Блокадная ласточка
классный час (7 класс)

Сливина Светлана Геннадьевна

Сценарий мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnaya_lastochka.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

1.Урок истории: Блокада Ленинграда

2. Тема: Блокадная ласточка

3.Цели:

- Познакомить детей с жизнью города во время блокады.

-Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

-Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

4. Место проведения: Музей «Наши земляки – защитники Ленинграда» МАОУ СОШ №9

5. Экспонаты и оборудование: осколок гранаты, письма, фотографии, значок «Блокадная ласточка», проектор.

Ход урока

Учитель: Данный урок проходит в рамках изучения Великой Отечественной войны. В истории Великой Отечественной войны немало горестных, но одновременно героических страниц. И такой страницей является оборона и  снятие блокады Ленинграда. В Ленинграде, как нигде фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней и ночей.

Ученик:

Внимание! Внимание! Внимание!

Звучит запись фонограммы речи Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года

Ученик:
Все ждали прорыва блокады,
Полтысячи дней и ночей,
Ловя дальний гул канонады,
Тревожась и радуясь ей.
Как медленно он приближался,
Прорыва святой этот час,
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из вас.

Учитель: 
18 января исполнилось 75 лет со дня начала прорыва блокады, а 27 января исполнится 74 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день Российское правительство объявило Днем воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г. Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Ученик:

Всем, героическим защитникам Ленинграда, 
Всем, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ           Под музыку Альбинони «Адажио» выходят семеро человек со свечами  руках

Ученик:

Блокада!

Скудный ломтик хлеба –

Обычный суточный поёк.

Ученик:

Блокада!

Воющее небо,

Коптилки смутный огонёк.

Ученик:

Блокада!

Выстоять,

Не сдаться,

Собой всю Родину прикрыв…

Кто знает лучше ленинградца

Святого мужества порыв?

Ученик:

«Опять война, опять Блокада, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ученик:

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

Ученик:

И может показаться: пра́вы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права́!

Ученик:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна. ….»

Ученик: Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.

Сорок первый, сентябрь, восьмое число.

В этот день нас блокады огнём обожгло.  

Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо

И что смерть нам уже заглянула в лицо.

Ученик:1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Ученик:

 Какого цвета беда?
Какого цвета
война?
Какого цвета
холод?
Какого цвета
голод?
Какого цвета
блокада?
Какого цвета
круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна
 в кольце Ленинграда.

Ученик:

871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней ада, боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Ученик: Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли.  Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы.

Ученик:

На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон.
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградского биенье.

Ученик:  Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ученик: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.

(Выходят ученики с кусочками хлеба на ладошках)
-Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик,   прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.

Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я – хлеб… (Уходят)

Ученик: В эти трудные для Ленинграда дни, страна помогала в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни ». 

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ученик: В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио. Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ- стук метронома.       Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Ученик:

Это просто счётчик ритма-

Метроном.

Звук Блокады.

Ритм пощады

входит в дом.

Иногда бывает страшно

Слышать звук.

Это холод .

Это голод.

Сердца стук.

Это знак, что есть живые.

Звук в стене.

Это там, они больные

Верят мне.

Верят, что спасёт от смерти

Метроном.

Верят, что беда в конверте

Верят, что наступит счастье

Навсегда.

Метроном - войны участник.

Ученик: Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте ж, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

Ученик: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней 900 блокадных дней и ночей. В ней 4 года страшных боёв и лишений Великой войны…  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая…

Ученик: Закончилась суровая зима 1942 года. А уже весной  года у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

Ученики читают письма (приложение 1)

Ученик: Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек.
Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

Ученик: Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.

Блокадная ласточка

Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…

Ученик:  До настоящего времени не сохранилось изображения этого жетона, поэтому мы попытались для вас, нарисовать его таким, как мы его видим. А учащиеся написали весточку детям блокадного Ленинграда.

Письма (3 письма) детей

Ученик: Это  говорит о том, что мы помним эти страшные дни, и сочувствуем людям, которые это пережили. Эти люди совершили подвиг  во имя жизни и мира на Земле.

Ученик:  4 января 1944 год. Советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявинские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта, а  по радио, вместо метронома раздается голос Левитана «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все» В эти минуты плакали все, даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Ученик: Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость слишком велика -

Но боль

Заговорила и прорвалась.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня Ленинградцы

Плачут.

Ученик:   Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат...

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

Рефлексия

я узнал, что …

самым интересным было …

оказывается, что

для меня было новым …

                                                                                                                         

Приложение 1

Письмо матери к сыну

Только вчера послала тебе, мой мальчик,письмо. А сегодня вечером пишу снова.  Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо . Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой .А сегодня  был  день чудес, радостных ,нежданных .Поверишь ,я была    на праздновании  дня рождения  Пушкина! Музей был закрыт  с начала войны...     И вдруг получаю розовенький  листочек- приглашение в музей!  

Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики  ...под огороды!  А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!Милый ,меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями  подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах- запах жизни! А я , Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ.  И ты вернешься, сынок! Я это   ЗНАЮ,ЗНАЮ, ЗНАЮ!! Мы с твоей Лелей( чудесная девочка) часто сидим у тебя в комнате.....С ТОБОЙ! Твоя Леля давно мне дочь. А знаешь, что у Лели в сумочке, кроме документов и карточек? Не догадаешься!!! - Узелок со свадебным платьем и туфельками, которые ты ей купил 20 июня 41года! Голодала, а на хлеб не поменяла. Знает, девочка, что наденет свой свадебный наряд!  Видишь, сынок, получилось !!!! у меня РАДОСТНОЕ письмо. Будем жить , Павлик, уже втроем. И внуки у меня будут.Красивые и добрые,как ты и Леля!                    

Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя,надежда, жизнь моя ! Береги себя, сынок!               

                                                                                                                                                     Твоя мама

Письмо сына к матери

 Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, моя дорогая!... Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов…Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поведение береговых ласточек в период гнездования"

Территория европейской части России сильно подвержена антропогеннному воздействию и наблюдается сокращение численности  популяции многих видов пернатых. 2 вида береговых ласточек уже занесены в К...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Блокадная ласточка, лети сквозь века»Никто не забыт и ничто не забыто!для учащихся 3-9 класса...

Блокадная ласточка (на английском языке)

сообщение на английском языке про блокадную ласточку...

Буклет Блокадная ласточка.

Буклет "Блокадная ласточка" посвящен Блокаде Ленинграда – одному из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны....

Акция: «Блокадная ласточка». 27.01.2023 год

Когда фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город и птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Жетон назывался «Жду письма&raq...

Акция: «Блокадная акция». Доклад: « Блокадный хлеб». 29.01.2024 год

27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Почти 900 дней страха, боли, невосполнимых потерь, беспримерного мужества и жажды мирной жизни.Героической победе мы обяза...