Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

 Шевень Светлана Григорьевна

         Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера.

         Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка и многообразна. Изучение различных видов декоративно-прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.

         В условиях профильного обучения старшеклассников предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет их дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.

         Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_kursa.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса

Пояснительная записка

        Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера.

        Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка и многообразна. Изучение различных видов декоративно-прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.

        В условиях профильного обучения старшеклассников предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет их дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.

        Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна.

        Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

        В узком смысле – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих    в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.

        В последние годы возрос интерес к дизайну интерьера. И, как следствие, к флористике и фитодизайну интерьера.

        Современная флористика включает в себя и аранжировку живыми цветами и высушенными растениями, и создание плоскостных композиций (панно и коллажей) с использованием цветочного материала, и художественно-проектировочную деятельность, связанную с растениями.

        Аранжировка цветов – это один из видов декоративно-прикладного искусства по составлению различных форм цветочных украшений.

        В наши дни традиционные букеты постепенно уступают место изящным цветочным композициям.

        Композиция (от латинского) – в эстетике означает способ построения художественного произведения, принцип связи компонентов и частей, согласованных в единое целое.

        Композиция – современная форма цветочной аранжировки и отличается более сложным построением.

        Основное назначение цветочной композиции – оформление интерьера.

        Содержание данного курса направлено на развитие эстетического воспитания, фантазии, образного восприятия; на изучение этапов проектирования и создания оригинальных цветочных композиций с учетом закономерностей дизайна.

        Основная цель программы – развитие личности учащихся, их духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований, а также помочь подросткам выявить склонности и способности к будущей профессиональной деятельности путем обучения технологическим приемам работы по аранжировке цветов.

        Задачи данной программы:

        1) Овладевать техникой составления цветочной аранжировки.

        2) Развивать чувство цвета.

        3) Учить достижению цветовой гармонии и целостности в композиции.

        4) Обучать основам теории и практики аранжировки цветов в дизайне интерьера.

        5) Формировать умения пользоваться художественно-выразительными средствами композиции.

        6) Углублять знания по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема.

        7) Приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.

        Программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 24 часа. Занятия проводятся из расчета1час в неделю.

        Программа построена на основе принципов:

  1. Личностно-ориентированного подхода, направленного на развития личности учащихся.
  2. Природосообразности, основанной на психолого-педагогических особенностях развития учащихся.
  3. Гуманизации – нравственного отношения к человеку, обществу, природе, родине воспитывающего через приобщение к искусству и культуре.
  4. Взаимосвязи всех факторов, формирующих личность, единство обучения, воспитания и развития.
  5. Дифференциации, предполагающей создание условий для реализации творческих способностей каждым учащимся.
  6. Деятельностного подхода, направленного на воспитание нравственного отношения к труду, к учебной и практической созидательной деятельности.
  7. Культуросообразности, предполагающей максимальное использование в образовании и воспитании культуры, её традиций, тенденции развития.
  8. Событийности: введение в жизнь учащихся ярких, красочных, эмоционально-значимых событий; создание и укрепление традиций коллектива – одна из форм реализации этого принципа.
  9. Единство действий (школа – семья – окружение и т.д.).
  10. Профессиональной целесообразности, предполагающей полезность и необходимость получаемых знаний, умений и навыков и их использование в будущей профессиональной деятельности учащихся.

        Занятия проходят в русле проектной методики. С теоретическим материалом учащиеся знакомятся  на лекциях, его содержание расширяется в процессе дискуссий на семинарских занятиях. В ходе практических работ формируются умения и навыки проектирования и создания изделий, защиты творческого проекта.

        По окончании курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» учащиеся должны знать:

        -   цветовой треугольник: основные, дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, ахроматический ряд, хроматический ряд, основные законы цветоведения, воздействие цвета на цвет, взаимодействие цвета, локальные цвета, контрастные и сближенные цвета, изменение цвета под влиянием освещения;

        -    понятия «аранжировка цветов», «букет», «композиция»;

        - основные художественно-композиционные правила и приемы аранжировки цветов;

        -    соотношение аранжировок интерьеру и назначению;

        -    основные способы заготовки цветов и растений.

        Учащиеся должны уметь:

        -    соблюдать правила безопасности труда;

        -    работать с режущим и колющим садовым инструментом;

        -    правильно заготавливать растительный и цветочный материал;

        -    применять правила аранжировки цветов;

        -    владеть техникой крепления растений;

        -   проектировать и создавать декоративные цветочные композиции с учетом закономерностей дизайна;

        -    последовательно вести работу.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

в том числе

теория

Практика

1.

Презентация курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера». Основные сведения об истории аранжировки цветов.

4

2

2

2.

Основы материаловедения для аранжировки цветов.

4

1,5

2,5

3.

Основы цветочной культуры в составлении и расположении декоративных композиций.

4

1,5

2,5

4.

Композиции из живых и искусственных цветов. Сухоцветы. Композиции в интерьере.

8

3

5

5.

Завершение работы над проектом. Защита проекта.

4

2

2

        Итого:

24

10

14

Программа

        1. Презентация курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера»

        Лекция. Основные цели, задачи и содержание изучаемого курса. Понятие об аранжировке цветов. Основные сведения об истории аранжировки цветов. Искусство мастеров аранжировки.

        Практическая работа. 

        Определить по фотографиям, для чего предназначена данная аранжировка. Сделать описание композиции.

        2. Виды аранжировки цветов.

        Лекция.  Корзины. Венки. Гирлянды. Композиции из живых цветов. Бутоньерки. Букеты.   

           Семинар.  Тема «Роль цветочного дизайна в жизни общества»

        Практическая работа.

        Составление указателя растительного материала: перечислить садовые цветы, кустарники и деревья, пригодные для аранжировки, и описать их свойства с точки зрения аранжировщика; включить в указатель описания бывающих в продаже в специализированных магазинах цветов; указатель содержит фотографии цветов и зелени.

        3. Основы материаловедения для аранжировки цветов.

        Лекция. Материалы и оборудование. Растительный материал. Способы крепления. Инструменты. Сосуды. Подставки. Аксессуары.

        Практическая работа.

        Подготовка растительного материала. Способы крепления.

        4. Основы аранжировки цветов.

        Лекция. Создание вашей композиции. Семь признаков правильно составленной композиции: стиль, уравновешенность, соотношение, правильное использование цвета, чувство динамизма, разнообразие текстуры, подходящий фон – окружение.

        Семинар.  Символика цвета.

        Практическая работа.

        Выполнение эскиза композиции. Освоение основных приемов составления цветочных композиций. Классическая композиция. Декоративная композиция. Линеарная композиция. Композиция в вазе. Композиция с ветвью орхидеи. Непринужденная, свободная композиция.

        5. Композиции из живых и искусственных цветов. Композиции из сухоцветов.

        Лекция. Аранжировка из живых цветов. Фитодизайн интерьера с помощью искусственных цветов. Консервированные растения. Дизайн интерьера с помощью композиции из сухоцветов.

        Практическая работа.  

        Изготовление композиций из сухоцветов, живых и искусственных цветов.

        6. Композиции для особых случаев.

        Лекция. Изготовление композиций для особых случаев: званые обеды, свадьбы, рождество, выставки.

        Практическая работа.

        Изготовление цветочных композиций для торжественных случаев.

        7. Размещение цветочных композиций в интерьере.

        Лекция. Интерьер помещений и цветочные композиции. Прихожая. Кухня. Гостиная. Столовая. Спальня. Ванная комната.

        Практическая работа.  

Изготовление цветочных композиций для жилых помещений.

8. Завершение работы над проектом. Защита проекта.

        Практическая работа.  

Оформление готовой работы. Разработка рекламы изделия. Окончательное оформление пояснительной записки к проекту. Защита проекта.


Перспективно-тематический план программы «Аранжировка цветов в дизайне интерьера»

п/п

Тема

Кол-во часов

Теоретические сведения

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

1.

Вводное занятие. Презентация курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера».

2

Основные цели, задачи и содержание курса. Понятие об аранжировке цветов. Искусство мастеров аранжировки.

Цветные фотографии цветочных композиций; определить по ним для чего предназначена данная композиция.

Цветные иллюстрации; Презентация «Искусство мастеров аранжировки».

2.

Основные сведения об истории аранжи-ровки цветов. Виды аранжировки цветов.

2

Возникновение аранжировки цветов. Икебаны в Японии. Школа цветов в Лондоне. Корзины. Венки. Гирлянды. Композиции из живых цветов. Бутоньерки. Букеты.

Составление указателя растительного материала. Семинар. Тема: «Роль цветочного дизайна в жизни общества».

Цветные иллюстрации. Презентация «Виды аранжировки цветов».

3.

Основы материало-ведения для аранжи-ровки цветов.

2

Материалы и оборудование. Способы крепления. Инструменты. Сосуды. Подставки. Аксессуары.

Подготовка растительного материала. Освоение различных способов крепления.

Цветные  иллюстрации. Презентация «Инструменты и материалы».

4.

Основы материало-ведения для аранжи-ровки цветов.

2

Растительный материал. Линейный растительный материал. Основной растительный материал. Раститель-ный материал-наполнитель. Живые и искусственные цветы. Сухоцветы.

Составление простой цветочной композиции из растительного мате-риала (линейный,

основной, материал-наполнитель).

Цветные иллюстрации. Презентация «Растительный материал».

5.

Основы аранжировки цветов. Композиция. Стили. Формы.

2

Композиция. Варианты композиций. Линии. Массивный стиль. Линей-ный стиль. Линейно-массивный

стиль. Смешанный стиль. Пропор-ции. Фон. Текстура. Уравновеше-нность. Динамичность. Формы.

Составление цветочной композиции в смешанном стиле.

Цветные иллюстра-ции. Презентации: «Семь признаков правильно составле-нной композиции», «Стили цветочной композиции».

6.

Основы аранжировки цветов. Цветоведе-ние.

2

Цвет. Цветовой круг. Цветовые сочетания. Цветовой контраст. Символика цвета. Сочетание формы и цвета при создании композиций. Выбор цветовой гаммы.

Подбор и составление цветочной композиции с учетом цветовых сочетаний.

Цветные иллюстра-ции. Презентации:

«Цветовой круг», «Цветовые сочетания».

7.

Композиции из

живых и искусствен-ных цветов. Компо-зиции из сухоцветов.

2

Ведущие школы цветочной аранжировки. Европейская школа. Восточная школа. Живые цветы. Искусственные цветы. Сухоцветы. Уход за сухоцветами. Тенденции современной флористики.

Выполнение эскиза композиции «Моя фантазия».

Цветные иллюстра-ции. Презентации: «Ведущие школы цветочной аранжи-ровки», «Сухоцветы. Живые и искусствен-ные цветы».

8.

Композиции цветов для особых случаев.

2

Национальные и международные праздники. Особенность составле-ния композиций для особых случаев. Званые обеды. Свадьбы. Рождество. Выставки.

Составление, на выбор, одной композиции для особых случаев.

Составление компози-ции «Моя фантазия».

Цветные иллюстрации. Презентации «Композиции цветов для особых случаев».

9.

Размещение цветоч-ных композиций в

интерьере.

4

Интерьер помещений и цветочные композиции. Прихожая. Кухня. Гостиная. Столовая. Спальня. Ванная комната. Выбор цветовой гаммы. Сезонный цветовой символизм. Освещение и цветочные композиции.

Составление компози-ции для интерьера помещения (кухня, прихожая, гостиная). Продолжение работы над составлением

композиции «Моя

фантазия».

Цветные иллюстрации. Презентация «Цветочные композиции в

интерьере».

10.

Завершение работы над проектом.

2

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Завершение работы над композицией «Моя фантазия».

Цветные иллюстрации.

11.

Защита проекта.

2

Презентация проекта «Моя фантазия».

Выставка работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса по физике "Готовимся к ГИА" для 9 класса.

Элективный курс "Готовимся к ГИА" состоит из 2-х  частей, рассчитан на 34часа, служит для повторения курса физики основной школы и готовит учащихся к успешной сдачи ГИА. Этот курс является подгот...

"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса

Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна....

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по технологии "Текстильный дизайн интерьера" 10 класс

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Текстильный дизайн интерьера» (профильная подготовка) для 10 класса. Составлено на основе примерной программы элективных курсов профиль...