разработка конспекта урока для 4 класса по основам мировых религиозных культур с презентацией по теме "Добро и зло в буддизме, христианстве и иудаизме"
план-конспект урока по технологии по теме

Ренжина Лилия Павловна

урок в 4 классе по теме "Добро и зло" рекомендую проводить в технологии проблемно-развивающего обучения учащихся. Данный материал был опробирован на районном открытом уроке 18 декабря 2013 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Добро и зло в буддизме, христианстве, иудаизме»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс:  4 «А»

Предмет: «Основы мировых религиозных культур»

Цель урока: создать условия для формирования представлений о добре и зле из религиозных источников, особенностях трактовки понятий в буддизме, христианстве и иудаизме.

Задачи урока: образовательные: сформировать представления о добре и зле, об особенностях восприятия данных понятий в разных религиях на примере первоисточника «Бытия» и рассуждения о добре и зле представителей буддизма, христианства и иудаизма; развивающие: формировать способности работать с источниками по теме, выяснять проблемы, сравнивать точки зрения, развивать умения применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы, совершенствовать навыки исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), развивать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия; воспитательные: формировать собственное отношение к теме и её понятиям, событиям и явлениям, давать нравственную оценку фактам и событиям изучаемого периодавоспитывать чувство уважения к прошлому древних религий, подвести учащихся к выводу, что комплексное изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» невозможно без изучения нравственных понятий о добре и зле.

Формы организации обучения: фронтальные и групповые

Оборудование: пакеты материалов с религиозными историческими источниками, учебник, таблицы для работы групп, презентация, ноутбук, проектор, экран

Ход урока:

I этап. Организационный. (3 мин.) Приветствие гостей, учеников и рассадка по местам (ученики занимают места, согласно цвету вытянутого жетона, так формируется две группы, на столах сформированы папки с раздаточным материалом).

II этап. Мотивационный с актуализация знаний (10 минут).

Учитель

Ученики

- Ни для кого не секрет, что мир полон загадок и тайн: иногда понятия, Вам известные, обыденные, в разных трактовках, жизненных ситуациях кажутся непонятными, сложными.

Цель сегодняшнего урока – раскрыть такие понятия, а познакомит нас с ними история одного китайского мудреца по имени Конфуций.

- Итак, о чем пойдет речь на уроке?

Мы несколько расширим тему и раскроем не только смысл понятий «добро и зло», мы постараемся вычитать, как характеризуют эти понятия, изучаемые нами религии: буддизм, христианство, иудаизм.

- Для начала вспомним и повторим пройденный материал.

На экране таблица «Буддизм-Христианство-Иудаизм», под ней изображения основателей религий, время возникновения каждой религии, место возникновения, слово-понятие, характерное для определенной религии. Необходимо верно заполнить таблицу. Группа, справившаяся быстрее всех, получает право выбора религии.

- С этим заданием вы справились, самое время перейти к рассмотрению темы урока.

Главный вопрос урока:

- Как мировые религии объясняют ИСТОЧНИК ДОБРА и ЗЛА?

На доске презентация, открыт слайд №2: читают историю из жизни Конфуция, отвечают на вопросы:

  1. О чем беседуют Учитель и Некто?
  2. Все ли нам понятно в этой истории?
  3. С какими понятиями нас знакомит мудрец?
  4. Объяснил ли Конфуций, что такое Добро и Зло?

Определяют тему урока:

«Добро и зло в буддизме, христианстве, иудаизме» (слайд №1)

Формулируют цель и задачи урока

с помощью учителя: сформировать представление о добре и зле, изучив религиозные источники и т.д.

Слайд №2 таблица «Буддизм-Христианство-Иудаизм»

Сопоставляют факты, заполняют данные религий, собирают жетоны с баллами

III этап. Информационный и аналитический(20 минут)

Учитель

Ученики

- Прежде чем мы  обратимся к религиозным источникам, ответьте на вопрос:

- Какие ассоциации у Вас вызывают понятия «Добро»? «Зло?»

- Обратимся к словарям С.ОЖЕГОВА и В.ДАЛЯ.

- В древнеславянских текстах добро и зло имеют двойственную природу: человеческую и высшую Божественную.

- О такой природе добра и зла сообщают религиозные тексты, с одним из них Вы познакомились дома.

- Этот источник признают мировая религия – ХРИСТИАНСТВО и национальная религия – ИУДАИЗМ.

- Называется источник «БЕРЕЙШИТ» (БЫТИЕ), написан в 6-5 вв. до н.э., дословно переводится «В начале».

- Попробуйте ответить на вопросы источника и найти описания добра и зла в первоисточнике.

- Итак, если все, что ХОРОШО – Есть ДОБРО, то, что тогда является добром для Бога? А что есть Зло?

- Как Вы думаете, в чем, с точки зрения религий, сокрыт источник добра и зла?

- Самое время подвести итоги.

- приводят примеры ассоциаций:

ДОБРО – нечто ХОРОШЕЕ;

ЗЛО – ПЛОХОЕ…

Слайд №3: знакомятся с определением понятий из словарей

Работа по источнику: слайд № 4-5

(раздаточные материалы)

Вопросы:

- О каком временном промежутке сообщает источник? (о первых 6 днях)

- О ком этот источник? (о Боге)

- О чем источник повествует? Что делал Бог первые 6 дней? (Сотворил мир)

- Как он сотворил мир? Что стало венцом творения Бога? (словом, венец творения - человек).

- Добро – свет, день, небо и земля со своими светилами, птицы, скот, рыбы, человек…

- Зло – тьма, бездна, пустота, ночь…

Слайд №6: рассуждения о добре и зле

Христианина, иудея, буддиста

- источник добра и зла – Бог и человеческие поступки, по мнению христианина и иудея, а буддист считает источник добра – истинный путь – нирвана, а зло – сама жизнь – источник страданий.

IV этап. Рефлексивный, оценочный (5 минуты)

Учитель

Ученики

- Мы проанализировали религиозные источники, выяснили природу добра и зла.

Вспомним главный вопрос урока:

Как мировые религии объясняют ИСТОЧНИК ДОБРА и ЗЛА?

- Тема добра и зла популярна во все времена. В народе сложили нимало пословиц и поговорок на эту тему.

- Знаете ли Вы пословицы о добре и зле?

- Проверим, насколько точны Ваши знания народного творчества.

- Самое время подсчитать жетоны по группам и выяснить самых активных учеников.

- высказываются по группам

Слайд№7: необходимо закончить пословицу, подобрав ей достойное завершение из второго столбика.

Учащиеся анализируют работу своей группы и одноклассников и оценивают, насколько активно работала группа, выясняют особенности и проблематику изучаемого раздела

V этап. Домашнее задание (2 минуты)

В качестве домашнего задания Вам предлагается придумать достойное окончание притчи «Про волков» (слайд№8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Разработки учебных занятий 4 класс курс "Основы мировых религиозных культур"

Разработки учебных занятий по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур". 1 занятие: тема "Нравственные заповеди". 2 занятие: тема "Семья - школа любви"....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...