"Обучение школьников самостоятельной работе с учебной и технической литературой"
методическая разработка по технологии по теме
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и
прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных
способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ЛИПКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
РМО
УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧЕБНОЙ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
КАПУСТНИКОВА ГУЛЬНАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и
прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных
способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что:
- систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником и технической литературой) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;
- организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления;
- при тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;
- с течением времени при систематической организации самостоятельной
работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, подлежащих усвоению в период обучения в средней школе, повышает требования к уровню образования. В настоящее время разработана методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, основанная на структурном анализе содержания учебной дисциплины. Требования к усвоению главных структурных элементов знаний обычно выписывают на плакатах или помещают на стенде. Если есть возможность размножить планы, то их полезно выдать каждому ученику в личное пользование.
Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у школьников умения самостоятельно работать с литературой, умение выделить главные мысли в тексте, предупредить механическое заучивание текста. Все это оказывает положительное влияние на знания учащихся. Ученик при чтении текста стремится выделить в нем основные структурные элементы, выявляет и анализирует информацию, относящуюся к каждому из них.
Такого рода деятельность по переработке информации оказывает
существенное влияние на содержание ответов по прочитанному - они становятся более четкими, краткими по форме, глубокими по содержанию.
Учебная и техническая литература - это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся. Работа с ними на уроке
должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен
методический аппарат учебной литературы: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфам, система задач и упражнений, предметно-именной указатель, описания практических работ.
Анализ методических исследований и практики преподавания привел к выводу о необходимости формировать у учащихся 6 групп умений работать с учебной и технической литературой:
- Первая группа — извлечение наиболее значимой информации из текста, выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку. Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение материала. Первичное дает общее представление, вторичное — позволяет выделить главные мысли, третье — выделить материал для пояснения отдельных звеньев. Тесное сочетание устных и письменных видов деятельности способствует развитию речи и овладению научной терминологией.
- Вторая группа — это умения извлекать знания из наглядного материала учебника, которого там много. Рисунки и фотографии знакомят с
- информацией, помогающей уяснить главные понятия и закономерности;
- бытовыми приборами и инструментами (например, швейной машиной, лампой накаливания, пылесосом, термосом, холодильником, телевизором, ножницами и т.д.);
- измерительными приборами (например, линейками, лекалами, весами и др.);
- графическими условными обозначениями электрических приборов;
- реальным видом реальных физических объектов;
- различными графиками и схемами.
- Третья группа — это умения, связанные с решением задач. Полезно предлагать такие задания:
- прочитать условие задачи и найти в учебнике параграф или фрагмент в нем
с описанием того, о чем идет речь в условии;
- найти в учебнике условные обозначения, таблицы.
- Четвертая группа — умения работать с таблицами. Для их отработки полезно формировать навык производить следующие действия:
- объяснить, пользуясь таблицей в тексте, физический смысл значений
входящих в нее величин;
- находить наибольшее и наименьшее значение.
- Пятая группа — экспериментальные умения. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Домашнее экспериментальное задание предлагается выполнить по учебнику: найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия, которые включены в указания к работе».
- Шестая группа — умение ориентироваться в тексте учебника и справочном материале дополнительной технической литературы. Для их выработки можно использовать такие упражнения:
- по оглавлению рассказать о тематической структуре учебника, тематике
его параграфов;
- по предметно-именному указателю найти материал и пересказать его.
За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:
- уметь пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем;
- уметь выделять главное в прочитанном тексте;
- уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками;
- уметь составлять план и конспект прочитанного материала;
- уметь излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно;
-дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников.
При формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-53850.jpg)
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61665.jpg)
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-929176-1497514734.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо учебной дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-929176-1497514734.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387705-1390309611.jpg)
Как научить школьника самостоятельно работать с текстом.
Базовыми умениями при работе с текстом являются чтение, письмо и владение компьютером. ФГОС : Умение работать с различными источниками информации; Умение выделять, описывать существенны...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-82532-1352129978.jpg)
Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.
Использование технологии педагогических мастерских на уроках математики как способа организации деятельности школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018225-1520147333.jpg)
Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по курсу «Литература» предназначены для студентов средних специальных учебных заведений и составлены в с...