"ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА" Интегрированный нетрадиционный урок - проект.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Медовник Валентина Дмитриевна

 «Русское народное творчество и фольклор на уроках  ИЗО, технологии, музыки.» 

 Название урока: «Веселая ярмарка».

Форма проведения : урочно- внеурочное мероприятие, интегрированный нетрадиционный урок

Цель урока:

·        Проверить и углубить теоретические и практические знания по русскому - народному творчеству и фольклору, полученные на уроках ИЗО, Технологии, музыки.

·        В игровой форме привить интерес к русскому - народному творчеству и фольклору.

·        Научить детей бережно и с пониманием относиться к традициям, историческому и культурному наследию родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока.90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка

Невского района  Санкт-Петербурга

 Конспект

Интегрированного нетрадиционного урока

   

«Русское народное творчество и фольклор на уроках                   ИЗО, технологии, музыки.»

ПРОЕКТ

ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА

Учащиеся 5 классов

Учителя:  Медовник В.Д., Речнова Г.Е., Кушнир Н.Ю.

4 декабря 2012года

                                                                                     

 Название урока: «Веселая ярмарка».

Форма проведения : урочно- внеурочное мероприятие, интегрированный урок

Цель урока:

  • Проверить и углубить теоретические и практические знания по русскому - народному творчеству и фольклору, полученные на уроках ИЗО, Технологии, музыки.
  • В игровой форме привить интерес к русскому - народному творчеству и фольклору.
  • Научить детей бережно и с пониманием относиться к традициям, историческому и культурному наследию родины.

Задачи:

  • Формирование умения различать виды народных промыслов и росписей.
  • Применение навыков полученных на уроках технологии и ИЗО при изготовлении   изделий прикладного народного творчества .
  • Использование умения игры на свирели других народных инструментах при проведении различных мероприятий.
  •  Умение использования  деревообрабатывающих инструментов при изготовлении изделий .

Ход урока:

  1.  Вступительное слово. 5 минут
  2. Работа творческих мастерских:  
  • Конкурс «Народные промыслы. Лучший знаток росписи».  

Представление изделий русского – народного творчества:

хохлома, городецкая роспись, гжель, матрешки.  15 минут

                                                                                      (Речнова Г.Е.)                        

  • Игра на свирели

Русские-народные песни - «Я на горку шла», «Ходит зайка по саду»,

«Во кузнице» (инсценировка).

            Хороводы, песни, частушки и др.  

            Игра на трещётках, ложках и др.

           Конкурсы «Угадай мелодию», «Допой песню».  : 15 минут

                                                                                     (Кушнир Н.Ю.)                                                                                              

 Конкуры на знание деревообрабатывающих инструментов и навыков работы с ними:

 «Сундучок мастера», 5 минут

 «Пиление дров». 10 минут

                                                                                  (Медовник В.Д.)

  1. Подведение итогов конкурсов - 5 минут
  2. Гуляния, пословицы, поговорки, частушки.

Соревнования, игры, эстафеты:

«Лучший художник»,

«Роспись матрешки». 15 минут

Подведение итогов конкурсов – 10 минут

  1. Заключительная часть:10 минут
  • представления работ, подарки,  угощения  и т д.

Итого: 90 минут

Дети входят в класс, держась за руки под русскую народную музыку.

Вступительное слово учителя.(Медовник В.Д.)

Все люди любят праздники. Праздник – это яркое зрелище: песни, танцы, представления, забавы, игры. Русский народ всегда  стремился к красоте, а к тому же русские люди очень трудолюбивы, умело совмещают труд с весельем.  По-традиции каждый праздник  на Руси являлся определенным итогом, подводимым людьми после очередного нелегкого трудового периода: сбора урожая, изготовления большого запаса утвари (посуды, корзин, тканых изделий и др.). Как правило, итог каждого трудового сезона совмещался с весельем на широкой ярмарке, где люди не только обменивались произведенными товарами, продавали излишки продукции, но и веселились. На ярмарке людей развлекали скоморохи, дрессированные

медведи, проводились молодецкие забавы. Зимой катались с горок. Угощались блинами, пряниками, пирогами.

Давайте, ребята, попробуем окунуться в мир русской ярмарки.

Прежде чем начать нашу ярмарку нам нужно хорошенько подготовиться, изготовить больше товаров для обмена и продажи. Поэтому размещайтесь по своим местам – мастерским и начинаем!

Звучит русская - народная музыка.

Ведущая: (Речнова Г.Е.)

 Здравствуйте, дорогие ребята, приглашаю вас в свою мастерскую. Скоро ярмарка и нам с вами необходимо хорошо потрудиться, наготовить товара для обмена да для продажи. «Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось!». Всем ли вам удобно, всем ли видно, всем ли места хватило?

Учащийся:

В тесноте, да не в обиде!

Ведущая: (Речнова Г.Е.)

А пока наши умельцы будут работать, давайте узнаем, ребята, хорошо ли вы знаете русские народные промыслы?

Использование мультимедийной установки.

Конкурс «Народные промыслы. Лучший знаток росписи».  

(Речнова Г.Е.)

вопрос

ответ

1

Как называются заготовки из дерева для росписи?

Белье

2

Какая традиция при подписи декоративных панно сохранилась в городецкой росписи?

Подписывать пословицами, поговорками, пожеланиями.

3

Какой вид городецкой росписи используется чаще всего?

Цветочная роспись

4

Как в семейных мастерских организовывалось производство донец?

Работают все члены семьи

5

Что такое братина и ендова?

Старинные сосуды в форме ладьи для розлива напитков

6

Каков ассортимент хохломского промысла 19 века?

Чаши, чашки, блюда, миски, ложки, поставки, братины, ендовы, ковши, солонки

7

Какой материал использовался для производства изделий с хохломской росписью?

Древесина, в основном липа

8

Назовите виды письма в хохломском промысле.

«Верховое», «Фоновое»

9

В чем состоит уникальность хохломы?

Роспись по золоту

10

Назовите самый любимый и старинный орнамент хохломской росписи

«Травка»

11

Какими цветами пользуются полхов – майданские мастера?

Красный, желтый, синий, зеленый, розовый, белый

12

В чем самобытность полхов – майданской  росписи?

Выжженный контур

13

Назовите русский – народный промысел роспись синим по белому.

Гжель

14

Какими инструментами  и приспособлениями пользуются для изготовления заготовок из древесины?

Топор, пила, различные резцы по дереву, токарный станок.

Ведущая: (Речнова Г.Е.)

 Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились и мы с вами знаем очень многое о народных ремеслах и росписях.

По традиции во время работы люди пели и аккомпанировали  себе на разных инструментах. В ход шли даже ложки!  Как же без песни?

«Труд и песня всегда вместе!».

Конкурс на знание Русских-народных инструментов.

Ведушая: Кушнир Н.Ю.

Кто знает, из какого материала  делают инструменты?

 (Свирель, трещотки, ложки, балалайки -  древесина, камыш).

Может кто-нибудь нас порадует игрой на инструментах?

  Свирель – это русский - народный инструмент. В старину свирели изготавливали из древесины, просверливая отверстия, которые издавали различные звуки. На свирелях играют соло, в группе, и в сочетании с другими инструментами.

Исполняются русские – народные песни:

 «Я на горку шла» и «Ходит зайка по саду».

Игра на свирелях.  

Проводится конкурс «Угадай мелодию».

 А теперь, давайте посмотрим, как работают наши мастера. (Подходит к мастерицам, выполняющим росписи).

Использование презентации.

Хохломские мастера.

*

Как волшебница – Жар-птица не выходит из ума

Чародейка – Чаровница Золотая хохлома!

*

Золотая хохлома и богата и красива

Гостю рады от души кубки, чаши и ковши!

*

И чего здесь только нет?

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин!

*

Все вобрала словно память:

 зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

 Древне - суздальской парчи!

Городецкие мастера.

*

Если глянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука.

*

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают!

Гжель.                                                                          

Сказка синяя, глазам загляденье,

Словно весною капель

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

*

Синие птицы по белому небу,

 Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Матрешки.

 

Восемь кукол деревянных круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Как, скажите, их зовут?      (Матрешки)

*

Словно репка она круглобока,

и под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз!

Ведущая:

 Закончили работу наши мастера.

 А теперь посмотрим, как вы умеете народ веселить!

Звучит русская – народная песня. Девушки водят хоровод .Игрют на свирели.

(КушнирН.Ю.)

А что же наши парни?

Конкурс «Сундучок мастера».

Использование презентации.

Ведущая: Медовник В.Д.

 Для того чтобы что-либо сделать умелыми руками нам нужны помощники – инструменты, которые мастеру облегчают труд. А вы, знаете какие, есть инструменты и приспособления и что ими можно делать?

Ведущий:    

 Сундучок наш невысок, но на нем висит замок.

Для лентяев нет поблажек, сундучок для работяжек!

Инструменты в нем дружны, для работ любых важны.

Всех их должен каждый знать! Сколько их? Тебе считать!

 1.

Молоток- предмет полезный, молоток предмет железный

Гвоздик длинный и худой забивает головой!

2. 

Щеголяет гвоздик шляпкой. Дружит гвоздик с молотком.

А на ощупь гвоздик гладкий с острым, маленьким клыком!

 3.

Дыркой в плоской тюбетейке голова отмечена.

А на талии спираль у шурупа сверчена.

Все прикрутит, что хотите, только вы его вертите!

 4.

Вертит винтиком отвертка, очень быстро, очень ловко!

А когда закончит с ним – крутит головы другим.

5.

Винтик с гайкой очень дружен, гайке винтик тоже нужен.

Как друг с другом встретятся, друг на друге вертятся!

6.

 Клещи – злючки, очень злятся. Гвозди не хотят сдаваться!

За доску цепляются.  Клещи ведь кусаются!

7.

В досках дырки дрель сверлит, как оса она жужжит.

Все просверлит жалом длинным, так что и осе завидно.

8.

К толстой доске спозаранок в гости прибежал рубанок.

И давай строгать доску, разгонять ее тоску.

Полетела в воздух стружка! Стала стройною подружка!

9.

Летят опилки белые, летят из-под пилы!

Это плотник делает рамы и полы!

10.

У железных, у кусачек зубы есть, как у собачек.

Перекусят жгут любой острозубой головой!

11.

Долото и молоток дырки долбят под замок

Пять дверей уже закрытых от ребяток любопытных.

Ведущая:Кушнир Н.Ю  

 Инсценировка русской-народной песни «Во кузнице»

Исполнение песни под аккомпонимент свирелей, трещёток, ложек. Танец.

Ведущая: Медовник В.Д.

В русском – народном фольклоре много мудростей. Русский человек смекалистый и веселый. А знаете ли вы, ребята, пословицы, поговорки, загадки о труде?

Пословицы и поговорки.

Я начну, а вы продолжите:

  1. Семеро одного…………………..(не ждут).
  2. Без труда…………………………(не вытащишь рыбку из пруда).
  3. Волков бояться……………………..(в лес не ходить).
  4. Один в поле………………………… (не воин).
  5. На чужой каравай…………………(рот не разевай).
  6. Кто не работает………………………(тот не ест).
  7. Какие труды ………………………(такие и плоды).
  8. Под лежачий камень………………(вода не течет).
  9. Любишь кататься………………(люби и саночки возить).
  10. Готовь………………………….(сани летом, а телегу зимой).
  11. Уменье и труд…………………(все перетрут).
  12. Золотые руки у того -  кто обучается хорошо.

Кто знает загадки про труд и инструменты?

Загадки

У двух матерей по - пять сыновей, одно имя всем .        

 (Пальцы)                                                                           

*               

Сам худ, голова с пуд, на работу вышел, каждый услышал.  

 (Молоток)                                                                 

*

Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдется, там и след остается!

 (Карандаш)                                                                     

*

По деревянной речке плывет кораблик новый,

 Свивается в колечки дымок его сосновый.  

  (Рубанок)                                                                         

*

Принялась она за дело, завизжала и запела!

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

 (Пила)                                                                        

Ведущая: (КушнирН.Ю.)

  «Со вьюном я хожу».   Хоровод «Дубравка»

Частушки

1

Пропоем мы вам частушки замечательны таки,

Что пойдут плясать девчонки, затанцуют пареньки! Ух!

2

Хохлома, ты хохлома, разукрасила дома,

А потом и улицу с петухом и курицей!

3

Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках,

 Все ребята говорят, что я как картинка!

4

Шила милому кисет вышла рукавица.

Посмотри мой дорогой, какая я мастерица!

5

Не стругает мой рубанок, не пилит моя пила.

Ко мне милка не приходит и работа не мила.

6

Моя прялка не прядет, колесо не вертится.

Что – то милый не идет, видно, долго сердится.

7

Шила, шила сарафан – исколола пальчики.

Как надела я его – за мной гурьбою мальчики.

8

Мы не все частушки спели, знаем много их, поем!

Приходите в гости снова, мы другие вам споем!

9

Мы пропели, что сумели, поплясали от души!

Выходи на круг, кто смелый! Спой-ка громче и спляши!

И др.

Использование презентации.

Эстафеты – конкурсы

  • «Художники» - командам задается задание нарисовать одинаковые рисунки на скорость. Предварительно оговаривается сюжет рисунка.
  • «Матрешки» - участникам раздаются надувные шарики, косынки, кисточки, краски. Необходимо надуть шарики, нарисовать на них лицо матрешки, повязать косынки. Оценивается аккуратность и скорость исполнения.
  • Пиление дров на скорость.

Ведущая:  Время не стоит на месте! Меняются традиции, меняются нравы. Теперь ребята посмотрим выступление наших девочек, которые подготовили современный танец.

Заключительная часть.

Ведущая: (Медовник В.Д.)

Ну что, ребята, мы с вами хорошо поработали, хорошо и отдохнули

Узнали много нового, повторили  ранее пройденное, весело и с пользой провели время, но, как говорится в пословице: «Делу время - потехе - час!»

Давайте покажем свои поделки, рисунки, работы.

( Подводятся итоги конкурсов, оцениваются работы мастеров.)

Ведущая:

Отдохнули мы по праву!

Мастерам отдали славу!

Что узнали -  не забудем

Долго – долго помнить будем!

И еще одна народная мудрость: «Конец – всему делу венец!»

 

Чаепитие.

Разбор результатов мероприятия.

Список используемой литературы и материалов:

  1.  А.М. Гусакова Внеклассная работа по труду. Москва Просвещение 2004 г.
  2. Э.К.Гульянц. Что можно сделать из древесины. Москва. Просвещение 1991 г.
  3. Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова. Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества. Волглград. Учитель.2008 г.
  4. http://www.yandex.ru/
  5. https://www.google.ru/search 
  6. http://ru.ask.com/web?q=хохлома+роспис
  7. https://www.google.ru/search?q=ручные+дерево+инструмент
  8. http://bebi.lv/poslovici/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевой урок "Веселая ярмарка

Задачи урока:Совершенствование группировки, кувырок назад.Совершение упражнения в равновесии.Развитие гибкости.Место проведения: спортивный зал....

Веселая ярмарка

Общешкольное мероприятие по итогам недели технологии...

Фольклорное развлечение "Веселая ярмарка"

Данное мероприятие проводилось в рамках отчета по опытно - экспериментальной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников через ценностный аспект национально - культурных традиций своей Родины...

Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка

Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...

Музыкальная театрализованная сказка "Веселая ярмарка"

Цель: приобщение младших школьников к народной культуре.1.Познакомить с обычаями, обрядами русского народа.2.Развить творческие способности детей средствами театрального искусства.3.Воспитывать любовь...

Праздник "Веселая ярмарка".

Сценарий написан для детей младшего и старшего дошкольного возраста,  Дети на празднике одеты в русские народные костюмы. Праздник помогает создавать основы уважительного отношения к традициям пр...