Пояснительная записка по предмету "Технология" 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Стрельцова Наталья Николаевна

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету  "Технология" в 6 классе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                       «Согласовано»                                                 «Утверждаю»

Руководитель МО                            Зам. директора по У ВР                                  Директор МОУ «Основной

_____ Стрельцова Н.Н.                            _______ Репп Г.Р.                                     школы №6»

Протокол №___                                «___»__________201__г.                              _____ Макарова А.А.

«___»_______201__г.                                                                                               «___»________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Стрельцовой Натальи Николаевны,

 по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для учащихся 6 класса

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____от

«____»________2010____г.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий ской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 с внесенными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994;
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Министерством образования и науки  РФ  от 24.12.2010 г. № 2080.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко. Программа курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 8-е изд.,с изменениями. – М.: Просвещение, 2010).

Программа включает в себя следующие разделы: «Кулинария», «Проектирование и изготовление швейных изделий», «Элементы машиноведения», «Элементы материаловедения», «Рукоделие», «Уход за одеждой», «Гигиена девушки», «Интерьер жилого дома».

Составляя рабочую программу, внесла изменения: на изучения раздела «Рукоделие» добавила 2 часа, а время, отведенное на изучение раздела «Проектирование и изготовление конической юбки сократила на 2 часа, считаю, что так будет рациональнее (чтобы девочки успешнее освоили вышивку).

Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола.

При изучении разделов «Интерьер жилого дома», «Рукоделие» учащиеся знакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами оформления интерьера, учатся вышивать.

Изучая разделы «Элементы машиноведения» и «Элементы материаловедения»,  девочки овладевают навыками работы на швейных машинах, знакомятся с производством тканей, их видами и  свойствами.

На занятиях по конструированию учащиеся учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с правилами снятия мерок и их условным обозначением.

На занятиях по моделированию девочки узнают о различных способах разработки моделей.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия учащиеся выполняют пооперационные работы на лоскутках ткани.

Большое внимание при изучении каждого раздела следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда.

При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании программы определяются следующие задачи курса:

     приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, элементах материаловедения, культуры дома, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов,  об информационных технологиях;

    ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел, развитие художественной инициативы;

  1. воспитание уважения к народным обычаям и традициям;

    овладение способами деятельности:

- совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за  жилищем;

- умение защищать свои интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

- способность работать с разными видами информации: символами, текстами, таблицами, использование  мультимедийных ресурсов  и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-  умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Содержание тем учебного курса.

Вводное занятие (2ч)

        Вводный инструктаж по охране труда. Содержание и задачи курса.  Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в кабинете технологии. Экология воды. Влияние промышленного производства на состояние водоемов. Способы очистки сточных вод. Определение качества воды.

Кулинария (14 ч)

Физиология питания (1ч)

Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

Значений солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.

Блюда из молока (1ч)

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Кулинарное значение молока и молочных продуктов.

Домашние животные, молоко которых используется в пищу.

Ассортимент питьевого молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения.

Способы очистки молока. Способы сохранения свежего молока.

Блюда из молока. Технология приготовления молочных супов и каш.

Виды круп и макаронных изделий. Правила хранения круп и макарон. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч)

Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы. Условия и сроки хранения живой, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методы определения качества рыбы. Блюда из рыбы. Оформление готовых блюд. Подача к столу.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий(2ч)

Подготовка к варке круп, бобовых, макаронных изделий. Правила варки каш. Краткая характеристика блюд из каш (запеканок, котлет, крупеников).

Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке. Посуда и инвентарь при варке каш и макаронных изделий.

Блины, оладьи, блинчики (2ч)

Первичная обработка муки. Способы приготовления теста длю блинов, оладий, блинчиков. Пищевые разрыхлители теста. Технология выпечки блинов. Оладий, блинчиков.

Сладкие блюда (компоты, кисели) (2ч)

Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушеных и мороженых фруктов. Приготовление киселей различных консистенций.

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета (2ч)

Особенности сервировка стола к ужину: столовые приборы, посуда, художественное оформление. Правила подачи блюд. Гости: приглашение, выбор и оформление подарков, рассаживание гостей, правила поведения.

Заготовка продуктов (2ч)

Процессы, происходящие при солении и квашении. Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах. Квашение капусты.

Практические  работы:

  1. Составление и расчет: стоимости меню, обеспечивающего суточную потребность организма минеральными солями и микроэлементами.
  2. Кипячение молока. Приготовление сырников.
  3. Приготовление творожной запеканки.
  4. Приготовление гречневой каши и макаронных изделий.
  5. Разделка сельди и подача к столу.
  6. Приготовление сладких блюд (по выбору).
  7. Составление схемы расстановки столовых приборов и схемы рассадки гостей.
  8. Оформление открытки-приглашения.
  9. Приготовление  салата из крабов.
  10. Приготовление компота, киселя.
  11. Приготовление квашеной капусты.

Интерьер жилого дома (4ч)

Интерьер. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни.

Понятие о дизайне. Эстетические качества интерьера.

Роль освещения в интерьере. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

Внутренняя отделка помещений декоративными тканями: ковры, накидки, скатерти, обивка мебели. Оформление окон и дверных проемов занавесями: шторами, гардинами, портьерами и жалюзи. Профессия дизайнера.

Практические работы:

  1. Изготовление макета оформления окна тканями.
  2. Выполнение эскиза планировки детской комнаты.

Гигиена девушки. Косметика (4 ч)

Общие сведения о волосах. Уход за волосами. Средства и инструменты для ухода за волосами.

Требования к прическе школьницы. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос.

Элементы материаловедения (2 ч)

Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, пух и шелк. Способы их получения.

Свойства натуральных волокон. Ассортимент тканей. Символы на ярлыках одежды из шерсти и шелка. Уход за одеждой из шерсти, шелка, кожи, замши и велюра.

Практические  работы:

  1. Сравнение волокон шерсти и натурального шелка.
  2. Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей.

Элементы машиноведение (4 ч)

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Устройство и установка швейной иглы.

Неполадки в работе швейной машины. Уход за машиной, чистка и смазка.

Различные виды машинных швов. ПТБ при работе на швейной машине.

Практические работы:

  1. Подбор и установка машинной иглы.
  2. Регулировка качества машинной строчки для различных видов ткани.
  3. Выполнение различных образцов машинных швов.

Рукоделие (10ч)

Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой.

Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета.

Способы увеличения и уменьшения рисунка.

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, счетная гладь).

Свободная вышивка по рисованному контуру узора (гладевые швы, контурные и простейшие швы)..

Практические работы:

  1. Изготовление сувенира.
  2. Изготовление образца счетных швов.
  3. Отделка швейного изделия вышивкой.
  4. Зарисовка орнамента.

Уход за одеждой и обувью (4 ч)

Правила ухода за одеждой из кожи, замши, велюра.

Фурнитура.  Виды фурнитуры. Способы оформления и ремонта изделий. Ремонт низа изделий: тесьмой, клеевой лентой, машинной строчкой и пр.

Хранение меховых и шерстяных изделий.

Практические работы:

  1. Ремонт готовых изделий с помощью фурнитуры.
  2. Ремонт низа изделий.

Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки (24ч)

Конструирование и моделирование конических и клиньевых юбок (6ч)

Ткани и отделки, применяемые при изготовлении юбок. Конструкции юбок.

         Мерки необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условное обозначение мерок. Правила снятия мерок. Прибавки на свободное облегание.

        Последовательность построения чертежа на основе конической  и клиньевой юбок. Выбор числа клиньев. Расчетные формулы. Построение основы чертежа юбки в М 1:4

и в натуральную величину.

        Разновидности юбок по силуэту. Выбор модели юбки. Моделирование юбок. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою.

Технология обработки конических и клиньевых юбок (18ч)

        Назначение соединительных швов. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения..

        Правила выполнения следующих технологических операций: обработка пояса, обработка низа юбки,  обработка застежки и т.д.

        Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка.  Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке.

        Примерка юбки, исправление недочетов.

        Стачивание юбки. Обработка нижнего и верхнего срезов юбки.

        ВТО. Художественная отделка изделия. Контроль качества готового изделия.

Практические работы:

  1. Снятие мерок. Запись результатов.
  2. Построение чертежа юбки в М1:4
  3. Зарисовка эскизов различных моделей.
  4. Моделирование юбки.
  5. Подготовка выкройки к раскрою.
  6. Изготовление образцов поузловой обработки
  7. Выполнение соединительных швов.
  8. Раскрой ткани.
  9. Обработка деталей кроя.
  10. Проведение примерки изделия, исправление дефектов.
  11. ВТО  юбки.

Резервное время (2ч)

Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы.

Учащиеся должны знать:

  1. возможности использования ЭВМ в информационных технологиях;
  2. негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и
    здоровье человека;
  3. основы семейного уюта;
  4. правила   санитарии,   гигиены,   безопасной   работы   с   колющими,   режущими
    инструментами и электробытовыми приборами;
  5. основные требования по уходу за одеждой;
  6. общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов;
  7. пищевые ценности молока, рыбы, круп и макаронных изделий;
  8. способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной

массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;

  1. правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления

блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных

изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

  1. способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки

блинов, оладий;

  1. общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод;
  2. правила сервировки стола;
  3. виды и кулинарные свойства крахмала, технологию приготовления компотов и киселей;
  4. общие сведения  о процессах, происходящих при солении и квашении овощей,

технологию квашения капусты;

  1. значение композиции в интерьере;
  2. основы семейного уюта;
  3. способы получения  натуральных волокон животного происхождения, получение нитей

из этих волокон;

  1. принцип действия и назначение регуляторов в швейной машине;
  2. композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, способы увеличения и уменьшения

рисунка;

  1. эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования к легкому женскому

платью, материалы, применяемые при изготовлении юбок, основные конструкции юбок,

    правила снятия мерок и их условное обозначение;

  1. назначение, конструкция, условное обозначение и технология выполнения следующих

швов: настрочного с открытым срезом и с одним закрытым срезом, накладного с двумя  

закрытыми срезами;

  1. правила выполнения чертежей;
  2. правила подготовки ткани к раскрою;
  3. экономную раскладку выкройки на ткани;
  4. технологию пошива поясного изделия;
  5. основные требования по уходу за одеждой и обувью;
  6. санитарно-гигиенические к предметам и средствам ухода за волосами; требования к

прическе.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать уют помещения с помощью декоративных тканей;
  2. работать с бытовыми электроприборами, моющими  и чистящими  химическими

средствами;

  1. регулировать качество машинной строчки;
  2. подбирать модель, ткань и отделку для изготовления поясного швейного изделия;
  3. пришивать фурнитуру, подшивать низ изделия;
  4. готовить простейшие блюда из молока, рыбы, круп и макаронных изделий;
  5. сервировать стол и подавать блюда к столу;
  6. работать с кухонным   оборудованием,     инструментами, горячими маслами и    жирами;
  7. определять качество молока,  проводить его тепловую обработку, готовить  молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;  
  8. определять  качество рыбы, проводить первичную  обработку рыбы,  варить и жарить рыбу и рыбные  полуфабрикаты, определять  готовность рыбных блюд, подавать  их к     столу;
  9. проводить первичную обработку круп, бобовых, макаронных изделий, варить крупяные рассыпчатые, жидкие и вязкие каши, готовить запеканки, крупеники, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;
  10. приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи,  блинчики, варить компоты и кисели;
  11. готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;
  12. квасить капусту, проводить   первичную обработку и засолку огурцов, томатов   и зелени;
  13. выполнять   эскизы интерьера детской комнаты,    проводить   сухую    и влажную уборку;
  14. определять    раппорт    саржевого и атласного    переплетения, лицевую  и изнаночную стороны и дефекты ткани;
  15. регулировать качество машинной  строчки,  устанавливать  иглу  в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные  неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;
  16. подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричные узоры, орнамент

в квадрате, полосе, определять размер и место узора на изделии,  подбирать нитки   по рисованному контуру;

  1. подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать конические и клиньевые юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;
  2. выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым и с одним закрытым срезами, обрабатывать клиньевую и коническую юбки;
  3. готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать коническую и клиньевую юбки, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;
  4. выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

 Оценка 4 ставится в том случае, если ответ  полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3  ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ  неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время,    самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

 Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время,    самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

 Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся  самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценка 1  ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  1. или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

  

Рекомендации учителям  по работе с одарёнными детьми.

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах. Не секрет, что для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы.

1.      Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а так же используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.      В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.

4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5.      Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть не большие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.   

Перечень рекомендуемой литературы.

Учебно-методический комплект

  1. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 120, [8] с.
  2. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 192 с.: ил.
  3. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Экзамен, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.
  5. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для девочек. 6 класс (пособие для учителя).- М.: Школьная Пресса, 2006.

Дополнительная литература для учителя

  1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  3. Силаева М.А. Пошив по индивидуальным заказам: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002. – 528
  4. Скопцева М.И. Технология. Обслуживающий труд 5-8 кл.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1997
  5.   Котова Н.И., Котова А.С. Русские традиции и обряды. Народная кукла.- СПБ,:Паритет, 2005
  6.  Захаржевская Р.В. История костюма.- М.:РИКОЛ классик, 2004.
  7.  Горичева В.С. Куклы.- Ярославль.: Академия развития, 1999.
  8.  Птушкина О.В., Дорофеев Ю.П. Русский праздничный костюм.- М.: Мозаика-стиль, 2005.
  9.  Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
  10.  Петренко Н.В. Ландшафтное проектирование.- Донецк.: Сталкер, 2006.
  11.  Бабаян Л.В., Горобцов А.М. Благоустройство усадьбы.- М.: Сталкер, 2003.
  12.  Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Жилище. Что умеют мастера.-  СПБ.: СМИО-Пресс, 2004.
  13.  Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2002.
  14. Воронцов В.А. Мини-энциклопедия. Ландшафтный дизайн.-  М.: АСТ, 2006.
  15. 27. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
  16.  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия под ред. Шангина И.И.- СПБ.: Искусство – СПБ, 2004.
  17.  Белова Г.И. Кулинария. Примерное поурочное планирование 5-9 класс. –М.: Ижица, 2003.
  18. Ермакова В.И. Кулинария. –М.: Просвещение, 1993.

Дополнительная литература для ученика

  1. Тюрина Н.Е. Основы художественного ремесла. Чудо – кожа. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  2. Лукашов Р.А. Основы художественного ремесла.  Русское кружево. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  3. Федотов Г.Я. Основы художественного ремесла.  Сухие травы. Пособие. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  4. Конышева Н.М. Секреты мастерства.-  М.:Московский учебник, 2000.
  5. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.-  М.: Вече, 2005.
  6. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5-8 кл.- М.:Просвещение, 2001.
  7. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
  8. Ляховская Л.П. Кулинарный календарь.- СПБ.: Полигон, 2002 .

Домашнее меню современной хозяйки.  Кулинарный ежедневник (с электронным приложением). / М. Н. Пьяница.



Предварительный просмотр:

Согласовано»                                       «Согласовано»                                                 «Утверждаю»

Руководитель МО                            Зам. директора по У ВР                                  Директор МОУ «Основной

_____ Стрельцова Н.Н.                            _______ Репп Г.Р.                                     школы №6»

Протокол №___                                «___»__________201__г.                              _____ Макарова А.А.

«___»_______201__г.                                                                                               «___»________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Стрельцовой Натальи Николаевны,

 по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для учащихся 6 класса

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____от

«____»________2010____

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 6 класса с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна ния из математики, физики, химии и биологии и показываю щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель ности человека.

Основная цель рабочей программы «Технология» Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехни ческих знаний и умений по элементам техники, технологий, матери аловедения, информационных технологий в их интеграции с декора тивно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достиже ние следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  2. освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпри нимательству, необходимых для практической деятельности в ус ловиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
  3. овладение умениями создавать личностно или общественно зна чимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
  4. развитие творческих, коммуникативных и организаторских спо собностей в процессе различных видов технологической деятель ности;
  5. развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных по требностей рынка труда;
  6. воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответ ственности за результаты своего труда;
  7. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе чивается включением в программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча щихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко логическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Задачи  учебного предмета

а)        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)        привитие элементарных знаний и умений по ведению до машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в)        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)        развитие самостоятельности и способности учащихся ре шать творческие и изобретательские задачи;

д)        обеспечение учащимся возможности самопознания, изу чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)        воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове дения и бесконфликтного общения;

ж)        овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали зации собственной продукции и услуг;

з)        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение года по предмету «Технологии» каждый уча щийся выполняет 1 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося.

Охрана здоровья учащихся

 На занятиях по образовательной области «Технология» уделять внимание охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче ских процессов.

 Обеспечить личную и пожарную безопасность при работе учащихся с тепло выми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользова ние нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюде ние учителя. Серьезное внимание уделять соблюдению учащимися правил сани тарии и гигиены.

            Обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Организация образовательного процесса.

Формы : урок.

Типы уроков:

  1. - урок изучение нового материала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. -комбинированный урок;
  5. -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  1. урок – беседа
  2. лабораторно-практическое занятие
  3. урок – экскурсия
  4. урок – игра
  5. выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Письменного контроля и самоконтроля.
  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Операционно-предметная система обучения.
  3. Моторно-тренировочная система.
  4. Операционно-комплексная система.
  5. Практические методы обучения.
  6. Решение технических и технологических задач.
  7. Учебно-практические или практические работы.
  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
  9. Опытно-эксперементальная работа.
  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
  12. Кооперативная деятельность обучащихся.
  13. Коллективное творчество.

Поурочное календарное планирование ( 6 класс)

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание

Планируемый результат и уровень усвоения

теоретические сведения

практические работы

Введение

1

1.

Инструктаж по ПТБ. Получение шерстяных и шёлковых тканей.

1

Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса технологии за 6 класс. Получение натуральных шерстяных и шелковых волокон, их переработка.

Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте

Иметь представление

о содержании курса, о видах и методах получения натуральных волокон животного происхождения;

 процессе их переработки в нити и ткани.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

29

Элементы материаловедения

1

2.

 Свойства шерстяных и шёлковых тканей.. Л/п работа № 1 «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей».

1

Свойства натуральных волокон животного происхождения и тканей из них.

 Л/п работа № 1 «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей».

Знать: физические, гигиенические, эксплуатационные свойства натуральных волокон животного происхождения

Уметь: отличать ткани из волокон животного происхождения по их свойствам.

Рукоделие. Лоскутная пластика.

2

3.

 Возможность лоскутного шитья и мода.

1

История создания изделий из лоскута. Понятия об орнаменте, симметрии и асимметрии в композиции. Пэчворк (лоскутное шитье) и мода. Инструменты и материалы. Подготовка к работе

Иметь представление

о технике пэчворка (лоскутного шитья), орнаменте, симметрии и композиции.

Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты

4.

 Выполнение аппликации из ткани на свободную тему.

1

Выполнение аппликации в технике лоскутной пластики.

Знать правила сборки полотна.

Уметь ими пользоваться

Элементы машиноведения

1

5.

 Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой.

1

Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установки. Правила регулировки машинной строчки в зависимости от вида тканей, замены иглы и ухода за швейной машиной

Знать: причины, вызывающие неполадки в работе швейной машины (дефекты машинной иглы или ее установки);

Уметь: осуществлять регулировку машинной строчки, замену иглы.

Технология выполнения машинных швов.

2

6.

Технология выполнения двойного шва.

1

Двойной шов, назначение, технология изготовления.

Знать: назначение, применение, технологию изготовления двойного шва

Уметь: пользоваться инструкционной картой

7.

Выполнение двойного шва.

1

Инструктаж по ПТБ.

Выполнение двойного шва с учётом правил безопасности труда.

Знать: правила техники безопасности, технологию изготовления

Уметь: используя инструкционную карту выполнять двойной шов.

Конструирование и моделирование швейных изделий.

7

8.

Измерение фигуры человека.

1

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Правила снятия мерок и прибавки на свободу облегания

Снятие мерок для построения чертежа выкройки юбки.

Знать: требования, предъявляемые к легкому женскому платью; правила снятия мерок и прибавки на свободу облегания

Уметь: выполнить правильный обмер фигуры

9.

Расчёт конструкции прямой юбки.  

1

Понятие «конструирование». Расчетные формулы. Алгоритм построения чертежа прямой юбки.

Выполнение расчётов для построения чертежа прямой юбки

Знать: алгоритм построения чертежа прямой юбки

Уметь: производить расчёты для построения чертежа прямой юбки

10.

Построение чертежа прямой юбки в М 1:4.

1

Построение чертежа прямой юбки в М 1:4.

Знать: технические требования к чертежам

Уметь: строить чертёж прямой юбки

11.

Конические юбки.

1

Расчетные формулы. Алгоритм построения конической юбки.

Построение чертежа конической юбки в М 1:4.

Знать: алгоритм построения чертежа конической юбки

Уметь: строить чертёж конической юбки

12.

Клиньевые юбки.

1

Расчетные формулы. Алгоритм построения клиньевой юбки.

Построение чертежа четырёхклинной юбки в М 1:4.

Знать: алгоритм построения чертежа клиньевой юбки

Уметь: строить чертёж четырехклинной  юбки

13.

Моделирование юбки.

1

Форма. Силуэт, стиль, особенности фигуры и выбор фасона. Способы моделирования юбок.

Знать способы моделирования

Уметь ими пользоваться

14.

Л/п работа № 2 «Разработка модели юбки».

1

Разработка модели юбки

Знать: способы моделирования

Уметь: применять на практике

Технология изготовления швейных изделий.

16

15.

Творческий проект «Юбка». Изготовление выкройки юбки.

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения.

Изготовление выкройки юбки.

Знать: этапы творческого проекта

Уметь: строить чертёж юбки  в натуральную величину

16.

Подготовка к раскрою.

1

Подготовка ткани к раскрою. Подготовка выкройки к раскрою

Нанесение на выкройку контрольных линий и знаков.

Знать: порядок подготовки ткани и выкроек к раскрою

Уметь: подготовить выкройку и ткань к раскрою

17.

Инструктаж по ПТБ. Порядок раскроя.

1

Порядок раскроя, инструменты и приспособления для раскроя.

Обмеловка выкройки юбки на ткани.

Знать: порядок раскроя

Уметь: экономично производить раскладку выкроек на ткани

18.

Раскрой юбки.

1

Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.

Экономная раскладка выкройки юбки на ткани

Знать: способы раскладки выкройки на ткани

Уметь: экономично производить раскладку выкроек на ткани

19.

Подготовка деталей кроя к обработке.

1

Способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя

Знать и уметь применять способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек

20.

Подготовка изделия к примерке.

1

Правила подготовки изделия к примерке

Смётывание вытачек, складок, деталей кроя.

Знать: правила подготовки изделия к примерке

Уметь: применять на практике правила подготовки изделия к примерке

21.

Проведение примерки.

1

Правила проведения примерки. Дефекты посадки юбки и их причины. Способы исправления выявленных дефектов

Проведение примерки, выявление и устранение дефектов.

Знать и уметь применять на практике правила проведения примерки и способы исправления дефектов

22.

Обработка вытачек и складок.

1

Назначение, разновидности вытачек и складок, технология изготовления.

Обработка вытачек и складок.

Знать: назначение вытачек и складок, особенности обработки от из месторасположения

Уметь: обрабатывать вытачки и складки

23.

Обработка боковых срезов юбки.

1

Соединение деталей кроя, технология обработки боковых срезов юбки

Соединение и обработка боковых срезов юбки.

Знать: технологию выполнения стачного шва

Уметь: применять знания на практике

24.

Обработка застёжки.

1

Виды застёжек, особенности технологической обработки застёжки «молния»

Вшивание застёжки «молния»

Знать: технологическую последовательность обработки застёжки «молния»

Уметь: использовать специальную лапку для вшивания застёжки «молния»

25.

Обработка пояса.

1

Технология обработки притачного пояса.

Обработка притачного пояса

Знать: технологию обработки пояса

Уметь: обработать пояс

26.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

1

Технология обработки верхнего среза юбки притачным поясом.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

Знать: технологию обработки верхнего среза юбки притачным поясом

Уметь: обработать верхней срез юбки притачным поясом

27.

Обработка нижнего среза юбки.

1

Способы обработки нижнего среза юбки, потайной шов.

Обработка нижнего среза юбки швом в подгибку с закрытым срезом.

Знать: технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом

Уметь: применить знания на практике

28.

Виды отделки изделий.

1

Виды отделок юбок, постоянные и съёмные виды отделок.

Окончательная отделка юбки

Знать: виды отделок

Уметь: подобрать отделку к сшитой юбке.

29.

Приёмы влажно – тепловой обработки.

1

Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Правила ТБ ВТО. Правила контроля и проверки качества

ВТО изделия

Знать:

- особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей;

- правила ТБ при ВТО

Уметь: выполнить ВТО юбки

30.

Защита творческих проектов.

1

Алгоритм оценивания проекта.

Подготовка к защите, Оформление документации. Презентация изделия (защита).

Знать: последовательность выполнения работы

Уметь: применять изученное на практике, применять собственные идеи

Культура дома

4

31.

Изготовление и ремонт белья. Уход за одеждой.

1

Изготовление и ремонт белья, правила ухода за одеждой, современные средства ухода и защиты одежды.

Знать: правила и средства ухода за одеждой

Уметь: ухаживать за изделиями из шёлка и шерсти

32.

Ремонт одежды.

1

Способы ремонта одежды, технология ремонта износившегося низа изделия.

Ремонт износившегося низа изделия.

Знать: способы ремонта одежды, технологию ремонта износившегося низа изделия

Уметь: произвести ремонт износившегося низа изделия

33.

Выбор фурнитуры и её замена.

1

Выбор фурнитуры и её замена.

Изготовление образца застёжки на пуговицах

Знать: правила замены фурнитуры

Уметь: пришивать пуговицы

34.

Ремонт распоровшихся швов.

1

Особенности мелкого ремонта одежды.

Ремонт распоровшегося стачного шва, подшивка низа, отпоровшегося  накладного кармана.

Знать: особенности мелкого ремонта одежды

Уметь: производить мелкий ремонт одежды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...

Пояснительная записка 5-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.      Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...

Пояснительная записка математика 11 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....

пояснительная записка для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.В объёме 105 часов, и...

Тематическое планирование с пояснительной запиской для 7 класса по литературе

Материалы предназначены доя ведения курса литературы по программе "Школа 2100" (учебник Бунеевых)...