Открытый урок "Обработка накладного кармана" 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

Петрова Нина Васильевна

План урока

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.16 КБ
Office presentation icon istoriya_karmana.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

Обработка деталей кроя фартука. Обработка накладного кармана тесьмой.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с одним из способов обработки накладного кармана:
  • Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при выполнении практической работы.

Наглядность:

  • Коллекция фартуков,
  • Плакат с терминами ручных, машинных работ и влажно-тепловой обработки.

Материалы и оборудование:

рабочие шкатулки с иголками, булавками, ножницами, швейные машинки, утюг, крой карманов,  проектор.

Ход урока:

1. Организационная часть

1. Вводная часть.

   - проверка отсутствующих;

   - проверка подготовки учащихся к уроку.

2. Основная часть:

   Повторение:

Учитель: скажите, как раньше назывался фартук и когда в русском языке появилось слово "фартук"?

Ученик: Слово фартук появилось в русском языке в 17 веке, раньше в русском костюме существовали "запона", "передник", "занавеска".

Учитель: Какие мерки мы использовали при построении чертежа фартука?

Ученица: Дн, Днч, Ст, Сб.

Учитель: Из каких деталей состоит наш фартук?

Ученица: нагрудник, нижняя часть, карманы, бретели, пояс.

Учитель: скажите, как называется план, по которому мы с вами работаем над фартуком? Ученица: технологическая последовательность.

Учитель: на стенде прикреплены этапы работы над фартуком, но их последовательность нарушена. Одной из учениц необходимо расположить эту последовательность правильно.

Учитель: На сегодняшний день вы уже обработали две детали- это пояс и бретели. Сегодня вам предстоит обработать карман.

    Сообщение познавательных сведений:

В словаре Ожегова слово "карман" толкуется так: "вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег. Владимир Даль толкует это слово так: "Мешочек, пришитый к одежде или на поясе." Я же предпочитаю такое определение:"Карман-это деталь одежды, которая служит для украшения и ношения мелких вещей". А сейчас мы с вами посмотрим презентацию о карманах.

Демонстрация презентации.

В русском языке существует огромное количество поговорок и крылатых фраз о кармане. Может быть кто-то из вас знает поговорки, крылатые слова или загадки о карманах? Наверняка многим из вас родители дают деньги на карманные расходы. Или вы слышали такие выражения как:

  • "Не по карману что-нибудь" (что в переносном смысле означает "очень дорого"),
  • "бить по карману"(причинять убыток),
  • "набить себе карман"(нажиться),
  • "держи карман шире" (напрасно ждешь, не дождешься),
  • "в карман за словом не лезет" (боек на язык, находчив в разговоре) и другие.

В словаре Даля есть такие поговорки о карманах:

  • "Было бы в амбаре, будет и в кармане" (если хорошо поработать, то будет , что положить в карман),
  • "И больно хочется ,да в кармане не можется" (нет денег на желаемое),
  • "У Варвары все в кармане" (о запасливом человеке),
  • "По чужим карманам не ищи, а свой стереги".

Из презентации вы узнали, что карманы бывают разные: прорезные, накладные и в шве. Сегодня вы будете обрабатывать накладной карман, верхний срез которого будет обрабатываться тесьмой и в этой работе вам поможет инструкционная карта. Чтобы вам все было понятно в этой инструкционной карте, я познакомлю вас с тремя новыми терминами. А какие термины вы уже знаете? На стенде в столбик прикреплены термины: сметать, стачать, Обтачать, заутюжить, приутюжить, выметать.

напротив этих терминов прикреплены определения этих терминов. Учитель приглашает ученицу, которая должна подобрать правильное определение каждого термина. А теперь откройте свои словари, в них мы запишем новые слова. Наметать - соединить две детали сметочной строчкой, наложив одну деталь на другую. Настрочить -  соединить накладную деталь, отделку с изделием. Заметать - закрепить сметочной строчкой подогнутый край детали.

Практическая работа.

Учитель подробно объясняет содержание инструкционной карты.  Обработка верхнего среза

1. Наложить тесьму изнаночной стороной на изнаночную сторону кармана, совместив край тесьмы с контурной линией.

2. Посередине намететь тесьму.

3. Настрочить тесьму по нижнему срезу на 0,1 см от края, удалить сметочные стежки. 4.Отогнуть тесьму на лицевую сторону и приметать. Настрочить тесьму по нижнему краю на 0,1 см, удалить сметочные стежки.

 

Обработка боковых и нижнего срезов кармана.

1. Заутюжить боковые и нижний срезы кармана на изнаночную сторону.

2. Заметать боковые и нижний срезы кармана, заложив уголки конвертиком. А теперь, прежде чем вы приступите к практической работе, мы должны вспомнить о правилах по технике безопасности.

Я буду ученицей, а вы все учителя.

- Я хотела взять иголку, оказалась она колкой.

Дети - Иголка не игрушечка,

Вам нужна подушечка.

Учитель: - Выключить утюг спешила, за шнур дернуть я решила.

Дети - Утюг нужно выключать, в руках вилочку держать.

Учитель: Я сломала вдруг иглу, может бросить на полу?

Дети: Иглы на пол не бросайте, их учителю отдайте.

Учитель: Если ножницы даешь, помни четко правило.

Дети: Два колечка другу дай. Это будет правильно.

Обучаемые выполняют работу. Учитель совершает обход и проводит индивидуальный инструктаж.

3. Заключительная часть.

 Закрепление нового материала.

Учитель: Какие термины вы узнали сегодня на уроке?

Проверка работ и выставление оценок.

Учитель, На следующем уроке мы продолжим работу над карманами. А я попрошу подготовить небольшое сообщение (презентацию) одну или двух учениц.

Уборка рабочих мест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История кармана… Презентацию выполнила Ученица 8 «В» класса МБОУ СОШ №5 Дворниченко Анастасия

Слайд 2

Экскурс в историю Именно так выглядели карманы в далеком прошлом.

Слайд 3

Карман в переводе с тюркского, где оно звучит как «карма», означает буквально мешок для денег. Карман как декоративную и функциональную деталь одежды использовали давно. На картинах гравюрах художников 16 в. можно встретить наряды где вшит карман в виде мешочка или в деталь одежды.

Слайд 4

Японские женщины использовали широкие рукава кимоно в качестве карманов, множество карманов пришивали на военную одежду френч.

Слайд 5

Виды карманов В современной моде существует несколько видов карманов различной конструкции. Накладной, подрезной, прорезной, отлетной и карман в шве.

Слайд 6

Накладной карман Есть несколько видов накладного кармана - это с горизонтальным или наклонным входом, с клапаном или без него. Также они могут быть сделаны вручную или на швейной машинке.

Слайд 7

Подрезной карман Один из видов подрезного кармана – это карман с подрезным бочком. Этот вид подрезных карманов чаще всего сегодня можно обнаружить на брюках и юбках в стиле джинсов.

Слайд 8

Прорезной карман Этот элегантный карман — типичная деталь классического блейзера. К прорезным карманам относится такой вид, как прорезной карман с листочкой.

Слайд 9

Для начала нам нужно наметить местоположение кармана на лицевой стороне, а точнее размечаем местонахождение листочки так, как это показано на рисунке. Только нужно учесть, что все разметки по лицевой стороне лучше производить мелом (для того, чтобы он впоследствии не остался на лицевой стороне). ВАЖНО! Если у вас не проклеивается та деталь, где будет обработан карман, то вам нужно проклеить место входа в карман для того, чтобы уголки после разрезания не высыпались. 2. Берем листочку и проклеиваем ее. Тут есть нюансы. Можно проклеить целиком, а можно проклеить только ту сторону, которая будет снаружи кармана (проклеивая сгиб! ОБЯЗАТЕЛЬНО! ). Это зависит от фактуры и структуры ткани. Я проклеила листочку с переходом через сгиб.

Слайд 10

3. Складываем листочку изнаночной стороной внутрь и заутюживаем сгиб. 4. Затем складываем лицевой стороной внутрь, и скалываем булавочками концы листочки. 5. Обтачиваем концы. Приутюживаем. Выворачиваем листочку на лицевую сторону и приутюживаем листочку, выправляя ее концы. 6. Нам необходимо обметать срез листочки. Обметываем и заправляем концы оверлочной строчки. Приутюживаем. 7. Намечаем на листочке (на той стороне, которая будет ближе к телу) ширину в готовом виде и рисуем линию (от линии притачивания до края среза лучше должно остаться 2 см).

Слайд 11

8. На изнаночную сторону детали, где у нас расположен карман, накладываем мешковину лицевой стороной кверху, и прикалываем ее булавочками. 9. Сейчас удобно наметить линию притачивания второй мешковины. Обычно я ее располагаю на расстоянии 1 см от первой (на картинке — нижней). 10. К нижней линии, намеченной на детали, где будет карман, прикладываем нашу листочку, припусками от линии. Наглядно это можно можно увидеть на рисунке (потому что лучше один раз увидеть, чем несколько прочитать ). И прикалываем ее булавочками. Затем притачиваем по линии и вынимаем булавки.

Слайд 12

11. Отворачиваем припуск листочки и можно заколоть его булавочками, чтобы он не мешался. После того, как мы разобрались с самой листочкой, мы можем прикалывать вторую мешковину кармана, приложив ее так, как показано на картинке. Притачиваем по линии, но не доходя 7 мм до вертикальных ограничителей кармана. Это важно! Если дострочить до ограничителей, то у нас не получится такая красивая листочка. ВАЖНО! Долевая нить на нижней мешковине должна быть расположена ПАРАЛЛЕЛЬНО входу в карман. 12. Далее вынимаем все булавки и получаем вот такую вот картину. 13. Отворачиваем мешковину и листочку в разные стороны, и прорезаем вход в карман между ними, вырезая уголки, но не доходя до строчек в углах по 1 мм! После прорезания карман должен выглядеть вот так.

Слайд 13

14. Выворачиваем все «внутренности» на изнаночную сторону и приутюживаем. Еще я приклеиваю клеевой паутинкой уголки. Так как уголки расположены под углом, то прострачить их очень сложно, поэтому я предпочитаю паутинку. Но тут нужно осторожно клеить — нужно смотреть, как себя ведет ткань. 15. Теперь нужно настрочить припуск листочки на нижнюю мешковину. Для этого мы прикалываем булавочками припуск, отгибаем все лишнее, и настрачиваем (можно дать прямую строчку, а можно и настрочить зиг-загом). 16. Далее прикалываем нашу листочку, фиксируя вход в карман. 17. С изнаночной стороны скрепляем обе мешковины и стачиваем их между собой по кругу.

Слайд 14

18. С лицевой стороны карман выглядеть у нас так. Он может и остаться в таком виде, если закрепить концы листочки, подшив их вручную. 19. Или же карман может выглядеть так, если закрепить концы листочки машинной строчкой.

Слайд 15

Карманы в швах Такие карманы делают в боковом шве брюк, юбок, повседневных жакетов.

Слайд 16

Толковый словарь Даля. КАРМАН - мешочек, пришитый к одежде, или на поясе, кишень, зепь. Тугой - толстый карман, густо в кармане -богат, с деньгами. В кармане жидко - пусто, нет денег. Набить карман - разбогатеть, набрать много денег. Карман дыряв, хозяин его мотоват. Карман трещит - тяжело, накладно, убыточно. Бить по карманам - добывать деньгу плутовски. В одном кармане смеркается, в другом заря занимается - пусто. В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Накладное шитьё" учителя технологии

Открытый урок по вышивке (наклданое шитье с элементами скифо-звериного стиля.)...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Открытый урок "Накладные карманы"

Открытый урок "Накладные карманы"...

Презентация к открытому уроку "Накладные карманы"

Презентация к открытому уроку "Накладные карманы"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «ОБРАБОТКА ГЛАДКОГО НАКЛАДНОГО КАРМАНА ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ И СОЕДИНЕНИЕ ЕГО С ОСНОВНОЙ ДЕТАЛЬЮ».

Цель: Научить учащихся обрабатывать накладной карман прямоугольной формы и соединять его с основной деталью на образце. Задачи:Образовательные: - познакомить учащихся с приёмами и последовательно...