Рукоделие. История обереговой куклы
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Урок технологии в 5 классе, содержит презентацию и интересный вводный материал об истории куклы-скрутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_oberegovoy_kukly.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Рукоделие. Лоскутная техника.

История возникновения народной куклы-скрутки, ее виды.

Цели: познакомить уч-ся с  использованием  лоскутной техники в изготовлении различных предметов быта и народном искусстве; видами народной тряпичной куклы; научить  подбирать лоскуты для изготовления кукол; выполнить рисунок  обереговой куклы-скрутки.

Тип урока: комбинированный  с применением ИКТ.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация

 - Ребята, что же такое рукоделие?

- Какие виды рукоделия вы знаете?

- Играли вы в детстве в куклы?

- Была ли у вас любимая кукла?

- А нужны ли людям куклы?

   Нужна ли она современным детям? Что вносит в наш мир? А может, в компьютерный век она совершенно не нужна? Русские народные сказки - наше детство, это та пора нашей жизни, которая никогда и никем не забывается. Кукла напоминает нам, что кроме компьютеров и сверхскоростей, есть просто жизнь человека. В этой жизни, играя с куклами, девочка  учится быть матерью, воспитательницей, учительницей, мастерицей. Кукла- самая жизнестойкая игрушка, неотъемлемая часть детства. Русская кукла- уникальное явление.

    Сегодня на уроке мы узнаем об истории нашей народной куклы.

Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала с применением ИКТ.

1) История народной куклы-скрутки

Слайд 1,2,3

    Кукла-скрутка - это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.

     Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

    Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

     Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я немного расскажу о некоторых. Но вначале хочу оговорить вот что: названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры.

Слайд4

     Итак, самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

     Имен у этой куклы множество: Капустка, Рожаница, Кормилка, Берегиня и др. Но каждое имя так или иначе раскрывает глубинную женскую сущность, воплощает в себе образ Материнства и Заботы. Вепсскую куклу изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды, скручивали и связывали детали между собой, желая тем самым сделать жизнь ребенка «не резаной и не колотой». Детали куклы стягивали обрывками разноцветных нитей.

Слайд 5,6

     Зимние лихоманки (есть еще и весенние) - это обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Лихорадок клали в печь, в современном варианте где-то рядом на полку. И украшение для кухни и помощь в доме. И естественно, так как кукла обережная, то делается по определенным правилам.

   Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать). По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...»

   Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

    В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное, поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77. Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы. Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

Слайд 7

1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя) Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

    Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива. Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом. Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице. Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Слайд 8,9

    Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непросыте по образу которые они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается когла их делаешь.  Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он, как полустершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Мужчине, отцу ребенка, отводилась особая роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада».

     Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада».В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни).Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. След древней обрядности остался в народных сказках. В начале XX века в Самарской губернии собиратели русского фольклора записали сказку о том, как мужик ребенка родил: «В одной крестьянской семье было семеро детей по лавкам, и еще другого ждали. Жена вот-вот народит. А муж жену корит: „Совсем баба работать не хочет, ей бы только детей рожать! Я от зари до зари в поле надрываюсь, чтобы эту ораву прокормить! А она только охает да вздыхает”.

      Слушала его жена, слушала, и обида ее разобрала. „Подожди, муженек,— думает.— Я тебя научу уму-разуму!” Раз пришел муж домой. Ласкового слова не сказал, только щей похлебал, да на полатях разлегся. Ни воды не наносил, ни дров не нарубил, ни хлев не вычистил, будто гость в собственном дому. А жене подошло время родить. Потихоньку от мужа ушла она в баньку. Там младенчик и народился. Подхватила мать дитятку, личико только и обмыла. Зарезала курицу и наполнила кровью бычий пузырь.

   Вернулась баба с младенчиком в избу. А муж на печи знай себе храпит: во сне раскинулся, ноги в стороны раздвинул. Положила жена пузырь с кровью ему между ног и младенчика голенького. Торкнула ножиком пузырь, кровь и пролилась. Неудобно стало мужику, мокро. Он глазами то заморгал, тут и младенчик заверещал. Подхватился мужик: весь в крови, ребенок криком кричит. А тут баба с лавки встает, потягивается, как ни в чем не бывало: „Глянь, муженек! Теперь и ты ребеночка народил. Ну, ты тут с ним сам управляйся, а я в поле пойду. День сегодня уж больно добрый обещает быть. А пока я в поле надрываюсь, ты, муженек, коровку подои, да в стадо выгони, детишек накорми, про меня не забудь, с обедом постреленка пришли, печь протопи, да хлеба напеки, со вчера еще тесто поспело. Пока солнце не жарко, холсты на росе выбели. Не забудь животине кормов задать и воды в баню наносить…”.

     Хлопает глазами мужик, слова слышит, а ничего не разберет. Скрутило у него живот, не разогнуться. Подхватил бока, завалился и стонет. А ребятня над ним потешается: „Гляньте, батька дитятко народил!” Жалко стало жене бестолкового мужика, прикрикнула она на ребят. Избу прибрала, всех приласкала да накормила. Стыдно стало мужу. И с тех самых пор он ни слова не молвил жене в укор. Жили они душа в душу долго и счастливо».

     К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного - ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы - из ткани или дерева. Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для того, чтобы куклы стали оберегом.

Слайд 10

    Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка. Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы - пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов.

Слайд 11

     Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

     Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

    Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Эта кукла – старинная насыпная игрушка.

     В основе заготовки тряпичной куклы могла быть обычная ветошь, а могло быть зерно (тогда она называлась «Зернушкой»), или зола, взятая из так называемого родового зольника.

Слайд 12

Богач (мужичок, пара Зерновушки)

 Кукла Крупеника (Зерновушка) широко известна но у неё есть и мужская ипостась. Женщины Московской области делали оберег - куклака Богача. С виду Богач - простой мешочек, а на деле верный помощник. При создание Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась четкая задача, например: прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и тд.

  Как правило Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено ,что после того как место найдено - богач становится незаметным, "невидимым" .

Слайд 13

Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

Веснянка (Авдотья-весновка)

Слайд 14

   Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

    Троица - является одним из красивейших праздников наших предков. Он включает в себя песни, танцы, заклички, ритуальные действия. Смысловое содержание заключается в поклонении обновленной природе, духам леса, идее возрождения жизни. Главное священное дерево праздника береза, обладающее особенной силой роста, которую было необходимо использовать нашим предкам. Березку величали, устраивали ритуальные трапезы – съедали яйца, яичницу, а остатки пищи закапывали в землю у корней березы (обряд кормления березки). Из веток березы делали куклу Ляльку или Веснянку и носили по деревне. Из березовых веток плели венки, через которые совершали обряд кумления, происходил обмен венками. В конце праздника венки пускались по воде, проводились гадания. Кульминация праздника – уничтожение куклы – Веснянки, переход из весеннего времени в летнее. «Троица» – девичий праздник, это проводы весеннего и встреча летнего солнца, символом которого считается – «Ярило», древнее славянское божество.

Слайд 15,16

Рождественский ангел

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

   Для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20смх20см. Но в принципе можно использовать размер больше или меньше. В идеале, народная кукла изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.

   Замечательна эта кукла простотой, быстротой, и что не мало важно, дешевостью изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична.

        Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в руба- хах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую  могла делать любая девочка.

       Тряпичная  кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.  Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

     Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

    В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

     Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали -  «Без глаз - чтобы не увидела.  Без ног - чтобы не догнала. Без рук - чтобы не схватила».

      Безликие и безглазые куклы встречаются во всех странах мира. Это отражение древних анимистических представлений. Еще во времена палеолита древние художники создавали прекрасные женские статуэтки, которые были безликими. Именно тогда впервые возникли представления, что оживление изображения - статуэтки или куклы может произойти через глаза. В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.

    Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

4. Практическая часть урока.

Выполнить рисунок обрядовой куклы-скрутки.

Уч-ся выполняют рисунок.

5. Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы уч-ся.

6. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Хотели бы вы научиться делать таких кукол?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет с выставки "Славянская обереговая кукла" на предметной неделе по технологии.

Данный фотоотчет можно использовать во внеклассной работе.По матриалам интернета, работы выполнены мною и учащимися....

Вепсская обереговая кукла

Вепсская обереговая куклаВепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Это одна из самых древних обереговых куколок. Ее делают из обрывко...

Народные промыслы в 7 классе "Обереговые куклы"

Урок в 7 классе народные промыслы "Обереговые кулкы".Разработан в соответствии с ФГОС....

Обереговая кукла "Крупеничка"

 С давних времён тряпичная кукла была частью богатой традициями славянской культуры. Изготовление обереговых кукол и правильное обращение с ними имело большое значение для каждой семьи. Вс...

Мастер - класс "Обереговая кукла Десятиручка".

С давних времён творчество и рукоделие было неотъемлемой частью повседневной жизни народа! Каждый предмет быта, каждая вещь имела своё значение, как практическое, так и обереговое. Резное кружево домо...

Русская народная обереговая кукла Мартиничка

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Сегодня на занятии мы будем делать обереговых кукол из ниток - Мартиничек. Этих кукол наши предки делали для закликания в...