Использование технологии критического мышления на уроках технологии
статья по технологии на тему

Подробное описание технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Не правильно думать, что интерактивные технологии это только те, где используются современные технические средства. Технология критического мышления (ТКМ) относится к интерактивным, которые основаны на активном взаимодействии с субъектом обучения. ТКМ разработана в США в XX веке, но она близка учителям русской школы, т.к. в ней применяются идеи и методы русских технологий коллективных и групповых способов обучения. А главное, идеи сотрудничества между учителем и учащимися.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на уже имеющийся личный опыт.

Учение, направленное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск информации для усвоения, а нечто больше: соотнесение того, что ученики усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения и т.д.

Долгое время школа, и я в том числе, главной целью своей работы ставила развитие творческого мышления. Но необходимо помнить, что несмотря на тесную связь и взаимопроникновение, творческое мышление – врожденная способность и потребность практически каждого человека. А критическое мышление требует специального развития. К сожалению, приходится признать, что критическое мышление не характерно для россиян. Проверять информацию не в наших правилах, мы – доверяем. Сколько мы знаем случаев из жизни, когда люди не могут правильно оценить информацию и попадают в различные неприятные ситуации…

Главное отличие критического мышления от творческого: критическое мышление не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а сотрудничество.

Рассмотрите качества критического мышления, их проявление (разве не такие цели ставит себе учитель, когда говорит о развитии личности ученика):

умение анализировать результаты своей собственной деятельности;

умение находить в споре компромиссное решение;

моделировать разнообразные ситуации, составлять прогноз их развития;

открытость для новых идей, новых знаний, неприятие догматизма

Когда учащиеся приходят ко мне в 6-ом классе, их мышление уже стереотипное. Как трудно развивать данное конкретное качество мышления. Ученики открыто требуют «Скажите, как должно быть!»

умение уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать достоверность информации;

открытость по отношению к нестандартным способам решения;

рефлексия своей деятельности.

Технология критического мышления имеет особенности организации учебных занятий. В основу положен базовый цикл, состоящий их трех этапов.

Первый этап – «вызова» — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.

Второй этап – «осмысления» — содержательный этап, в ходе которого и происходит непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это письменный текст, речь преподавателя, видеоматериал и т.д.

Третий этап – «рефлексия» — размышления. Здесь формируется личностное отношение к тексту и фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

При проведении уроков по ТКМ активно используются разнообразные приемы: ИНСЕРТ, эссе, кластер, ключевые термины, терминатор, зигзаг, чтение с остановками и вопросами Блума, синквейн, прием «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал), ТАСК, карусель, мозговая атака, продвинутая лекция… Названия этих приемов многие уже слышали или даже применяли в своей деятельности.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что такое разнообразие приемов не используется в повседневной практике. Но на основе таких приемов, которые описаны, учитель вполне может разработать свои уроки, которые не будут подходить под конкретный определенный прием технологии.

Прежде чем перейти к описанию своей работы немного расскажу о тех моментах, которые возникают при использовании ТКМ. Во-первых, технология здравосберегающая. Не надо никому из педагогических работников рассказывать, насколько данный критерий важен на сегодня. И, что особо хочется отметить, что сохраняется здоровье не только учащихся, но и учителей.

Во-вторых, технология не затратная. Если использовать учебно-методический комплекс в полном объеме, то вполне можно обойтись теми средствами обучения, которые есть в наличии (что греха таить, на сегодня школа отнюдь не обеспечена всеми новейшими средствами обучения).

В-третьих, эту технологию можно применять во всех классах, различных по уровню обучаемости и обученности.

В-четвертых, технология очень разнообразна. Здесь можно применять такие приемы, которые не будут повторяться из урока в урок, всегда привнося интерес и укрепляя мотивацию.

Конечно же, есть и трудности в применении технологии. При проведении уроков от учителя требуется четко отслеживать время, которое тратится на конкретное действие. И все равно, время на изучении материала, не зависимо от сложности усвоения, удваивается. Ну и дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Если учитель боится, что на уроках совершенно будет отсутствовать дисциплина или молодой учитель еще не совсем освоил приемы «приведения класса в норму», то, скорее всего, учителю не следует применять на уроках технологию критического мышления. Впрочем, как и любую другую.

Далее приведены примеры уроков с использованием различных приемов ТКМ. Это небольшая выборка из опыта, уроков по технологии гораздо больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".

Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Методическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов» (8-й класс, базовый уровень).  Учащиеся впервые в курсе химии знакомятся с основными классами химических соединений, особе...

Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе

Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое  инновации?...

Статья " Введение ФГОС.Использование технологии критического мышления на уроках русского языка"

Статья содержит теоретический и практический материал из опыта работы....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...