Главные вкладки

    «Технология продуктивного обучения как основа профессионально-личностного самоопределения школьника»
    материал (технология) по теме

    Современная школа рассматривается нами как школа, создающая условия для саморазвития и самоопределения школьника, строящаяся на основе личностно ориентированного подхода с приоритетом продуктивного компонента образования. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно  ориентированного, продуктивно обогащенного образования. Продуктивно обогащенный образовательный процесс, выстраиваемый в школе на идее продуктивности - это дальнейшая реализация потенциала личностно ориентированного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл продуктивное образование23.01 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Технология  продуктивного  обучения  как  основа  профессионально-личностного самоопределения  школьника»

    Рудакова Н.С., учитель технологии

     МБОУ СОШ №4, г-к Анапа

           Современная школа рассматривается нами как школа, создающая условия для саморазвития и самоопределения школьника, строящаяся на основе личностно ориентированного подхода с приоритетом продуктивного компонента образования. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно  ориентированного, продуктивно обогащенного образования. Продуктивно обогащенный образовательный процесс, выстраиваемый в школе на идее продуктивности - это дальнейшая реализация потенциала личностно ориентированного образования.

           В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса, глубинным понятием обучения является развитие личности. Современному обществу нужны люди, которые могут легко повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести необходимые дополнительные знания при необходимости, т. е. такие люди, которые могут учиться самостоятельно самореализовываться. На мой взгляд, продуктивное обучение имеет большую значимость и актуальность для общеобразовательных школ, в которые приходят подростки, где есть единственная возможность получить образование, а также почувствовать себя успешным в деятельности, реализовать потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе. В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Хотелось бы при этом сделать акцент на том, чтобы наши ученики не утратили опыт своих старших поколений по рукоделиям, ремёслам, и помочь им развивать творчество, совершенствовать его должны мы - педагоги.

           Организация продуктивного обучения имеет свою специфику, в её основе лежит педагогическая деятельность, сориентированная не столько на развитие объема знаний обучающегося, сколько на самостоятельное учение, получение учебного или предметного продукта его самостоятельной деятельности.

          Для осуществления продуктивного обучения педагогическое пространство проектируется с учетом следующих особенностей:

    • образовательный процесс осуществляется не только в рамках классно-урочной формы обучения, но и выводится за рамки данной формы обучения;
    • создается целостное образовательное пространство жизнедеятельности ученика, в котором самореализация подростков осуществляется путем их продуктивной деятельности, инициативы, сотрудничества, самоопределения;
    • актуализируется поиск и адаптация современных эффективных технологий преподавания, позволяющих осуществлять продуктивное учение и достигать качественно иных результатов обучения;
    • разрабатываются педагогические средства: дидактические и воспитательные, выполняющие функцию развития учащихся в продуктивно ориентированном, воспитательно - образовательном процессе;
    • обеспечивается взаимосвязь содержания учебной и внеучебной деятельности, ориентация их на получение школьниками образовательных продуктов;
    • обеспечивается индивидуальная стратегия обучения (учение в собственном темпе, выбора уровня изучаемого материала, видов деятельности, форм индивидуальных и групповых занятий и консультаций);
    • учителю отводится консультативная роль – помощника (педагог-тьютор), советчик, взаимодействующий с учащимся.

           Существенной характеристикой педагогического пространства является создание психологического комфорта для каждого ученика; поиск способов формирования мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной продуктивной деятельности.

          Продуктивное обучение - это процесс образования, целью которого является развитие личности в сообществе, а также совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности, ориентированной на продукт, и осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов. Значимыми аспектами продуктивного обучения являются деятельностный и личностный аспекты.

          Обучение строится на продуктивной деятельности и к ней возвращается. Продуктивная деятельность должна быть социально - значимой, организовываться только в реальных социальных условиях, она должна быть достаточно сложной для того, чтобы в неё можно было встраивать образовательные аспекты.

           Самостоятельность и ответственность за свою деятельность - необходимые условия при организации деятельности школьника:

    1.Личностный аспект

     Практическая и учебная деятельность определяется самим учеником. Учитель ничего ему не навязывает. В соответствии с этим аспектом учебный план должен быть индивидуальным.

    2. Специальное знание

     В продуктивном обучении знание специальных школьных дисциплин используется как инструмент.

          Один из главных принципов продуктивного обучения - самообразование, которое должно занять значительно большее место в процессе учения. Педагоги сопровождают самостоятельное учение, а не передают знания в традиционной форме объяснения. Помощь оказывается только тогда, когда её просит ученик. Важным является индивидуализация образовательного процесса, которая дополняется групповым учением. Вот почему с самого начала детей учат общаться в группе, обсуждать свои проблемы и все интересующие их вопросы сообща. Согласно концепции, продуктивное обучение предполагает, во-первых, организацию реальной практической деятельности обучающихся, которая мотивирует получение знаний и опыта. В этих целях заключены договора с учебными заведениями, организациями, учреждениями и фирмами. Договора должны дать возможность обучающимся реализовывать образовательные проекты с их участием, педагогам проводить экскурсии с целью знакомства с разными сторонами профессий, которые интересуют школьников. Во-вторых, основным методом продуктивного обучения является проектный метод. Он стимулирует интерес подростков к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними задач и проблем, решение который ведёт освоению новых знаний и появлению умений в новых сферах деятельности.

          Социальное назначение проектов, которые будут разрабатывать и реализовывать школьники, позволит преодолеть разрыв между знаниями и практическим опытом учащихся. Практическое осуществление продуктивного обучения повысит мотивацию учащихся, будет способствовать становлению их самостоятельности и компетентности, получению практических навыков проектирования.

           Ситуации самостоятельной деятельности школьника на основе свободного выбора мы придаём особое значение: обеспечиваем творческую самореализацию ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, помогаем анализировать её результаты и продукты, информируем семьи, общественность, школы о достижениях детей на выставках, открытых занятиях и в свободном творчестве дома. Мы всеми средствами стремимся создать ситуацию успеха для каждого школьника, что служит одним из условий его реального развития и самореализации.

          Модель продуктивного обучения - не только открывает широкие возможности для практико-ориентированного образования детей на основе их индивидуальных интересов и потребностей, но и создаёт разнообразные возможности для вариативной реализации своих идей. Важным направлением деятельности педагогов становится педагогическое сопровождение самоопределения личности обучающегося. Его функции: диагностическая, аналитическая, тактическая, практическая.

          Педагогическая поддержка требует от педагога продуктивно ориентированной школы активной включенности в мир растущего человека, способности увидеть его уникальность и неповторимость. Это серьезная и каждодневная работа, предполагающая безусловное принятие ребенка и создание условий для обретения им веры в то, что он ценен для себя и других.

          Такая деятельность будет эффективной при наличии общих позиций и подходов при построении системы личностно ориентированного продуктивного обучения, что будет обеспечено разработкой педагогами совместно с психологом целевой Программы «Психолого-педагогическая поддержка самоопределения школьника».

          Образовательные условия, способствующие развитию и самоопределению личности школьника:

    1.  Наличие в учебном плане ОУ элективных курсов, позволяющих школьнику выстраивать индивидуальную траекторию развития. При этом имеется в виду не только и не столько профильное обучение в старшей школе, поскольку оно в некотором смысле ограничивает возможности школьника по самоопределению, но и возможность проявления социально-активной жизненной позиции.

    2.  Наличие в школе особых педагогических позиций, позволяющих школьнику сориентироваться и выстроить индивидуальную траекторию.

    3.  Наличие в школе реально действующего самоуправления. Проблема состоит в том, что практически во всех школах существуют различные ученические советы и тому подобные органы, которые реально не оказывают никакого влияния на школьную жизнь. Поэтому важно выстроить самоуправление способное реально влиять на жизнь образовательного учреждения.

    4.  Организация образовательного процесса на основе идей продуктивного обучения (наличие в школе наряду с классно-урочной системой еще и проектных форм деятельности), которое позволяет детям реализовывать собственные замыслы в проектном режиме. Проектной в нашем понимании может считаться только та форма работы, в которой присутствуют добровольное участие, самостоятельный выбор целей и средств их достижений, презентация результатов проекта сообществу.

    5.  Наличие в школе средств коммуникации (журнал, газеты, сайт и др.). Показателем действенности может быть их влиятельность, востребованность и популярность, а также способность включать детей и взрослых в диалог по поводу значимых событий.

    6.  Включенность школьников в социально значимые проекты, позволяющие простроить связи школы с социумом.

          Социально-педагогические условия для самоопределения школьников обеспечиваются в процессе организации их ценностно-смысловой продуктивной деятельности по следующим направлениям:

    1.  Образовательное направление (учебно-познавательная продуктивная деятельность).

    2.  Организация социального опыта школьников через продуктивную деятельность, которая включает:

    -  участие в общественной жизни класса и школы, в структурах демократического самоуправления и коллективной творческой деятельности;

    -   участие школьников в жизни своей социальной группы на уровне города, региона, страны: деятельность во всероссийских, региональных, городских акциях, конкурсах, олимпиадах;

    -  участие в организации и осуществлении социально значимой деятельности района, города на основе социального проектирования.

    3.  Индивидуальная педагогическая помощь школьникам в личностном и профессиональном самоопределении.