Мастер - класс. Особенности традиционного сибирского казачьего костюма.
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Ледяева Елена Юрьевна

Традиционная народная культура – это такое явление, которое включает в себя все: веру – ибо без веры нет народа, язык – нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фольклором: песни, танцы, обычаи, обряды. Большое место в народной культуре занимают костюмы, так как особенности жизни народа отражаются в одежде, вид которой формируется веками. Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. Недаром одна из заповедей казака звучит так: «Держаться веры предков, поступать по обычаям казачества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostyum_sibirskogo_kazachestva.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности традиционного сибирского казачьего костюма.  

Цель: на основе  полученных знаний об элементах казачьего костюма,  создать эскиз костюма казака Сибирского Казачьего Войска.

Ход урока

(Слайд 1). Фото с казаками и казачками  в народных костюмах.

Учитель:

Традиционная народная культура – это такое явление, которое включает в себя все: веру – ибо без веры нет народа, язык – нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фольклором: песни, танцы, обычаи, обряды. Большое место в народной культуре занимают костюмы, так как особенности жизни народа отражаются в одежде, вид которой формируется веками. Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. Недаром одна из заповедей казака звучит так: «Держаться веры предков, поступать по обычаям казачества».

(Слайд 2). Видеоролик о казаках.

Учитель:

Так кто такие казаки?

(ответы: вольные люди, а казачество культурно – этническая общность людей).

Учитель: 

Но до сих пор нет однозначного ответа на поставленный вопрос, так как в разные периоды своей истории казаки имели различный статус. Как вы думаете, почему казачьи войска долгое время не имели формы установленного образца  (почти до конца XVIII века)?

(ответы: 1) казаки стремились сохранить свою вольность во всем. Это стремление проявлялось и во внешнем виде, в одежде;  2) форменная одежда, оружие были составной частью казачьей "справы", т.е. снаряжения за свой счёт, поэтому одевали, как могли - казаки должны были приобретать ее на свои средства и донашивали дома; 3) национальный состав войск был разнообразен,   в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей).

Всю одежду можно разделить на форменную и повседневную. Более подробно сегодня остановимся на форменной одежде, так как есть устный  заказ от Совета учащихся школьного историко-краеведческого музея.

Суть  просьбы в следующем:

(Слайд 3). Видеоролик – обращение  директора школьного историко-краеведческого музея.

«Дорогие ребята! Совместно с активом школьного музея, мы хотели бы оформить выставку казачьего подворья с костюмами сибирских казаков. Помогите нам изготовить эти костюмы».

Учитель:

Итак, нам поступил заказ на изготовление костюма сибирского казака. Суть заказа - спроектировать основные элементы костюма казака,  чтобы учащиеся старших классов смогли  по эскизам изготовить их из ткани. Давайте поможем школе! Тема нашего занятия «Особенность традиционного сибирского казачьего костюма».

(Слайд 4). Название темы урока: Особенности традиционного сибирского казачьего  костюма.

(Слайд 5). Элементы костюма (картинки) и название этих элементов.

Учитель:

Вспомним название элементов одежды казачьих костюмов различных видов войск (Кубанского, Терского, Уральского, Сибирского и т.д. казачьих войск). Дайте название каждому элементу и кратко охарактеризуйте его.

(Учащиеся называют  и кратко  характеризуют внешний вид элемента одежды.)

Черкеска – верхняя мужская одежда у народов Кавказа – суконный приталенный кафтан, расклешенный от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и напатронниками (газырями).

Бешмет – разрезная рубаха на выпуск, с застежкой на крючки встык, воротником стойкой. Сшита из шелковой ткани с серебряной или золотой окантовкой.

Папаха (кубанка) – барашковая шапка с суконным верхом. Шьются и с суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина. В шапки зашивали иконки и охранные молитвы, за отворот клали особо ценные бумаги и приказы. Сбитая с головы шапка, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расправа.

Бурка -  верхняя одежда в виде плаща – накидки, без проемов для рук, валенная из грубой шерсти. В песни о бурке говориться так: «Только бурка казаку во степи станица, только бурка во степи пастель». Ее варили в медном купоросе, что бы она ни  намокала и обрабатывали кизиловым клеем, что бы  вода с нее стекала по сосулькам из клея. Хорошая бурка должна стоять на полу и не перегибаться.

Шаровары с лампасами – изобретение скифов, удобной ширины для езды на коне, со шнурком на талии для удобства джигитовки. Цвет лампас символизирует принадлежность к войсковому сословию. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Ширина лампас 6-7 см.

Башлык – от тюрского «баш» голова – это головной убор казаков, который носится поверх папахи.

Фуражка – головной убор, носится с особым шиком, чуть сдвинутой на правую сторону, чтобы слева был знаменитый казачий чуб. Цвет околыша совпадает с цветом лампас на шароварах.

Мундир (гимнастерка) – рубашка из плотной ткани, с прямым воротом, обычно носиться под ремень и не заправляется в галифе.

Сапоги – кожаная парадная обувь без каблуков, которые надевают поверх толстых чесаных носков, в которые заправляются шаровары.

Нагайка -  хлыст, обязательно имеет на самом хвосте плети грузик из свинца, что позволяет ее считать достаточно грозным оружием. Знак власти у полноправного женатого казака.

Шашка – первоначально она была черкесским оружием и называлась «сэшхуэ» - «длинный нож». Легкая, длинная, со смещенным к концу центром тяжести шашка позволяет казаку нанести тяжелые раны противнику. Вручалась в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду  и темляк (тесьма с кистью). Если не было в семье наследника сына, то шашка ломалась и клалась в гроб последнему умершему мужчине в семье.

Учитель:

Чтобы выполнить просьбу Совета музея и помочь старшеклассницам, которые будут шить эти костюмы, нам нужно определиться с тем, что должно составлять этот костюм. А для этого  выберем элементы одежды, которые относятся только к сибирскому казачеству. Для этого мы будем использовать один из методов решения творческих задач «Морфологический анализ».

(Слайд 6). Алгоритм работы методом «Морфологический анализ».

  1. Выделить все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.
  2.  Экспертно оценить значимость каждого фактора.
  3. Сложить экспертные оценки по всем параметрам и по сумме определить, какой из вариантов предпочтительнее.

Учитель:

Вспомним, под влиянием чего формировалась одежда казаков? Как раз эти параметры и будут важными при выборе данного элемента одежды для костюма.

( ответы учащихся:1)  влияние культуры рядом проживающих народов, 2) природно-климатические условия, 3) особенности военного быта  - наличие традиционных казачьих элементов одежды).

(Слайд 6). Таблица «Элементы одежды сибирского казака».

Учитель:

Заполняем таблицу. Работаем в группах  (см. ниже). Время работы 5 минут.

Работа с индивидуальными ноутбуками и  раздать каждой группе распечатанные таблицы.

Учитель:

Сравним наши результаты с требованиями к форменной одежде казаков.

(Слайд 7). Текст распоряжения Управления Президента по вопросам казачества.

Форма одежды для казачьих обществ (кроме Кубанского и Терского казачества), согласно «Распоряжению начальника Управления Президента по вопросам казачества  РФ

от 15 октября 1998 года № 23, должна состоять:

  • Фуражка темно-зеленного цвета с алым околышем.
  • Папаха.
  • Мундир темно-зеленого цвета.
  • Шаровары – брюки темно-зеленого цвета с алыми лампасами шириной 6-7 см.
  • Сапоги хромовые.
  • Казачья шашка на плечевой портупее.

С заданием справились. Молодцы. Каждому дома необходимо сделать эскиз костюма и принести на следующее наше занятие.

Осталось только сшить костюм из ткани.

(Слайд 8). Фотография костюма Сибирского казачьего войска.

А сейчас обратите внимание на сценические костюмы казака и казачки.


Элементы форменной одежды Сибирского казачьего войска

Значимые параметры

Черкеска

Бешмет

Бурка

Башлык

Мундир (гимнастерка)

Шаровары с лампасами

Папаха

Фуражка

Сапоги

Шашка

Нагайка

Кинжал

  1. Природно-климатические условия территории  проживания

_

_

_

_

+

+

+

+

+

+

+

_

  1. Наличие традиционных элементов одежды (влияние военного образа жизни)

_

_

_

+

+

+

+

+

+

+

+

_

  1. Влияние традиционной народной культуры рядом живущих народов

_

_

_

_

+

+

_

+

+

+

+

_

Итого:

0

0

0

1

3

3

2

3

3

3

3

0

Результат. Форменная одежда для Сибирского казачьего войска:

  • Мундир -
  • Шаровары с лампасами -
  • Папаха -
  • Фуражка -
  • Шашка -
  • Нагайка -
  • Сапоги -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Особенности технологии метапредмета «Проблема»

мастер- класс "Особенности технологии метапредмета "Проблема"...

Мастер-класс_Изготовление элемента русского народного костюма

Методическая разработка мастер-класса,представляемого на городскую научно-практическую конференцию «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений,укрепление атмосферы взаимоуважения в Сургуте»Д...

мастер-класс по традиционной народной кукле "Берегиня"

Пошаговая разработка изготовления традиционной тряпичной куклы....

Мастер-класс "Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного.

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «О...

мастер - класс "Устаревшие слова. Шокшинский национальный костюм"

Целесь:: максомс содамочить таштомовозь валтнэнь коряс, содавтомс мартост тонавтницятнень ды кемекстамс содазенть практической тевенть топавтозь, содавтомс шокшинской национальной костюмонть компонент...

Мастер класс по Урало-Сибирской росписи

В мастер классе дается краткое описание  урало-сибирской росписи, основных элементов, схем и поэтапное выполнение цветка и листьев....