Использование и развитие пространственного мышления в черчении и технологии.
статья по технологии по теме

Забалуева Галина Юрьевна

Статья о развитиии пространственного мышления на уроках черчения (образовательная область технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование и развитие пространственного мышления в черчении и технологии.

По утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и кончая вузом. Опыт работы преподавателей средних и высших учебных заведений, а также психологов и педагогов-исследователей показывает, что учащиеся часто не справляются с задачами требующих для решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств, так как школьное обучение строится в основном на словесно-логическом мышлении.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и  умение ими пользоваться  в процессе решения практических и теоретических задач.

Определенный уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим техническим специальностям.

Развитие пространственного мышления – важнейшее условие овладения умением строить и читать чертеж и графической деятельностью в целом. Вместе с тем процесс обучения черчению служит одним из наиболее важных средств развития воображения.

Важнейшим принципом, направленным на развитие пространственного мышления является следующее положение: в начале усвоения нового материала в курсе черчения учащиеся обучаются элементарным приемам, которые характеризуются дополнительной опорой на наглядный материал, а затем методика должна обеспечить перестройку приемов так, чтобы учащийся создавал образы без дополнительной опоры, т.е. мысленно, деятельностью воображения.

Этот переход должен осуществляться своевременно. Если учащихся слишком долго обучать «наглядным» способам учебной работы, не включающим деятельность воображения, то это может затруднить развитие их пространственных представлений.

В дальнейшем учащиеся обучаются приемам создания образов с помощью деятельности воображения. Для получения  проекций на чертеже, учитель не дает учащимся трехгранные углы, а предлагает воспроизвести мысленно те действия, которые они выполняли. Фактически, при усвоении наглядного приема: представить трехгранный угол и стоящую в нем техническую деталь, мысленно провести перпендикуляры из его вершин на грани трехгранного угла, представить проекции на эти грани, мысленно развернуть правую и нижнюю грани.

В этом случае прием создания образа выражается в следующем: учащиеся создают образы проекций с помощью дополнительных представлений (трехгранного угла, проецирующих лучей).  Это достигается деятельностью воображения. Этот прием создания образа заключается в следующем: рассмотрев форму детали, мы последовательно мысленно «видим» ее три плоскостных изображения в соответствующих местах на листе бумаги и затем вычерчиваем их.

При овладении этим способом многие учащиеся испытывают серьезные затруднения. Они не могут «увидеть» предмет в «плоскостном виде», т. е. они не могут отвлечься от третьего измерения. Если учащимся все же удается представить мысленно ту или иную проекцию предмета, то этот образ легко исчезает или искажается. В целях преодоления трудностей учащиеся возвращаются к предыдущему приему: они создают образ с помощью дополнительных представлений.

Важное место в курсе черчения занимает овладение приемами, которые нужны учащимся для создания образов при чтении чертежа.

 При построении графического изображения главной задачей является перевод представления об объекте в плоскостное его изображение, при чтении решается противоположная задача: на основе восприятия плоскостного изображения мысленно, в представлении, воспроизводится форма, размеренность, положение объекта и выясняются необходимые сведения, взаимосвязи и отношения.

Черчение является той учебной дисциплиной, в процессе изучения которой учащиеся овладевают технологическими приемами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря чему у школьников создается общность многих психических функций.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Список литературы

  1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. – М, 2004г.
  2. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М.: Владос, 2003г.
  3. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. - М.: Владос, 2003г.
  4. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения.

Доклад на тему "Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения"....

Развитие пространственного мышления учащихся на уроках ИЗО и черчения

В данной статье рассказывается об основных проблемах, которые возникают у учащихся с отдельными пространственными заданиями и пути прелдоления этих трудностей....

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» ПО СРЕДСТВОМ ПРОЕКЦИОННОГО ЧЕРЧЕНИЯ

В статье освещены следующие вопросы: - роль курса черчения для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин; - перечень тем, включенных...

Технология развития пространственного мышления на начальном обучении черчению.

Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. Мы живем и двигаемся в трехмерном пространстве, предметы в повседневной жизни занимают пространство. Пространственное воображение мо...

Развитие пространственного мышления школьников на уроках черчения и технологии.

Формирование пространственного мышления. Психолого-педагогические проблемы развития пространственного мышления на уроках черчения в 8 классах. Использование пространственного мышления в черчении и тех...

Развитие пространственного мышления на уроках черчения

Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уро...

Развитие пространственного мышления детей при помощи изучения трехмерной графики и трехмерных технологий BRYCE в урочной и внеурочной деятельности

Развитие пространственного мышления детей при помощи изучения трехмерной графики и трехмерных технологий BRYCE в урочной и внеурочной деятельности...