Вышивка крестом
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Гаранина Светлана Михайловна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология. Обслуживающий труд». 6 класс.

Рукоделие. Вышивка.


Тема «Вышивка крестом», (2 часа)


Цели урока:


1.
Учебно-познавательные.

- Дать представление о видах вышивки,

- ознакомить с историей вышивки,

- научить учащихся выполнять вышивку крестом и полукрестом, используя элементы технологии проблемного обучения и ИКТ


2.
Развивающие.

- Формирование умений работать с информацией, анализировать, делать обобщение, выводы,

- развитие познавательных и творческих способностей,

- формирование навыков анализа проблемы, поиска, решения проблемы,

- образование новых ЗУН, развитие СУД (сферы умственной деятельности), посредством методик проблемного обучения, ИКТ,

- формирование навыков работы с иглой, нитками мулине, пяльцами при создании вышитых картин,

- развитие эстетического вкуса,

- формирование навыков самостоятельной практической деятельности, самоанализа, взаимоанализа.


3.
Воспитательные.

- Формирование положительной мотивации к предмету, выполняемой работе,

- воспитание и развитие личностных качеств: трудолюбия, склонности к анализу, поиску путей решения проблемы, критического мышления.

^ Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная. Проблемное обучение.

Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД

Организационная форма: групповая (бригадная)

^ Подход к ребёнку: сотрудничество + свободное воспитание.

Преобладающий метод: проблемный

Целевые ориентации:

- приобретение ЗУН,

- усвоение способов самостоятельной деятельности,

- развитие познавательных и творческих способностей.


^ План урока


Этап урока


Дидактические цели


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Технологии


I.

Организационный

момент.


Активизация учебной деятельности.


Приветствие. Проверка готовности к уроку, организации рабочего места. Сообщает тему урока, её практический, профориентационный аспекты.


Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих. Организовывают рабочее место. Поиск и формулировка задач, соответствующих смене урока.


Осознание неизвестного, анализ проблемы.


II.

Основная часть.

1. Опрос-беседа.


Актуализация знаний. Активизация деятельности, обусловленная интересом.


Побуждают учащихся к анализу, обобщению, выводам, посредством устного опроса – беседы.


Активизация внимания. Поиск ответов на вопросы, обобщение, выводы.

Участие в мини-викторине.


Анализ, обобщение, выводы.
Активизация СУД


2. Изучение нового материала


Формирование знаний об истории рукоделия.
Формирование представлений о видах вышивки.
Ознакомить с техникой вышивки крестом, инструментами, приспособлениями, материалами.


Сообщают новые сведения, создают проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение.
Создает условия, ситуации для запоминания и осознания понятий, освоения техники вышивки.
Показывает образцы вышивки картин, лучшие экспонаты МВЗ.
Знакомит учащихся с историей рукоделия.


Активизация внимания, обусловленная удивлением и любопытством.
Знакомятся с видами вышивки, инструментами, приспособлениями, материалами для вышивки с помощью слайдов и ИТК.
Индивидуальные сообщения с презентацией по истории вышивки (опережающее обучение – самостоятельный поиск и отбор информации)


Активизация, обусловленная удивлением и любопытством.
Презентации, слайды
Развитие познавательных способностей.
Осознание неизвестного.
Анализ, обобщение.
Формирование ЗУН, развитие СУД.


3. Вводный инструктаж к практической работе.


Решить проблему выбора схемы прикладной работы исходя из потребности и возможностей.
Конкретизировать последовательность выполнения вышивки, приемы работы; применение ТБ и ОТ.


Создает условия для самостоятельного выбора учащимися схемы вышивки.
Совместно с учащимися комментирует слайды, каталоги, образцы.
Демонстрирует приемы вышивки с соблюдением ТБ и ОТ.


Самостоятельное изучение каталогов, образцов, слайдов.
Мысленно фиксирует технику вышивки, принимают решение о выборе схемы-рисунка вышивки, рассказывают правила ТБ и ОТ.


Анализ, обобщения. Принятие решения о выборе схемы для себя.
Связь обучения с жизнью.
Решение проблемы потребности.


4. Практическая работа.


Самостоятельные применения ЗУН при выполнении индивидуальной работы. Развитие качеств личности; творческих способностей.


Комментирует действия учащихся, создает условия для самоанализа учащихся, поиска и устранения допущенных ошибок.


Самостоятельный подбор канвы, пялец, ниток, применяя сформированные ЗУН.
Выполнение вышивки в соответствии с выбранной схемой – рисунком.


Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Активизация практической деятельности, обусловленная интересом. Формирование навыков самоконтроля.


III.

Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

1. Беседа с анализом.


Закрепление знаний, полученных на уроке.
Анализ успешности работы учащихся.


Создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.
Анализирует ход и результат учебно-практической деятельности. Обозначает типовые затруднения, ошибки и способы их устранения.


Комментируют самостоятельную деятельность:
-при подборе материалов и инструментов,
-при выполнении вышивки.
Дают оценку своей деятельности.
Отвечаю на вопросы учителя.


Закрепление новых ЗУН.
Закрепление способов самостоятельной деятельности по решению проблемы.


2.Выставление оценок.


Активизация мотивации учебной деятельности.


Создает условия для объективного взаимного выставления оценок учащимися.
Оказывает помощь в выработке критериев оценки.
Показывает работы учащимся.


Осознание степени успешности работы на уроке.
Самооценка.
Взаимооценка с использованием критериев.


Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.


3. Домашнее задание


Закрепление полученных ЗУН.


Сообщает домашнее задание, определяет его объем.


Мысленно фиксируют объем практической работы, который предстоит выполнить дома; завершение вышивки фрагмента. Записывают домашнее задание.


Анализ состояния работы-определение объема домашней работы.




Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, проверка организации рабочего места.


Ввод в тему: поиск темы урока в предложенной учителем «цепочки тем» раздела «Рукоделия». Сообщение темы урока.

Учащиеся: самостоятельно изучают (слайд, запись на доске) цели, задачи урока, сформулированные учителем.

Анализируют, выделяют главное.

^ Учитель – направляет учащихся на обсуждение профориентационного и практического аспектов урока.

Учитель предлагает учащимся дать характеристики профессии – вышивальщица:

- какие технологии должна знать,

- какие навыки необходимо иметь,

- какие базовые знания необходимы для успешной работы,

- какие личностные качества важны,

- к какому типу профессий относится.


^ Учащиеся самостоятельно ищут ответы.

Вывод. Одна из задач урока – проба сил, выполнение функции вышивальщицы, изучение основ этой профессии.


II. Основная часть

Галерея творческих работ. На слайдах выставка коллекций:

1. Панно в технике «Бисерное рукоделие» – 2-3

2. Панно в технике «Вышивка крестом» – 2-3


Опрос – беседа (слайды)

Побуждение учащихся проводить сравнительный анализ, делать обобщения, выводы.

1. Что общего у представленных прикладных работ с точки зрения практического использования? Ответ: все они – украшения, декоративные элементы интерьеров жилья.

2. Где в интерьере квартиры могут быть использованы такие панно? Приведите примеры.

3. В интерьере вашей квартиры (детской комнаты) используются настенные или настольные панно?

Учитель: показывает иллюстрации к интерьерам, содержащим различные декоративные элементы, в том числе настенные и настольные панно.

^ Учитель совместно с учащимися анализируют коллекцию панно, выполненных учащимися гимназии для Музейно-выставочного зала.

4.По какому основному принципу данные панно объединены в 2 группы?

Ответ: по технике исполнения.

Учитель: таким образом, мы познакомились с новым видом рукоделия- вышивка крестом, и элементами украшения интерьера, выполненными в этой удивительной старинной технике.

^ Мини-викторина “Отгадай-ка!”

Учащиеся отгадывают загадки об игле, ножницах, нитке. Активизация СУД.

Викторина сопровождается слайдами, подготовленными учащимися на предыдущем уроке в качестве индивидуального задания.

^ Учитель задает вопросы:

-Какие виды рукоделия вы знаете? Назовите, дайте краткую характеристику.

-Как вы думаете, какие качества личности развивает рукоделие?

-В какой степени эти качества личности развиты у вас?

^ Задание по самоанализу: оцените в пятибалльной системе свои личностные качества: трудолюбие - усидчивость -

аккуратность - умение работать по плану –

целеустремленность - ответственность –

умение доводить начатое

дело до конца –

Максимальное количество – 30 баллов.

1.25 – 30 баллов – у вас есть все предпосылки для успешной работы, связанной с рукоделием.

2. Меньше 24 баллов – предстоящая работа по вышивке позволит вам дополнительно развить необходимые личностные качества.


^ Изучение нового материала

Познавательные сведения. История рукоделия.

Совместная деятельность учителя и учащихся.Используются презентации, подготовленные учителем и ученицами в качестве индивеуального домашнего задания ”Разнообразие и оригинальность народной вышивки”, “Люди шили и вышивали с древних времен…”. Активизация внимания, мышления, обусловленная интересом к изучаемому вопросу.


^ Вопросы учителя: 

- Какие панно, выполненные в технике вышивки крестом вы видели в Музейно – выставочном зале гимназии? Назовите как можно больше примеров.

-Какие из них понравились больше всего и почему? Дать аргументированный ответ.

-Какое панно может служить для вас образцом эстетичного и качественно выполненного изделия? По каким признакам, характеристикам вы это определили? Самостоятельная выработка учащимися критериев оценки изделия; умение их применять.


^ Оздоровительная пауза. Профилактика гиподинамии. Офтальмологический тренинг.

Исследовательская деятельность учащихся при подготовке к практической работе

1-ый этап исследования:

- учащиеся самостоятельно изучают каталоги «Вышитая картина», «Наборы для рукоделия» и др. Самостоятельная информационная деятельность,

- анализируют, сравнивают, оценивают схемы – рисунки,

-осуществляют
мысленный отбор вышитых картин, которые могут быть использованы в интерьере собственной комнаты,

- осуществляют самоанализ, самопрогноз своих возможностей для изготовления картины. Вывод, принятие решения на основе самоанализа, Самопрогнозирования.

2-ой этап исследования:

-учащиеся изучают каталоги «Интерьеры квартиры, дома» с целью подбора интерьера, идентичного интерьеру своей комнаты. Сравнительный анализ на основе создания мыслительных образов,

-
решение проблемы – окончательный выбор схемы – рисунка для вышивки и определения места использования картины (панно) в интерьере своей комнаты.


Исследование канвы


Слайд «Виды канвы». Обсуждение. Работа с образцами канвы. Сравнительный анализ. Вывод – выбор нужной канвы.


Исследование ниток для вышивки


Работа с коллекцией мулине. Анализ требований: хорошо окрашенный, прочные, пружинят при растягивании. Упражнение.

Индивидуальное сообщение ученицы «Подготовка ниток мулине к вышивки» ( опережающее обучение).


Исследование пялец


Учитель демонстрирует различные виды пялец: круглые, квадратные, на подставке, деревянные, пластмассовые, с винтом и др.

^ Самостоятельный подбор учащимися пялец нужного размера с учётом габаритов вышивки. Слайд.


Выбор ножниц


Самостоятельный выбор учащимися ножниц: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

^ Учитель поясняет, что при вышивании лучше использовать все три вида ножниц.

Вопрос: в какой последовательности используются названные ножницы при вышивании?


Выбор иглы 


Вопрос: почему выбирают для вышивки иглу с большим ушком и затупленным концом?


^ Оценка уровня усвоения базовых знаний


Опрос – беседа


- Какими преимуществами обладает канва из смесных волокон?

- Что такое «пасма»? Из какого количества ниток она состоит?

- Как предохранить моточек ниток мулине от спутывания?

- Какие трудности могут возникнуть при использовании иголки с маленьким ушком?

- Какие правила безопасности нарушаются при использовании иглы с острым концом?

^ Запоминание и осознание понятий и терминов


Вышивка крестом, полукрестом, канва, пяльцы, пасма, нитки мулине.

Учащиеся
самостоятельно формулируют понятия: композиция сюжетная картина, орнамент, раппорт.


Изучение технологии вышивки


Учащиеся самостоятельно изучают основы техники вышивки посредством слайдов, инструкций, технологических карт. Просмотр слайдов сопровождается комментариями учениц. Учитель корректирует ошибки, отвечает на вопросы.


3. Вводный инструктаж к практической работе


Учащиеся дополнительно изучают каталоги, уточняют собственный выбор схемы – рисунка.

Учитель проводит инструктаж, демонстрирует приёмы вышивки счётными швами, выполнение стежков, идущих горизонтально, вертикально и по диагонали.

Инструктаж. Правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками, электрическим утюгом. Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской. Инструктаж проводят бригадиры с использованием инструкционных карт, слайдов.


4. Практическая работа


- Самостоятельный подбор канвы, пялец, ниток мулине, иглы, ножниц. Самоконтроль.

- Выполнение вышивки в соответствии с выбранной схемой – рисунком с учетом последующего ее использования в интерьере своей комнаты. Промежуточный самоконтроль. Итоговый взаимоконтроль.

^ Учитель стимулирует успешную деятельность учащихся, создает ситуацию успеха самостоятельной деятельности.


Оздоровительная пауза. Профилактика нарушения осанки.


III. Заключительная часть

Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют, оценивают итоги самостоятельной практической деятельности. Публичная защита творческой работы.

^ Бригадиры анализируют публичную защиту, называют наиболее распространенные недостатки, ошибки в работе.

1. Опрос – беседа.

- Какие новые знания, умения вы приобрели на сегодняшнем уроке?

- Пригодятся ли полученные знания, умения в реальной жизни?

- Что больше всего понравилось в практической работе?

- Что было на уроке самым трудным?

- Какой смайлик отражает твое настроение на уроке?

- работа, работа…
 - улыбка

- грусть


-
 удивление

^ 2. Оценка уровня усвоения. Рефлексия.


Опрос: «Новые понятия, термины»

- вышивка крестом – это …

- канва – это …

- пасма – это …

- пяльцы – это …

Объясните правила выполнения стежков – крест

- идущих горизонтально

- идущих вертикально

- идущих по диагонали


^ 3. Выставление оценок.


Обобщение достижения целей и задач урока. Слайд «Цели урока».


4. Домашнее задание.


Учитель: необходимо завершить вышивку начатого фрагмента картины. Подготовить эскиз микроинтерьера комнаты, где будет размещаться данная вышитая картина.


Приложение № 1


Из истории пялец


В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.

Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.

В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.

В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.

Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.


Приложение № 2


Греческая сказка «Вышивальщица птиц»


Жил в далекой-далекой деревушке бедный юноша. Его звали Манолис. Родители у него умерли, все, что осталось ему в наследство — это старая скрипка, она-то и утешала в дни невзгод его и таких же бедняков, каким был Манолис. Вот и любили Манолиса и его скрипку в округе все. Однажды вечером возвращался Манолис из соседней деревни и вдруг услышал в чаще кустарника какой-то шум. Раздвинул Манолис ветви и увидел волчицу-мать, попавшую в капкан. Пожалел Манолис попавшую в беду волчицу, ее маленьких деток, пожалел и выпустил зверя на свободу. 

И волчица ту же исчезла, а Манолис пошел дальше к своему одинокому дому. Ночью его разбудил стук. Едва он отодвинул засов, как дверь с шумом распахнулась, и в хижину вошел огромный волк. 

— Не бойся меня, Манолис! — сказал волк. — Я пришел к тебе как друг. Ты спас моих малышей, подарив свободу волчице. И хотя люди нас считают злодеями, я докажу тебе, что за добро и волк платит добром. Я отведу тебя в никому не ведомое место: там, за тремя дверьми, скрыты несметные богатства и живет прекрасная, как весенний день, принцесса. 

Удивился Манолис словам волка, но спорить не стал. Взял скрипку, с которой никогда не расставался и пошел за волком. Когда забрезжил рассвет, увидел Манолис вдали великолепный дворец, окна его так и светились стеклами из хрусталя, а дверь из чистого серебра сверкала еще сильнее. Волк толкнул серебряную дверь, и они оказались в серебряном зале. Здесь все: и стены, и пол, и потолок — были из чистого серебра! И только в глубине зала горела, словно солнце, золотая дверь. За золотою дверью был золотой зал. За бриллиантовой — бриллиантовый! Манолис даже зажмурился, чтобы не ослепнуть. Наконец, путники увидели сверкающий драгоценными камнями высокий зал. В глубине его, на троне, сидела юная принцесса. Она была прекрасна, как первый день весны. Манолис от восхищения замер. Волк приблизился к трону и, поклонившись, сказал: 

— Приветствую тебя, принцесса! Видишь, я исполнил твое желание — привел к тебе того, кто совершил бескорыстный поступок. 

И он поведал принцессе о том, как Манолис отпустил волчицу на свободу. 

— Ты прав! — сказала принцесса. — Манолис — смелый и добрый юноша. Такой человек мне и нужен. Ему я смогу доверить все мои богатства и трон! 

Принцесса тут же объявила, что выходит замуж за Манолиса. А он? Он был так восхищен ее красотой, что впервые в жизни забыл о своей скрипке. 

Когда Манолиса одели в золотые одежды и повели к принцессе, она, улыбаясь ему, сказала: 

— Завтра ты станешь королем. Поэтому, уже сегодня тебе следует осмотреть все сокровища, хранящиеся во дворце. 

Они обошли весь дворец, все залы и комнаты его. С каждым шагом росло удивление Манолиса — так богат, так прекрасен был дворец. Но вот они очутились возле высокой башни. Принцесса сказала: 

— В этой башне нет ничего ценного и заходить в нее не стоит... 

Но юношу охватило непонятное волнение. Он почувствовал непреодолимое желание войти в башню. 

Сам не зная почему, он сказал: 

— Нет, я должен подняться туда! — и показал на самый верх зубчатой башни. 

Нехотя уступила ему принцесса. 

В башне действительно не было ничего примечательного. И не было никаких богатств. В единственной комнатке, находившейся на самом верху, возле окна сидела девушка за пяльцами и вышивала. Манолис взглянул на нее и чуть не отшатнулся — до того она была безобразна. Только большие голубые глаза ее светились таким прекрасным светом, что, раз увидев, уже невозможно было их забыть. 

— Кто эта девушка? — шепотом спросил Манолис. 

— Это моя бедная родственница, — сказала принцесса, — я приютила ее из жалости. Она поселилась в башне и никуда не выходит, чтобы не встречать людей. Ведь она так безобразна!... 

Пока принцесса нашептывала все это Манолису, девушка, склонившись над пяльцами, продолжала, не останавливаясь ни на мгновение, вышивать. Казалось, она ничего не видела и не слышала. Под ее проворными пальцами на шелке возникла удивительной красоты птица. Но, когда девушка сделала последний стежок, птица вспорхнула и улетела в окно. Тогда девушка в горе заломила руки и с отчаянием воскликнула: 

— И эта улетела, как другие!... Так будет всегда!... 

— Эта несчастная заколдована! — сказала принцесса. — День за днем она терпеливо вышивает, потому что чары спадут с нее только тогда, когда она вышьет сто птиц... А они все с последним стежком улетают! — Но что тебе до всего этого? Лучше вернемся поскорее во дворец и посмотрим, как идут приготовления к свадьбе. 

Всю ночь не мог уснуть Манолис. Мысли о несчастной девушке не выходила у него из головы. Рано утром, когда принцесса и ее слуги спали, юноша незаметно выскользнул из дворца и прокрался в башню. 

Девушка сидела за пяльцами и вышивала. 

Смущаясь, Манолис спросил ее: 

— Ты не устала все время вышивать? 

— О нет! — ответила девушка. — Я готова вышивать сколько угодно. Терпению моему нет конца. Лишь бы птицы не улетали. Но стоит мне сделать последний стежок, как все они оживают и летят прочь! 

Пораженный стоял Манолис, слушая ее печальный рассказ. Но что он мог сделать, чем помочь несчастной? Ведь колдовские силы были неподвластны ему. И все же он спрашивал себя: если нельзя ей помочь, то, быть может, найдется средство, способное хоть немного облегчить ее страдания? 

И он вспомнил о скрипке, о которой впервые забыл в этом дворце, полном роскоши и сокровищ. 

О, как торопился, как бежал Манолис за своей скрипкой! Не теряя ни минуты, он тут же вернулся с ней в башню. Никогда он так не играл. Никогда так не звучала его скрипка. 

Всю свою добрую душу, всю силу нежного, смелого сердца вложил Манолис в песню, которая лилась из-под смычка. И, о чудо! — птицы умолкли за стенами башни. Сначала они прислушались к звукам скрипки, потом подлетели к окну, потом вспорхнули в комнату и... стали садиться на вышивание. 

А Манолис все играл. Безобразное лицо заколдованной девушки озарилось каким-то странным светом: ведь при виде вернувшихся птиц в сердце ее зажглась надежда. В это самое время снизу раздался голос принцессы. Она звала его, потому что наступило утро и должна была начаться свадьба. А Манолис все играл и играл. Он слышал принцессу, но он видел, как в нетерпении склонилась над своим вышиванием девушка, как ее лицо озаряет надежда. 

А птицы все влетали и влетали в комнату... 

Неожиданно дверь распахнулась — последний громкий стон издала скрипка. С яростью принцесса вырвала ее из рук юноши — и одновременно в башне раздался крик полный счастья и радости. Это был голос Манолиса. Он увидел, как вдруг изменилась бедная вышивальщица. 

Блистая красотой, она поднялась со своего места и протянула принцессе платье. Сто птиц украшали его. 

— Возьми это платье! — сказала она принцессе. — По приказу твоего отца-колдуна я вышивала его уже много лет. Разве мог подумать он, человек с черным сердцем и черной душой, что найдется юноша, который согласится пренебречь богатством, властью, троном и даже твоей красотой ради бедной уродливой вышивальщицы! Твоему отцу было мало того, что он захватил все мои богатства, ему надо было еще отнять у меня и красоту и отдать ее тебе! 

Счастливый юноша взял за руки вышивальщицу, и они спустились в зал, где все было готово к свадьбе. 

Вот и отпраздновали свадьбу. А лучшей песней, украсившей праздник, была песня, которую пропела скрипка Манолиса в утренний час в бедной комнате на самом верху одинокой башни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вышивка крестом"

В презентации представлен материал по основам вышивки крестом и представлены работы, выполненные моими ученицами. Данная презентация является совместной работой учителя и  ученицы (Шарапова Люба,...

Творческий проект по технологии на тему "Вышивка крестом. Летний букет."

Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна....

Презентация ученического проекта "Вышивка крестом" 7 класс

Презентация ученического проекта "Вышивка крестом" 7 класс...

Вышивка крестом (6 класс)

Предлагаю вашему вниманию разработку для 6 класса, которой пользуюсь при изучениe раздела «Рукоделие. Вышивка крестом». В качестве объекта для вышивки предлагаю детям сделать игольницу «Зигугу»....

«Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»

Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»...

Вышивка крестом.Методы и виды вышивки крестом.

Цель урока:   создать условия  длязнакомства с историей возникновения вышивки крестом;изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;освоение технических условий и п...