Сценарий открытия Года педагога и наставника.
материал (5 класс)


Предварительный просмотр:

Сценарий  открытия Года педагога и наставника.

Церемонию открывают юнармейцы 10 «в» класса» танцем.

       Ведущий: Эки хуннун мендизи-биле, хундулуг аалчылар болгаш башкылар.

Ведущая:  Добрый день, дорогие наши педагоги  и гости!  Сегодня собрал нас красивый повод — день торжества,  открытие  Года педагога и наставника.

Ведущий: 2023-й год Указом  Президента России Владимира Путина объявлен  Годом  педагога и наставника.  Год проводников в будущее, год людей, чья миссия формирует личность, его духовность, опыт и знания.

Ведущая: Башкы болгаш дагдыныкчынын чылы-биле байыр чедирип, 4-ку класстын оореникчизи  Ондар Долгар шулукту бараалгадыыр-дыр.

 Ведущий: Слово предоставляется директору нашей школы Сарыглар Тэмир Владимировичу.(поздравительное слово, открытие Года педагога и наставника).

Ведущая: Башкы болгаш дагдыныкчынын чылын ажыдары-биле  башкы ажылында 48 чыл ажылдап чоруур дээди категориянын математика башкызы, Улус ооредилгезинин тергиини  Донгак Мария Достей-ооловнаны; школа иштинге Чылдын ыраажызы деп моорейнин тиилекчизи аныяк информатика башкызы Монгуш Чодураа Комбуй-ооловнаны база школавыстын Президентизи Ондар Дажыны чалап аалынар.

Улуу-биле Четтирдивис, олуттарын  ээлеп алырын диледивис.

Гимн РФ. Гимн РТ.

Ведущая: Молодым поколениям предстоит и далее сохранять, и развивать всё лучшее, что мы унаследовали от своих педагогов и наставников.

Ведущий: Наши знания, история, информация о достижениях науки и  техники, это живой источник питающий культуру России.

 Ведущая: Лучшие педагогический опыт и наставничества даёт возможность нашим молодым поколениям лучше познать мир, свое предназначение в нем.

Ведущий: Наша  любовь и почтение Вам уважаемые педагоги,  наставники.

 Ведущая: Музыкальное поздравление  Ондар Алдын-Херел с песней «Башкыларым»

Ведущий: Педагог и наставник прямо и косвенно оказывают своё влияние на жизнь людей, вдохновляют государство на развитие. Миссия Года - признание особого  статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Ведущая: Слово предоставляется гостям нашего праздника  председателю Хурала представителей Сут-Хольского кожууна Хертек Андрею Валерьевичу.

Ведущий: Приглашаем на сцену председателя администрации Сут-Хольского кожууна Ооржак Арбак Маскаевича..

Ведущая : Следующее слово предоставляется председателю сумонной администрации села  Суг-Аксы  Ондар Якир Хурен-ооловичу.

Ведущий: Слово предоставляется методисту Управления Образования Сут-Хольского кожууна Ондар Лидии Семис-ооловне.

Церемония награждения

 Ведущая:Чангыс ужук бижип билбес,

Хензиг чашты ооредип

Бергелерге доруктурган

Башкыларга  монге алдар!

       Стихотворение А. Дементьева  «Не смейте забывать учителей!» исполняет ученица 10 «б» класса   Ооржак Айда-Сай.

Ведущий: Сегодня, получают свои заслуженные признания  благодарности  за преданность к учительскому мастерству более 35 лет педагогического стажа следующие  учителя нашей школы.

Награждения профкома и администрации школы.

Ведущая: Кто такой Ветеран педагогического труда? Это человек, посвятивший себя полностью воспитанию и обучению детей. Отдав детям трудовую жизнь и довольно часто здоровье, эти люди гордятся своими учениками, глубоко переживают их неудачи. И спустя много лет готовы придти на  помощь своим воспитанникам.

Ведущий: Слово  мы предоставляем ветерану педагогического труда, Почетному  работнику Российской Федерации, учителю русского языка и литературы, педагогу 49-летним стажем Ооржак Ольге Дондуповне.

Выступление ветерана (3 минут)

Ведущий: Приглашаем наших юнармейцев, участников Регионального кадетского бала.

Танец юнармейцев.

Ведущая: Уважаемые педагоги, вот и настал один из самых волнительных моментов нашего праздничного дня,  подведение итогов конкурса Мастер-классов.

Церемония награждения победителей конкурса

Для награждения участников и победителей  приглашаем администрацию школы.

Ведущая: Год педагога и наставника в России только вступил в свои права. Мы уверены, что впереди нас ждут интересные события, которые покажут всю важность людей, чья миссия просвещать и воспитывать новые поколения.

Музыкальное поздравление.  Хор начальных классов « Учителям посвящается». Руководитель учитель музыки Доржу Д.Д.

Ведущий: Ведь главная задача проводников в будущее – сохранить накопленный опыт, сделать его богаче, чтобы  наш край прославили новые знаменитости: ученые, врачи, педагоги, замечательные работники всех сфер деятельности.

Ведущая: Торжественная церемония, посвящённая открытию Года педагога и наставника  завершена.

Ведущий: Нам от души хочется вам пожелать всего доброго! До новых интересных встреч!



Предварительный просмотр:

Классный час  «Подвиг Ленинграда»

Цели:

1) познакомить учащихся  с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

2) развивать память, устную речь школьников;

3) воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование: плакаты времен Великой Отечественной войны, мультимедийное оборудование, презентация «900 дней мужества», видеоролик из поэмы  О.Берггольц «Ленинградский дневник»

Ход урока.

Звучит песня  «Священная война»

Сценка проводы на войну (мамы, жены провожают сыновей и мужей на войну. Юноши маршем отправляются на войну)

     Дугер...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель. ЗдравствуйтеРебята, как вы думаете, почему сегодняшний классный час  мы начали с такого стихотворения?  (ответы детей) Да, ребята, 27 января  - это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено этому событию.

 

Начын-Маадыр. 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались вглубь страны, уничтожая все на своем пути.

Алдынай. Блокада  Ленинграда началась 8 сентября в 1941 году. За четыре года до Победы. Закончилась 27 января в 1944 году. Блокада длилась 872 голодных дня, каждый из которых мог стать для жителя города последним.

Бойду. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов.

Учитель. Давайте ребята посмотрим видео, где очень хорошо дается о блокаде  Ленинграда.

 Ленинград является важной точкой, так как он имеет выход к морю, что было очень важно фашистских-немецких захватчиков.

 Самое тяжелое время за все время осады – первая зима, зима 1941 года. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 °C. Морозы стояли затяжные. В течение всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая. Подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны,  а затем и книги.  Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок… и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не былоБлокадный  хлеб  на  50  процентов  состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:

-  пищевая целлюлоза – 10 %,

- жмых  (остатки  после  отжима  растительного  масла  из  семян  масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

- обойная пыль – 2 %,

- выбойки из мешков – 2 %,

- хвоя  – 1 %,

- ржаная мука – 75 %.

Использовалась  также  коревая  мука  (от  слова  –  «корка»).  Когда  в  Ладоге  тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями  на  веревках  поднимали  мешки  из  воды.  В  середине  такого  мешка  какое-то количество  муки  оставалось  сухим,  а  внешняя  промокшая  часть  при  высыхании превращалась  в  твердую  корку.  Эти  корки  разбивали  на  куски,  затем  измельчали  и перемалывали.  Коревая  мука  давала  возможность  сократить  количество  других малосъедобных добавок в хлебе.

В  конце  1941  года,  когда  поступление  продовольствия  в  город  полностью прекратилось,  специалисты  начали  искать  заменители  муки  среди  непищевого  сырья.  В хлеб  стали  добавлять  гидроцеллюлозу  –  древесину  коры  дерева,  сосновый  луб, прошедшие обработку химическим путем.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

 

Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

 Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь. Хлеб был единственным питанием.

Раздача хлеба по классу. (Ангелина и Александра)

Учитель. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Послушайте воспоминания школьниц, переживших блокаду Ленинграда

Анита. «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

Дарый.    «А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

Чайна.  12-летняя Таня Савичева в блокадном Ленинграде сделала свои последние дневниковые записи : « Мама умерла 13 мая 7.30.   утра 1942 года», «Савичевы умерли», «Умерли все». «Осталась одна Таня». Таня дожила до заветного снятия блокады Ленинграда, но 1 июля 1944 года она умерла в доме инвалидов. В медицинской карточке значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Нацак-Доржу.

Я помню хлеб. Он черен был и липок – 
Ржаной муки был грубоват помол. 
Но расплывались лица от улыбок, 
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным, 
Раскрошенный, он был неплох с кваском. 
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам. 
Его мы отдирали языком. 
Он кислым был, ведь был он с отрубями! 
Не поручусь, что был без лебеды. 
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки подбирал после еды.

Аяс: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Учитель. Беседа о СВО на Украине. В настоящее время Россия участвует специальной военной операции. Чтобы обезопасить врага в СВО активно участвуют добровольцы и военные с нашей республики. Давайте,  дадим слово классному руководителю выпускника нашей школы , Героя погибшего при исполнении служебного долга Монгуш Айдыс Андреевича Донгак М.Д.

Любая война, любая агрессия против мирного населения это всегда жестоко и несправедливо…

 Страшным был и  итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда минутой молчания.

             Страшные известия приходят нам из Украины о наших добровольцах, о наших военнослужащих.

 Звучит метроном. Делаем минуту молчания.Давайте вспоминая наших героев.

        Те, кто пережил блокаду, уже пожилые люди. Блокадники, к сожалению,  уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.



Предварительный просмотр:

                                     Сценарий торжественного мероприятия,

посвящённого открытию парты героя в  МБОУ Cуг-Аксынской  СОШ

Дата : «_22__» _февраля 2023 г.

Время: ____14.00___

Место проведения: __МБОУ Суг-Аксынская  СОШ

Начинается мероприятие с песни Дениса Майданова, «От героев былых времен не осталось порой

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, учащиеся, учителя!

Ведущий 2: Бо хун уттундурбас болуушкун. «Маадырнын партазы» - деп Россия чергелиг ооредилге шугумунда кылып чорудуп турар проектиге катчып, оон ажыдыышкынын бистин школавыста кылып турарывыс бо.

Ведущий 1: Мы, сегодня присоединяемся ко Всероссийскому образовательному проекту «Парта Героя».

Парта Героя - это ученическая парта, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Это проект, объединяющий поколения. И одна из таких парт сегодня будет установлена в нашей школе.

Ведущий 2: Проектинин кол сорулгазы: Озуп орар салгалдарывыска маадырлыг чангысчер- чурттугларывысты, оларнын бодунун амы – тынын харамнанмайн, торээн чуртун камгалаар дээш,кылып чоруткан маадырлыг чоруун сактып, таныштырар.

Дидимнернин ханы – биле чаалап берген,

Тиилелгенин кызыл хуну уттундурбас.

Тоорээн чурт дээш тынын салган маадырывыс

Чуруктерге чуглуг куш дег чурттап артар.

Ведущий 1:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Сегодня – день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня – день напоминаний

О подвиге и доблести бойцов.

Ведущий 2:Байырлыг чыскаалывыстын хундулуг аалчылары – биле  таныштырар - дыр бис:

Ведущий 1: Сегодня на нашем торжественном мероприятии присутствуют:

военный комиссар Дзун-Хемчикского и Сут-Хольского кожууна Бызытпаа Омак Юрьевич,

глава кожууна-председатель хурала представителей  Сут-Хольского кожууна  Хертек Андрей Валерьевич

и.о. председателя администрации Сут-Хольскогокожууна Ооржак Арбак Маскаевич,

заместитель председателя администрации по социальной политике, глава сумона-председатель хурала Ондар Якир Хурен-оолович,

 начальник управления образования Сут-Хольского кожууна Монгуш Алена Григорьевна

ГТРК Тыва

Жена и родственники, одноклассники, друзья героя

_________________________________________________________________,

- ____________________________________________________________________,

- ____________________________________________________________________,

- ____________________________________________________________________,

- ______________________________________________________________ и т.д

Заместитель директора по  БППВ Кужугет А.В. дает команду:

Внимание! Школа, равняйсь смирно! Под Государственный Флаг Российской Федерации и Республики Тыва смирно!

(Знамённая группа вносит флаги РФ и РТ, звучит «Марш Преображенского полка») Знамённая группа начинает движение, затем становится на определенное место.

Звучит гимны Российской Федерации и Республики Тыва.

( Кужугет А.В.  дает команду вольно!)

Ведущий 2. Хундулуг аалчыларывыс, оореникчилер база башкылар! Байырлыг чыскаалдыажыттынгандепчарладывыс.

Ведущий 1.Слово предоставляетсядиректору школыСарыгларТэмир Владимировичу

Ведущий2.Бис бо хун,«Маадырнын партазын»,школавыстын доозукчузу, чоргааралывыс ,ада чуртувусту камгалап.тускайлаттынган шериг операциязынга эрес-дидим чоруун коргускеш, маадырлыы – биле амы-тынындан  чарылган  - Ооржак Артыш Опей-ооловичинин чырык адынга тураскаадып салып турарывыс бо.

Ведущий 1. Сегодня парта Героя будет установлен в нашей школе, и она посвящается Герою – выпускнику нашей школы, погибшим участнику специальной военной операции ОоржакАртыш Опей-ооловичу.

Ведущий 1:Ооржак Артыш Опей-оолович родился в с.Суг-Аксы Сут-Хольского района Тувинской АССР 8 июня 1991 года в семье Опей-оолаДуунчуковича и Нины Бавууевны. Он был младшим сыном, имел двух сестер и брата. Окончил школу в родном селе. В детстве был спокойным, умным, смышленым, отзывчивым, добрым ребенком. Во время учебы в школе занимался спортом – увлекался боксом, участвовал в различных соревнованиях и показывал хорошие результаты.

    2004-2008 гг. обучался в буддийском храме Республики Тыва – Цеченлинг. В 2010 году был призван на военную службу в Вооруженные силы РФ. С 2013 по 2017 гг. служил  в воинской части 46102 в г. Бикин Хабаровского края. В 2011 году был уволен в запас. С 2013 по 2017 гг. служил по контракту в должности стрелка воинской части 01162 (201-я Гатчинская ордена Жукова дважды Краснознаменная военная база) роты РХБЗ в г. Душанбе, Республика Таджикистан.

     С 04.2018 по 26.06.2022 года служил в должности стрелка 55-й отдельной (горной) мотострелковой бригады Сухопутных войск ВС РФ а г.Кызыл. Во время службы в Душанбе занимался рукопашным боем. Участвовал в соревнованиях федерального уровня и также занимал призовые места. Во время службы в г.Кызыл, успешно выступал на различных соревнованиях. Показал, себя как дисциплинированного работника.

    Со своей женой – Амидой  Ооржак встретились и познакомились 7 ноября 2016 году в столице Тувы. 29 ноября 2019 года у пары родилась дочь Шенне, а 22 августа 2022 года появился на свет сын – Артсен. Артыш был любимым мужем, прекрасным и примерным отцом, надежным другом и товарищем.

     Младший сержант Ооржак Артыш Опей-оолович героически погиб, выполняя поставленную задачу.  В ходе участия в специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации по демилитаризации денацификации Украины 26 июня 2022 года.

    Младший сержант Ооржак Артыш Опей-оолович в составе подразделения выполнял задачу по обеспечению безопасности продвижения колонны в районе одного из населенных пунктов. Продвигаясь по заданному маршруту, Артыш обнаружил группу украинских националистов, готовивших засаду. Оценив обстановку, он принял решение навязать бой противнику, несмотря на его численное превосходство. Группа, в состав которой, входил Артыш Ооржак незаметно подобралась к противнику и внезапно атаковала националистов. В ходе боя Артыш уничтожил около 15 боевиков, но в неравном бою, с превосходящими по числу противников, младший сержант был ранен и скончался от обильной кровопотери по пути в медицинское учреждение.

    Награжден орденом Мужества(посмертно) Указ Президента РФ 15 октября 2022 года № 93247.

Подвергая себя серьезной опасности ради спасения других – это мужество. Что за тобой смерть – героизм. И мы заявляем во всеуслышание Ооржак Артыш Опей-оолович совершил настоящий подвиг, он настоящий Герой, герой нашего времени!

Исполнение песни «Журавли» слова Расула Гамзатова ( перевод Наума Гребнева), музыка Яна Френкеля

Исполняют ученики 11 класса Монгуш Кудер, и ОндарАлдын-Херел

Ведущий 1. Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в память нашим Героям, минутой молчания постоим.

Звучит метроном

   (Торжественное открытие Парты героев)

                                     (Звучит фанфары)

( Юнармейцы школы Подходят к парте, снимают материал с парты, становятся по краям парты)

Ведущий 1: Парта героя, имени  ОоржакАртыш Опей-ооловича считается открытой.

Ведущий 1: Почетное право первой сесть за «Парту Героя» предоставляется

Активному ученику школы,  призеру школьных и муниципальных этапов всероссийских олимпиад Монгуш Андриану.

Ответственное слово обучающегося: 

Я, _______________, учащийся  МБОУ _________СОШ, горжусь Героическим поступком своего земляка, в дальнейшем даю слово отлично учиться, активно участвовать в жизни школы, села, кожууна, республики и всего государства.

Ведущий 1. От имени родственников Ооржак А.О., слово предоставляется

Тете Сарыглар С.Б. и жене Сарыглар А.О.

(Выступление родственников. Рекомендуется только близким родственникам – родителям, жене)

Ведущий 1. Слово предоставляется

 (рекомендуется Военному комиссару, директору школы, представителям администрации)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий 1. Сегодняшний день вошел в историю нашей школы, как день открытия парты Героя, как символа мужества, любви к родине и к своим землякам - Героям нашего времени!

Выступление учащихся школы СТИХИ:

Ооржак Айда-Сай ученица 10 б класса.

Ведущий 2. Дараазында, тураскаалдыг самбыраны ажыдары-биле маадырывыстын чоок торелдерин, аалчыларны тураскаалдыгсамбыранын мурнунче чалап тур бис

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

(Объявленные лица подходят к мемориалу под мелодию из кинофильма «Офицеры», с мемориала снимается покрывало. Затем гости снова проходят на трибуну).

Ведущий 1.

Дают советы в сновидениях, оберегают от беды…

А мы… порой не замечаем слова средь бренной суеты…

Но память – верный наш хранитель – дает подсказки…и тогда…

Нам…что-то в сердце вдруг напомнит: «Он с нами, здесь, и был всегда!»

Школа, равняйсь! Смирно! К торжественному выносу флагов РФ, РТ смирно! Равнение на флаги! (выносится флаги). Вольно!

(Знамённая группа выносит флаги РФ и РТ, звучит «Марш Преображенского полка» или «Тувинский марш»)

Ведущий 1. Уважаемые гости и участники церемонии открытия «Парты Героя» и мемориальной доски памяти ОоржакАртыш Опей-ооловича подходит к концу.

Ведущий 2. Хундулуг аалчылар, маадырывыстын торгул-торелдери ада чуртувусту камкалап, тускайлаттынган шериг операциязынга эрес-дидим чоруун коргускеш, маадырлыы-биле амытынындан чарылган – Ооржак Артыш Опей-ооловичинин чырык адынга тураскааткан байырлыг хемчег моон- биле доозулду. .

Ведущий 1. Приглашаем всех на общее фото.



Предварительный просмотр:

Класс шагы: «Ада-ием авыралы».

Сорулгазы: 1.Уругларны ада-иезин унелээр, хундулээр кылдыр кижизидер; оларнын куш-ажылын сонуургап ,бажын ажылынга дузалажыыр сонуургалды оттурар.

2.Уругларны ада-иези- биле демнежиир чорукту кижизидер;

3. Уран-чуулге сонуургалды оттуруп, сайзырадыыр.

Дерилгези : ноутбук, проектор,  ава ,ачадугайында улегер домактарлыг плакаттар,  шариктер,  уругларнын  «Мээн ог-булем» деп чуруктары.

Чорудуу: 1. Организастыг кезек.

Аалчыларны чалап олуртуур (5 класстын ада-иелерин чалап аар)

2.Башкынын  киирилде созу.

            Кижиде бар бугу эки-чараш чуулдер – хуннун алдын херелдеринден болгаш аванын аа судунден, олар бисти чуртталгага ынакшыл-биле долдурган!

М.Горький

        Октябрь, ноябрь айлар  Россиянын тоогузунде онзагай уе  болуп турар. Россия Федерациязынын Президентизинин чарлыы-биле октябрь айнын 3 дугаар улуг-хунун ачалар хуну, а ноябрьнын соолгу субботазын авалар хуну кылдыр чарлаан.

 Ынчангаш бо хун клазывыстын шагын бистин эн-не унелиг ,хундулуг кижилеривис – аваларывыс болгаш ачаларывыска тураскаадып эртирер-дир бис.

Амыдырал-чуртталганын чаяакчызы

Ада-ие  авыралы-хун дег чырык

Амыр–дыжын   ажы-тол дээш уттуп, кагган

Оларга бис аян тудуп, ырлажыылынар !

Песня «Мама первое слово». Исполняют М. Аюжана, М. Ангелина.

         Будун делегейде кижи толу ышкаш кээргенчиг ,дуза  чок  чаш тол  чок бооп турар. Оске дириг амытаннарнын толдери торуттунгеш ур-даа болбайн кылаштап, дешкилеп, эдип азы ырланып халчып эгелээр. А силер каш харлыынарда кылаштап,чугааланнып эгелээн  силер  уруглар?

Чаш толду шору  кижи  кылдыр  остуруп-доруктуруп алгыже дээр чеже дуннер, хуннерни ада-иелер  уйгу-дыш  чок  эртирип турарын  кым-даа билбес?

Уруглардан  айтырыглар:

Силер   келируеде база авалар, ачалар болур болгай  силер, уруглар. Дуне чаш уруунар  ыглай берген-дир, кым,авазы бе ачазы бе,уругну тургаш  аргалаар ужурлугул?    Школачы  оглунарнын  онаалгазын  кым  кылдырып, дузалажыыр  ужурлугул? Бажын  соок, ыяш-хомурну

кым   белеткээр  ужурлугул? Манчыны кым тударыл?

Башкы: Силернин харыыларынардан ог-буледе ава-даа, ача-даа кижинин ролью улуг, ажыл эр-кыс деп чарылбас ужурлуг деп билдивис.

Проект «Мээн ог-булем» (онаалгага бердинген проекттилерни камгалаары)

Хун-буруден болуушкуннар:

-Ажылдааш келгеш аванар, ачанар шылап-могаан келген. Силер чуну канчаар силер?

-Аванар мунгарап турар деп канчап билип алыр силер?

-Ачанар хорадай бергенин канчап билип алыр силер?

-Аванарны  чассыдар-дыр силер бе, кандыг состер-биле?

-Ачанарны канчаар оортуурунерге ол кончуг  ынагыл?

Хогжумнуг байыр. Ыры  «Ачай»  О. Ай-Чурек,  М. Начын-Маадыр.

Ада-иелерге айтырыглар.

- 5 класстар каш эртем ооренип турарыл?

-5 класстын тыва чогаал номунда чуу деп чогаалдар барыл?

-Тоогу эртминде чуну ооренип турарыл?

- Шылап-могааш уругларынардан чуну манаар-дыр силер?

- Ажы-толунерден  кандыг состерни эн-не дыннаксап чоруур силер?

- Уругларынар келир уеде кандыг кижилер болурун кузеп чоруур силер?

Туннел. 

Ада-иелерге  уругларнын хол-биле кылган белектерин соннээр.

Уругларнын шээжи-биле  доктааткан шулуктери-биле доозар.



Предварительный просмотр:

Класс шагы «Ог–тываларнын онзагай оран-савазы».

Сорулгазы: Уругларга тываларнын онзагай оран-савазы болур огнун дугайында таныштырар, оон-биле холбашкан сагылга-езулалдарны ооредиир, уругларнын аас-чогаалын сайзырадыыр, ада-огбелернин шаг-тоогуден оран-савазы болур тыва оглернин тоогузун хундулээр,унелээр кылдыр кижизидер.

Дерилгези:огнун македи, презентация,

Хевири: беседа

Эпиграф: Хат-шуургандаандарлыпушпас,

Чаашкын-чайыкта  акпас-отпес,

Чидиг азыг чок, боп-ла борбак

Бомбурзекти  дозеп-сомнаан,

Соок   кыжын, узун  дуне

Ыжык  болган  онзагай  оом.

                                                                            (VIIв. БоЦзюй-и кыдат шулукчу)

Чорудуу: 1.Организастыг кезээ.

2. Ыры «Мен тыва мен» дыннаар.

3. Башкынын  беседазы.

- Ог деп сос  тыва  кижи бурузунге  билдингир.Шаг-тоогуден тура-ла тыва кижилер кидис  оглерге чурттап  чораан. Чогум-на ог  кажан, каяа, канчаар тыптып  келген  деп айтырыгнын  харыызы  амгы-даа уеде билдимес бооп артпышаан. Бистин  эранын 13 векте бижиттинген кыдат «Кай-да шилюэ», азы «Кара татарлар  дугайында  демдеглелдер» деп бижимелдерде бижип демдеглээни  болза  татарларнын  ханы элээн каш чус кижилер кире бээр ог деп  алдын  оордуну   чалчаларынга  туттурган  деп  бижип  турар. Бистин тыва  тоолдарывыста база тозан  аът  долганып  четпес, токулчак  ак Караты-хааннын  оонун  дугайында  чугаалап  турар  болгай. Топ Азияга азы бистин амгы Тыва республикавыстын  девискээринге  ог тюрк чоннарнын чурттап турар  уезинде 6-8 вектерде  тывылган  деп  тоогучулер  санап турар.Оон  бээр-ле  тыва  кижилернин амыдыралында  кидис  ог кол рольду ойнап эгелээн  деп  болур. Тывалар  огну Чеди-Хаан  сылдыска  деннеп  чорааннар. Чылдын  дорт      эргилдезинде  Чеди-Хаан дорт ангы туруштарга туруп,кожуп  турар. Ог база-ла чайлаг, кузег, чазаг, кыштаг дээш  чылдын дорт  эргилдезинин  уезинде  бодунун  туружун  солуур. Тывалар мал ажыл-агыйлыг  чораан  болгаш  малын  семиртип, одар-белчиир  камнап  чылдын 4 уезинге  таарыштыр  чурт-хонаштарын  солуп  чораан. Кошкун амыдыралдыг кижилерге  ог эн-не таарымчалыгоран-сава болуп турган. Кожуп чоруптарда бускаш, шары-молдургаларга азы аъттарга     чудургеш,  барган  черинге тип алдырда  эптиг. Чайын  сериин, а кыжын  чылыг.

4. Ог   дугайында  тоол (Ооржак Аяс номчуур).

5.Огнун тургузуу.(экрандан   коргузуп  тайылбырлаар)

6.Ог-тываларнын бурунгу  культуразынын  бир  кезээ.

Ынчангаштын-на боор  тывалар  оран-савазы болур   оглерин кончуг хундулеп, оон-биле холбашкан  хой  сагылга-чурумнарлыг  чораан:

  • Аалга келген  аалчы  кымчы, боо  тудуп  алгаш огже  кирбес.
  • Огнун  эжиинин  аксынга  келгеш  идиктерин  кактап, хорээн  хозадыр чодургулээр.
  • Огже  кирип  келгеш, эргин  кырынга  олурбас, турбас. Огнун ээлерин хундулевейн  турары  болур.

Шаанда   моол  чуртунга  хааннын  оонун  эргининге  олурган азы турган кижини  олуруп  шиидер   турган.

  • Огге    кирип  келген  аалчы  огнун  ээлери-биле эвилен-ээлдек мендилешкеш, огнун  солагай  талазынче   эрттер.

  • Огге  келген  аалчы  буттарын чада салып  алгаш  олурбас, улуг назылыг эр кижи   болза   баскактанып  олурар,согедектээр.
  • Огге   аалчы  келген  болза   бичи   уруглар   тенектенип,  улуг   улустун  мурну-биле эртте  халчып, оларнын чугаазынга киржип,оларнын  чугаазын  дыннаалап   болбас.
  • Аалчы азы орук чораан кижи огге кирип дыштаныырга ону эки демдек деп  санаар  турган  болгаш   ону  ашкарып-чемгерип, дыштандырып хондурары  ог   ээлеринин    хундулуг  херээ   турган.

7. Дыннадыг «Ог   херекселдеринин   ужурлары» Ондар Алдынай.

8.Дыннадыг «Огнун   эт-севи» Ондар Анай-Хаак.

9. Аас-чогаалга морей (классты 4  ангы болуктерге чарар, эн-не тыва аас-чогаалды билир болукту илередиир).

Кежээ   кышкы  узун  кежээлерде кожа оглернин уруглары чангыс огге чыглып  алгаш  ойнаар, тывызыктажыыр, тоолдажыыр  турган.

  1. Кажыктаары.
  2. Шыдыраа
  3. Бодалгалажыыр
  4. Дурген- чугаа
  5. Узун-тыныш
  6. Тывызыктажыыр
  7. Тоолдажыыр
  8. Кожумактап, ырлажыыр.

4 ангы оглер аразында   «Шылгарангай ог» деп морей чарлаттынган.

- Дурген-чугаа

-Узун-тыныш

- Тывызыктар

- Кожумактар.

Тиилекчилерни илередиир, шаннаар.

10.Шулук «Тыва оглер» Ондар Адыгжы.

11.Туннел. 

Тыва кижилер шаг-тоогуден база амгы-даа уеде кидис оглерге чурттап,оларын камнап  эдилеп  чораан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий, приуроченный Году педагога и наставника в Российской Федерации

План мероприятий, приуроченный Году педагога и наставника в Российской Федерации...

Информация для проведения классного часа по объявленному году Педагога и наставника

Небольшая информация для проведения классного часа по объявленному 2023 году Педагога и наставника. Материалсодержит краткий план мероприятий на год, высказывания К.Д.Ушинского и стихотворения о педаг...

Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года

В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....

Районный конкурс фотографий "Школьные годы чудесные", посвященного Году педагога и наставника.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую...

Приказ "О торжественной церемонии открытия года педагога и наставника в ХМАО - Югре"

В соответствии с подпунктом 6.3.2 Положения о Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономно...

Сценарий мероприятия, посвященный Году педагога и наставника, "Классная работа!"

Сценарий предназначен для детей школьного возраста....

Открытие года педагога и наставника в Лысковском МО

Открытие года педагога и наставника в Лысковском МО...