Программа "Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Программа разработана на 6 лет. Ежегодно составляется план мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktika_pravonarushuniy.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:

директором МБОУ СОШ № 9

_____________ /С.В. Демьяненко/

Приказ №__ от «__»___ 2017 г.

Программа
«Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-психологическая служба

МБОУ СОШ №9

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Сроки реализации программы

2017-2022 годы

Исполнители программы

Социально-психологическая служба

МБОУ СОШ №9

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей  подростков;
  • преодоление роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о

необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №9.

Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и          правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

 

Цели программы:

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Задачи программы:

  • повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических  работников, родителей;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

           Содержание программы. 

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками  включает:

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» .Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной  к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

 

Содержание

 

Изучение подростка и окружающей его среды.

Диагностика подростка.

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению.

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков.

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа .

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу школьного ПМПк.

Программу реализует социально-психологическая служба (с привлечением заинтересованных ведомств),администрация школы, классные руководители, педагог-организатор, педагог-организатор ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ГПДН.
  • Организация работы школьного ПМПК.
  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Педагогический всеобуч для  родителей.
  • Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска».
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте и учете в ГПДН.
  • Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 6-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  •  Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (9-11 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ГПДН;
  • классные часы;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

     2 направление:

Индивидуальная работа с подростками:

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • приглашение на заседание школьного ПМПк;
  • Беседы инспектора ГПДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • Направление ходатайств в КДН;
  • Проведение тренинговых занятий с обучающимися.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • Выбор родителей в состав школьной службы примерения.
  • «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КДН и ЗП.
  • Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
  • Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

 

1 блок

 

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений, 

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» 

2 блок

 

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

 

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, 

-сформировать жизненную позицию ребёнка

 

4 блок

 

-создание приоритетного родительского воспитания, 

-организация педагогического просвещения родителей, 

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

  

План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы (составляется на каждый учебный год).

 

Критерии отслеживания эффективности программы.

 

 

 

 

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ГПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

Проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг

План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....

Совместный план работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних студентов отделения ПКРиС ГБПОУ СО «ТЛК им.Н.И.Кузнецова» и КДН иЗП при администрации Талицкого ГО на 2015– 2016 учебный год

1.      Организация совместной работы специалистов КДН и ЗП г.  Талица с педагогическим коллективом отделения ПКРиС   ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж...

Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...