Обобщающий урок по материаловедению
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Обобщающий урок по материаловедению в 6 классе.(презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchayushchiy_urok_po_materialovedeniyu.ppt1.19 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc619 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир тканей Разработала: Учитель технологии «МОУ Невидимковской ООШ» Сиденко Р.А.

Слайд 2

Области применения тканей

Слайд 3

Путешествие в прошлое Своё название текстильное производство получило от латинского слова «текстус» (ткань). Изготовлением тканей человечество начало заниматься несколько десятков тысяч лет назад. Возраст одного из самых древних образцов ткани составляет около 9 тысяч лет. Это льняная ткань, обнаруженная в Турции. Задолго до нашей эры ткани начали изготовлять в Индии, Египте, Перу, Китае, Мексике. Первые ткани в Европе были получены по – видимому, на пороге новой эры. Изготовление тканей возводилось в ранг искусства, оно требовало огромных усилий и больших затрат времени. Так как для получения нити из массы волокон пряха должна была расчесать волокна гребнем, отделить тонкие ленточки и затем руками скрутить их в нить. А каких трудов стоило ткачу вручную протянуть нить утка между нитями основы, причём проделать это для получения ткани нужно было десятки тысяч раз!

Слайд 4

Вопрос 1 Волокна существующие в природе Натуральные волокна Растительного происхождения Животного происхождения лён хлопок Стебель растения Пушистые волоски, покрывающие семена растения шерсть шёлк Волосяной покров животных Тонкая нить, выделяемая гусеницей Составить схему «Натуральные волокна» из карточек.

Слайд 5

Вопрос 3 Пользуясь таблицей «Свойства натуральных волокон», выбрать волокна по заданным свойствам и вписать в карточку. Самое тонкое волокно Самое короткое волокно Гладкое волокно Волокно, имеющее малую упругость Самое длинное волокно Пушистое волокно Ответ. 1.шёлк. 2.хлопок. 3.лён, шёлк. 4 Хлопок. 5. Лён. 6. Хлопок.

Слайд 6

ВОПРОС 4 Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон», выбрать ткань по заданным свойствам и вписать в карточку. Ответ. 1. Все ткани из натуральных волокон. 2. Шерстяные ткани. 3. Шёлковые ткани. 4. Шерстяные ткани. 5. Льняные ткани. Значительной гигроскопичностью обладают ____________________________________________________ Большой пылеёмкостью обладают____________________________________________________ Лучше других драпируются Высокими теплозащитными свойствами обладают Большой сминаемостью обладают

Слайд 7

ВОПРОС 5 Разложить последовательно карточки с рисунками.

Слайд 8

РЕЛАКСАЦИЯ (Звучит спокойная музыка) А сейчас я вам предлагаю расслабиться лечь на парту и представить лето тепло… Лёгкий тёплый день… светит яркое солнце…. Вы лежите на пляже… тишина… лишь слышен шум волн….всплеск воды и лёгкий шелест листьев… щебечут птицы… Ваше тело расслаблено…. Лёгкий ветерок касается его…. Вы наслаждаетесь воздушными ваннами….. Вас посещают приятные мысли… Но вдруг вы услышали приближающие лёгкие шаги и прикосновение рук на вашем плече. Вы открываете глаза и видите перед собой девушку.

Слайд 9

ЗАПИСАТЬ В ТАБЛИЦУ СИМВОЛЫ ПО УХОДУ ЗА ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ТКАНЕЙ Вид ткани Стирка Сушка В устройстве Утюжка Хим- чистка Отбе- лива- ние Сушка на воздухе Лён Хлопок шёлк шерсть

Слайд 10

Сообщение №1. В старину изделия из линяющего ситца прекрасно отстирывали ржаной мукой, заваривая её. Простиранные е в таком растворе ткани не только не теряют цвета, но становятся еще ярче. Сообщение №2 Эффективным способом отбеливания хлопчатобумажного и льняного белья, особенно детского, является опускание выстиранного и высушенного белья на 1,5 – 2 часа в холодную сыворотку, затем высушивание. Если желтизна не исчезнет после первого раза, вымачивание в той же сыворотке повторяют несколько раз. Бельё становится белоснежным. Сообщение №3 Стирка белья картофелем. Этот довольно популярный в старину способ стирки белья очень заинтересовал французских учёных ещё в х1х веке. Его несколько раз публично испытывали перед комиссией профессоров. Эффект не переставал изумлять, за 2 часа полностью отстирывалось невероятно заношенное бельё, специально собранное у нищих. Предварительно замоченное и один раз простиранное бельё кладут в горячую воду и с обеих сторон тщательно натирают отваренным до полуготовности картофелем, затем свёртывают, выжимают и кипятят 25 -30 минут. После этого бельё простирывают в теплой воде, на несколько минут отпускают в чистый кипяток и выполаскивают.

Слайд 11

ВОПРОС 6 Определи ткань по описанию, произнесённому вслух. 1. Мягкая хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной сторон. Ответ: фланель 2. Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона её гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса – мелкие, средние или крупные. Ответ: вельвет

Слайд 12

ОТЧЁТ НА ТЕМУ: « ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ТКАНЯХ» Отчёт : Теоретический. Практический ( сделать аппликацию из ткани)

Слайд 13

ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ТКАНЯХ ШЕЛК впервые стали изготавливать в Китае. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей «крепдешин», которое переводится как «ткань, сделанная в Китае», (креп – шероховатая ткань из кручёных нитей; шин – Китай). Шёлковые ткани имеют красивый внешний вид. На ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, хорошо драпируются, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Они сильно растягиваются и осыпаются. Очень лёгкие по массе. Шёлковые ткани стирают только в ручную ХЛОПОК. По традиционной версии хлопок – выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н.э., была обёрнута в хлопковую ткань. Название ткани происходит от арабского « quoton ». В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они легко стираются, утюжатся. На ощупь ткани мягкие, тепловатые, но они сильно мнутся и при стирке могут дать усадку.

Слайд 14

ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ТКАНЯХ Шерсть – это волосяной покров животных. Основную массу шерсти дают овцы; небольшая доля падает на коз и верблюдов. Наиболее ценную шерсть дают мериносовые породы овец. Шерстяные ткани красивы, прочны, мало мнутся, теплозащитные. А потому используются чаще для зимней одежды: платья, костюмы, юбки, брюки и т.д. Шерстяные ткани (в зависимости от изделия) стирают вручную при температуре не выше 30* С с применением специальных моющих средств. Лён называется русским шёлком. Это уникальное волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются.



Предварительный просмотр:

Разработка обобщающего урока по материаловедению

                         для учащихся   6 класса

Тема: Обобщение знаний по материаловедению.

Цель.  Расширение  представлений учащихся о свойствах  натуральных тканей.

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся по теме.

2. Развивать мыслительные способности, умение  анализировать и сопоставлять

3. Содействовать воспитанию  самостоятельности, творческой активности, способствовать  развитию интереса к предмету

Оборудование: Коллекция тканей. Плакат «Области применения тканей».

Карточки. Таблицы.

Предварительное задание  детям: повторить пройденный материал, приготовить  сообщения  о старинных  способах  стирки  изделий.

                                 

                              Ход урока

Класс разделен на две группы — «творческие лаборатории», которые готовят   некоторые сообщения  по теме  урока.

1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас не просто урок, а экспедиция в прошлое. Сегодня вы мои коллеги.  Мы с вами начинаем с экскурсии в прошлое. А для того, чтобы провести экскурсию, мы должны поставить перед собой цели:

- для чего это нам надо;

- что хотим мы узнать в ходе этой экскурсии.

 

Постановка целей на урок.   (работа с классом)

Мотивация

 Тканью  человек пользуется  с  древнейших  времён. Мы настолько привыкли  к ней, что даже  не задумываемся, когда  шьём  изделие, как получают  ткани  и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете  лучин  в  тёмных  избах  наши  прапрабабушки  пряли и ткали  ткани.

    Древние  записи  свидетельствуют, что первыми  волокнами, которые  человек использовал  для  получения  нитей,  были  волокна  крапивы  и  конопли.

В настоящее время  используют  большое  количество  различных  волокон, как натуральных, так и химических.

  Мы с вами  изучили    только ещё  натуральные  волокна  и ткани,

а сейчас  мы    посмотрим  на  доску  и   определим  области  применения  тканей   (плакат)

(Рассмотрели области применения тканей и переходим к работе в группах)

2. Творческие задания  группам.

Первое  задание для  обеих  групп, т.е. творческих  лабораторий  следующее:

Надо составить  схему  «Натуральные волокна»  из  карточек.

После  этой  работы  в процессе  беседы  попросить «сотрудников»  поделиться  результатами   исследований.

Второе  задание для  творческих  групп.

По  описанию  узнать  волокно

Первая  группа

                    Соловей и хлопковый куст

                      (По мотивам индийской сказки)

Жил однажды соловей. Летал-летал он и вот однажды увидел куст, на котором цвели красивые цветы. Обрадовался соловей и сказал:

— Из таких красивых цветов, наверное, получатся очень вкусные плоды. Останусь – ка, я на этом кусте и, когда плоды созреют, съем их.

Бросил он свое гнездо и семью, уселся на кусте и в жадности своей не подпускал к кусту ни одной птицы.

Прилетала раз кукушка, соловей и ее не пустил.

— Почему ты не пускаешь других птиц к этому кусту? Разве эти кусты

твои? — спросила кукушка.

— Тебе, какое дело? — ответил соловей. — Не пускаю, потому что сам хочу съесть все плоды.

А куст-то был  не простой. От цвели цветы и превратились в жесткие коробочки. Внутри коробочек зреет волокно — семена с длинными пушинками. Созрели коробочки, лопнули, и волокно разлетелось по ветру.

Что-то летает кругом, — подумал соловей, — верно, плод созрел. Заглянул в коробочку, а она пустая.

Слетелись все птицы и стали корить жадного соловья:

— Видишь! Не гонял бы нас, мы бы сказали тебе, что это за куст и  что плоды его несъедобны. Мы показали бы тебе, где растут съедобные плоды. А ты все жадничал, вот ты и наказан.

Рассердился соловей и говорит кусту:

— Ты дурной куст. Никому ты не нужен, никого ты не питаешь.

— Ошибаешься, — возразил куст. — Я кормлю овец, а из моего волокна люди делают подушки, тюфяки и одежду.

Учитель: Что это за куст, и какое волокно мы получаем.

Ученики:  Это хлопковый куст, а получаем  мы  хлопковое  волокно.

Вторая  группа.

                        Как рубашка в поле выросла

                (Рассказ К. Д. Ушинского)

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею, дочка: вырастет рубашка тебе  и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»  Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть, и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя будет рубашечка!

Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

— Когда цветочки опали, то на месте их показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани пошли дергать  растение с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

— Когда растение  просохло, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в воде безголовые пучки и еще камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули растение из речки, просушили и стали колотить сначала доской, потом трепалом (зубчатой дощечкой) на дворе, так что от бедного  растения  летела кострика (отбросы) во все стороны.

Затем, растение  стали  чесать железным гребнем, пока волокно не сделалось мягким и шелковистым. Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани надели волокно на гребни и стали из него нитки прясть. Это нитки! — думает Таня. — А где же рубашечка.

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе  ткацкий станок, натянул основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень (белая пена).

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.

Учитель:  Так, что за  растение,  вырастил Танин отец  и какое волокно получили.

Ученики: Это лён и получили  льняное  волокно.

Третье  задание:

  Пользуясь  таблицей  «Свойства  натуральных  волокон», выбрать  волокна  по заданным  свойствам  и вписать в карточку.

1. Самое тонкое  волокно…………

2. Самое короткое волокно…

3. Гладкое волокно……….

4. Волокно,  имеющее  малую  упругость……..

5. Самое длинное  волокно……………………

6. Пушистое  волокно………………………

Ответ:

Шёлк.

 Хлопок

Лён, шёлк.

Хлопок.

Лён

Хлопок

- «Сотрудники»  делятся  результатами  проведённой  работы.

Четвёртое  задание.

 Пользуясь  таблицей «Свойства  тканей  из натуральных  волокон», выбрать ткань   по заданным  свойствам  и вписать в карточку.

Значительной гигроскопичностью  обладают……….

Большой  пылеёмкостью  обладают……………

Лучше  других  драпируются…………………

     4. Высокими  теплозащитными свойствами обладают……………

     5. Большой  сминаемостью  обладают…………………..

Ответы:

Все ткани  из  натуральных  волокон.

Шерстяные  ткани.

Шёлковые  ткани.

Шерстяные ткани

Льняные ткани

Высказывание  групп о проведенной  работе

Пятое  задание.

Разложить  последовательно   карточки с рисунками.

Лён

Хлопок

Шерсть

Шёлк


После  этой  работы  в процессе  беседы  попросить «сотрудников»  поделиться  результатами   исследований.

Релаксация. (Музыка)

А сейчас  я вам предлагаю  расслабиться лечь на парту  и представить  лето тепло. Летний  тёплый день,  светит  яркое  солнце,   вы лежите на пляже  тишина,  лишь  слышен  шум  волн   всплеск  воды и лёгкий  шелест  листьев.  Вы чувствуете  приятный запах воды, аромат  цветов…..

Ваше тело  расслаблено, лёгкий  ветерок  касается  вашего тела,  и вы наслаждаетесь   воздушными  ваннами. Вас  посещают  приятные  мысли….

Но вдруг  вы услышали  лёгкие  шаги  и прикосновение  рук  на  вашем  плече  вы открываете  глаза  и  видите  перед  собой девушку. Кто  она?

Прежде, чем говорить  дальше, мы перенесёмся в  страну сказок…

 Помните сказку  «Золушка».

(Может быть представлена  в виде золушки кукла, или может быть помощница ученица из старших классов).

Вчера мачеха ругала ее за то, что одежда в доме быстро изнашивается. Золушка оправдывалась, доказывая, что выучила все рекомендации  по правильному уходу за одеждой.

Золушка призывает  вас посмотреть  на памятку и рассказать  ей  об условных  обозначениях стирки, глажения, химчистки, сушки изделий.

Работа с символами

   СИМВОЛ

                     ЗНАЧЕНИЕ

   

Цифра на ёмкости – максимальная температура  стирки.

Черта под ёмкостью – щадящий режим (осторожная стирка).

Рука в ёмкости – только ручная стирка. Машинная стирка запрещена.

Перечёркнутая ёмкость – стирка запрещена.

Сушка в устройстве

(барабан)

           

Допускается сушка в сушильном  устройстве.

             

Запрещена сушка в сушильном устройстве

 Утюжка

(утюг)

       


Сильный нагрев (лён) до 200*


Умеренный нагрев (шерсть) до 150*


Слабый нагрев (шёлк)

До 100*


Запрещена утюжка

Точки … - .. - . – положение терморегулятора  утюга

Химчистка  (круг)

       

     

Обычная чистка


Специальная чистка

       

Запрещена химчистка

Буква в круге – Способ и состав средства химической чистки

Чёрточка под кругом – щадящий режим химической чистки

Чистка на основе специальных растворителей.

Отбеливание (треугольник)

           

Допускается отбеливание

                 

Запрещено отбеливание

Сушка на воздухе

     

Изделие должно подвешиваться

     

Изделие должно раскладываться на плоской поверхности

       

Не выкручивать

Расшифруйте  наборы символов по уходу за изделиями и заполните таблицу данных, характеризующих виды тканей, по следующему образцу.

 (Записать в таблицу  символы по уходу  за изделиями из натуральных  тканей)

Вид ткани

Стирка

Сушка

В

устройстве

Утюжка

Хим-

чистка

Отбе-

лива-

ние

Сушка на воздухе

Лён

Хлопок

шёлк

шерсть

Учитель: После исследования попрошу вас поделиться знаниями.

Еще Золушка вычистила всю одежду,  попросила у мачехи мыло, чтобы  постирать белье, но мачеха не дала его, приказала выстирать чисто без  мыла.

Золушка: Я знаю, что белье перед стиркой нужно замочить в холодной или теплой воде, но не горячей, чтобы белок (грязь) не заварился. Ребята, помогите  мне  найти способ стирки  без  мыла.

(Это домашнее задание и ученицы приготовили сообщение)

Сообщение №1.

В старину  изделия  из линяющего  ситца  прекрасно  отстирывали  ржаной  мукой, заваривая её.  Простиранные е в таком растворе ткани не только  не теряют цвета, но  становятся еще ярче.

Сообщение №2

Эффективным способом  отбеливания  хлопчатобумажного  и льняного  белья, особенно детского, является  опускание  выстиранного и высушенного  белья на 1,5 – 2 часа  в  холодную  сыворотку, затем  высушивание. Если  желтизна  не исчезнет  после первого  раза, вымачивание  в той  же  сыворотке  повторяют  несколько  раз. Бельё становится  белоснежным.

Сообщение №3

Стирка  белья  картофелем. Этот довольно  популярный  в старину  способ  стирки  белья очень заинтересовал  французских  учёных  ещё в х1х веке. Его  несколько  раз  публично  испытывали  перед  комиссией  профессоров. Эффект  не переставал  изумлять, за 2 часа  полностью  отстирывалось  невероятно  заношенное  бельё, специально  собранное  у  нищих.

    Предварительно  замоченное  и  один  раз простиранное  бельё  кладут в  горячую  воду и с обеих сторон  тщательно  натирают  отваренным  до  полуготовности  картофелем,  затем  свёртывают, выжимают и кипятят 25 -30 минут. После этого  бельё  простирывают  в  теплой  воде, на несколько  минут отпускают  в  чистый  кипяток  и выполаскивают.

Следующее  задание  заключается  в  определении  ткани  по  описанию,  произнесённому  вслух.

Мягкая  хлопчатобумажная  ткань,  имеет  пушистый  ворс  с  лицевой  и  изнаночной  сторон.

Ответ: Фланель.

Очень плотная хлопчатобумажная  ткань, изнаночная  сторона  её  гладкая, матовая. На лицевой  стороне  прямые  рубчики  из  ворса – мелкие, средние или крупные.

Ответ:  вельвет.

III. Отчет на тему «Что мы узнали о тканях»

Теоретический.

Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они легко стираются и утюжатся. На ощупь ткани мягкие, тепловатые, но они сильно мнутся и при стирке могут сильно садиться.

Льняные ткани имеют   гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся.  Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются.

Шерстяные ткани  красивы, прочны, мало мнутся, теплозащитны.  А потому используются чаще для зимней одежды: платья, костюмы, юбки, брюки, сарафаны, куртки, а также платки, шарфы, пледы.

Шерстяные ткани (в зависимости от  изделия) стирают вручную при температуре не выше 30* С с применением специальных моющих средств.

Натуральные  шелковые ткани, имеют красивый внешний вид.

На ощупь  мягкие и  гладкие,  обладают приятным блеском, хорошо драпируются, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.

Они сильно растягиваются, осыпаются. Очень лёгкие по массе.

Шёлковые  изделия стирают только в ручную при температуре 30 -45* С, и не выкручивая, а слегка отжимают воду.

Практический.

Составить аппликацию из    натуральных  тканей.

IV. Анализ заданий.

Учащиеся  представляют  выполненные ими творческие задания. Каждая  группа должна высказать  своё мнение о проведённой  работе, о том насколько важен  или нет собранный  материал, каким образом  можно применить  полученные знания  на практике.

V.Подведение  итогов.

Учитель представляет  детям  возможность  высказаться,  выражать свои  ощущения, настроение, которое возникло у них по ходу  урока.

ЖИВОТНОГО  ПРОИСХОЖДЕНИЯ

РАСТИТЕЛЬНОГО  ПРОИСХОЖДЕНИЯ

НАТУРАЛЬНЫЕ  ВОЛОКНА

ВОЛОКНА, СУЩЕСТВУЮЩИЕ  В ПРИРОДЕ

ВОЛОСЯНОЙ  ПОКРОВ  ЖИВОТНЫХ

ШЕРСТЬ

СТЕБЕЛЬ РАСТЕНИЯ

ЛЁН

ХЛОПОК

ПУШИСТЫЕ  ВОЛОСКИ, ПОКРЫВАЮЩИЕ СЕМЕНА  РАСТЕНИЙ

ШЁЛК

ТОНКАЯ  НИТЬ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ  ГУСЕНИЦЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по материаловедению в 5 классе

Данный урок знакомит с историей производства тканей, производством хлопчатобумажных и льняных тканей; учит определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани. Развивает мысли...

Открытый урок по материаловедению в 6 классе "Свойства ткани"

Урок помогает ученикам познакомится с различными свойствами ткни....

технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"

Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ (ДЕРЕВООБРАБОТКА) Тема: Основные породы древесины их характеристики и применение.

Открытый  урок в коррекционной группе по материаловедению для профессии "Плотник". Обобщающий урок по теме основные породы их характкристики и применение. С элементами игры....

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 классаТема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопча...

Повторительно-обобщающий урок "Цветик-семицветик" (материаловедение 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок в игровой форме с использованием презентации...