Социализация "трудных детей" через предмет "Технология"
статья по технологии на тему

Сапоненко Раиса Леонидовна

В основных документах образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС отмечается, что большое внимание ОУ должны уделять воспитанию успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорные, безнадзорные дети). Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сапоненко Р.Л.,                                                                                                                     социальный педагог, учитель технологии

МОБУ «Агалатовская СОШ»                                                                                 Всеволожский район, Ленинградская область

Социализация «трудных детей» через предмет «Технология».

В основных документах образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС отмечается, что большое внимание ОУ должны уделять воспитанию успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорные, безнадзорные дети). Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одна из задач – «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».  

Основательница системной семейной психотерапии В.Сатир, считает, что трудный подросток- это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании.                                                                                                              

В последние годы термин «трудный» подросток прочно укрепился в нашем лексиконе. Problem child – трудный ребёнок (с трудом поддающийся воздействию).

Рассматривая вопросы социализации трудных детей, следует уточнить, что понятие дети «группы риска» включает в себя, по мнению психологов, следующее определение – это дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Учёные: С.В. Титова, О.П. Потапенко, Я.В. Брычкова, Т.А. Гармс, Н.А. Василенко, Е.Ю. Фисенко предлагают условно выделить шесть основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, по следующим параметрам:  

  1. Одаренные дети.
  2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
  3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
  4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
  5. Дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей.
  6. Педагогически запущенные

Исследования показали, что избежать такой ситуации можно в том случае, если будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей. Нежелательные факторы, такие как, физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации.

 В научной литературе термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (И.С. Кон). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (У. Бронфенбреннер, 1976).

Большинство учёных определяет социализацию как - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Сущностное представление о социализации трудных подростков - это система ориентации их на вхождение в активную жизненную среду, осмысление ими качества жизни, её культурных смыслов, значений труда а развитии карьеры, семейных отношений и т.д. для трудных подростков имеет значение формирование у них самооценки своей жизненной стратегии, выявления проблем и поиск позитивных концепций.

В качестве принципов в социализации трудных подростков выступают:

  1. Принцип открытости;

Не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого предмета технологии.

  1. Принцип доверия;                                                                  

Доверие возникает при слиянии воедино ряда факторов:            интересов человека, его установок, эмоциональных реакций или личного опыта. Любые позитивные результаты действий вызывают доверие к ним и при повторении закрепляют положительную реакцию доверия.

  1. Принцип адаптивности;

Предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.

  1. Принцип гуманизации;                                                              

Гуманистическая философия образования направлена на благо человека; на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций).

  1. Принцип жизненной перспективы;

Способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. У одних представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других - с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями (удачная карьера), у третьих - с личными устремлениями и потребностями (дружба, любовь, семья)

                        6. Принцип организации коллективно-творческих дел.

Творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с учащимися, расширяя его демократические формы в связи с развитием у них самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Предмет «Технология»- особенный, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Но в работе с данными подростками могут возникнуть противоречия:

  1. Подростку нравится предмет «Технология», а учитель не желает заниматься с данным подростком;
  2. Учитель желает, а подросток не проявляет интереса;
  3. Неприспособленность к конкретной деятельности подростка.

Эти противоречия возможно разрешить, создав определённые условия:

  1. Психологической атмосферы;
  2. Перспективности, значимости предмета;
  3. Рабочей среды.

 Опыт работы показывает, что ориентировать в мир профессий, научить проявлять фантазию и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности трудных учащихся может только учитель технологии. «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»- В.Вильсон. Учитель сам должен не только быть теоретически подкованным, но и профессионально демонстрировать приёмы работы, использовать свои творческие  работы  для оформления кабинета.   Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь конечного результата, поэтому мы должны готовить детей к различным препятствиям. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо, делать ошибки. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.        

На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Нельзя запрещать выполнять сверх - программные работы слабым ученикам только потому, что они имеют низкую успеваемость. Наша основная задача - выявление и развитие индивидуальных свойств учащихся, конечной целью которых, является сознательный выбор профессии, формирование полноценной личности, и надо тут дать шанс каждому. Хорошим стимулом для подростка будет введение «Творческой книжки», где будут регистрироваться все самостоятельные работы, выполненные сверх учебной программы, успехи, достижения. 

 Известно, что способности, склонности и другие качества личности выявляются и формируются только в деятельности, в самостоятельной творческой деятельности, дающий какой-то конкретный продукт. Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как  метод  проектов. Выполняя проектное задание, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и понять его перспективу, значимость. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.  Групповые проекты ориентируют учащихся на продуктивные формы общения и сотворчества, так как в творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения.

Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

  Хорошая материально-техническая база,  множество наглядных средств и пособий, использование ИКТ, учебные мастерские (по обработке ткани, кабинет кулинарии) имеют немаловажное значение. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении практических работ.

Практика показывает, что создавая условия на уроках «Технология» для социализации «трудных подростков», мы получаем положительные результаты, например: умение работать в команде (коммуникативность, взаимопомощь, поддержка, доверие); решать проблемы, преодолевать препятствия; осознанно делать  выбор будущей профессии; творчески подходить к решению задач; добиваться результатов, используя максимально свои знания и умения.

    Итак, подводя итог, можно сказать, что на уроках «Технологии» идёт подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация на работу в различных сферах общественного производства. Именно этот предмет обеспечивает использование разнообразных межпредметных связей (история, МХК, ИЗО, математика, черчение и т. д.). Так как дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые воздействуют на детей и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, то задача учителей «Технологии» и всего педагогического коллектива оказать помощь подросткам, которых мы называем трудными. Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

   

Список использованной литературы

  1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов? - М.:Знание.1989.-80с.
  4. «Дети группы риска в общеобразовательной школе», авторский коллектив: С.В. Титова, О.П. Потапенко, Я.В. Брычкова, Т.А. Гармс, Н.А. Василенко, Е.Ю. Фисенко, ООО «Питрес Пресс», 2008 г.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году».
  6. Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2). C. 18—24

                7.      У. Бронфенбреннер «Два мира детства. Дети США и СССР» Пер. с англ. М., 1976.