Разработка внеурочного мероприятия для учащихся 5-9 классов. "Вечерние посиделки"
методическая разработка по технологии по теме

Печурина Татьяна Фёдоровна

 

       Актуальность: Современное общество всё реже и реже проводит долгие зимние вечера за совместным рукоделием. Молодёжь чаще общается по телефону, играет вместе через Интернет. Такие мероприятия, как «Вечерние посиделки» расскажут школьникам о том, как проводили свободное время их прародители, о покровителях в рукоделии. Хочется верить, что после этого мероприятия школьники захотят общаться за совместным рукоделием не только на уроках трудового обучения, но и внеурочное время. (очень жаль, что не загружается почему то презентация к данной разработке. Но её можно скачать с сайта "про школу ру", с моей страницы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вечерние посиделки»

Татьяна Фёдоровна Печурина

МКОУ СОШ Села Ильинка

учитель технологии и ОРК

Галина Анатольевна Дмитриева

МКОУ СОШ села Ильинка

учитель ИЗО

       Актуальность: Современное общество всё реже и реже проводит долгие зимние вечера за совместным рукоделием. Молодёжь чаще общается по телефону, играет вместе через Интернет. Такие мероприятия, как «Вечерние посиделки» расскажут школьникам о том, как проводили свободное время их прародители, о покровителях в рукоделии. Хочется верить, что после этого мероприятия школьники захотят общаться за совместным рукоделием не только на уроках трудового обучения, но и внеурочное время.

     Оформление зала: на сцене стол с различными рукоделиями, скамейки. На отдельном столике свечи, самовар, баранки. В зале, для приглашённых гостей -  столы с рукодельными детскими работами, все необходимое для обучения декорированию предметов в технике «деку паж»

В зале звучат русские народные песни – приложение 1.

      Ведущий 1. Здравствуйте, гости званные и желанные!

                           Люди старые и молодые, женатые и холостые.

                           Милости просим на наши посиделки.

                          Рады гостям, как добрым вестям!

      Ведущий 2. На завалинках, в светёлке, иль на брёвнышках каких

                          Собирались посиделки пожилых и молодых.

                          При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,

                          Говорили, песни пели и водили хоровод.

      Девочки 8 класса «А» водят хоровод под хороводную песню «Ой, Ли, Ли»

      Ведущий1.Накрывает на стол. К самовару ставит варенье, пирог.

      Ведущий 2. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки были праздником души!

        (стук в дверь)

      Ведущий 1. Наступила пора. Идут девки со двора. Самовар нальём, да чайку попьём. Не заплачем от безделья, а займёмся рукоделием

      На сцену выбегают девушки: Здравствуйте, люди  добрые, мир в вашу хату! Спаси, Бог!

      Ведущий 2. Наша горница с Богом не спорница: на дворе тепло, и у нас тепло.

      Девушки: Всякий дом хозяином держится.

      Ведущий1. Каково на дому, таково и самому. Спасибо, гости дорогие, с Богом входите, рукоделие в руки берите. Выбор делайте смело, беритесь за дело!

      Девушки рассаживаются на скамейках, начинают собирать  бусы «папье-маше»

      Одна из девушек: «Может споём, девушки?»

      Другая девушка: «а давайте загадки загадывать. Я вот знаю одну: Водицей лучше умываться, а этим лучше вытираться? Что это?--- Да не простое, а нитями расшитое». Показывает полотенце с вышивкой.

      Третья девушка: Всех кормлю с охотой я, а сама безротая.

      Четвёртая девушка: Да у тебя вроде рот на месте.

      Третья девушка: Конечно на месте. Это я загадку загадала. Повторяет…

      Четвёртая девушка: Зря моё сердце не тревожь,

                                         Когда на солнышке, играя,

                                         Увы, совсем не золотая,

                                        Сияет на одежде ……. Брошь.

      Ведущий 2. Рассматривая работы детей:

                          Фантазии полёт и рук творенье

                          С восторгом я держу в своих руках...

                          Не знает, к счастью, красота старенья,

                          Любовь к прекрасному живёт в веках.

       Ведущий1. История рукоделия берет свои корни в далеком-далеком прошлом. Многие века наши предки использовали рукоделие для того, чтобы создавать особую защитную атмосферу в доме, а также для того, чтобы напоминать о себе в дальних походах

      Ведущий 2.Женщины с юного возраста и до старости изготавливали для каждого отдельного случая свой оберег. Даже скатерти и  полотенца, изготовленные особым образом (т.е. с заговором) могли защитить целое селение от засухи, мора, войны, наводнения. Защитные свойства изготовленного вручную предмета считались особенно сильными, если в работе принимали участие незамужние девушки.

       Ведущий1.В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан – можно и отдохнуть.  Коротали осенние да зимние вечера люди вместе,  устраивали посиделки.

      Ведущий 2. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Кто бусы из ягод лесных собирает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. А чтобы дело спорилось – песню затянут, шуткой перебросятся.

      Песня «Дуня тонкопряха» - приложение 2. Девушки могут исполнить песню самостоятельно

      Стук в дверь. Появляются мальчики

      Ведущий1. Проходи, честной народ, не пыли дорога, добры молодцы идут  погулять немного!

      Одна из девушек: Ой, девушки поглядите, какие гости к нам!

      Вторая девушка: Парень молод, а не люб ему холод.

      Парень. Сидела девица на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….

      Девушка: Парень игроват, да на деле плоховат.

      Парень: Что парню прощается, девке запрещается.

      Девушка: далеко парень пойдёт, если девица не остановит.

      Девушка  парня догоняет, бегает по кругу. Один из парней ловит её за руку, останавливает, усаживает на скамейку, сам садиться напротив. Остальные делают так же

      Мальчики усаживаются напротив девочек. Звучат частушки–перепевки.

      Эй, ребята и девчушки, запевайте-ка частушки.

      Начинайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

      Девушки. Я не знаю, как у вас, а у нас на празднике

       Рассмешили всех девчонок   пацаны - проказники.

      Мальчики. Девочки–беляночки, где вы набелилися?

      Девушки. Мы вчера коров доили – молоком умылися!

      Девушки. Я частушку на частушку, как на ниточку, вяжу.

      Ты досказывай, подружка,  если я не доскажу.

      Мальчики: Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:

      На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!

      Девушки. Вышивала полотенце уточкой и петушком.

      Утирайся, мой хороший, утречком и вечерком.

      Мальчики: Мы немножко пошумели,

                         В окнах стёкла зазвенели,

                         Мы сказали: «Тишина»

                         В хате рухнула стена

      Девочки. У меня на сарафане косолапы петухи,

      Я сама не косолапа, косолапы женихи!

      Мальчики. Эх, топну ногой, да притопну другой,

       Устоять не могу: характер такой!

      Девушки:  Ох, кончаем петь частушки до другого вечера,

                        Вы сидите до утра, коли делать нечего!

      Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

      Не одна иду плясать, нас идёт четыре.

      Мальчики. Ты играй повеселее, балалайка – три струны,

       Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны!

      (общая пляска под русскую народную музыку с выходом из зала).

      Ведущий 3

 Умелец может сделать из железки,

 Из камня, дерева – шедевры красоты.

 Из разноцветья бисера и лески,

 Как в сказке, чудеса творишь и ты.

 Я прикасаюсь к броши осторожно,

 Она чарует и ласкает взор.

 Представить трудно, как это возможно

 Создать невиданной красы узор.

 Как результат терпенья и уменья –

 Изящество, и цвета чистота,

 И совершенство формы... Нет сомненья,

 Наш мир спасут талант и красота!

      Ведущий 4. У каждого человека, кроме многочисленных необходимых дел и обязанностей, есть какое-нибудь занятие, от которого замирает дыхание и поёт душа, потому что это занятие – любимое.  Но мало кто знает, что у каждой рукодельницы может быть свой покровитель. Приложение 3

      Ведущий 3. Например,  17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары, празднуется ещё и День вышивальщиц, которым покровительствует эта Святая. Раньше в этот день женщинам нельзя было «стирать, белить и месить глину, а только вышивать». С этого дня праздновали трёхдневные Николаевские святки, а девушки начинали вышивать себе приданое.

      Ведущий 4. По преданию, Святая Варвара, Христова невеста, была такая мастерица-искусница, что ризы Иисусу Христу вышивала. Хотя, говорят, что святых покровительниц у рукодельниц много, начиная с матери Пресвятой Богородицы – Святой Анны.

      Ведущий 3. 10 ноября - Параскева Пятница - любимая народом покровительница брака и родов, домашнего хозяйства, женских работ и самих женщин.  Любители вышивки считают её и своей покровительницей. В старые времена на Параскеву мастерицы хвалились друг перед другом вышитым за год.

      Ведущий 4. 20 ноября православная Россия отмечает день памяти святого мученика Федота. Русские рукодельницы всегда считали его своим покровителем. Рукоделие в те времена не было развлечением для женщин. Оно было их работой. Нынче же любой вид рукоделия – развлечение для души

      Ведущий 3. Некоторые современные девушки видят в рукоделии нечто большее, чем творческие поделки. Они сравнивают рукоделие со своей жизнью.  

      Песня «рукоделие» или видеоклип под песню Марии Дубинской «Рукоделие»

      Стихотворение Валентины Беляевой

        Я свяжу тебе жизнь...

 Из пушистых мохеровых ниток.

 Я свяжу тебе жизнь...

 Не солгу ни единой петли.

 Я свяжу тебе жизнь...

 Где узором по полю молитвы

 Пожелания счастья

 В лучах настоящей любви...

 Я свяжу тебе жизнь...

 Из веселой меланжевой пряжи.

 Я свяжу тебе жизнь...

 И потом от души подарю.

 Где я нитки беру?

 Знаю, ты никому не расскажешь.

 Чтоб связать тебе жизнь...

 Я тайком распускаю свою.

      Ведущий 3. Представляете – занятие любым видом рукоделия усиливает женскую энергетику, а это в свою очередь охраняет всех членов семьи от разных несчастий. Через рисунок, создаваемый с заботой и радостью, предмету рукоделия передавалась любовь, и оно наполнялось защитной силой.

      Ведущий 4

 Прекрасен мир. История стара.

 И на глазах истории веками

 Не знающими устали руками

 Всё с Богом создавали мастера.

      Ведущий 3. Сегодня наши мастера дают вам, гости дорогие, мастер класс по декорированию салфеток в технике «деку паж». Гости готовы приступить к обучению? Приступаем?

       Подготовленные ученицы проводят мастер класс по декорированию предметов в технике «деку паж»

В сценарии использован материал из Интернета:

http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8+%D0%BE+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B8,+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&lr=75

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31535

http://www.x-vim.info/s_9a80d7bff.html

http://www.x-vim.info/s_54a48ac1c.html

http://festival.1september.ru/articles/103706/

http://rassenia.narod.ru/SI.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святые покровители рукодельниц Не учись безделью, а учись рукоделью.

Слайд 2

Варвара – святая покровительница вышивальщиц 17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары, празднуется ещё и День вышивальщиц, которым покровительствует эта Святая.

Слайд 3

Варвара – святая покровительница вышивальщиц После крещения Руси вышивка приобрела особое значение в украшении церковного убранства, занавесей в храмах, как некогда это делала Дева Мария

Слайд 4

Варвара – святая покровительница вышивальщиц Мощи святой великомученицы Варвары хранятся в Киеве в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Слайд 5

Матерь Пресвятой Богородицы – Святая Анна. Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левинна

Слайд 6

Матерь Пресвятой Богородицы – Святая Анна. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Слайд 7

Параскева-пятница - женская заступница, покровительница рукодельниц Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой.

Слайд 8

Параскева-пятница - женская заступница, покровительница рукодельниц Она охраняет семейное благополучие и счастье Память великомученице Параскеве отмечается 28 октября/10 ноября.

Слайд 9

Святой мученик Федот Святой мученик Феодот жил во второй половине III века в городе Анкире ( Галатийская область) и мученически скончался за Христа в начале IV века.

Слайд 10

Святой мученик Федот. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Внеурочное мероприятие для учащихся 8-го класса "Деловые люди"

Данная разработка предназначена для закрепления знаний по теме "Официально-деловой стиль" и создания ситуации для применения их в новой обстановке....

Внеурочное мероприятие для учащихся 8 классов "Курс молодого бойца"

Внеурочное мероприятие  для учащихся 8 класса  "Курс молодого бойца" приуроченное к 23 февраля...

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку «Halloween» («День Всех Святых») для учащихся 6-го класса

Цель проведения:- познакомить учащихся с традициями Англии на примере празднования 31 октября праздника Всех Святых;- заинтересовать учащихся в изучении английского языка, как средства знакомства с тр...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Зимние посиделки"

Мероприятие проводится в инсценированной форме. Учитель и учащиеся в национальных русских костюмах. В ходе мероприятия звучат русские песни, загадки, сказки, потешки....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для учащихся 9-11 классов (естественно-научная грамотность)

Данная разработка окажет молодым специалистам помощь при подготовке к предметным неделям естественно-математического цикла. В игре представлены вопросы, заранее подготовленные педагогами к учащимся ст...