Собаке. Всё в них было сдвинуто в мечту, в сказку, в фантазию. Северянинская вселенная была очень узнаваема.
Выступающий (Стихотворение «Сергею Есенину»)
Ведущий 1
Вы, конечно, уже поняли, кому посвящено это стихотворение Маяковского. Да, на сцене «Собаки» стоит сказочно прелестный златокудрый Юноша в голубой вышитой рубашке. Это Сергей Есенин. Он удивительно задушевно читает свои звонкие чудесные стихотворения. Все слушают, затаив дыхание. Вдруг слышится тиканье, свист, звон разбитых бокалов. На сцену летят апельсиновые корки. Юный поэт замолчал, на лице его застыла растерянная по-детски беспомощная улыбка. Но то, что вы услышите сейчас, никак не стыкуется с этим описанием.
«Чёрный Человек « - это зрелая работа Сергея Есенина и одно из самых загадочных неоднозначно воспринимаемых произведений поэта.
Представляем вам поэму «Чёрный Человек» в исполнении Антона и Даниса.
Выступающий ( Миниатюра «Чёрный Человек»)
Выступающий (Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь»)
Марина Цветаева жила не в Петербурге, а в Москве, но она всё равно бывала на вечерах в кабаре. На своих «нездешних вечерах». Прекрасное стихотворение
Выступающий (Стихотворение «Мне нравится..»)
Выступающий (Стихотворение «Уж сколько их упало в это бездну…»)
Ведущий 1
Пастернак. Это звучная фамилия тоже часто звучала в Собаке. Сначала фантазийные и сказочные стихотворения, позже – очень сильные и серьёзные. Передаём слово Антону.
Выступающий ( Стихотворение «Магдалина 2)
Ведущий 2
Понемногу «Собака» пустеет. Поэты, конечно, засиживаются дольше всех. Гумилёв и Ахматова, царскосёлы, ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию. За компанию же едут на вокзал. Там в ожидании поезда пьют чёрный кофе. Разговор уже плохо клеится, больше зевают. Раз так за кофеем пропустили поезд. Гумилёв, очень рассердившись, зовёт жандарма: «Послушайте, поезд ушёл?» – «Так точно». – «Безобразие – подать сюда жалобную книгу!». Книгу подали, и Гумилев исписал в ней с полстраницы. Потом все торжественно расписались. Кто знает, может быть, этот забавный автограф найдут когда-нибудь.
Ведущий 1
На улицах пусто и темно. Звонят к заутрене. Дворники сгребают выпавший за ночь снег. Проезжают первые трамваи. Завернув с Михайловской на Невский, один из «праздных гуляк», высунув нос из поднятого воротника шубы, смотрит на циферблат Думской каланчи. Без четверти семь. Ох! А в одиннадцать надо быть в университете.
Но… Кто-то ещё не встаёт и направляется сюда с энтузиазмом в глазах.
Выступающий (Стихотворение «Заблудившийся трамвай»)
Ведущий 2
Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.
Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт поэзии Серебряного века, пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.
Звучит лирическая фортепианная тема.
Список используемой литературы:
- Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера:- М.: ВАКО, 2006.
- «Анна Ахматова стихи. Приходи на меня посмотреть... »// электронный ресурс: stihi-rus.ru
- «Поэзия. А.А.Ахматова - стихи, лирика»// электронный ресурс: stihi-xix-xx-vekov.ru //«Ахматова, Анна» litera.ru
- Электронный ресурс: Жизнь и творчество поэтов серебряного века » otherreferats.allbest.ru // Анна Ахматова» ahmatova.niv.ru
- Пастернак Б.Л. Избранное. М.: Просвещение, 1993.
- Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971.
Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991. - Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
Карсалова Е.В., А. В.Леденев: Серебряный век русской поэзии. М: Новая школа,1996
Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.
Урбан А. Стихи-собеседники. Л.: Дет. литература, 1978..Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1992 - Электронные ресурсы:
http://www.kostyor.ru/student/?n=141
http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/575-serebryanyy-vek-v-rossii.html
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Serebrjanyj-vek/002-Serebrjanyj-vek.html
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,25580/Itemid,118/
http://www.lyceum8.ru/serebryniy_vek/
http://www.silverage.ru/poets/poets.html
Предварительный просмотр:
Аннотация к сценарию литературно-музыкального вечера, посвященного поэтам Серебряного века.
Серебряный век – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена.
Русский Серебряный век неповторим. Культура Серебряного века была утонченной, изысканной, прекрасной. Никогда – ни до, ни после – не было в России такой взволнованности сознания, такого напряжения исканий и чаяний, как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка поэта значила больше и была насущнее, чем все содержание «толстых» журналов. Свет этих незабываемых зорь навсегда останется в истории России.
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного поэтам Серебряного века, предусматривает следующие задачи:
- развитие интереса к русской литературе;
- социализации личности старшеклассников;
- формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;
- развитие эмоциональной культуры личности.
Сценарий разработан на основе использования личностно- ориентированной технологии с элементами информационно- коммуникативной технологии. Личностно- ориентированная технология позволяет развивать личностный потенциал учащихся. Литературно- музыкальный вечер построен на принципах индивидуализации, творчества, успеха
Форма: литературно-музыкальный вечер
Форма проведения мероприятия дает возможность самопознания, самонаблюдения,
самооценке учащихся.
Возраст: учащиеся старших классов
Место проведения: в импровизированном «кафе» стоят столики, за которыми сидят «поэты» и гости; камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Советы: Количество ведущих и чтецов не регламентировано. Оптимальный вариант – два ведущих. Прекрасный эффект достигается, когда стихи читают почти все участники вечера. Это способствует созданию неформальной атмосферы и позволяет вовлечь школьников в процесс сотворчества. Учитель (учителя) могут принимать активное участие в проведении.
Оборудование: книжная выставка, портреты поэтов Серебряного века, фотографии, презентации, грамзаписи стихотворений, видеозаписи романов на слова поэтов Серебряного века.
Оформление кафе: афиша: Художественное общество Интимного театра. Подвал «Бродячая собака», Михайловская площадь,5. Вечер лирики. Участвуют поэты: Бальмонт, Брюсов, Блок, Есенин, Ахматова, Гумилев, Маяковский, Северянин. Собираться 21.01 в половине двенадцатого. Вход исключительно по именным приглашениям правления.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к сценарию литературно-музыкального вечера, посвященного поэтам Серебряного века
«Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Сценарий разработан на основе использования личностно- ориентированной технологии с элементами информационно- коммуникативной технологии. Личностно-ориентированная технология позволяет развивать личностный потенциал учащихся. Литературно-музыкальный вечер построен на принципах индивидуализации, творчества, успеха
Форма: литературно-музыкальный вечер
Форма проведения мероприятия дает возможность самопознания, самонаблюдения,
самооценке учащихся.
Возраст: учащиеся 10-11классов
Место проведения: в импровизированном «кафе» стоят столики, за которыми сидят «поэты» и гости; камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Советы: Количество ведущих и чтецов не регламентировано. Оптимальный вариант – два ведущих. Прекрасный эффект достигается, когда стихи читают почти все участники вечера. Это способствует созданию неформальной атмосферы и позволяет вовлечь школьников в процесс сотворчества. Учитель (учителя) могут принимать активное участие в проведении.
Оборудование: книжная выставка, портреты поэтов Серебряного века, фотографии, презентации, грамзаписи стихотворений, видеозаписи романов на слова поэтов Серебряного века.
Оформление кафе: афиша: Художественное общество Интимного театра. Подвал «Бродячая собака», Михайловская площадь,5. Вечер лирики. Участвуют поэты: Бальмонт, Брюсов, Блок, Есенин, Ахматова, Гумилев, Маяковский, Северянин. Собираться 21.01 в половине двенадцатого. Вход исключительно по именным приглашениям правления.
Проведение литературно-музыкального вечера рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество поэтов серебряного века: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчеством русских поэтов. В качестве формы углубленного изучения материала рекомендуется проведение литературно-музыкальный вечер.
Список используемой литературы:
- Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера:- М.: ВАКО, 2006.
- «Анна Ахматова стихи. Приходи на меня посмотреть... »// электронный ресурс: stihi-rus.ru
- «Поэзия. А.А.Ахматова - стихи, лирика»// электронный ресурс: stihi-xix-xx-vekov.ru //«Ахматова, Анна» litera.ru
- Электронный ресурс: Жизнь и творчество поэтов серебряного века » otherreferats.allbest.ru // Анна Ахматова» ahmatova.niv.ru
- Пастернак Б.Л. Избранное. М.: Просвещение, 1993.
- Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971.
Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991. - Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
Карсалова Е.В., А. В.Леденев: Серебряный век русской поэзии. М: Новая школа,1996
Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.
Урбан А. Стихи-собеседники. Л.: Дет. литература, 1978..Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1992 - Электронные ресурсы:
http://www.kostyor.ru/student/?n=141
http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/575-serebryanyy-vek-v-rossii.html
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Serebrjanyj-vek/002-Serebrjanyj-vek.html
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,25580/Itemid,118/
http://www.lyceum8.ru/serebryniy_vek/
http://www.silverage.ru/poets/poets.html
Составитель: Манзык М.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")
Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века" "...Этот мир очарований, этот мир из с...
Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."
Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....
Технологическая карта к интегрированному уроку-погружению "Этот мир очарованье, этот мир из серебра"
технологическая карта...
"Этот мир очарования, этот мир из серебра"
Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...
Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов» к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов
Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...
Урок литературы в 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск
Урок литературы в 11 классе«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск...