Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"
проект по технологии (10 класс) на тему

Ильницкая  Вероника  Аркадьевна

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабочий зелёного хозяйства. Данный материал может быть адаптирован и  использован в практической деятельности учителями-предметниками, надомниками,  учителями начальной школы, логопедами, воспитателями и родителями для формирования коммуникативных навыков, основой которых является диалогическое взаимодействие в процессе общения на уроке (занятии).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmy_dlya_sayta.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)»

1. Пояснительная записка

Актуальность темы проекта обусловливается тем, что социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей с особыми образовательными потребностями. Произошла смена  приоритетов, на первое место выходит задача социальной адаптации. Социальная адаптация невозможна без профессионального самоопределения, важную роль в котором принадлежит урокам профессиональной подготовки.

Свою профессиональную миссию я вижу в том, чтобы подготовить обучающихся, воспитанников к активной  социальной и трудовой жизни, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению профессией. Именно на это направлена разработанная мной рабочая программа  по предмету   «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства) 1 курс».

Программа разработана с учётом современных требований ФГОС. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и  выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Проблема заключается в том, что у данной категории обучающихся на фоне системных  нарушений наблюдается недоразвитие речевых средств, что отражается на формировании коммуникативных навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения на уроке,  препятствует овладению знаниями и дальнейшему социально-трудовому самоопределению.

Именно этим обусловлен выбор темы нашего проекта: «Разработка проекта программы  формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)».

Цель проекта:  разработать и апробировать  программу  формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка».

Объект исследования: коммуникативные умения и навыки и пути  их формирования у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках предмета «Профессиональная подготовка».

Гипотеза исследования предполагает, что коррекционная работа по   формированию коммуникативных умений и навыков речи будет эффективной, если использовать упражнения, отражающие реальное общение и побуждающие к активному участию в нём, и специальные приёмы:

  • развитие мотивации при условии специально   организованной деятельности: совместное общение (работа в парах),     использование различных видов наглядности, прослушивание аудиозаписей,    просмотр диафильмов, презентаций;
  • специально организованные речевые игры, упражнения на развитие речевых средств (коррекция недоразвития речевых средств);
  • создание учебно-игровых речевых   ситуаций в рамках урока: беседы, организованные сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных жизненных ситуаций и т.п.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой нами поставлены следующие задачи:

  1. Разработать и апробировать  программу  формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зёленого хозяйства)».
  2. Обобщить и распространить педагогический опыт в рамках профессионального сообщества.

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабочий зелёного хозяйства. Данный материал может быть адаптирован и  использован в практической деятельности учителями-предметниками, надомниками,  учителями начальной школы, логопедами, воспитателями и родителями для формирования коммуникативных навыков, основой которых является диалогическое взаимодействие в процессе общения на уроке (занятии).

Речевой материал систематизирован по двум направлениям – этапам коррекционно-педагогической работы по  формированию коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка» (Таб.1):

  1. Формирование мотивационного компонента (1 этап)
  2. Формирование  коммуникативных навыков и умений (2 этап)

Таблица 1.

Этапы формирования  коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зёленого хозяйства)»

 

Основные принципы работы

  1. Единства диагностики и коррекции.
  2. Учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей.
  3. Комплексности и системности.
  4. Коррекционной направленности.

Направления коррекционной работы

  1. Формирование мотивационного компонента (1 этап)
  2. Формирование  коммуникативных навыков и умений (2 этап)

Первый этап – подготовительный

Цель

Формирование мотивационного компонента.

Задача

  1. Создание положительного эмоционального настроя к выполняемой на уроке деятельности.
  2. Формирование мотивации к общению при условии специально организованной деятельности.

Формы работы

  1. Специально организованные речевые игры и упражнения на развитие языковых средств.
  2. Создание учебно-игровых речевых ситуаций.
  3. Использование различных видов наглядности.
  4. Организованные сюжетно-ролевые игры.

Средства реализации

Дидактические игры, в которых на материале лексико-грамматических и фонетических задач организуется практическое и речевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

Например: «Сядет тот, кто ответит на мой вопрос…, или кто правильно спросит у одноклассника о теме урока» и т.д.

Второй этап – основной

Цель

Формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)».

Задачи

  1. Формирование коммуникативной функции диалогической речи.
  • Формирование у детей умения самостоятельно давать стимулирующую реплику.
  • Обучение  реагированию на реплику собеседника.
  • Формирование умения самостоятельно начинать и поддерживать диалогическое общение.
  1. Развитие связной речи.
  2. Формирование умения организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)».
  3. Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций.

Формы работы

  1. Создание учебно-игровых речевых ситуаций.
  2. Составлений предложений, рассказы, пересказы (работа в малых группах).
  3. Прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов, их обсуждение.
  4. Организованные сюжетно-ролевые игры.
  5. Использование различных видов наглядности.
  6. Отчёт о проделанной на уроке работе.
  7. Написание сообщений (работа в малой группе).
  8. Работа с деформированным текстом.
  9. Работа с таблицами, схемами, памятками, алгоритмами.
  10. Работа с технологическими инструкционными картами.
  11.  Работа с опорными конспектами, учебниками,  иллюстрациями.

Средства реализации

Структурные диалоги

1). Работа в парах с картинками.

Цель: формирование коммуникативных умений и навыков, закрепление родительного падежа множественного числа. Картинки подбираются соответственно теме урока.

Например:

- У тебя есть апельсины?

- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?

2). Фронтальная работа с картинками

Цель: формирование коммуникативных умений и навыков, закрепление употребления предлогов и ориентировки в пространстве.

Например:

- На плане пришкольного участка есть грядки с капустой?

- Да, есть.

- За грядками с огурцами есть ещё грядки?

- Нет, там заканчивается участок и стоит забор.

3). Отрицание

- Это зима, не так ли?

- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.

- Это инвентарь для рыхления почвы, не так ли?

- Нет,  не так, это инвентарь для полива цветов.

4). Утверждение

- Это инвентарь для уборки урожая (полива цветов, рыхления почвы и т.д.) не так ли?

- Совершенно верно.

Обусловленные диалоги

Цель: Обеспечение коммуникативно обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения на уроке (занятии).

Например, в играх, требующих словесного сопровождения (объяснения). При использовании данного вида диалогов важно учесть уровень развития обучающихся, работающих в парах. Когда один ученик намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно.

Диалоги-сравнения

Цель: В диалогах-сравнениях взрослый из позиции организатора переходит в позицию соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций. Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ученика, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспрашивает, какие понятия употребляет.

Например, пары для сравнения: 

Однолетники-многолетники

Деревья- кустарники и т.д.

Например: Учитель начинает: "А я не знаю, что такое однолетники и чем она отличается от многолетников"

Например: Учитель даёт задание одному ученику задать вопрос другому. – Ваня спроси у Пети, чем отличаются кустарники от деревьев?

Игры "Разное – одинаковое" включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.

Вопросы начинаются со слов: "Чего в теплице, в огороде, больше овощей или цветов...."

Например: «Чего в теплице больше растёт? Огурцов или помидоров?  Каких цветов больше на клумбах однолетних или многолетних?

3. Сценарии активизирующего общения

Например: 1. Многолетние растения, выращиваемые в условиях Севера (Беседа)

Цель: Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Материал. Открытки с изображением многолетников, выращиваемых в условиях Севера.

План. 

Учитель выставляет на панно открытки с изображением многолетних цветов.

— Вы, наверное, узнали эти цветы. Расскажите, какие многолетники растут  у вас дома, у нас на участке (Высказывания учеников.)

— Расскажите, как за ними нужно ухаживать.

— А как вы думаете, ребята, можно ли не ухаживать за многолетними цветами? Почему? (Рассуждения)

2. Поговорим о безопасности (беседа)

Программное содержание. Принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очередность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал. Презентация «ТБ при работе на пришкольном участке.

План. 

  1. Вводная беседа
  2. Просмотр презентации
  3. Обсуждение увиденного, фронтальная беседа.
  4. Индивидуальные вопросы уточняющего характера.
  5. Формулировка вывода.

Основная задача первого этапа – создание положительного эмоционального настроя к совместному общению на уроке и выполняемой обучающимися, воспитанниками деятельности. Формирование мотивационного компонента – это основная цель любой деятельности  на любом этапе работы.

Для стимулирования мотивации и познавательного интереса к уроку мы использовали различные игры, игровые упражнения, направленные на диалогическое взаимодействие.

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение учеников к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны педагога оказывают на обучающихся, воспитанников положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности на уроке.

При использовании игр, игровых упражнений и создании учебно-игровых речевых ситуаций на уроке мы исходили из того,  что основным стимулом активности ученика на уроке становится не указания учителя, а естественное желание  поиграть – игровая мотивация. В соответствии с этим учитель в процессе создания обучающей игровой ситуации  не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы речевого поведения в жизни.

Для развития языковых средств на различных этапах урока мы использовали  дидактические игры, в которых на материале лексико-грамматических и фонетических задач организуется практическое и речевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с  темой урока. Благодаря использованию учебно-игровой речевой ситуации, решаются основные  задачи урока, повышается активность учеников в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает обучающемуся, воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. У него появляется желание общаться (мотив), а ведь именно в живом  общении и формируется диалог.

Целью второго этапа является формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ОВЗ посредством предмета «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)» в рамках общения на уроке.

Особенностью данного этапа является дифференцированный подход, к выбору заданий исходя из уровня психофизического развития обучающихся, воспитанников; их возраста, календарно-тематического планирования.

В процессе урока на данном этапе необходимо  ориентировать обучающихся, воспитанников на смысловую сторону и структурную организацию диалогической  речи, учить слушать, слышать и взаимодействовать с собеседником в процессе диалогического взаимодействия.

С этой целью мы использовали сценарии активизирующего общения, разработанные А.Г. Арушановой. Данные сценарии были модифицированы в соответствии с содержанием календарно-тематического планирования программы по предмету «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства)».

Учитывая тот факт, что диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера, в связи с этим необходимо научить ребёнка как реагировать на речевой стимул, так и стимулировать собеседника на высказывание.

Исходя из этого, помимо основной задачи этого этапа (формирование коммуникативной функции  речи) мы выделили следующие, более узкие задачи (умения):

  1. Формирование  умения самостоятельно давать стимулирующую реплику. Стимулом для беседы может быть: вопрос, утверждение, которое может стимулировать разную по форме реакцию; просьба, предложение.
  2. Обучение  реагированию на реплику собеседника. Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство.
  3. Формирование умения самостоятельно начинать и поддерживать диалогическое общение. Третье умение – развертывание реплики-ответа до придания высказываниям характера беседы.

Обучение диалогической речи необходимо начинать  с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала  стимулирующие реплики даются непосредственно учителем. Дальше стимулирующие реплики дают сами ученики, а их товарищи реагируют на них. После того как ученики научатся реагировать на стимул с помощью одной реплики, педагог показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание.

В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию. Этой же цели служит и ряд упражнений на побуждение обучающихся к началу диалога через косвенный вопрос. Например, игра «Угадай». Задумывается какой-нибудь предмет или действие с ним. Вопрос для отгадывания должен быть очень простым, однотипным. В такой игре ученики учатся стимулированию речи с помощью вопросов. В дальнейшем учитель может предложить детям развернуть стимулирующее высказывание. С этой целью также можно использовать  игры парами.

Если единицей обучения является краткий тематический диалог-образец, как например, при составлении отчёта о проделанной практической работе  то в процессе урока  можно предложить детям прослушать образец отчёта учителя, а в дальнейшем можно использовать памятку (алгоритм).

На данном этапе необходимо активно использовать разнообразный наглядный материал, чтобы сохранить интерес к общению.

Формирование коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возможно, осуществлять на любом этапе урока.

Так, например, в начале урока при проведении коррекционно-развивающей работы на развитие высших психических функций можно использовать упражнения, которые направлены на формирования умения самостоятельно давать стимулирующую реплику и обучение реагированию на реплику собеседника. Например: «Сядет тот, кто ответит на мой вопрос…, или кто правильно спросит у одноклассника о теме урока» и т.д.

На основном этапе урока при обсуждении плана работы, алгоритма выполнения практических заданий ставится задача на формирование умения самостоятельно начинать и поддерживать диалогическое общение в рамках  темы урока или задачи конкретного этапа урока.

В качестве основной формы обучения на данном этапе урока целесообразно использовать  следующие  формы  работы:

  • в парах,
  • в малых группах (два и более человека).

Данная форма организации, с нашей точки зрения, наиболее целесообразна, так как  отражает реальное     общение. Эту форму работы можно использовать при подготовке совместных краткосрочных проектов:

  • написание сообщений,
  • работа с деформированным текстом,
  • работа с таблицами,
  • работа с технологическими инструкционными картами,
  • работа с опорными конспектами, учебниками,
  • работа с иллюстрациями.

 При этом обучающимся ставиться задача для реализации которой им необходимо распределить обязанности,  договориться о порядке  выполнения задания, обсудить особенности выполнения практической работы. В процессе обсуждения поставленной задачи происходит непосредственное диалогическое взаимодействие со сверстниками, с педагогом.

Например, при выполнении практического задания по вскапыванию земли, на пришкольном участке обучающиеся вначале проговаривают технологическую последовательность выполнения задания. При этом  бригадиру (из числа хорошо успевающих учеников) ставится задача проверить правильность понимания технологической последовательности выполнения задания. То есть он задаёт вопросы уточняющего характера (самостоятельно или с использованием алгоритма, памятки) другим членам бригады. В данном случае идёт отработка коммуникативных умений и навыков как у бригадира – умение задать вопрос (формирования умения самостоятельно давать стимулирующую реплику), так и у членов бригады – умение правильно ответить на поставленный вопрос (обучение реагированию на реплику собеседника).

На заключительном этапе урока обязательным является такой структурный элемент урока как отчёт о проделанной работе и самоанализ деятельности. Помимо общей коррекционной направленности этого приёма организации деятельности обучающихся с ОВЗ на уроке мы использовали его для формирования коммуникативных умений и навыков и преодоления коммуникативных проблем. Обучающиеся отчитываются о проделанной на уроке работе при этом другие обучающиеся и педагог имеют возможность задать уточняющие вопросы. В процессе работы на данном этапе урока целесообразно использовать план отчёта (развёрнутый или краткий, в зависимости от индивидуальных психофизических возможностей обучающихся).

ВЫВОД: Таким образом, для формирования коммуникативных навыков и умений у школьников с ОВЗ необходимо использовать  разнообразный комплекс методов и приёмов, направленный  на преодоление коммуникативных проблем. Основу коррекционно-педагогической  работы должны  составлять  игры и упражнения, отражающие реальное общение в контексте урока и побуждающие к активному взаимодействию в процессе изучения предмета.