Публикации
статья по технологии на тему

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей обучающихся в предмете «Технология».

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной    жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается  индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех».
                                                                В.А. Сухомлинский.

Определений творчества много, но практически все они схожи в одном – творчество - это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве. Отсюда можно дать следующее определение творчеству - это создание нового в любом из проявлений жизни.

     Творчество - это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим - состояние «здесь – и – сейчас». Величайший Творец - это Природа и в миг творчества человек как никогда близок к Природе. Дети очень близки к Природе и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Особая роль в формировании творческой личности школьника отводится урокам технологии, и эта роль была и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.
          Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребёнка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей обучающихся. В образовательной области «Технология» одной из таких удачных находок и стали проектные творческие технологии обучения.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить обучающихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса «Технология». Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

В процессе проектной деятельности обучающиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.

Программа предусматривает выполнение обучающимися 5-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность школьников, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и обучающегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по «неумению».

Главная функция учителя состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для него стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. Темы проектов выбираются детьми самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы проектов, следует учитывать возможность реализации преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

Достоинство метода проектов думаю в том, что обучающиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов школьники задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

Посредством метода проекта мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями обучающихся и их практической преобразовательной деятельностью.

На уроках технологии работает всё – от фантазии до логики. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Формирование у школьников качеств творчески думающей личности позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «как делать?».

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор ребёнка, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди обучающихся, сам творческий процесс, наличие у детей творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно во время их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы.

Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

По словам русского педагога Н.В.Касаткина «новое растёт на трёх корнях: голова, сердце, руки». Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребёнка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Созданная собственными руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.

Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у учениц появляется не  само по себе,  для этого надо создать  благоприятную атмосферу. Свой кабинет, своё рабочее место стараюсь превратить для детей в  лабораторию для творческой работы. И моё твёрдое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребёнка мыслить творчески. А в этом поможет метод проектов, который считаю перспективным, обладающим большими потенциальными возможностями.

Т.Орлова, учитель технологии

 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя школа



Предварительный просмотр:

День независимости России.

На пальцах можно перечесть

С чем лишь рифмуется Россия.

И в этом, видно, что-то есть,

Хотя страна необозрима.

Её нельзя ничем объять:

И не аршином, ни тоскою.

Она как божья благодать

Всегда с тобою и со мною.

День независимости России – этот праздник возник достаточно недавно. 12 июня 1990 года на 1-ом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о том, что Россия стала суверенной республикой.

День независимости можно назвать самым важным для нашей страны, официально он был принят и внесен в список государственных праздников в 1994 году.

Именно эта дата стала началом России, как новой страны, в которой главное – это равноправие, партнерство и конституционный федерализм. С этого дня Россия стала другой страной, чем была до этого, демократия стала основой государства, в котором каждый человек неразрывно связан со своей страной.

История нашей страны многое дает нам, как ее гражданам. Не отрекаясь от своих традиций, истоков и корней, гражданин учится понимать, что свобода – это не просто отмены всех границ, это еще и огромная ответственность за свои поступки.

Считается, что этот праздник достаточно новый, но мы все забыли о том, как долго и упорно наша страна шла к обретению этой самой независимости, как долго Россия доказывала, что она сильнейшая держава, которая достойна звания «Независимая». Появление праздника Независимости России – это результат большого и кропотливого труда многих людей, это итог боевых подвигов народа во время войн. 12 июня 1990 года была принята Декларация, которая стала знаковой для новой России, она обеспечила все условия, для построения нового общества.

Кроме независимости, 12 июня наше государство получило первого выбранного народом президента.

Отмечался этот праздник на первых парах не особо весело, граждане не очень понимали происхождение этого дня. Многие воспринимали День независимости, как еще один выходной, некоторые ехали на дачу, некоторые на природу, многие вообще не выходили из дома. В крупных городах, конечно, проводились праздники, с привлечением большого количества народа, но все же особой радости в этих праздниках не чувствовалось.

В наши дни День России – это праздник, знаменующий свободу и справедливость, а также согласие всего народа и мирное его сосуществование. Этот день можно назвать символом единства народа, который любит свою страну и верит, что у нее самое хорошее будущее.

Отметить этот день можно по-разному. В нашей школе этот праздник прошёл по - особенному. С утра детей, посещавших летний лагерь, встречало празднично украшенное фойе школы. Торжественную часть мероприятия открыл председатель районного совета народных депутатов Орлов Олег Владимирович. Он рассказал об истории возникновения праздника, о президентах нашей страны, о вкладе петровцев в общее дело процветания России, о великих людях земли Российской и Тамбовской. Ребята слушали внимательно, а потом задавали вопросы. Их интересовало, чем занимается райсовет, какие решения он принимает. Дети тепло поблагодарили Олега Владимировича за ледяной каток и просили, чтобы и этой зимой он работал. Олег Владимирович сказал, что скоро начнётся реконструкция раздевалок и катка, и пригласил ребят зимой сразиться на ледяном поле.

Затем дети познакомились с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном. Викторина, проведённая позже, показала, что ребята настоящие патриоты своей страны. Одержала победу в ней Куличкова Екатерина, она и получила из рук Орлова О.В. памятный приз. Продолжила праздничное мероприятие конкурсная программа. Соревновались две команды: «Россия» (капитан Демидова Татьяна) и «Сборная России» (капитан Петрова Анастасия). Различные конкурсы, такие как «Варим борщ», «Дозор», «Пароль», «Шифровка» и другие вызывали у ребят неподдельный интерес, бурю положительных эмоций, улыбки и смех. Победители получили призы от партии «Единая Россия». В столовой детей ждал праздничный обед. Довольные и счастливые отправились они домой.

Такое мероприятие, проведённое в торжественной обстановке, оставило глубокий след в душе каждого ребёнка и заставило задуматься: а что я могу сделать, чтобы моя Россия стала ещё краше, сильнее, богаче?

Т.А.Орлова,

учитель технологии 1 квалификационной категории,

Г.Н.Харченко

учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя школа



Предварительный просмотр:

Интеграция предметов в современной школе.

Что знаете полезного, того не забывайте,

а чего не умеете, тому учитесь.

Владимир Мономах

Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Внедрение их создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса: 1) позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки; 2) способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоения знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать её с помощью компьютера.

Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и др. в изучении учебных предметов естественно влечёт совершенствование процесса обучения.

Диапазон использования компьютера в учебно–воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: а) изучение информатики; б) использование компьютера при изучении различных предметов.

Компьютер значительно расширяет возможности наглядного представления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники помогает моделировать различные ситуации и среды. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно складываются на мотивации. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащегося. Этот способ позволяет ему с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Наша школа оснащена современной компьютерной техникой,  используемой  для повышения интеллектуального уровня трудовой подготовки школьников. Один из путей достижения этого – интеграция уроков технологии и информатики.  Обязательным  и основным требованием интегрированного преподавания является  повышение роли самостоятельной работы обучающихся, потому что интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Изучая возможности интегрированного преподавания, убеждаемся, что за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, дети начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Интеграция предметов в современной школе для учителя позволяет находить новые педагогические решения, раскрывать его творческий потенциал для более эффективного и разумного воздействия на учащихся. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими предметами. Наиболее глубока основа объединения, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.

Проще или сложнее проводить интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок – важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного курса, приходим в итоге к успеху или неудаче. В рамках интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.д.

Интегрированные уроки требуют большой подготовки со стороны сразу двух преподавателей. Но они интересны ученикам и несут в себе больше информации, чем простой урок. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

Три года назад вместе с учителем информатики  решила разработать и реализовать курс интегрированных уроков по моделированию одежды. В 2006-2007 учебном году  был проведён урок по моделированию фартука с обучающимися 5 классов, первый год изучающими как технологию, так и информатику. Свою работу строили по принципу «от простого к сложному».

Урок проводят два учителя – технологии и информатики. Теоретические сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практическое задание – разработку эскизов – выполняют на компьютере под руководством учителя информатики.

Дети познакомились с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с требованиями по подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки. Обучающимся предлагалось выступить в роли художников-модельеров и создать модель фартука. Эскиз модели сначала изображался на бумаге. В результате практической деятельности девочки создавали эскиз фартука в графическом редакторе Paint. При создании эскиза они помнили основные правила копирования, вставки, изменения размера рисунка, изменения цвета заливки, добавления надписи, работали  с инструментами редактора, с палитрой. При работе с эскизами моделей фартука важно было обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и располагался в центре листа. Каждая из девочек решила по-своему вопрос отделки фартука. Она была разнообразная: декоративная строчка, отделочная ткань, карманы, аппликация.

В изготовлении фартуков учащиеся проявили свою фантазию и индивидуальный стиль, большое внимание уделяли цветовому решению, качеству ткани, отделке, деталям. Детские фартуки получились яркими, насыщенными по цвету, различными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек).

В 2007-2008 учебном году был проведён второй урок по моделированию юбки с обучающимися 6 классов. Теоретически девочки познакомились с такими понятиями как художественное и техническое моделирование, эскиз, работали с цветовым кругом, выполнили моделирование двух – или трёхцветной конической юбки, клиньевой и прямой юбок. Шестиклассницы с большим интересом посмотрели слайдовую презентацию «Художественное моделирование юбок», подготовленную специально к этому уроку Костиной Анастасией, обучающейся 7Б класса. На примере этой творческой работы девочки смогли увидеть разнообразные и необычные варианты юбок, придуманные Настей. Во время проведения творческой работы в программе электронной графической презентации Power Point дети должны были на домашней заготовке эскиза, используя дизайн слайда и эффекты анимации, подготовить свою коллекцию юбок к показу. У них также была возможность использовать звуковые эффекты.  По завершении работы девочки демонстрируют получившиеся слайды в целях рекламы своего изделия. Особенно дети остались довольны тем, что результаты их труда произвели неизгладимое впечатление на взрослых. Для шестиклассниц был подготовлен творческий конкурс «Pret–a–porter от…», в ходе которого им предлагалось из заранее подготовленного комплекта одежды выбрать наряд куклы для различных жизненных ситуаций. Девочки с увлечением принимаются за работу, каждая спешит поделиться с учителем своими находками в вариантах подбора одежды. Итогом применения информационных технологий стало то, что учащиеся научились отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка, использовать вспомогательные линии, задавать рабочую область рисунка, создавать сложные объекты из фрагментов, копировать цвет заданной области, редактировать слайды и графические объекты, и многое другое.

В 2008-2009 учебном году был проведён третий урок по моделированию плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с обучающимися 7 классов. На уроке технологии девочки узнали о работе над эскизом, об основных элементах композиции костюма, о правиле трёхкомпонентности. Практическая часть урока была представлена интересными заданиями и работами. Например, дети определяли соответствие модели и ткани фигуре человека, разгадывали кроссворд «Моделирование одежды», составленный ученицей 7А класса Даниловой Татьяной. Девочки с живым интересом выполняли задания, так как им приходилось работать с интерактивной доской. Помимо этого, семиклассницы описывали внешний вид модели, по шаблону моделировали плечевое изделие с цельнокроеным рукавом.

Для развития познавательной активности  были подготовлены слайдовые презентации на темы «Надежда Петровна Ламанова – первый советский художник-модельер» (Иванникова Виктория, 7А), «Валентин Юдашкин – великий мастер высокой моды» (Иванова Мария, 7Б). Дети узнали много нового и интересного для себя о людях, которые творят в мире моды.

Обучающиеся познакомились с принципами и структурой поиска информации в Интернет, с поисковыми системами, с особенностями поисковых систем Яндекс, Google, Rambler. Теоретические сведения помогли детям находить информацию в Интернете с помощью поисковой и адресной строк, составлять запросы для поиска информации, сохранять её. Они с особым настроением  и неподдельной заинтересованностью выполняли творческую работу по составлению альбомов моды. Девочки создали такие неповторимые, стильные, радующие глаз коллекции плечевых изделий как «Магия чёрного», «Весеннее настроение», «Сиреневый рай».

Перед уроками была осуществлена большая подготовительная работа,  безо всякого принуждения и подавления желания ребёнка. На каждом  уроке обучающиеся уверенно и успешно справлялись со всеми задачами, которые ставили перед ними учителя, были организованы и дисциплинированы. Произошло это потому, что работу девочки выполняли с интересом, с азартом, с воодушевлением, с ожиданием результатов. Они были полны эмоций, восторга, так как работа с графическим редактором предоставила широкие возможности для создания рисунков и других видов работ разных уровней сложности. При оценке выполненных заданий учитывалась не только художественная сторона проделанной учащимися работы, но и степень владения возможностями редактора. В процессе такой работы у школьников расширяются границы творческой деятельности за счёт широких инструментальных возможностей современного программного обеспечения.

На всех уроках царила атмосфера творческого сотрудничества, полного взаимопонимания между ученицами и учителями.

Подобные интегрированные уроки позволяют наиболее рационально и эффективно использовать в познавательных и развивающих целях ресурсы компьютерной техники, устраняют межпредметную разобщённость учебного процесса, существенно стимулируют потребности ребёнка к учению.

В конце уроков  девочки  произносили: «Мы не хотим отсюда уходить…», «Чаще бы проходили такие уроки…». Хочется надеяться, что подобные уроки надолго останутся в памяти детей.

Т. А. Орлова,

учитель технологии 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская сош

имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина



Предварительный просмотр:

Рутинный труд? Нет, радость творчества!

Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев …

В.А. Сухомлинский

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных наследий общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности, чтобы не пополнялась категория разрушителей. Декоративно – прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно – прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

В нынешних условиях с особой остротой встаёт проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой деятельности.

Чем больше человек знает и умеет, тем легче удовлетворить потребности своего самовыражения. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе. Чтобы учащийся получил удовлетворение от результатов своего труда, от создания красивой и полезной вещи, учителю приходится использовать самые различные формы и приёмы работы по воспитанию трудовой культуры, формированию трудовых навыков.

Всем известно, что дети и подростки любят участвовать в различных соревнованиях, и это необходимо учитывать в их учебной деятельности и при организации внеклассной работы. Олимпиады, конкурсы, игры, викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию.

Предметная неделя – дело не новое. Опыт проведения их говорит о несомненной пользе такой концентрации общего внимания вокруг той или иной школьной дисциплины.

С 1 по 6 декабря в нашей школе  предметная неделя была посвящена технологии. В этом году мне хотелось провести её по-особенному. Было желание преподнести немного праздничных красок в будничные школьные дни. Подготовку к этому важному событию мы начали заблаговременно. Был разработан подробный план с указанием всех намечаемых мероприятий, который был помещён на школьную доску объявлений, учащиеся получили творческие задания для проведения двух выставок – конкурсов.

В первый день недели девочки 6-8 классов были увлечены викториной «Смак» и разгадыванием ребусов. Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. И как раз этому помогают такие мероприятия. Отгадывали все: и учителя, и мальчики, и даже гости, пришедшие в школу по своим делам. Также была организована выставка «Времён связующая нить», на которую девочки предоставили свои творческие работы, тем самым, продемонстрировав умения и навыки будущих хозяек. Они могут вязать, вышивать, изготавливать декоративные поделки для украшения интерьера своего дома в различных техниках. И я надеюсь, что та ниточка, которая связывает нас с прошлым, с тем народным богатством, передаваемым из поколения в поколение, не оборвётся никогда. Также в этой выставке приняли участие девочки 7-8 классов, которые занимаются в кружке декоративно – прикладного творчества «Тайны рукоделий». Они предложили на суд зрителей работы, выполненные по темам «Пуговичная фантазия», «Мозаика из ниток».

В течение нескольких дней девочки были участниками занимательной «Своей игры». Игровое занятие проводилось с использованием современных информационных технологий – интерактивной доски. От каждого класса - по пять участников, двое из которых выходили в финал. Дети проверяли свои знания по таким темам: «Пословицы и поговорки», «Овощи», «Обувь», «Белый цвет», «Материаловедение», «Головные уборы», «Русский чай», «Первые блюда», «Цветы», «Фрукты и ягоды» и многие другие. Для этой игры мною были составлены сто тридцать пять заданий для полуфинала и финала. На одни вопросы очень быстро находились ответы, другие вызывали затруднения, а на третьи отвечали болельщики, помогая участникам зарабатывать очки. Эта игра заставила поволноваться даже самых сообразительных. По окончании занятия определились победители: среди 6-х классов – Осипова Вика (6А), Черникова Кристина (6Б), Галкина Юля (6Б), 7-х классов – Иванникова Вика (7А), Данилова Таня (7А), Александрова Наташа (7Б), Ананских Таня (7Б), 8-х классов – Иванникова Кристина (8Б), Полякова Алёна (8А), Давыдова Диана (8Б). А также по количеству набранных +3100 очков Иванникова Вика (7А) оказалась на «золотом пьедестале» среди учащихся 6-8 классов, на втором месте – Осипова Вика (6Б), в сумме набрав +1900 очков, а на третьем месте – Черникова Кристина (6Б), набравшая +1200 очков.

В среду проходила вторая выставка – конкурс, которая называлась «Я – художник-модельер». Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии,  представить себе её в пространстве, уметь выполнять некоторые приёмы моделирования. И девочки своими творческими работами доказали, что и этот вид деятельности им под силу. Двести одиннадцать человек проголосовали за понравившиеся модели. Победителями стали среди шестиклассниц  Черникова Кристина (6Б), Осипова Вика (6Б), Суханова Таня (6А), Кузовкина Юля (6А), Романова Вика (6Б), среди семиклассниц – Юлдашёва Саша (7А), Балакирева Алёна (7А), Федосова Катя (7А), среди восьмиклассниц – Матвейкина Таня (8Б), Костина Настя (8Б), Амосова Саша (8Б).

Четверг был посвящён кукле. Два мероприятия прошли в этот день. Во-первых, это выставка – конкурс «Моя любимая кукла». Девочки заранее готовились к этому конкурсу: обновляли гардероб своим куклам, шили и вязали новые наряды, декорировали их всевозможной фурнитурой, составляли целые композиции. И их старания оправдались. К куклам - экспонатам было не пробиться, все перемены фойе школы заполнялось «под завязку». От кукол невозможно было оторвать глаз, это ни с чем несравнимая красота. Вот где буйство фантазии, море эмоций, океан красок. Выставку посетило сто девятнадцать человек, которые голосовали за самые, на их взгляд, необычные наряды для куклы. Победу одержали Кузовкина Юля (6А), Осипова Вика (6А), Суханова Таня (6А), Данилова Таня (7А), Юлдашёва Саша (7А), Полетаева Света (7А), Куличкова Катя (7Б), Куличкова Оля (7Б), Воробьёва Даша (7Б), Матвейкина Таня (8А), Иванникова Наташа (8Б), Костина Настя (8Б).

Во-вторых, это познавательная информация и мультимедийная презентация «Кукла как детская игрушка». Что мы знаем о кукле? Практически ничего. Это мероприятие как раз расширило знания детей о любимой игрушке: откуда берёт своё начало игрушка, где её корни, как назывались первые куклы, как играли в них, какой силой и свойствами обладали, из чего и как изготавливали кукол. Много новых сведений девочки узнали о матрёшке – народной игрушке, хранительнице исконной русской культуры: как появилась первая матрёшка, кто её выточил, как расписывается, происхождение имени, география куклы, музеи, посвящённые этой уникальной игрушке. Разнообразие и неповторимость цветовых сочетаний, изящество отделки – всё это придаёт куколкам очарование, которого никого не оставляет равнодушным. Их место и в деревенской избе, и в городской квартире, и в выставочном зале. Как хорошо, что, придя из глубины веков, они до сих пор живут с нами! Это мероприятие было встречено детским восторгом, улыбками на их лицах, добрым отношением друг к другу.

Подготовка к следующему конкурсу «Сервировка стола» началась за неделю до него. В результате жеребьёвки темы распределились таким образом: «Воспоминание об осени» (6А), «Цветочная фантазия – колокольчик» (6Б), «Фруктовая фантазия – вишня» (7А), «Морская феерия» (7Б), «День – ночь» (8А), «У самовара я и моя Маша …» (8Б). По жребию за каждым классом были закреплены ответственные, роль которых выполняли девушки – старшеклассницы. На них можно положиться, зная насколько это креативные люди. В данном случае я руководствовалась в своей педагогической деятельности по организации творчества учащихся идеей свободного выбора. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать «выбор». Учитель лишь даёт детям тему – «сервируем стол», а как делать, из чего делать – это полностью предоставляется на выбор ученика. Данный вид деятельности позволяет проявлять, развивать самые разные способности и склонности. И в течение недели работа «кипела»: дети оставались после уроков, рассматривались различные варианты сервировки стола, что-то изготавливали своими руками, что-то требовалось купить, собирали посуду и аксессуары.

Утро пятницы стало кульминацией всей недели технологии. Вот уж где яблоку негде было упасть! Это – праздник творчества!

Сколько времени, терпения потребовалось девочкам 7А класса вместе со Стеблевой Катей (11А), чтобы вручную расписать салфетки и скатерть в соответствии с выбранной темой. Это получилось настоящее произведение декоративно – прикладного творчества. Такие вещи надо показывать и хранить как экспонат в краеведческом музее. Это достойно восхищения.

А девочки 6А класса под руководством Крупко Алины (11А) смогли так показать свои цветы, что создавалось впечатление, что они попали в сети лёгкой, воздушной паутины, которая летает тёплым осенним деньком под нежным дуновением ветерка. Это достойно очарования.

А вы видели солнце из лимонов? Нет? А я видела, и всё благодаря девочкам 8А класса и Сергеевой Саше (11Б). Поверьте мне – это стильное решение. Такие креативные идеи встречаются нечасто, а вот это как раз одно из них. Это достойно изумления.

Стол учащихся 8Б класса и Коледы Ксении (10Б) выделялся домашней и заводской выпечкой. Здесь и блины с сахаром, и блинчики с вареньем, и сушки, и баранки. А зазывала к столу кукла Маша с русскими атрибутами: платком, валенками, караваем хлеба. Это достойно удивления.

Девочки 6Б класса с Толмачёвой Настей (11А) «сотворили» настоящий уголок русской природы: летний луг, усыпанный синими колокольчиками. И разноцветные бабочки садились на цветы, и божьи коровки были тут как тут.

А колокольчики – то разные: вырезанные из бумаги, оформленные в технике оригами, на фантиках конфет. А какая выдержанная цветовая гамма! Это достойно подражания.

А как можно не похвалить девочек 7Б класса вместе с Ореховой Виолеттой (10А). Сколько труда нужно было, чтобы расписать по ткани декоративные элементы для скатерти, всё вырезать и пришить к основной ткани. Создавалось впечатление, что это вышивка гладьевыми стежками. Ан, нет, другая техника. Эту разницу можно обнаружить только при более близком рассмотрении. И вот уже их корабль бежит по бесконечным водным просторам, и на его пути встречаются красавицы – русалки, волшебные рыбки, россыпь глубинных богатств и кладов. Это достойно рукоплескания.

На каждой перемене мы могли наблюдать столпотворение в том месте, где была организована выставка. Всего в этом конкурсе отдали голоса сто пятьдесят семь человек, и в результате подсчёта очков места распределились следующим образом: 1 место – 8Б, 2 место – 7Б, 3 место – 8А, 4 место – 6Б, 5 место – 7А, 6 место – 6А.

Вот и закончилась предметная неделя технологии. Подведены общие итоги, награждены победители и лучшие участники на общешкольной линейке. Неделя прошла интересно, занимательно, творчески. «Всё творчески, иначе зачем», - именно такой подход позволяет увлечь детей, выработать у них творческое отношение к труду. Перед учениками всегда возникал вопрос: как сделать его интересным и эффективным?

Дети нуждаются в ощущении радости. У них существует постоянная потребность во внешнем выражении накопившихся впечатлений. Они стараются выразить свои эмоции в конкретной творческой и трудовой деятельности. А состязательность и проведение различных мероприятий позволяет учащимся ярче проявить свои знания, способности, увлечься учёбой, получить и усвоить большее количество информации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшают отношения между учащимися и педагогом, повышают самооценку детей.

Хотелось бы сказать слова благодарности всем, кто принимал участие в неделе технологии, всем, кто голосовал, родителям. Все, кто присутствовал в эти дни в нашей школе, были восхищены всем тем, что придумывали и демонстрировали дети.

А вот какие отзывы мы с детьми получили о нашей совместной работе: «Буйство красок, фантазии, умений! Восхищённые взгляды, радостные улыбки, счастливые лица! Всё это подарили нам участницы недели технологии во главе с Орловой Татьяной Алексеевной. Здоровья вам, умелых рук и неуёмной фантазии» (Харченко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы), «Неделя технологии прошла, я так думаю, захватывающе для всех! Вспомните, сколько народу ходило вокруг этих замечательных произведений искусства. Лично я сопереживал со всеми творцами этих произведений. На первом конкурсе ещё можно было выбрать лучшее изделие, но уже на сервировке стола у меня разбегались глаза … Я надеюсь, в следующем году уже будет не неделя, а две или даже лучше три недели технологии …» (Петухов Дмитрий, учащийся 10А класса), «В школе прошла неделя технологии. Каждый раз это настоящий праздник и для учеников, и для учителей. Приятно видеть, как много замечательных вещей могут делать наши дети. Особенно запомнилась выставка нарядов для кукол. Конкурс на сервировку стола. Как увлечённо и с необыкновенной фантазией занимаются ученики на уроках технологии! В первую очередь, здесь виден огромный труд учителя – энтузиаста Орловой Татьяны Алексеевны: научить, помочь, посоветовать – это всё о её работе. А неделя технологии показала насколько глубоко,  и разнообразно овладели ученики различными навыками, какие креативные вещи могут создать!» (Воробьёва Ирина Владимировна, учитель истории), «Мне очень сильно понравилась эта неделя технологии, особенно, конкурс с куклами, с сервировкой стола, конкурс «Я – художник-модельер». Я узнала, у кого какие таланты. Конечно, были огорчения, но я не расстраиваюсь, потому что конкурс есть конкурс» (Балакирева Алёна, учащаяся 7А класса), «Я отношусь к неделе технологии положительно. Вечерами мы с Кристиной проводили больше времени за общим делом.» (Черникова Ольга Викторовна, мама), «Эта неделя была ответственной для детей, они чувствовали своё участие в общем деле. Мы с удовольствием помогали своей дочери в подготовке к различным конкурсам. Мы считаем, что такие мероприятия пойдут на пользу нашим детям» (Семья Авиловых), «Мне очень понравилась неделя технологии! Она помогла каждому раскрыть свои способности. За это время я получила много новых знаний, много времени уделяла поделкам. Моё свободное время было занято, причём, с огромной пользой. Огромное спасибо всем участникам и учителю технологии. Почаще бы проводились такие мероприятия!» (Боярская Лена, учащаяся 8А класса), «Моя дочь с удовольствием приняла участие в неделе технологии. Она готовилась к очередному конкурсу с ответственностью и усердием. Ей были интересны и свои поделки, и поделки её подруг. Она с большим интересом рассказывала об очередном состязании и была довольна, что принимала во всём участие и даже завоёвывала какие-то места» (Осипова Татьяна Алексеевна, мама), «Мне очень понравилась неделя технологии. Желательно, чтобы она проводилась хотя бы два раза в год. Я считаю, что самым лучшим мероприятием является конкурс «Моя любимая кукла». В ходе изготовления костюма для куклы я получила огромное удовольствие, также узнала много информации о куклах. Спасибо огромное Орловой Татьяне Алексеевне! Благодаря ей я узнала много интересного и познавательного!» (Костина Настя, учащаяся 8Б класса), «Огромный интерес вызывает всё, чему Вы обучаете мою дочь. Я думаю, что это  отличная идея – проведение такого мероприятия. Занимательно! Поучительно! А самое главное, что моя дочь делает всё с огромным удовольствием и терпением, собственными силами. Я благодарна Вам, Татьяна Алексеевна, за все навыки, которые прививаете  нашим детям» (Костина Оксана Валерьевна, мама), «Я очень рада, что в нашей школе проводится неделя технологии. На мой взгляд, именно здесь я могу раскрыть свои таланты. Проводилось очень много конкурсов, викторин. Во всех этих мероприятиях я с большим удовольствием принимала участие. Огромное  спасибо нашему педагогу Орловой Татьяне Алексеевне. Она всегда поможет, если возникнут какие – нибудь проблемы, и не пожалеет своего свободного времени. Татьяна Алексеевна открыла мои таланты. Спасибо ей и всем, кто принимал участие в нашей замечательной неделе технологии. Я могу с уверенностью сказать, что она удалась!» (Амосова Саша, учащаяся 8Б класса).

Опираясь на свой опыт, я могу сказать, что процесс развития познавательной активности учащихся должен быть целенаправленным и систематическим, что предметная неделя позволила шире взглянуть на изучаемую учебную дисциплину, что философия творчества лучше передаётся в строках: «Потеплеешь сам – потеплеть планете».

Т.А.Орлова, учитель технологии 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования....