авторская программа "Деревянное зодчество" для 5-6 классов
материал по технологии (5 класс) на тему
Составной частью программы является изготовление простых поделок, макетов домов, церквей, крепостей. При этом используется простой «строительный материал», который можно легко достать – спички и … шелуха от семечек. Важно только проследить, чтобы головки от спичек были удалены и обезврежены. Можно использовать и напиленные из отходов пиломатериалов тонкие рейки.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся со способами изготовления макетов, фрагментов различных построек, подробные иллюстрированные материалы по изготовлению поделок. Технологией изготовления поделок и макетов.
. Данная программа примечательна тем, что «Деревянным зодчеством» могут заниматься дети всех возрастов и могут выбирать макеты или поделки на своё усмотрение, а также работать творчески, придумывая свои композиции.
Деревянное зодчество – одна из неотъемлемых частей древнейшей культуры русского народа.
Высокий уровень мастерства, образная выразительность деревянных построек всегда поражала и поражает своим величием и красотой. Это во многом определяло культуру нашего народа, характер деревянных застроек и строительства целых городов.
Учитывая особенности работы в данном направлении, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с красотой деревянной архитектуры, привить любовь к данному ремеслу, обучить практическим навыкам изготовления поделок из спичек. Изготовлению макетов домов, церквей, острогов и т.п. Развивать аккуратность и терпение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannoe_zodchestvo.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании МС МБОУ «СОШ№13» Протокол №1 от 5 сентября 2013 года _______Грибанова Н.А, | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от 10 сентября 2013 г Директор МБОУ «СОШ№13» _______ Чайко В.И. |
Рабочая программа-факультатив
«Деревянное зодчество»
для учащихся 5-6 классов
Образовательная область: технология
Разработал: Суворов А.А. -
учитель технологии,
І квалификационной категории.
2013-2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе авторской программы «Деревянное зодчество» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Состав группы – постоянный. Программа рассчитана на два года изучения, по 1 часу в неделю, 32 часа в год.
Деревянное зодчество – одна из неотъемлемых частей древнейшей культуры русского народа.
Высокий уровень мастерства, образная выразительность деревянных построек всегда поражала и поражает своим величием и красотой. Это во многом определяло культуру нашего народа, характер деревянных застроек и строительства целых городов.
Учитывая особенности работы в данном направлении, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с красотой деревянной архитектуры, привить любовь к данному ремеслу, обучить практическим навыкам изготовления поделок из спичек. Изготовлению макетов домов, церквей, острогов и т.п. Развивать аккуратность и терпение.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся культуры труда и межличностных отношений
- Приобретение умений в творческой деятельности
- Привитие любви, терпения, аккуратности к деревянному зодчеству
- Формирования умения самостоятельно создавать творческие работы, решать более сложные задачи при изготовлении макетов и поделок из спичек
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие творческого отношения к работе и свободный выбор видов поделок, не предусмотренных данной программой (дополнительные фрагменты и поделки, не указанные в программе).
В зависимости от вкуса и желания можно изготовить различные поделки из спичек: макеты колодцев, скамеек, телег, саней, животных и насекомых и т.д.
Составной частью программы является изготовление простых поделок, макетов домов, церквей, крепостей. При этом используется простой «строительный материал», который можно легко достать – спички и … шелуха от семечек. Важно только проследить, чтобы головки от спичек были удалены и обезврежены. Можно использовать и напиленные из отходов пиломатериалов тонкие рейки.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся со способами изготовления макетов, фрагментов различных построек, подробные иллюстрированные материалы по изготовлению поделок. Технологией изготовления поделок и макетов.
. Данная программа примечательна тем, что «Деревянным зодчеством» могут заниматься дети всех возрастов и могут выбирать макеты или поделки на своё усмотрение, а также работать творчески, придумывая свои композиции.
На уроках практического обучения учащиеся изучают технологию изготовления поделок и макетов по предлагаемой литературе, выполняют выбранные работы по изготовлению поделок и макетов. Особое внимание уделяется формированию у учащихся аккуратности, терпения, основных умений и навыков при изготовлении изделий.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков работы осуществляется с изучением технологии деревообработки и сборки макетов, поделок.
Данная программа составлена на основе предлагаемой литературы с подробным описанием и порядком изготовления поделок и макетов из спичек: Сергей Кабаченко «Поделки из спичек», Москва «ЭКСМО» 2009г., Г. Акимова «Поделки из спичек» Ленинградское издательство, 2009г.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны получить следующие знания:
- Виды поделок, макетов
- Особенности изготовления поделок и макетов из спичек
- Технологический процесс изготовления поделок и макетов из спичек
- Правила безопасности при работе со спичками и режущим инструментом
Учащиеся должны научиться:
- Правильно владеть режущим инструментом
- Соблюдать правила безопасной работы со спичками
- Уметь правильно читать инструкционную карту
- Читать чертежи и карты
- Соблюдать технологию изготовления поделок из спичек
- Развивать творческое мышление, аккуратность и терпение
- Владеть приёмами изготовления поделок и макетов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Рабочее место, рабочий инструмент, инструкционные карты
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Беседа о видах поделок и макетов из спичек. Неограниченных возможностях при изготовлении поделок и макетов.
Показ композиций, иллюстраций и фотографий с изображением поделок и макетов из спичек. Знакомство с инструкционными картами и порядком изготовления изделий из спичек.
Тема 2. Рабочее место, приспособления и оборудование для изготовления поделок из спичек (1 час)
Подготовка рабочего места для работы со спичками. Подготовка приспособлений, инструмента и оборудования: нож-косяк, подкладная доска, линейка, угольник, упор, клей.
Практические работы: ознакомление с рабочим местом и его оснащением. Изучением правил техники безопасности при работе с режущим инструментом, спичками и клеем.
Тема 3. Инструкционные карты и правила их чтения (1 час).
Демонстрация инструкционных карт и правилах их чтения.
Практические работы: просмотр инструкционных карт на различные поделки и порядок их чтения.
Тема 4. Измерительный инструмент, режущий инструмент, приспособления (1 час).
Демонстрация измерительного инструмента, режущего инструмента и правила пользования инструментом.
Практические работы: подготовка инструмента, приспособлений. Изучение правил их использования. Изучение правил владения режущим инструментом. Подготовка «строительного материала» - отсечение головок спичек и складирование отсечённых головок в отдельную ёмкость.
Изготовление поделок из спичек
Тема 5. Изготовление поделки «Бабочка». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента (нож, линейка, плоскогубцы), подкладной доски и клея ПВА.
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и сборка поделки «Бабочка» по инструкционной карте.
Тема 6. Изготовление поделки «Божья коровка». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, монета достоинством 5 рублей, скотч, плоскогубцы, подкладная доска, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Божья коровка» по инструкционной карте.
Тема 7. Изготовление поделки «Велосипед». (3 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, монеты достоинством 5 рублей и 1 рубль, скотч, подкладная доска, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Велосипед» по инструкционной карте
Тема 8. Изготовление поделки «Вертолёт». (3 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, плоскогубцы, подкладная доска, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Вертолёт» по инструкционной карте.
Тема 9. Изготовление поделки «Дед-мороз». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, плоскогубцы, подкладная доска, кусок шёлковой верёвочки, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Дед-мороз» по инструкционной карте.
Тема 10. Изготовление поделки «Колодец». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, кусок нитки, плоскогубцы, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Колодец» по инструкционной карте.
Тема 11. Изготовление поделки «Кошка». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, плоскогубцы, клей ПВА, шелуха от семечек).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Кошка» по инструкционной карте.
Тема 12. Изготовление поделки «Лодка». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, плоскогубцы, пинцет, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Лодка» по инструкционной карте.
Тема 13. Изготовление поделки «Лошадь». (2 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, плоскогубцы, пинцет, клей ПВА).
Тема 14. Изготовление поделки «Подсолнух» (3 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, плоскогубцы, пинцет, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек, использование отсечённых головок спичек и изготовление поделки «Подсолнух» по инструкционной карте.
Тема 15. Изготовление поделки «Ромашка». (3 часа)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, круглогубцы или щипцы, вода, ёмкость для воды, пинцет, монета достоинством 1 рубль, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Ромашка» по инструкционной карте.
Тема 16. Изготовление поделки «Санки». (1 час)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, пинцет, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Санки» по инструкционной карте.
Тема 17. Изготовление поделки «Столик». (1 час)
Чтение инструкционной карты. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, подкладная доска, пинцет, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек и изготовление поделки «Столик» по инструкционной карте.
6 класс
Способы изготовления макетов, чтение чертежей
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Беседа об изготовлении более сложных поделок из спичек – макетов домов, церквей, острогов, крепостей. Технологии изготовления макетов.
Показ иллюстраций, фотографий и ксерокопий макетов из спичек.
Тема 2. Знакомство со способами изготовления макетов. (1 час)
Показ технических приёмов работ по изготовлению макетов из спичек. Показ приёмов работ по изготовлению различных видов крыш (бочка, шатёр). Инструменты и приспособления, необходимые при выполнении работ.
Практические работы: подготовка рабочего места, правила техники безопасности при работе с инструментами и спичками. Подготовка стерженьков спичек.
Изготовление макетов домиков, часовни, острога.
Тема 3. Изготовление макета домика с крышей типа «шатёр». (3 часа)
Чтение чертежа. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, линейка, подкладная доска, угольник, циркуль, плотная бумага, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек по размерам и изготовление макета домика по чертежу.
Тема 4. Изготовление макета домика с крышей типа «бочка». (3 часа)
Чтение чертежа. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, линейка, подкладная доска, угольник, циркуль, плотная бумага, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек по размерам и изготовление макета домика по чертежу.
Тема 5. Изготовление макета «часовня» (4 часа)
Чтение чертежа. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, линейка, подкладная доска, угольник, циркуль, плотная бумага, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек по размерам и изготовление макета домика по чертежу.
Тема 6. Изготовление макета «острог» (4часа)
Чтение чертежа. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, линейка, подкладная доска, угольник, циркуль, плотная бумага, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек по размерам и изготовление макета домика по чертежу.
Изготовление макета города или крепости
Тема 7. Изготовление макета крепости или города по выбору. (16 часов)
Чтение чертежа и карты города или крепости. Подготовка рабочего места, рабочего инструмента и приспособлений (нож, линейка, подкладная доска, угольник, циркуль, плотная бумага, клей ПВА).
Практические работы: подготовка стерженьков спичек по размерам и изготовление макетов домиков, крепостных стен и т.д. по чертежу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (1 год)
Номер занятий | Тема занятий | Количество часов |
Рабочее место, рабочий инструмент, инструкционные карты | 4 часа | |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Рабочее место, приспособления и оборудование для изготовления поделок из спичек | 1 час |
3 | Инструкционные карты и правила их чтения | 1 час |
4 | Измерительный инструмент, режущий инструмент, приспособления | 1 час |
Изготовление поделок из спичек | 28 часов | |
5 - 6 | Изготовление поделки «Бабочка» | 2 часа |
7 - 8 | Изготовление поделки «Божья коровка» | 2 часа |
9 - 11 | Изготовление поделки «Велосипед» | 3 часа |
12 - 14 | Изготовление поделки «Вертолёт» | 3 часа |
15 - 16 | Изготовление поделки «Дед мороз» | 2 часа |
17 - 18 | Изготовление поделки «Колодец» | 2 часа |
19 - 20 | Изготовление поделки «Кошка» | 2 часа |
21 - 22 | Изготовление поделки «Лодка» | 2 часа |
23 - 24 | Изготовление поделки «Лошадь» | 2 часа |
25 - 27 | Изготовление поделки «Подсолнух» | 3 часа |
28 - 30 | Изготовление поделки «Ромашка» | 3 часа |
31 | Изготовление поделки «Санки» | 1 час |
32 | Изготовление поделки «Столик» | 1 час |
Итого | 32 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс (2 год)
Номер занятий | Тема занятий | Количество часов |
Способы изготовления макетов, чтение чертежей | 2 часа | |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Знакомство со способами изготовления макетов | 1 час |
Изготовление макетов домиков, часовни, острога | 14 часов | |
3 - 5 | Изготовление макета домика с крышей «шатёр» | 3 часа |
6 - 8 | Изготовление макета домика с крышей «бочка» | 3 часа |
9 - 12 | Изготовление макета часовни | 4 часа |
13 - 16 | Изготовление макета острога | 4 часа |
Изготовление макета города или крепости | 16 часов | |
17 | Знакомство и чтение чертежа города или крепости | 1 час |
18 - 21 | Изготовление макета церкви | 4 часа |
22 - 25 | Изготовление макета большого дома | 4 часа |
26 - 29 | Изготовление макетов мостиков, изгородей, тынов | 4 часа |
30 - 32 | Сборка и компоновка города из ранее изготовленных макетов | 3 часа |
Итого | 32 часа |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
По этой программе используются следующие методы обучения: беседа с учащимися, просмотр иллюстрированных журналов, чтение инструкционных карт и чертежей, демонстрация способов изготовления макетов и поделок из спичек. Практические работы.
По данным разделам программы планируется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Это нужно для того, чтобы каждый учащийся смог раскрыть свои творческие возможности при изготовлении поделок, изготовлении макетов. Поэтому для осуществления возможностей каждого учащегося большая часть часов (около 90 - 95%), отведённых на изучение данной программы, отдаётся на практические работы.
Для того чтобы каждый учащийся смог представить себе, какую работу он хотел бы сделать, используются иллюстрированные журналы, книги с изображением различных поделок из спичек, более сложных макетов домов, церквей, башен, острогов и т.д.
Для данной программы используется иллюстрированный альбом - книга Сергея Кабаченко «Поделки из спичек» ЭКСМО Москва 2009г «Азбука рукоделия. Вместе с детьми», Г. Акимова «Поделки из спичек» Ленинградское издательство, 2009г.
По мере использования дидактические материалы будут обновляться, использоваться другие иллюстрированные альбомы, книги, ксерокопии, постепенное пополнение банка творческих работ для дальнейшей работы с учащимися.
Для реализации данной программы используются мастерские на базе МОУ СОШ № 13. В мастерских используются верстаки, различные приспособления . Для работы со спичками используются инструменты и материалы: нож-косяк, надфили, шелуха от семечек, линейки, угольники, кусочки шёлковых ниток и верёвок, клей ПВА, наждачная бумага.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Иллюстрированный альбом - книга Сергея Кабаченко «Поделки из спичек» ЭКСМО Москва 2009г «Азбука рукоделия. Вместе с детьми»
- Г. Акимова «Поделки из спичек» Ленинградское издательство, 2010г.
- А. Георгиев «Чудесные поделки из спичек» Харьков Белгород 2009г. издательство «клуб семейного досуга»
- В.И. Рыженко «Полная энциклопедия художественных работ по дереву» Москва ОНИКС 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...