Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов.
статья по технологии по теме

Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов показало, что, работая в коллективе, у школьников возникают доброжелательные отношения, что приводит к позитивным навыкам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов.

            Важной особенностью технологии как общеобразовательной школьной дисциплины является интегративный характер и практико-ориентированная направленность формируемых у учащихся  знаний и умений. Овладение ими происходит в процессе комплексной программы  по технологии для неделимых классов. В процессе изготовления конкретных изделий происходит овладение учащимися знаний и умений, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывая их интересы и материальные возможности. Так же при планировании уроков важно учитывать, что класс неделимый, в нем присутствуют как девочки, так и мальчики. Необходимо учесть, что в программе имеются такие разделы, как культура питания, электротехнические работы и бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, дизайн пришкольного участка (агротехнические работы на пришкольном участке), которые изучают мальчики и девочки совместно. Исходя из содержания календарно-тематического плана, каждое занятие конкретизирует учебную и воспитательную цели урока.

Планируя урок, учитель должен подготовить его так, чтобы учащиеся с интересов и желанием впитывали ту информацию, которую им дают на уроке. Ведь в комплексной программе мальчики вместе с девочками изучают кулинарию и швейное дело, а девочки с мальчиками – слесарное, столярное дело.

           При составлении плана занятия предусматривают его вводную, основную и заключительную части. Делают акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделий, которые должны освоить и практически применить учащиеся.

           Занятия по технологии носят, как правило, комбинированный характер. Особо можно выделить занятия по итоговой проверке знаний, практическим работам, экскурсии, где можно увидеть уровень обученности учащихся.

            Учитель ставит перед собой задачу добиться осмысленного освоения школьниками технологии изготовления изделия. При этом важно формировать у учащихся определенные умения и навыки в процессе работы над изделием. Он направляет, наблюдает и корректирует практическую деятельность  учащихся.

             Одной из главных задач образовательной области «Технология» является формирование политехнической культуры. Комплексная программа в 5,6,7 классах дает возможность проводить занятия, как с мальчиками, так и с девочками, изучая все разделы тематического планирования совместно.

Например, изучение раздела «Культура дома», учащиеся  обучаются готовить несложную еду, сервировать стол для приема гостей, ремонтировать одежду и ухаживать за ней. Благодаря этим занятиям не только девочки, но и мальчики приобретают житейские навыки и меняют свой  взгляд на «чисто житейские» профессии. При изучении раздела «Электротехнические работы», учащиеся совместно изучают основы  электротехники, знакомятся с видами источников и потребителей электроэнергии.

                 Формирование новых знаний идет на базе актуализации и систематического применения усвоенных  знаний  в учебной деятельности.

Актуализация означает, что надо сделать  знания нужными (актуальными) в данный момент. Необходима и психологическая подготовка обучающего к восприятию нового материала и создание  эмоционального настроя. Ведь учащиеся раньше учились, и изучали технологию, только свойственную им, мальчики - в столярной мастерской, девочки – в швейной мастерской. Ребята сначала настраивались очень тяжело. Они с неохотой вклинивались в учебный процесс. Но постепенно стали эмоционально настраиваться на совместную учебу. Ведь «новое» всегда приживается не сразу, с трудом.

                     Наряду с формированием основных естественнонаучных знаний, умений и навыков на первый план выдвигаются задачи: научить детей думать, собирать информацию, анализировать, выдвигать идеи, принимать решения на основе высокого уровня знаний, тем самым, развивая у них творческие способности. Для решения этих задач прежде всего нужен творческий подход самого учителя. Если  технологическую машину (будь то сверлильный или токарный станок) рассматривать и использовать только для получения  конечного результата в виде какой-либо детали, мы можем получить хорошего исполнителя, что тоже неплохо. Но основная наша задача – подготовить творца, а не только исполнителя.

                   Благодаря приобретенным в 5, 6 и закрепленным в 7 классах знаниям учащиеся свободно ориентируются в технических, кулинарных и швейных  терминах и легко справляются с поставленными задачами.

                  Особое внимание уделяется развитию личности школьника и индивидуализации обучения с учетом интересов и возможностей учащихся. Этому способствуют вопросы и задания, требующие от учеников использования их личного жизненного опыта, проведения наблюдений и исследований в собственном доме, с привлечением членов семьи. Такой подход позволяет не только включить личные проблемы каждого ученика в контексте  школьного  образования, но и расширить учебно-материальную базу обучения технологии. Ведь не в каждой школе материальное оснащение мастерских находится на высоком уровне. Это говорит о том, что иной раз невозможно в полной мере выполнить запланированную работу на уроке. Нехватка рабочего материала, оснащение швейной мастерской, приводит к поверхностному, не углубленному изучению разделов  планирования. Углубленно изучить каждый раздел, который дается в программе, невозможно из-за неделимости класса. Если раньше ребята – мальчики могли в полном объеме заниматься деревообработкой  или металлообработкой, то теперь они должны еще постигать основы кулинарии, швейного дела, ремонт и уход за одеждой.

            В младших классах делается упор на ознакомление учащимися обработки простейших конструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности в работе, то в средних классах к ручным умениям добавляются машинные. Расширяется перечень и усложняется характер объектов труда, набор изучаемых технологий, происходит знакомство с основными отраслями народного хозяйства и ведущими профессиями.

             В условиях введения профильного обучения в старшей школе ученики, решившие получить общее образование, избирают профиль обучения. Через 2 года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности.

            Школьник должен суметь правильно  оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств,  уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда, уровень  заработной платы), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования. А затем с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную  образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач.

           Сельская школа близка к природе, труду на земле.

Хотя за последние годы ослабли связи с местными хозяйствами, но наша школа прилагает усилия, для того, чтобы сохранить на допрофильном уровне изучение основных направлений  сельскохозяйственного производства и вовлечение учащихся  в производительный труд.

            На занятиях по технологии особое внимание уделяется развитию у школьников самостоятельности в работе: умению ее планировать, разрабатывать технологическую документацию, осуществлять самоконтроль качества выполняемых операций и изделий. Этому во многом способствует использование метода проекта.

Метод проектов организует учебно–познавательную деятельность ученика по самостоятельному приобретению знаний и умений для создания продукта, удовлетворяющего ту или иную потребность людей.

           Значительное место в трудовой деятельности учащихся отводится изучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетение, лоскутная пластика и др. О результативности  этого  направления в технологии убедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ, предметные  олимпиады, на  которых учащихся занимают призовые места.

           Использование в учебном процессе комплексной программы по технологии для неделимых классов показало, что, работая в коллективе, у школьников возникают доброжелательные отношения, что приводит к позитивным навыкам общения.

Школьник должен принимать участие в жизни класса, что должно привести к положительным эмоциям, которые в свою очередь повлияют на положительное отношение к учебе. Однако возникают  ситуации, когда учащиеся с неохотой изучают тему, которую они считают необходимой только мальчикам, а не девочкам, или наоборот. И в этих случаях учителю приходится нацеливать учащихся на положительный результат,  на интерес познаний нового, неизвестного, понимания необходимости учения для дальнейшей жизни.

                  Урок «Русские посиделки» был проведен в 6 классе, неделимом, где учатся  основам технологии мальчики и девочки совместно.

Планируя урок, я ставила акцент на  углубление и развитие творчества учащихся в духе народных традиций.

                   Использовав, нетрадиционную форму проведения урока в виде посиделок, для усиления интереса к предмету, создания условия для проявления познавательной активности учащегося, воспитания и развития индивидуальных и коллективных особенностей, способствуя созданию положительных эмоций.

                   При планировании урока были учтены реальные учебные возможности кабинета и психологические особенности учащихся.

На уроке решались следующие задачи:

1. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, культуру общения.

2. Развивать творческое мышление, эстетический вкус у детей.

3. Научить учащихся видеть прекрасное в народном прикладном искусстве.

4. Продолжить знакомство с обрядовыми праздниками.

                   Их взаимосвязь  и комплексность  прослеживаются на протяжении всего урока.

На уроке использовались различные формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная. Применялись  следующие методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

                   Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

                  Урок был проведен в форме посиделок.

Я, как учитель, выступала в роли хозяйки избы, где собралась молодежь – ученики на посиделки, трое учащихся являлись жюри. Во время проведения урока было использовано музыкальное сопровождение (ой, мороз, мороз; ой, при лужку, при лужке, ой, то не вечер), которое помогало создать теплую атмосферу для познавательной активности учащихся, и способствовало возникновению положительных эмоций.

                   Для создания картины  настоящих деревенских посиделок класс был оформлен  в деревенском стиле (лавочка, свеча, прялка полотенце, домотканая  дорожка, самовар, Жостовская посуда, Гжель, Жостовские подносы и т.д.) этим я хотела приобщить учащихся к культуре русского народа, привить уважительное отношение к русским  традициям, обычаям. Я думаю, что правильно использовала визуальное и  аудитивное воздействие на память учащихся, тем самым дала возможность ученикам полностью окунуться в деревенский быт.

                   Учащиеся разделились на 2 команды (дифференцированный подход), в каждую входили как сильные, так и слабые ученики.

В помощь учащимся при проведении конкурсов были использованы наглядные пособия (заготовки рисунков, в качестве домашнего задания-«интерьер избы», «народные костюмы», «Рукоделия»). Данной информацией учащиеся воспользовались.

Обсуждая задания в команде, одни учащиеся брали на себя более сложные ответы на вопросы. Например, рассказать более подробно о народных праздниках, которые празднуются у нас в стране или о ремеслах и рукоделиях, которыми занимались в старину и возрождаются в наше время. Эти задания были нацелены на проведение  поисково-исследовательской работы, что вызвало у учащихся интерес. Все ребята дружно отвечали на загадки  и отлично справились с этим.

                  Работа в группе приучает учащихся  не только к контролю, самоконтролю, самоанализу деятельности, помогает планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Очень важно, что проводя подготовку   к уроку, занимаясь поисковой работой, учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительной литературой.

Ученики и сами создают подобие справочника  - мини реферат, который очень помогает на уроке.

                Во время урока учащимся  предоставляется максимум самостоятельности. Но это не означает, что мне, как учителю, на этом уроке делать нечего. Я должна видеть, слышать и понимать каждого ученика, показать свою личную заинтересованность в успешных результатах работы, а при  подведении итогов акцентировать внимание на вклад каждого ученика в успех общего дела.

               С целью стимулирования интереса к русским обычаям, традициям, культуре, мною была организована  небольшая выставка литературы (декоративно-прикладное искусство; русские традиции; твоя мастерская; народные гулянья и т.д.).

     Так же учащимися  были предложены рисунки школьников и репродукции, посвященные деревенскому быту, народным костюмам, праздникам.

               Одним из непременных моментов на уроке была «Физкультминутка», тем самым был использован элемент здоровьесберегающих технологий. Так как кабинет имеет маленькую площадь, физкультминутки проводились без особого размаха. Первая физкультминутка проводилась в виде хоровода с песнями, а вторая – в виде соревнования «Кто быстрее».

                   Использовав на уроке различные виды задания, я активизировала мышление учащихся, направила их на работоспособность. Тем самым дети были  психологически подготовлены к учебно-познавательной деятельности.

                   Урок, проведенный в нетрадиционной форме, позволяет сделать его более емким, создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Умения и навыки развиваются более успешно, чем в традиционной форме проведения урока.

                   В конце наших русских посиделок наше жюри определило, что обе команды удачно справились со всеми заданиями. Я, как хозяйка избы, где проходили посиделки подвела итог урока, выставила оценки и поблагодарила учащихся за урок.