обобщение педагогического опыта учителя технологии Москвиной И.Е.
материал по технологии по теме

Москвина Ирина Евгеньевна

 По теме: "Развитие творческих способностей учащихся 5 - 7 классов через проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

          Средняя общеобразовательная школа №1

 Обобщение педагогического опыта учителя Технологии

                       Москвиной Ирины Евгеньевны 

                                     по теме:

                                                                    http://allforchildren.ru/pictures/school3_s/school03102.gif

                                           г.Гороховец 2014год

2.Условия возникновения становления опыта.

   В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой  низкой учебной  и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы (6-7 класс). Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет  перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе  и творческой деятельности.

 Кроме того в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества так  называемых неделимых классов в связи с сокращением числа учащихся. Данный факт связан с демографической проблемой в России.   Работая в данных классах, мне приходится работать с мальчиками и девочками одновременно. Метод проектов позволяет подбирать такие виды работ, которые были бы одинаково интересны как мальчикам, так и девочкам.

3.Актуальность и перспективность опыта

 В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности; осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике и другое.

Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет, усваивается учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.

         Проект - это метод обучения:

      Может применяться на уроке и во внеурочное время.

    Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

   Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

      Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно-деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
    Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

     В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

     При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

    Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.  

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки ткани, вышивке и т.д. но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии  в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда  различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

       4.Ведущая педагогическая идея.

Изучив современное состояние проблемы формирования  и развития творческой активности, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Главный вопрос, стоящий передо мной, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету? 
 На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий. 
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.

5.Теоретическая база опыта.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущегоПроекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения;
  2. Поисковые (исследовательские) умения;
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  4. Менеджерские умения и навыки;
  5. Коммуникативные умения;
  6. Презентационные умения и навыки.

6.Новизна опыта.

 Новизна опыта заключается в выборе новых объектов и видов творческой деятельности учащихся для неделимых классов, характеризующихся дивиантным поведением. В программе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся. В целях повышения мотивации мальчиков в программу включены темы: ремонт помещений,  санитарно-технические работы, введение в предпринимательскую деятельность, электротехнические работы, дизайн пришкольного участка.

7. Технология опыта.

А) Постановка цели и задач.

Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие 
задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.

Б) Содержание учебно-воспитательной работы.

 Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся , а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.  Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. (Приложение 1)      

 Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе  оценок вклада каждого из исполнителей.

  Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

  • Пояснительная записка;
  • Творческая работа (изделие)
  • Защита творческого проекта

  Пояснительная записка имеет три основные этапа выполнения работы:

  1. Подготовительный этап;
  2. Технологический этап;
  3. Заключительный этап.

Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:      

  • Обоснование возникшей проблемы и потребности;
  • Схема обдумывания;
  • История и современность;
  • Банк идей;
  • Эскизная проработка базового варианта;
  • Дизайн-спецификация;
  • Материалы, инструменты и оборудование;
  • Правила безопасной работы;
  • Технология изготовления;
  • Контроль качества;
  • Экономическое и экологическое обоснование;
  • Реклама;
  • Самооценка;
  • Литература.

  Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.

Оценочный лист - Приложение 2;

Приложение 3,4 – Творческие работы учащихся

В) Формы и методы работы, их оптимальный выбор.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Групповая работа;
  • Беседа;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Мини – опрос;
  • Элементы наблюдения, самонаблюдения;
  • Ролевые игры;
  • Тестирование и другие диагностические процедуры;
  • Элементы социально-психологического тренинга;
  • Рефлексивный анализ и самооценка.

Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Г) Организация образовательного процесса, способы включения детей в разные виды деятельности.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.

Технология игрового обучения.

На протяжении многих лет я использую в своей работе такую нетрадиционную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.

Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.

Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению, культуре и традициям народа способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку. Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии:  «Юный кашевар» (КВН для 6 класса), «Кулинарное царство» (профи-шоу для 7 класса), «Смак» (викторина), «Эрудит» (блиц-викторина) и другие.

Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.    Приложение 5

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если  организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.       Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.

Приложение 6

В своей педагогической деятельности  я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны,  как правило, на два урока, а значит,  появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности  и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Использование ИКТ в процессе обучения по предмету

Особое место в образовательном процессе занимают ИК – технологии. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроках технологии помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.

Кабинет технологии, в котором я работаю, полностью оснащен необходимым оборудованием: компьютер, проектор, экран.  

Д)  Связь результатов с целями и задачами:

На уровне учителя:

— повышение уровня профессиональной компетентности;
— анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
— планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
на уровне ученика:
— повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
— качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
— активизация творческой активности (внеклассной и внеурочной деятельности по предмету).

8. Результативность.

  Данный опыт показал, что  у учащихся 5 – 7 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая  активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ. Качество знаний показывает стабильно высокие результаты.  Это видно на промере анализа оценки проектных работ 7а класса за последние три года.

              Средний балл за выполнение творческого проекта.

 Творческие работы учащихся в полном объёме представляются на педагогическом форуме школы по итогам учебного года. Участвуют в районных выставках и интернет конкурсах.

9. Адресная направленность.

Данный опыт могут использовать учителя Технологии при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся. Так же данный опыт может применяться   для организации работы по проектной деятельности в малокомплектных (неделимых) классах.

10. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя химии.

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....

Обобщение педагогического опыта учителя технологии и ИЗО

Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей...

Обобщение педагогического опыта учителя математики

В помощь аттестующим учителям математики...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...