Развитие творческой деятельности учащихся
статья по технологии (6 класс) по теме

Бешенцев Сергей Николаевич

 

Развитие творческой деятельности учащихся

Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности вовле­чения учащихся в творчество должно быть для учителей технологии (технического труда) обязательным. При подготовке к уроку учитель должен выявить возможности постановки задач творческого характера с учётом возрастных возможностей учащихся. Это важно в связи с тем, что большинство школьников просто копируют действия учи­теля или механически выполняют его указания. Надо так составлять учебные задания, чтобы творческие задачи были их составной частью, а решение - необходимым усло­вием выполнения задания.

Процесс творческой деятельности детей строю из трёх этапов:

1.     осмысление идеи;

2.     решение задач;

3.     воплощение решения в материале.

На начальном этане обучения возможности для творчества у школьников невелики, поэтому подвожу их к идее или прямо передними задачу. Но по мере приобретения ими трудовых знаний и опыта воз­можности для проявления творческих усилий заметно расширяется. При этом важен индивидуальный подход, иначе может получиться так, что всю основную работ решению творческих задач возьмут на себя два-три наиболее сильных ученика, остальные останутся пассивными.

В 5 классах наибольшие возможности для творчества на уроках  труда открывается  тема «Разметка плоских поверхностей». Учащиеся с интересом выполняют задания  на оптимальное использование заготовок.

В   6   классах   предлагаю творческие задания на определение наиболее удобной формы детали, технологичность её изготовления, предварительно ознакомив с соответствующими требованиями. Можно давать задания на замену материалов по условиям работы изделия   (прочность,  термостойкость, износостойкость, трение и др.)

Элементы творчества должны доходить до сознания учащихся медленно, малыми  дозами, из урока в урок необходимо, чтобы каждый ученик делал для себя открытие, даже если оно давно известно. Например: соединение изделий из древесины на гвоздях и шурупах (5класс).

Возникает ряд проблем. Первая проблема: как забивать гвозди в торец доски, чтобы они крепко держали? Ответ дают учащиеся: надо забивать их наискосок.

Вторая проблема: как можно быстро заворачивать шурупы, особенно в большом количестве?  Ученики вносят разные предложения, которые тщательно обсуждаются. Наконец, все приходят к выводу, что самым  лучшим  вариантом   будет  зажать отвёртку дрель или в коловорот. Это и есть открытие, которое заставляет школьников каждый раздумать, как облегчить груд, сделать его продуктивнее.

Цель уроков технического труда не только в том, чтобы научить школьников пра­вильным приёмам работы, сформировать соответствующие умения и навыки, но и дать им необходимые политехнические знания. Время, отведённое на сообщение технических сведений, ограничено (не более  20% урока). Поэтому так велико  значение использования инструкционных и инструкционно-технологических карт. Они помогают школьникам в изучении чертежей    выборе заготовок, инструментов и приспособлений планировании   и   выполнении   работы, соблюдении технических требований к изготовляемому изделию, контроле его качества Опыт свидетельствует, что обучение с  применением    инструкционных карт позволяет учащимся овладеть рациональной технологией, развивает у них конструкторско-технологическое мышление, приучает к самостоятельности.

Важно приучить школьников не только пользованию инструкционными картами, но  их составлению. Для  этого ученики самостоятельно изучают задание, расчленяют каждую операцию на отдельные составляющие, знакомятся с особенностями  их выполнения. Затем изучают чертёж изделия, технические требования к нему, уточняют логическую последовательность его изготовления и инструктивно – технологических указаний по  каждому переходу  перечень оборудования инструментов, при­чин и материалов для выполнения каждой операции.

 

Так при выполнении работ на токарных станках в 7 классе по теме «Составлениеоперационно-технологической карты на изготовление детали цилиндрической формы» выдаю учащимся чистый бланк инструкционной карты, состоящий из трёх основных разделов: чертёж деталей, «Последовательность обработки», «инструменты и приспособления». Анализируя изображённый на доске чертёж, служащий основой для самостоятельного вычерчивания эскизов на бланке карты, ученики определяют последовательность выполнения технологических операций, высказывают предложения по рационализации труда и др. Когда карта заполнена, то она становится руководством к практической работе Развитию технико-технологического   мышления   школьников   служит так же тематическое   использование на занятиях различных приспособлений. При их пойме нении надо учитывать не только практическую целесообразность (облегчение, трудя улучшение качества изделий и др.), но и возможность расширения политехнического кругозора, развития творческих способностей учащихся. Например, при использова­нии стула, служащего для формирования в 5 классе навыка пиления древесины под углом, учащиеся убеждаются, что оно облегчает и ускоряет работу и может использо­ваться при изготовлении самых разнообразных изделий.

В начальный период в 4 - 6 классах, это будет художественное творчество: резь­ба по дереву, выпиливание, выжигание. Овладение мастерством художественной об­работки материалов предполагает понимание их декоративных возможностей и разви­тие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей. В резуль­тате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формиру­ются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и умеют возможность по­лучить удовлетворение от результатов своей деятельности. На таких занятиях сочета­ется решение творческих задач с необходимостью овладения приёмами специфиче­ских ремёсел, с приобретением определённых трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

Список литературы:

1.      В.Д. Симоненко . Технология : учебник для 5 класса

2.      Школа и производство. Научно – методический журнал.

3.      Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Новые идеи старого ремесла.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_doklad.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Бешенцев  Сергей Николаевич, учитель технологии

МОУ «СОШ №7», Г. Чистополь, Рспублика Татарстан

Развитие творческой деятельности учащихся

Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности вовле чения учащихся в творчество должно быть для учителей технологии (технического труда) обязательным. При подготовке к уроку учитель должен выявить возможности постановки задач творческого характера с учётом возрастных возможностей учащихся. Это важно в связи с тем, что большинство школьников просто копируют действия учи теля или механически выполняют его указания. Надо так составлять учебные задания, чтобы творческие задачи были их составной частью, а решение - необходимым усло вием выполнения задания.

Процесс творческой деятельности детей строю из трёх этапов:

  1. осмысление идеи;
  2. решение задач;
  3. воплощение решения в материале.

На начальном этане обучения возможности для творчества у школьников невелики, поэтому подвожу их к идее или прямо передними задачу. Но по мере приобретения ими трудовых знаний и опыта воз можности для проявления творческих усилий заметно расширяется. При этом важен индивидуальный подход, иначе может получиться так, что всю основную работ решению творческих задач возьмут на себя два-три наиболее сильных ученика, остальные останутся пассивными.

В 5 классах наибольшие возможности для творчества на уроках  труда открывается  тема «Разметка плоских поверхностей». Учащиеся с интересом выполняют задания  на оптимальное использование заготовок.

В   6   классах   предлагаю творческие задания на определение наиболее удобной формы детали, технологичность её изготовления, предварительно ознакомив с соответствующими требованиями. Можно давать задания на замену материалов по условиям работы изделия   (прочность,  термостойкость, износостойкость, трение и др.)

Элементы творчества должны доходить до сознания учащихся медленно, малыми  дозами, из урока в урок необходимо, чтобы каждый ученик делал для себя открытие, даже если оно давно известно. Например: соединение изделий из древесины на гвоздях и шурупах (5 класс).

Возникает ряд проблем. Первая проблема: как забивать гвозди в торец доски, чтобы они крепко держали? Ответ дают учащиеся: надо забивать их наискосок.

Вторая проблема: как можно быстро заворачивать шурупы, особенно в большом количестве?  Ученики вносят разные предложения, которые тщательно обсуждаются. Наконец, все приходят к выводу, что самым  лучшим  вариантом   будет  зажать отвёртку дрель или в коловорот. Это и есть открытие, которое заставляет школьников каждый раздумать, как облегчить груд, сделать его продуктивнее.

Цель уроков технического труда не только в том, чтобы научить школьников пра вильным приёмам работы, сформировать соответствующие умения и навыки, но и дать им необходимые политехнические знания. Время, отведённое на сообщение технических сведений, ограничено (не более  20% урока). Поэтому так велико  значение использования инструкционных и инструкционно-технологических карт. Они помогают школьникам в изучении чертежей    выборе заготовок, инструментов и приспособлений планировании   и   выполнении   работы, соблюдении технических требований к изготовляемому изделию, контроле его качества Опыт свидетельствует, что обучение с  применением    инструкционных карт позволяет учащимся овладеть рациональной технологией, развивает у них конструкторско-технологическое мышление, приучает к самостоятельности.

Важно приучить школьников не только пользованию инструкционными картами, но  их составлению. Для  этого ученики самостоятельно изучают задание, расчленяют каждую операцию на отдельные составляющие, знакомятся с особенностями  их выполнения. Затем изучают чертёж изделия, технические требования к нему, уточняют логическую последовательность его изготовления и инструктивно – технологических указаний по  каждому переходу  перечень оборудования инструментов, при чин и материалов для выполнения каждой операции.

Так при выполнении работ на токарных станках в 7 классе по теме «Составление операционно-технологической карты на изготовление детали цилиндрической формы» выдаю учащимся чистый бланк инструкционной карты, состоящий из трёх основных разделов: чертёж деталей, «Последовательность обработки», «инструменты и приспособления». Анализируя изображённый на доске чертёж, служащий основой для самостоятельного вычерчивания эскизов на бланке карты, ученики определяют последовательность выполнения технологических операций, высказывают предложения по рационализации труда и др. Когда карта заполнена, то она становится руководством к практической работе Развитию технико-технологического   мышления   школьников   служит так же тематическое   использование на занятиях различных приспособлений. При их пойме нении надо учитывать не только практическую целесообразность (облегчение, трудя улучшение качества изделий и др.), но и возможность расширения политехнического кругозора, развития творческих способностей учащихся. Например, при использова нии стула, служащего для формирования в 5 классе навыка пиления древесины под углом, учащиеся убеждаются, что оно облегчает и ускоряет работу и может использо ваться при изготовлении самых разнообразных изделий.

В начальный период в 4 - 6 классах, это будет художественное творчество: резь ба по дереву, выпиливание, выжигание. Овладение мастерством художественной об работки материалов предполагает понимание их декоративных возможностей и разви тие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей. В резуль тате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формиру ются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и умеют возможность по лучить удовлетворение от результатов своей деятельности. На таких занятиях сочета ется решение творческих задач с необходимостью овладения приёмами специфиче ских ремёсел, с приобретением определённых трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

Список литературы:

  1. В.Д. Симоненко . Технология : учебник для 5 класса
  2. Школа и производство. Научно – методический журнал.
  3. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Новые идеи старого ремесла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой деятельности учащихся

в помощь учителю технологии....

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики

Содержание:1. Методы и формы развития творческой деятельности.2 . Решение занимательных и нестандартных задач.  Задача №1.3. Сказка – вопрос.  Задача №2. 4. Задача №3.  Функционал...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫОдна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих урока...

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

Школьные учителя часто жалуются на то, что у детей пропал интерес к учебе. Данная статья посвящена приемам обучения, повышающим интерес к учебе, развивающим творческую деятельность ребят. Ребенок стре...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Ли...

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...