О проекте "Рыцарский щит"
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Терентьев Андрей Роальдович

Краткое описание творческого проекта "Рыцарский щит" для 6-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shchit.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс. Проект «Рыцарский щит».

Дидактической  целью проекта «Рыцарский щит»  является формирование у детей предметных знаний в области обработки древесины и навыков пиления, сверления, зенкования и других операций с деревянными конструкциями, а также навыков работы с новыми инструментами.

Методические задачи проекта: формирование у учащихся общеучебных и деятельностных компетенций:

  1. уметь поставить цель и найти способы ее достижения;
  2. уметь планировать свою деятельность;
  3. уметь выполнять основные операции работы по дереву;
  4. уметь оценивать свою работу по предложенным критериям;
  5. уметь отстаивать свою точку зрения;
  6. уметь ограничивать свободу выбора, исходя из реалий, в том числе материальных и технических возможностей мастерской;
  7. уметь преодолевать внешнее влияние в процессе разработки модели;
  8. умение соблюдать очередность при работе на станке.

Исходный уровень подготовленности учащихся определяется

  1. первоначальными навыками работы с ручным лобзиком, рубанком;
  2. первоначальными навыками сверления отверстий на станке.

Тип проекта выбран из соображения комфортности работы учащихся, недостаточности опыта практической проектной деятельности.

По характеру контактов – внутриклассный;

По характеру координации – с открытой координацией.

По доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный, творческий с ярко выраженной игровой направленностью.

По продолжительности – долгосрочный (полугодовой).

Конечный продукт проекта – рыцарский щит – позволяет организовать рыцарский турнир, что является хорошим стимулом для учащихся 6-го класса не потерять интерес к работе в течение длительного времени.

По количеству участников – индивидуальный.

Развивает личную ответственность за свою работу, настойчивость в достижении цели. Присутствуют элементы группового сотрудничества при работе на токарном по дереву станке. То, что проект выполняется индивидуально, но каждым учащимся, позволяет обмериваться опытом, заимствуя более эффективные приемы работы.

По виду конечного проекта – материальный.

Каждый ученик получает готовый продукт – щит, что повышает заинтересованность в работе над проектом.

В результате работы над проектом преодолеваются следующие дефициты в уровне подготовленности учащихся:

  1. навыки разметки деталей изделия;
  2. навыки работы с электролобзиком, шуруповертом;
  3. первоначальные навыки работы на токарном (по дереву) станке;
  4. овладение новыми операциями работы по дереву: зенкование, покраска изделия с предварительной подготовкой краски, покрытие изделий морилкой и т.д.

Они относятся к ожидаемым  приращениям в компетентностях учащихся.

Функции участия педагога в работе над ученическим проектом:

  1. организующая - на этапах проблематизации, целеполагания и презентации;
  2. обучающая - на этапах планирования и реализации плана;
  3. стимулирующая – на этапе рефлексии.

Позиция педагога в руководстве проектом заключается в координации работы школьников, при которой обучающие моменты не подменяются выполнением части работы, а ненавязчивая направляющая – диктовкой условий и последовательности шагов.

Полная самостоятельность работы для учащихся 6-го класса неосуществима в связи с маленьким опытом практической деятельности по обработке деревянных изделий.

Проблема проекта представлена учащимся как создание атрибутов для групповой активной игры. Неявно сформулированной целью при этом являлась разработка изделия с многооперационной технологической картой.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом.

Процесс проблематизации выражается в следующем:

  1. «присвоение» проблемы проекта заключалось в выборе эскиза щита, его формы, герба, элементов декора;
  2. первичным мотивом учащегося в работе над проектом явилось желание участвовать в рыцарском турнире.

Процесс целеполагания.

  1. Цель проекта была сформулирована учащимся возможность организации групповой активной игры с применением ранее изготовленных атрибутов – рыцарских мечей.
  2. Рыцарский турнир является интересной формой групповой игры. Примеры рыцарских турниров приведены их художественной литературы. Показан фрагмента кинофильма «Храброе сердце».
  3. Предполагалось создать в качестве проектного продукта – рыцарский щит со сквозным отверстием сложной формы (в виде сердца).
  4. Отверстие выполняет функцию «жизни» рыцаря, позволяя организовать игру по определенным правилам. Таким образом, оптимально выполняется цель проекта.

Процесс планирования.

Этапы, которые учащиеся выделили самостоятельно:

  1. Выбор формы тела щита, герба.
  2. Выпиливание тела щита, герба.
  3. Изготовление рукоятки.
  4. Сборка щита, необходимость крепления деталей щита.
  5. Выпиливание «жизни».
  6. Покраска щита.
  7. Организация рыцарского турнира.

Этапы, которые учащиеся не смогли выделить самостоятельно:

  1. Выбор орденов на щит.
  2. Изготовление ребер жесткости.
  3. Разметка, сверление и зенкование отверстий для крепления деталей щита.
  4. Смешивание красок для покраски поверхности щита и элементов декора.

Вопросы для разработки плана работы над проектом:

  1. Для чего нужен щит рыцарю?
  2. Все ли щиты одинаковы? Чем они отличаются?
  3. К какому сословию принадлежали рыцари в средние века?
  4. Что изображалось на щите?
  5. Какую форму необходимо придать щиту, чтобы он был удобен и максимально защищал рыцаря?
  6. Какие способы соединения деревянных деталей можно использовать при сборке щита?

Процесс реализации.

Этапы, не вызвавшие затруднения у учащихся:

  1. Раскройка по шаблону.
  2. Выпиливание лобзиком.
  3. Покраска.

С какими трудностями столкнулись учащиеся:

  1. Разметка отверстий.
  2. Снятие фасок.
  3. Сборка щита.
  4. Выпиливание сквозных отверстий.

Как учащиеся преодолевали данные трудности:

  1. Путем непосредственного индивидуального общения с учителем.
  2. Путем взаимоконсультаций.

Какую помощь Вы оказывали учащимся:

  1. Помощь в разметке отверстий.
  2. Вставка пилки в лобзик.
  3. Индивидуальная демонстрация необходимых технологий, необходимых на данном этапе реализации проекта.

Как колебался у учащихся мотив к деятельности:

  1. Мотивация была на постоянно высоком уровне на этапе планирования и во время выпиливания элементов изделия.
  2. Снижение уровня мотивации наметилось во время этапа сборки изделия.
  3. Вновь возрос уровень мотивации к этапу финишной покраски и изготовления дополнительных орденов.

Как Вы стимулировали работу учащихся на различных этапах:

  1. На этапе планирования – перспективой проведения финишных боев.
  2. На этапе выпиливания элементов изделия – демонстрацией собранного изделия.
  3. На этапе сборки – высокими оценками за качество и скорость сборки.
  4. На финишном этапе (покраска) – демонстрацией разнообразия уже законченных изделий и заинтересованностью в финальных сражениях.

Процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на  критерии оценивания:

Какие трудности возникли у учащегося при анализе своей работы:

  1. Основная трудность состоит в том, что они не могут сопоставить трудности различных  этапов проекта.

Смогли ли учащиеся самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок:

  1. Да.

Какую помощь Вы оказывали учащимся в ходе анализа работы:

  1. Помощь в оценке значимости различных этапов реализации  проекта.

Как учащиеся оценили результаты своей  работы с опорой на критерии оценивания, совпал ли этот результат с Вашей оценкой и оценкой независимых экспертов:

  1. Большинство учащихся оценили результаты своей работы в рамках данного проекта выше, чем ее оценил руководитель проекта.
  2. Оценка независимых экспертов оказалась еще выше оценки учащихся.

Как были преодолены разногласия в оценке с опорой на критерии оценивания:

  1. Путем дискуссии и обмена мнениями.

Какие трудности возникли у учащегося при написании отчета о проектной работе. Как они были преодолены.

  1. Данный проект не требовал письменного отчета.

Как учащиеся показали результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции они испытали в ходе презентации проекта:

  1. Результат был продемонстрирован в ходе внутриклассного рыцарского турнира.
  2. Компетентность определена в ходе crash-теста.
  3. Эмоции позитивные.

Заключение.

В ходе работы над проектом достигнуты запланированные дидактические цели:

у детей сформированы предметные знания в области обработки древесины и навыки пиления, сверления, зенкования и других операций с деревянными конструкциями, а также навыки работы с новыми инструментами: зенковка, керн, круглые пилки, шуруповерт, электролобзик.

Решены запланированные методические задачи, кроме умения преодолевать внешнее влияние в процессе разработки модели, т.к несмотря на индивидуальность каждого проекта, он выполняется в коллективе.

Запланированный воспитательный эффект достигнут.