Теоретические основы технологии уровневого обучения.
методическая разработка по технологии на тему

Немова Надежда Геннадиевна

Теоретические основы технологии уровневого обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Введение.

Глава 1. Теоретические основы технологии уровневого обучения.

      Внедрение в учебные заведения развивающего обучения или отдельных его элементов остро поставило вопрос об отслеживании продвижения каждого обучаемого в усвоении учебного материала. Существующая балльная система оценок, основанная большей частью на субъективном подходе, уже не позволяет установить истинное качество обучения. Видный дидакт В.П.Беспалько разработал 4-х уровневую систему оценки качества усвоения учебного материала.

Существующие методы контроля обучения дают только качественное представление об овладении обучаемыми учебного материала. Поэтому принятия балльная система оценки обучения дает сбои, так как отсутствуют количественные параметры установившихся критериев. Особенно заметно это при устных ответах.

Отсюда частые расхождения в справедливости выставленной отметки преподавателем. В.П.Беспалько предлагает несколько иной подход, основанный на теории уровней усвоения. Он выделяет четыре уровня усвоения учебного материала:

  • 1 уровень – узнавание;
  • 2 уровень – репродуктивное действие;
  • 3 уровень – эвристический (продуктивный);
  • 4 уровень – творческий.

1 уровень – узнавание. Это такой уровень усвоения, который позволяет обучаемому при повторном восприятии отличить правильное от неправильного.

Например:         1. Является ли показанный четырехугольник квадратом? 2. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле:

а)  а х b;        б)  a х a;           в)  b х а.

2 уровень – репродуктивное действие. Уровень усвоения информации, когда обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и использовать знания и умения в типовых ситуациях по алгоритму (применять формулы для решения однотипных задач).

Например:         1. Как называется показанный четырехугольник? 2. Чему равна площадь прямоугольника? 3. Чему равна площадь квадрата со стороной 2 м?

3 уровень – эвристический  (продуктивный). На этом уровне обучающейся может самостоятельно:

  • обсуждать приобретенную информацию.
  • применять ее для решения в нетиповых условиях, требующих иных методов.

Например:         1. Указать, в чем состоит сходство и различие ромба и квадрата? 2. Определить площадь участка, имеющего форму четырехугольника?

4 уровень – творческий. На этом уровне он может находить и использовать для решения проблем новую информацию.

Например:         1. Изменится ли величина пути, если транспорт будет двигаться не вдоль сторон квадрата, а по диагонали? 2. Найти квадрат равновеликий площади данного круга (дает эскиз квадрата и круга). 3.Определить площадь фигуры произвольной формы.

Высокое качество обучения может быть достигнуто при любых методах и формах обучения. Однако время, затрачиваемое при разных способах, будет различным. В.П.Беспалько вводит термин «завершенность обучения», который возводит в принцип.  Согласно этому принципу коэффициент усвоения должен быть выше 0,7.

Тесты 1 уровня усвоения содержат задания на опознание, различение или классификацию изучаемых объектов.

При решении задания используется «подсказка», т.е. в одном из возможных ответов содержится эталон (правильный ответ).

Пример теста на опознание: Является ли повторение материала средством формирования прочных знаний. Эталон: да.

Пример теста на различение: Укажите среди перечисленных приемы авторитарного руководства учебным процессом: 1) просьба; 2) приказ; 3) одобрение; 4) инструкция; 5) выговор. Эталон: 1 – нет, 2 – да, 3 – нет, 4 – да, 5 – да).

Пример теста на классификацию: Соотнести ниже перечисленные педагогические понятия:

1. А – организационные формы обучения;

2. Б – методы обучения:

а) экскурсии, б) рассказ, в) семинарные занятия, г) беседа, д) объявления, е) консультации, ж) практикум.

Эталон: А – а, в, е, ж. Б – б, г, д.

Тесты II уровня выявляют знания при решении типовых задач по памяти без подсказки, применяя известные алгоритмы деятельности.

Тест-подстановка. Перечислите в логической последовательности основные этапы усвоения знаний.

1........................... 2.......................... 3......................... 4.........................

Эталон: 1) восприятие, 2) осмысление – понимание, 3) обобщение,  4) закрепление – применение.

Конструктивный тест.

Описать условия эффективного проведения рассказа.

Эталон: 1) рационально составленный план рассказа; 2) логичное  изложение содержания рассказа; 3) удачный подбор необходимых иллюстраций и примеров; 4)поддержание эмоционального настроя изложения.

Тесты III уровня предусматривают предварительное преобразование известных знаний и умений и приспособление их для решения возникших проблем.

Тест звристический: Описать кратко систему средств реализующих принцип прочности усвоения по конкретной теме.

Эталон: чтобы реализация принципа прочности была успешной, необходимо:

1) подготовить по конкретной теме плакаты и слайды;

2) связать изучаемый материал темы с предыдущим и темами других предметов;

3) разработать необходимое число упражнений для первоначального закрепления;

4) разработать задания по теме с практической направленностью;

5) разработать способы контроля и оценки качества знаний Тесты IV уровня направлены на выявление творческих умений.

 В качестве тестов используют задачи – проблемы, т.е. такие задачи, алгоритм решения которых неизвестен и не может быть получен путем прямого преобразования известных методик.

 Для четвертого уровня нет эталонов. О качестве решения задачи-проблемы могут судить компетентные эксперты.

 Творческий тест IV уровня:

 1) разработать содержание урока, в котором наиболее полно реализуется познавательная активность и самостоятельность обучаемых;

 2) составить методику, направленную на мотивационное обеспечение урока;

3) разработать методику реализации исследовательского метода на уроке по конкретной теме.

 Тестовые задания по 1 и 2 уровням рекомендуется проводить при текущей проверке знаний и умений. В этом случае, отметки могут не проставляться, но указываются недочеты в обучении. При контрольных и итоговых проверках пользуются тестами 3 и 4 уровня сложности.

Глава 2.

Использование уровневого обучения на занятиях производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования».

План занятия производственного обучения.

Тема: "Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка.

Тема занятия: « Обработка верхнего среза накладного кармана»

Цели:

обучающие:

1.Сформировать умения правильно обрабатывать срез окантовочным швом;

2.ознакомление с различными видами карманов, сформирование ЗУН по обработке накладного кармана.

3. закрепить умение учащихся работать самостоятельно опираясь на инструкционную карту;

4. закрепить навыки самостоятельной работы при выполнении отдельных

    операций;

коррекционно-развивающие:

1. применять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке

2. развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. развивать речь учащихся, включая в неё специальную терминологию;

4. использовать зрительный и измерительный контроль при анализе качества

выполненной работы;

5. создать условия для развития творческих способностей учащихся, расширения их знаний и кругозора, формирования технологических умений, общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

6. научить планировать свою деятельность, применять полученные знания на практике.

воспитательные:

  • воспитывать точность и аккуратность при изготовлении образца.
  • воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
  • сформировать у учащихся терпение, усидчивость, трудолюбие.
  • приучить к аккуратности при выполнении задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методическая цель: использование технологии разноуровнего обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

     • познакомить с различными видами накладных карманов, историческими сведениями о кармане, его роли в одежде;

     • формировать умения по обработке накладного кармана.

Коррекционно-развивающие:

     • способствовать коррекции речи учащихся, используя опорные слова;

     • способствовать коррекции внимания, используя наглядность;

     • способствовать коррекции памяти через повторение, осмысление, восприятие, сенсорное мышление;

     • способствовать развитию планирующих и ориентировочных умений, анализируя изделие и повторяя план пошива;

     • коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения и выполнение ручных стежков.

Коррекционно-воспитывающие:

     • способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, самостоятельность, умения планировать свою деятельность;

    • культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.

Материально-техническое оснащение урока производственного обучения:

1. образец изготавливаемого узла, инструкционная карта по выполнению окантовочного шва ;

2. стенд с поузловой обработкой кармана.

3. таблички с названиями соединительных и краевых швов для фронтальной работы;

4. папки по охране труда с инструкциями по ТБ;

5. инструкционная карта на каждого ученика;

6. инструменты и приспособления у каждого учащегося;

7. карточки-задания

Требования к качеству работы:

1. Объём выполненной работы.

2. Аккуратность выполнения.

3. Одинаковая ширина обтачки.

Критерии оценок:  (Приложение 1.)

 п/п

Наименование проверок

Оценка 5

Оценка 4

Оценка3

Оценка 2

1.

Аккуратность выполнения строчек.

Ровные строчки, отклонений нет.

Отклонение 0,1-0,2 см.

Отклонение 0,2-0,3 см.

Отклонение 0,3 см и больше.

2.

Одинаковая ширина обтачки.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине

Ширина обтачки  не одинакова.

3.

Объем выполненной работы по образцу.

Работа выполнена в полном объеме, по образцу.

Работа выполнена, в полном объеме.

Работа выполнена, но не полностью.

Работа выполнена, но не полностью.

Ход занятия.

1. Организационная часть урока.

  •  проверка наличия обучаемых;
  • осмотр их внешнего вида, состояние организации учебных мест;
  • проверка наличия инструментов и приспособлений.

2. Вводный инструнтаж.

Тема занятия: "Обработка верхнего среза накладного кармана".

Провести мотивацию посредством создания познавательного интереса. Учащимся предлагается отгадать загадку с профессиональной направленностью.

Загадка.

Потайная кладовка

У всякой обновки,

Тут телефон, и пятак,

И просто так.

(Карман). Показать изделие с карманом (платье, халат).

Тип урока: «Изучение нового материала».

проводится в виде проблемной эврестической беседы (опирающейся на имеющиеся знания обучаемых), репродуктивного метода (направлен на умения воспроизводить приобретенные знания и умения при выполнении практических работ).

Объявляю учащимся содержание предстоящей работы:

  • Научить правильным приемам обработки верхнего среза накладного кармана.
  • Закрепить навыки выполнения ручных работ с соблюдением технических условий.

Для успешности выполнения работы проводится актуализация .

3.Актуализация прежних знаний: (усно, карточки-задания, тестовые задания).

  • Назвать детали кроя .
  • Назвать срезы кармана.
  • Какие машинные швы вы знаете?
  • Какие соединительные швы вы знаете?
  • Какие краевые швы вы знаете?

На классной доске , съемные образцы обработки кармана в пооперационной последовательности (на магнитах).

Группа делится на 2 команды: 1 команда –Ромашка, 2 команда –Пчелка.

На столах у уч-ся папки с заданиями на весь урок.

Задание капитанам команд (Приложение 2.)

-Открыть папку, найти образец с ручными стежками и назвать их.

(прямой, крестообразный, копировальный, петельный, тамбурный)

- Молодцы !

Начинаем игру на дифференциацию и запоминание  двух групп швов

соединительных и краевых. (Приложение 3.)

Задание для команд:

-Какие машинные швы вы знаете? ( соединительные и краевые).

-Какие соединительные швы вы знаете? ( стачной шов взаутюжку, вразутюжку, накладной, настрочной, запошивочный, двойной, расстрочной ).

-Какие краевые швы вы знаете? ( шов вподгибку, обтачной, окантовочный).

Учащиеся команд  получают образцы машинных  швов. Найти образцы краевого и соединительного швов, и разложить их на группы. Назвать какие швы относятся к соединительным, а какие к краевым.

- Молодцы, команды с заданием справились.

А сейчас поработаем с тестами,(Приложение 4.)

каждый участник команды в своей папке находит тест, внимательно читает и находит правильный ответ.( Разноу-ровневые, индивидуальные тестовые задания, разработанные с учетом особенностей здоровья обучающих и их физических возможностей, так как не все учащиеся  могут усно выразить и грамотно выстроить свою речь.)

Задание капитанам: (Анограмма) (Приложение 5.)

Капитанам предлагается из  набора  букв, вырезанных из ткани, сложить слово относящееся к теме урока (карман, обтачка).

Затем  приступаем к изучению нового материала.

Тема урока записана на доске. Читаю её «Обработка верхнего среза накладного кармана», верхний срез накладного кармана будем обрабатывать обтачкой, выполнена на лицевую сторону.

4. Объяснение нового материала.

Давайте рассмотрим детали кроя: это основная деталь –карман и обтачка( как из основной детали , так и из отделочной).

-Внимание на доску!( На доске магнитами закреплены образцы обработки кармана в пооперационной последовательности).

Объяснение:

-К верхнему срезу с изнаночной стороны кармана приметываем обтачку……

-Притачиваем обтачку………………

-Заутюживаем припуск в сторону кармана…………………

-Выметываем кант из обтачки………………………

-Наметываем нижний край обтачки на карман……………….

-Прокладываем отделочную строчку………………..

5. Практический показ:

Сейчас мы будем выполнять практическую работу. Научимся обрабатывать накладной  карман обтачкой. При работе будем пользоваться образцами , инструкционной картой(Приложение 6.) и технологической последовательностью. (Приложение 7.)

Какую форму имеет карман? (квадратную, прямоугольную). Крой накладного кармана имеет следующие детали: карман, обтачка .

Обтачку  выкраивают  как из основной ткани, так и из отделочной.

Определить лицо и изнанку кармана. Объяснение последовательности обработки верхнего среза  накладного кармана (c демонстрацией пооперационных образцов).

1.Проверить количество и качество  деталей кроя.(назвать их)

2.Определить лицевую и изнаночную стороны деталей.

3.К верхнему срезу с изнаночной стороны кармана приметать обтачку лицевой стороной вниз, срезы уравниваем( ширина шва 0,5-0,7 см).

Приметываем сметочными стежками, длина стежка 1 см.

4.Приметываем обтачку к  карману на 0,5-0,7 см, удаляем сметочные стежки.

5.Приутюживаем шов притачивания, заутюживаем в сторону кармана.

6.Наметываем припуск шва притачивания обтачки к карману.

7.Проложить машинную строчку; настрочить строчкой шов притачивания обтачки к карману на (0,1-0,2 см).

8. Удалить сметочные стежки, приутюжить.

9.Нижний срез обтачки заметать  на 0,5-0,7см. на изнаночную сторону.

10. Выметываем кант из обтачки со стороны кармана. Приутюживаем.

11.Наметываем нижний край обтачки на карман.

12. Прокладываем отделочную строчку  по нижнему краю обтачки.

13. Приутюживаем с лицевой стороны через проутюжильник.

14. По нижнему краю обтачки можно  применить отделочную тесьму или вьюнчик.

6. Вопросы  к учащимся для закрепления новой темы: задаются командам по очереди.

1 вопрос команде «Пчелка».

-Чем мы  обрабатывали верхний срез кармана? (ОБТАЧКОЙ)

2 вопрос команде  «Ромашка».

-К какой стороне кармана притачивают обтачку? (ЛИЦЕВОЙ ИЛИ ИЗНАНОЧНОЙ)

3 вопрос команде «Пчелка».

-Из какой детали выметывают кант? (ОБТАЧКА, КАРМАН)

4 вопрос команде «Ромашка».

-На какую величину настрачивали сгиб обтачки? (на 0,1-0,2 см.)

Для закрепления пройденного материала, формирования приемов учебной деятельности, а так же для развития творческих способностей учащимся  предлагается принять участие в конкурсе.

КОНКУРС «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» (Приложение 8.)

Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда. Задание раздается выборочно учащимся, имеющим спорную оценку.

1. Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.

2. Ножной привод, ручной привод, электрический привод, гидравлический привод.

3. Сантиметровая лента, ведро, ножницы, линейка.

А теперь вспомним технику безопасности на всех рабочих местах.

Учащимся предлагается отгадать загадки с профессиональной направленностью

Загадки по технике безопасности. (Приложение 9.)

1. Тонка, одноуха, остра (игла)

2. Из этого ведёрка нельзя воды напиться (напёрсток).

3. По реке Простыне идёт пароход, то взад, то вперед.

    А за ним такая гладь –ни морщинки не видать (утюг).

4. Остра как игла, а шить ею нельзя (булавка).

5. Два братца – одно сердце (ножницы).

Повторение правил по ТБ   (Приложение 10.)

при работе с утюгом , на швейной машине, с ручным инструментом(для учащихся третьего уровня разработаны индивидуальные иллюстрированные тестовые задания и карточки-задания).

Настроить учащихся на успешное выполнение данного учебного задания.

7.. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа способсвует развитию творческих способностей обучаемых, глубоких и разнообразных знаний, практических навыков, активной и умственной деятельности, смекалки и воображения.

Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно.

Учащиеся первого уровня обучения выполняют работу самостоятельно с опорой на инструкционную карту, образцы.

Учащиеся второго уровня обучения выполняют работу

с опорой на инструкционную карту, с небольшой помощью

мастера, уточнения, пояснения.

Учащиеся третьего уровня обучения работают по сниженной

программе, то есть им даётся образец меньшего размера, мастер оказывает индивидуальную помощь и постоянный контроль за работой.

Самоконтроль.

 Проверьте: форму карманов, аккуратность обработки срезов ,ширину шва и ровность строчек, качество приутюживания  готового кармана.

 Контроль- качества работ учащихся. Целевые обходы. Помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе.

Заключительный инструктаж.

Цель урока была достигнута разными методами: репродуктивным методом(ориентация обучаемых на образец, который нужно скопировать, воспроизвести), объяснительно-иллюстративный метод (с использование разнообразных средств наглядности).

Выявилось, что для выполнения задания нужны не только знания,но и такие качества как; прилежность, старательность, аккуратность к работе.

Проверка работ учащихся(дается качественная характеристика работы каждого  учащегося на занятии), анализ типичных ошибок.

Выставление оценок (объявляются оценочные баллы с подробной аргументацией каждому обучаемому).

Домашнее задание: повторить терминологию швейных работ.                                    

Заключение.

Таким образом в теории разработаны 4 уровевневые систем обучучения  учащихся. Судь его сводится к тому, что учащиеся с разными учебно-познавательными  возможностями выполняют различные по сложности учебные задания.

Учитывая специфику нашего учебного заведения, мы попытались на занятиях производственного обучения в группе "Оператор швейного оборудования" приметить эту методику.

В любой учебной деятельности реализуются три цели: воспитательные, развивающие, обучающие.

Воспитательные цели в учебном процессе могут считаться реализованными, если в ходе его воспитываются такие качества, как трудолюбие, положительное отношение к учению, воля, воспитывается организованность, исполнительность, ответственность, любознательность; формируется представление современной картины мира и т.п.

Вместе с тем, в ходе учебных занятий у них развиваются: внимательность, воображение, наблюдательность, сообразительность, происходит развитие памяти и возбуждение интереса, развиваются навыки применения приобретенных знаний на практике, формируются способности использовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, доказательства, приобретаются, развиваются и закрепляются навыки работы с учебной и справочной литературой и т.п.

Обучающие цели непосредственно вытекают из содержания учебного материала. Они могут быть направлены на ознакомление с учебным материалом или усвоение его на IV уровнях:

I уровень – усвоение учебного материала на уровне узнавания.

II уровень – усвоение его на уровне его воспроизведения по образцу.

III уровень – эвристическое (продуктивное) усвоение, когда учебный материал применяется для решения в измененных условиях, требующих иных методов.

IV уровень – творческое усвоение материала, когда обучаемый самостоятельно усваивает учебный материал и применяет его на практике.

Самостоятельная работа способсвует развитию творческих способностей обучаемых, глубоких и разнообразных знаний, практических навыков, активной и умственной деятельности, смекалки и воображения.

Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно, учитывая их индивидуальные особенности,состояние здоровья, сложность заболевания.

Учащиеся первого уровня обучения выполняют работу самостоятельно с опорой на инструкционную карту, образцы.

Учащиеся второго уровня обучения выполняют работу

с опорой на инструкционную карту, с небольшой помощью

мастера, уточнения, пояснения.

Учащиеся третьего уровня обучения работают по сниженной

программе, то есть им даётся образец меньшего размера, мастер оказывает индивидуальную помощь и постоянный контроль за работой.

Систематическое и планомерное использование  в образовательном процессе приемов уровневого обучения на учащихся, позволит сформировать у них важную составляющую профессиональной компетенции – инструментальную, важной составляющей которой является стремление и способность к самообразовательной деятельности. Следует отметить, что карьерный рост невозможен без постоянного и целенаправленного пополнения знаний и умений в стремительно развивающемся информационном пространстве.

Литература.

1. В.А. Карсонов   «Педагогические технологии в образовании»,  Саратов.

2. В.А.Карсонов  «Коррекционная педагогика», Саратов.

3. «Методы и методические приемы профессионального обучения».

Москва.

4. « Прогрессивная технология пошива женской легкой одежды», Москва –ЦБНТИ -.

5. «Практикум по производственному обучению», Москва.

6. Ф.А.Ревичева  «Изготовление  женской и детской одежды», Москва.

7. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития», Москва 2000 год.

8. А.Т.Труханова  «Технология изготовления женской и детской одежды».