Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий,
рабочая программа по технологии по теме

Герасимова Наталья Митрофановна

 

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx55.29 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по программе:

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий, мастера п/о Герасимовой Н.М. 2015 – 2017гг.

Этапы программы

Основные этапы

Содержание опытно-экспериментальной работы

Подготовительный этап

  1. Изучение научно-методической литературы.
  2. Выявление факторов, влияющих на психофизическое состояние учащихся.
  3. Разработка плана опытно-экспериментальной работы.
  4. Решение вопросов ресурсного обеспечения.

Собственно экспериментальный этап

1.  Создание оптимальных условий для  повышения  профессиональных компетенций  на уроках производственного обучения.

2.  Использование  приёмов и методик, снижающих

психоэмоциональную нагрузку обучающихся

3. Моделирование уроков производственного обучения

с использованием игровых технологий.

Обобщающе-аналитический этап

  1. Итоговая диагностика.
  2. Самоанализ полученных результатов.

Тема: «Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий »

Актуальность: актуальность данной проблемы, с одной стороны, обусловлена необходимостью повышения профессионального потенциала уроков производственного обучения, а с другой – перегрузкой обучающихся, возникающей при использовании  инновационных игровых технологий.

Объект исследования: образовательный процесс в условиях реализации метода проектов.

Предмет исследования: содержательно – технологические основы игровой технологии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении.

Цель: создание оптимальных условий для повышения  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения обучающихся среднего звена.

Задачи:

Организация оптимальных условий для  повышения  профессиональных компетенций  на уроках производственного обучения.

Моделирование урока производственного обучения на основе  использованием игровых технологий.

  1. приемов и методик, отвечающих критериям игровых технологий;
  2. Создание творческих заданий, соответствующих индивидуальным, возрастным, психо – эмоциональным особенностям обучающихся;
  3.  Обеспечение эмоционального благополучия обучающихся на уроке производственного обучения.

Гипотеза: система по реализации проектной технологии с учетом здоровьесберегающего потенциала станет эффективной, если:

- работа будет вестись систематически;

- будут комплексно учитываться индивидуальные, возрастные и психофизические особенности обучающихся;

- исследования будут проводиться на диагностической основе.

Методы:

- изучение и анализ научно – методической литературы;

- метод проектов и моделирования;

- наблюдение анкетирование, тестирование, беседа.

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий.

Современные условия  экономических реформ требуют высокой профессиональной подготовки специалистов, с применением знаний, умений, навыков на практике. Основная задача моей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонне развитых, квалифицированных рабочих в системе  профессионального обучения.

Целью моей программы,  «Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий», является создание условий образовательной деятельности, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Исходя, из этих задач и реалий сегодняшнего дня основными целями программы считаю:

-     повышение качества профессиональных знаний, формирование профессиональных умений, навыков, познавательной и практической активности на основе применения игровых технологий;

-   создание  среды психологического комфорта образовательного процесса;

  • применение разнообразных методов обучения с соблюдением принципов индивидуального подхода к обучающимся для достижения уровней подготовки, предусмотренных квалификационной характеристикой;
  • формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и  навыков, обучающихся по освоению избранной профессии «Оператор швейного оборудования»;
  • рациональная организация учебной деятельности обучающихся при использовании  на уроках производственного обучения видеоматериалов, средств ИКТ.
  • развитие познавательных способностей и творческого мышления инвалидов на основе создания ситуаций успеха;
  • обеспечение мотивации образовательного процесса;
  • воспитание профессиональной самостоятельности.

При обучении, на уроках производственного обучения  применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично поисковый и проблемный методы обучения.

На каждом уроке  стремлюсь к созданию устойчивой мотивации будущих специалистов. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на применение игровых технологий, которые создают неформальную обстановку на уроке производственного обучения и способствуют самореализации обучающихся. Игровой замысел заключается в названии игры.

Для успешного проведения игры на открытом уроке «Урок – путешествие» по теме: «Обработка накладного кармана с отворотом, соединение его с изделием», мною был разработан сценарий урока, с описанием возникающих ситуаций и функций участников «деловой игры». В чем заключается технология деловой игры?

   Используемая мною  технология на уроках производственного обучения «деловой игры» состоит из таких этапов: подготовительного, исполнительского, аналитического.

 Подготовительный этап включает:

а) разработку игры – разработку сценария, составление плана игры, описание игры;

б) введение в игру – постановку цели и задач игры, условия и правила проведения,  формирование команд, консультирование участников игры.

Исполнительский этап характеризуется:

а) работой команд над заданием – работой с источниками информации – «мозговой штурм», обсуждением предположений (гипотез), формулирование выводов;

б) дискуссией между командами – выступлением участников команды, проведением дискуссий.

Аналитический этап: предполагает окончание игры, рефлексию и анализ, самооценку и оценку участников игры, формирование выводов и обобщение результатов.

Включение  технологий «Деловой игры» в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей.  Кроме учебных целей  игровые приемы на уроках технологии способствуют формированию положительного отношения к предмету, разряжают напряженный ритм работы, повышается активность учащихся.

Вот варианты игровых форм, которые я использую на своих уроках.

Игра «Подбери слово»

В процессе этой игры необходимо подобрать слова, в которых встречается одинаковое сочетание букв на заданную тему. Например, назвать слова по теме «Швейные изделия» сочетание «мет»: сметать, заметать, обметать, наметать, сметать, приметать. Побеждает тот, кто последним назовет слово, при этом надо быть очень внимательным, повторивший тоже выбывает из игры. Такая игра помогает расширить словарный запас по заданной теме, что в конечном итоге способствует общему интеллектуальному развитию.

Игра «Кто больше?».

Обучающимся надо подобрать как можно больше слов, определяющих те операции или действия, которые выполняли при изготовлении изделия.

Такая форма способствует развитию умения формулировать способы изготовления изделия и активизирует мышление. Эту игровую форму можно применить как в начале урока для активизации, так и в подведении итогов урока.

Игра «Творческая разминка»  

Варианты: 1. Мастер называет вид ткани, а обучающиеся называют изделия,  которые изготовлены из этой ткани. 2. Мастер называет изделие, а обучающиеся называют виды тканей, из которых его можно изготовить. Способствует развитию творчества, находчивости, способствует гибкости мышления.

Игра «Собери»

Из разрозненных карточек, на которых написаны части слова, собрать слова – термины.

Например: детали швейной машины: игла, игловодитель, регулятор, моталка, шпулька.

Заготовки для такой игровой формы могут сделать сами обучающиеся в качестве домашнего задания, что еще лучше способствует запоминанию терминов.

Кроссворды

 Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор обучающихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, обучающихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.

Кроссворды могут быть  разного вида.

Например:

  • Кроссворд «спрятанное слово» или головоломка, когда необходимо вписать слова по вертикали или по горизонтали, чтобы получилось ключевое слово.

М

О

П

Л

У

Н

Г

И

П

О

Я

С

Р

В

Т

И

И

А

Т

Ц

Ч

А

А

А

Ч

Т

А

Ь

Т

Ь

Например,  тема урока «Обработка верхнего среза юбки притачным поясом». В результате работы с кроссвордом выявляется ключевое слово урока:

  1. Машинное соединение двух разных по величине деталей. Притачать.
  2.  Вид застежки, особенно распространенный и делается из разных материалов? (деревянные, железные, пластмассовые) Пуговица.
  3. Назовите «зубастую» застежку, используемая в разных видах одежды. «Молния»
  4. Соединить детали одинаковые по величине, проложив машинную строчку? Стачать.

Ребусы, анаграммы.

Такого типа задания хорошо использовать в начале урока для активизации деятельности обучающихся. Например, узнать тему урока.

Для отгадывания и составления обучающиеся должны знать основные правила работы с ребусами:

  1. Названия предметов читаются только в именительном падеже.
  2. Запятая в ребусе - это знак исключения букв в зависимости от того, где и сколько их стоит.
  3. Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве.
  4. Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать справа налево.
  5. Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры.
  6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Например: Решить анаграммы и исключить лишнее слово по теме «Элементы материаловедения»:

Етхнология          рпжяа        туко

Ктанаь                  Оволнко              Лхпоачнтки        

Лхпоко                 Ёлн                       ктчасевто

(Технология, ткань, волокно, хлопчатник, хлопок, лен, пряжа, уток, основа, кромка, ткачество; лишнее – кулинария)

Составление и отгадывание анаграмм, кроссвордов требует активизации знаний по заданной теме, ученицам приходиться обращаться к справочной литературе, чтобы набрать необходимое количество терминов или уточнить определение понятий.

Работая над программой  «Повышение качества профессиональных знаний, формирование профессиональных умений, навыков, познавательной и практической активности на основе применения игровых технологий обучения», могу сделать вывод, что традиционная форма обучения уже себя не оправдывает.

Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков, познавательной и практической активности, путь в профессионализм через профессионально – важные качества. Наши обучающиеся должны быть способны развивать производство, стремиться к профессионализму, для того, чтобы чувствовать себя полноправными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"...

Использование технология индивидуализации на уроках производственного обучения по профессии «Швея» в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья адресована педагогам - преподователям, мастерам производственного обучения - осуществляющих профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

План урока производственного обучения по теме: "Основы работы с операционной системой Windows"

План урока производственного обуения, практическая работа и инструкционная карта....

Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий,...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....