Главные вкладки

    Эстетическое воспитание подростков в процессе обучения работы с деревом.
    методическая разработка (технология) по теме

    Галанин Михаил Николаевич

    Главный источник этого развития – деятельность: познавательная, трудовая, игровая, а в особенности художественная.

    В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, он познает радость созидания, сам становится духовно и физически красивее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_podrostkov.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эстетическое воспитание подростков

    в процессе обучения резьбе по дереву.

    Известно, что художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает отношения между людьми.

    Развить это художественное начало, возможно, только эстетическим воспитанием ребенка.

    Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетических чувств.

    Эстетическое чувство – это своеобразное внутреннее состояние, которое может выражать целую гамму настроений, эмоций, переживаний ребенка, от наслаждения прекрасным, до отвращения к безобразному.

    Средства массовой информации оказывают самое разнообразное эмоциональное воздействие на детей.

    Нужно помочь им разобраться в том, что хорошо, а что плохо.

    Основу эмоциональной отзывчивости составляет восприимчивость к красоте звуков, красок и форм.

    Следовательно, всякое воспитание эстетических чувств у ребенка, предполагает, прежде всего, тренировку этих чувств.

            Ни камень, ни металл, ни какой-либо другой материал не наполнен такой поэзией и какой-то особой теплотой, которую так щедро излучает дерево – самый живой и излюбленный материал народных умельцев.

    Эта необыкновенно притягательная теплота дерева, быть может, соткана из солнечных лучей, которые оно впитало за многие десятилетия своей жизни.

    Но одно дело видеть вещи, созданные талантливыми мастерами, даже чувствовать и понимать их красоту, другое – своими руками вырезать пусть пока не совсем совершенную вещицу, но и она принесет радость, потому что будет надежда, – следующая работа будет лучше!

    Дать ребенку возможность испытать радость труда, пробудить в нем творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь, вот в чем вижу я цель своей работы.

    У  ребят, как правило, огромная потребность в самовыражении. Одни поют или танцуют, другие испытывают желание сделать что-то своими руками.

    Я стараюсь найти подход к каждому ребенку, заинтересовать его, пробудить интерес к работе с деревом, народному творчеству.

    Я считаю, что важны все факторы эстетического развития ребенка.

    Искусство, как и природа, являются внешними факторами воздействия  в эстетическом воспитании личности.

    Внутренней же стороной является творчески преобразующая деятельность ребенка, который под руководством педагога постигает прекрасное.

    Самый сильный катализатор эстетического развития ребенка находится в нем самом.

    Главный источник этого развития – деятельность: познавательная, трудовая, игровая, а в особенности художественная.

    В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, он познает радость созидания, сам становится духовно и физически красивее.

    Художественная деятельность приобщает детей непосредственно к творчеству и является высшей ступенью их эстетической активности.

            Что касается мальчиков – подростков.

    В этом возрасте стремление к взрослости толкает ребят на поиск поля деятельности для самовыражения.

    Мальчишки 12-13 лет хотят попробовать себя в новом деле. Каждый ребенок должен сразу увидеть, что ему рады. Очень важен индивидуальный подход в обучении  резьбе по дереву.

    У меня  нет отбора по способностям.

    Занятия геометрической резьбой, технология обучения позволяют, при желании, достаточно быстро овладеть искусством резьбы по дереву в технике геометрической резьбы.

    На первом же занятии я даю подростку проявить свои возможности чисто практически, сразу увидев реальный результат своего труда.

    Из опыта работы я давно понял, что от первого занятия зависит, продолжит занятия ребенок еще или, разочаруясь, будет искать себя дальше, может быть в не очень подходящих   местах.

    Я намеренно, в обучении геометрической резьбе ребят подросткового возраста, стараюсь обходиться без тренировочных дощечек, которые рекомендуют учебно-методические пособия. Эти дощечки я применяю в обучении более младших школьников.

    Из практики вижу, что процесс обучения подростка идет быстрее и успешнее, когда он выполняет заведомо нужную работу, вещь, а не дощечку со строчками упражнений в ряд.

    Поэтому даже простые практические элементы Азбуки геометрической резьбы первого урока, подростку я предлагаю для выполнения в виде затейливого узора окантовки (рамочки) его дальнейшей работы.

    В конце занятия ребенок видит совершенно конкретный результат своего труда и перспективу следующего занятия. Так как середина (заставка) будущего изделия ждет дальнейшего приложения его сил.

    При этой технологии обучения подростки больше стараются, начинают делать подарки всем своим близким, а значит, усложняя задания от одной работы к другой, я получаю требуемый результат: достаточно быстро дать навыки геометрической резьбы по дереву, а так же заинтересовать, приобщить ребенка к народному творчеству, его истории и традициям.

    Видя результат своего труда, получив от этого удовлетворение, радость творчества у подростка появляется, а со временем и крепнет желание приходить сюда опять, так как здесь у него получается, здесь он успешен.

    Реализуется в какой-то мере и стремление подростка к взрослости. Сделанная своими руками вещь, приближает мальчика к взрослому эталону мужчины, причем положительному эталону.

    Несмотря на традиционность геометрической резьбы, я все время стараюсь показать ребятам ее неисчерпаемые возможности.

    Придумать совершенно новый узор – это конечно не сразу получится. Сначала ребята работают по образцам, совершенствуя свои навыки.

    Освоив Азбуку геометрической резьбы, изготовив в процессе ее освоения несколько подарочных работ, ребенок может выполнять работу с элементами творчества.

    Например, в разделе «Анималистические изображения в геометрической резьбе» я предлагаю контур птицы или рыбки, данный как образец, заполнить своим геометрическим  узором, на  основе полученных умений и навыков, знания Азбуки геометрической резьбы.

    В дальнейшем работа  над выбором и составлением узоров для резьбы становится все более самостоятельной.

    Творческие поиски всегда эмоционально окрашены, связаны с эстетическими переживаниями.

    Я сам люблю сочинять новые композиции и постоянно побуждаю к этому ребят.

    Это творческие работы на бумаге.

    В отличии от методических рекомендаций у меня не приветствуется применение переводных приемов нанесения узора на деревянную заготовку.

    Ребята вычерчивают его прямо на доске, предварительно сочинив на бумаге.

    При этом ребята постоянно пользуются не только линейкой, но и циркулем, что дает дополнительный эффект для успешности занятий по черчению и геометрии в школе.

    В процессе обучения геометрической резьбе ясно прослеживаются различные уровни усвоения умений и навыков.

    Одни ребята, может быть, остановятся на умении применять знания по образцу.

    Другие стремятся перейти на творческий процесс подготовки изделия к резьбе, т.е. они сами придумывают форму и составляют узор для своего изделия.

            Может быть не все сразу получается, ведь подросток, хоть и стремится к прекрасному, часто ошибается в оценках, принимая не очень эстетичное за красивое. Помочь в формировании  вкуса подростка – и моя задача.

            В ряду многих других эстетических воздействий на ребенка, знакомство, приобщение его к народному искусству играет, по-моему,  большую роль.

            Особенно в наше время, когда засилие запада, американское влияние мы ощущаем во всем, а оно не всегда отвечает требованиям о красоте и добре.

            Через призму художественного отражения природы в искусстве, в народном искусстве в частности, развивается у ребенка образное ее восприятие в реальной жизни.        

            Резьба, выжигание, роспись по дереву дают возможность испытать радость творчества, обогащают

    эмоциональный фон ребенка, воспитывают чувство прекрасного, а кроме того дают ищущему подростку ориентацию на национальную культуру, ведь изучаем  то мы творческие традиции  русского народа.

            Очень жаль, что нет у нас рядом исторических центров народного творчества, но мы стараемся посещать все возможные выставки с ребятами именно этого возраста. С учетом предварительной подготовки к восприятию, эмоционального настроя, моего отношения к искусству или автору, которые я стремлюсь донести до ребят, формируется у них зрительное восприятие от просмотра произведений искусства.

            При непосредственном же участии ребят в художественном творчестве, происходит закрепление и углубление первичного восприятия.

            Нередко ребята сами предлагают новые сюжеты и темы для работ после посещения выставок.

            Занятия включают в себя и беседы о народном творчестве, его истории, видах прикладных искусств, с показом  образцов и репродукций лучших произведений.

            Чем больше таких образцов видят ребята, анализируют увиденное, тем  активнее идет у них процесс формирования эстетических оценок действительности, эстетического вкуса.

            Процесс труда по художественной обработке дерева формирует ряд специальных навыков культуры труда, универсальные способности, творческую направленность в работе. Эти качества пригодятся выпускнику школы и в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности он ни занимался. Из наших мальчиков очень скоро вырастут мужчины и то, какими  они будут, зависит и от нас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание подростков в процессе внеклассной работы по математике.

    Внеклассная работа по математике предоставляет большое поле творческой деятельности. Правильно поставленная, систематически проводимая внеклассная  работа не ...

    Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

    О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

    ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

    Эстетическое воспитание подростков

    Статья о том, какое влияние оказывает искусство на детей подросткового возраста...

    Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционной техник изобразительной деятельности

    В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования  средств  и методов изобразительной деятельности,   способс...

    Этическое воспитание подростков в процессе обучения английскому языку (статья)

    Изучение возможностей иностранного языка в осуществлении нравственно этического воспитания подростков...

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...