Системно-деятельностный подход на уроках технологии
статья (технология) на тему

Уляшева Юлия Михайловна

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание  ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-d_podhod.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание  ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи:

  •           -  научить планировать свою работу, корректировать и оценивать  

              свой   труд, применять  знания, умения, полученные на  уроках;

  •           - воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство  ответственности;
  •           - формировать эстетический вкус;  
  •           - прививать уважительное отношение к труду, навыки

             трудовой    культуры,  аккуратности;

  •            -развивать логическое мышление и творческие способности;
  •            -научить работать с помощью ручных инструментов,

             приспособлений, машин.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я  заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода:  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

   СДП  на уроках  технологии:

1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности  («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ . 2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:

1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта, 2) тренировка мыслительных операций.

3. Выявление причины затруднения (если есть). 1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение 2) выявляем причину затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план  действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3) выбирается метод разрешения затруднения, 4)самостоятельно выполняют проект.

5. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации,  для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения   и запись домашнего задания.

       Например: 5 кл. тема: Изготовление прихватки. – 6 ч. На первом уроке показываю образцы прихваток, заинтересовываю, предлагаю сделать в подарок маме. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления прихватки, количество, как рассчитать, какая может быть форма прихватки, последовательность выполнения работы, способы отделки…  Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление прихватки, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше.

           Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться.

          Активизируя    стремление   ребенка   к  постоянной   творческой   деятельности,   можно   создать  основу  для   развития   природных   качеств   человека   и   совершенствовать  их;  воспитать в детях  потребность  трудиться,  показать  каждому  ученику,  что  труд  человека – это источник  его  физического  и духовного  здоровья, основа  жизни  человека.  Важно чтобы  ученик мог порадоваться  своей  работе, успеху, чтобы  он  знал, что  его  труд  необходим  людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

«Системно – деятельностный подход на уроках технологии»

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника....

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Системно-деятельностный подход на уроках технологии...