мастер- класс "Швейная терминология, применяемая на уроках технологии"
методическая разработка по технологии на тему

Доронина Лидия Николаевна

Активное использование терминологического аппарата обучающимися позволяет им общаться с учителем на одном языке, облегчает взаимопонимание, обуславливает быстрое понимание устного и письменного текстов. В процессе учёбы ученикам необходимо не только вникать в смысл получаемой информации, но и запоминать много новых понятий и терминов. Как облегчить им эту работу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Швейная терминология, применяемая на уроках  технологии

Доронина Лидия Николаевна

Учитель технологии

МБОУ лицей №12 г.Ишимбай Республика Башкортостан

Приветствие.

Настрой участников мастер- класса на деятельность и получение новых знаний.

Создание условий для возникновения у участников мастер- класса внутренней потребности включения в процесс мастер- класса.

Здравствуйте, уважаемые участники! Рада приветствовать вас на своём мастер- классе. Расскажу вам притчу о двух дровосеках.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Уважаемые участники мастер- класса! Тема моего мастер- класса «Швейная терминология, применяемая на уроках по технологии». Давайте вместе сформулируем цель и задачи, которые мы должны достичь при проведении этого мастер- класса.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 1)

Участники с мест помогают в формулировке цели.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 2)

Таким образом, цель мастер- класса:

  1. Получить полную информацию о приёмах работы с обучающимися по изучению и применению обучающимися швейной терминологии на уроках технологии

Задачи мастер- класса:

  1. Дать понятие «термин»
  2. Узнать какие термины бывают (их классификация)
  3. Узнать для чего необходимо изучение терминов

Что же такое термин?

Участники мастер- класса высказывают свои определения.

Таким образом, термин- это слово или словосочетание слов точно обозначающее определённое понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Термин имеет узкую специфическую сферу применения в определённой области деятельности или профессии. Активное использование терминологического аппарата обучающимися позволяет им общаться с учителем на одном языке, облегчает взаимопонимание, обуславливает быстрое понимание устного и письменного текстов.

В процессе учёбы ученикам необходимо не только вникать в смысл получаемой информации, но и запоминать много новых понятий и терминов. Как облегчить им эту работу? Психологи отмечают, что человеку легче что- то запомнить, если он научиться мыслить образами. Зрительная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Особую сложность в запоминании вызывают термины, связанные с машинными и ручными работами, влажно- тепловой обработкой швейных изделий. Поскольку терминов много, все они требуют сопоставления в символах, обозначениях, последовательности операций и т.д.

Хочу поделиться  с вами своими наработками. Предлагаю вашему вниманию презентацию.

На экране перечислены глаголы. Задание: попробуйте распределить эти слова на три группы. Назовите признак, по которому, вы объединили слова по группам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 3)

Участники мастер- класса зачитывают слова, объединенные в группы. Называют признаки, по которым объединяли эти слова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 4)

Таким образом, терминология машинных работ включает следующие понятия- стачать, притачать, обтачать, настрочить, застрочить. Терминология ручных работ включает в себя следующие понятия- сметать, приметать, обметать, наметать, заметать. Легче запоминать эти слова, если в термине выделена приставка и дано графическое изображение, отражающее действие.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 5)

Разберём на примере. Термин «стачать» означает соединение двух или несколько равных по величине деталей швейного изделия машинной строчкой. Приставка «с» может напомнить начало других слов, близких по значению термину «стачать»- соединить, составить. На графической схеме равные по величине детали  соединены машинной строчкой. Термин «притачать» означает соединение мелкой детали с основной. Приставка «при» вносит в слово присущее ей значение приближения, присоединения, прибавления. Термины «сметать», «приметать» изображаются аналогично.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 6)

Терминология утюжильных работ также быстрее запомнится, если на карточке используется условное изображение утюга. Например, термин «отутюжить» означает удаление замина на ткани и деталях изделия. Графически эта операция изображена волнистой линией, испрямляющейся под подошвой утюга и буквой «о».

Термин «приутюжить» означает уменьшение толщины шва, сгиба или края детали. Термины «заутюжить» и «разутюжить» легче запомнятся, если обучающиеся увидят заложенные на одну или разложенные в противоположные стороны припуски шва.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 7)

В пятом классе  на уроках технологии обучающиеся начинают работать на швейной машине. При этом об образовании машинной строчки ребята узнают в 6, 7 классах. А с неполадками и принципом работы швейной машины им приходится встречаться непосредственно на практических занятиях с 5 класса. Поэтому я в своей работе с пятиклассниками применяю карточку, на которой условно изображено образование двухниточной машинной строчки. При этом я обращаю внимание детей на то, что при переплетении ниток верхняя нитка, находящаяся на катушечном стержне, окажется с нижней стороны ткани, а нижняя (со шпульки), наоборот, с верхней стороны ткани.

Объяснить неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток, можно с помощью карточки. Буква «Н» на карточке показывает неполадку в работе швейной машины. Условное изображение дефектов «петляние сверху», «петляние снизу», дополненное стрелками, обозначает способ устранения дефектов. Конечно, пятиклассникам трудно запомнить, что петляние сверху возникает, если ослаблено натяжение нижней нити, а петляние снизу образуется из-за ослабленного натяжения верхней нити.

Карточки можно использовать при описании последовательности выполнения машинного шва. Например, показана последовательность выполнения стачного шва вразутюжку.

Для прочного запоминания терминов целесообразно проводить терминологические диктанты. Они позволяют освоить материал в языковом пространстве школьной дисциплины, развивают мышление, учат осмысливать информацию. Для лучшего усвоения новых терминов необходимо конструировать задания диктантов таким образом, чтобы ученики могли использовать ранее усвоенные знания и дополнять их новыми знаниями.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайды 8-9)

Например, терминологические диктанты для учащихся 5-6 классов (раздел «Технология изготовления швейных изделий») на объяснение значения терминов частично содержат одинаковые термины. Выполняя это задание, обучающиеся 5 классов должны объяснить значение новых для себя терминов, а шестиклассники вспоминают пять ранее усвоенных терминов, и ищут объяснение двум новым терминам.

Следует отметить эффективность задания на установление соответствия (тест перекрёстного выбора)

Для терминов сходных по звучанию полезным оказывается терминологический диктант «Вставьте пропущенные слова»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 10)

Часто учащиеся не могут запомнить сложные определения терминов. В этом случае можно использовать на уроках упражнение «Разрезанные определения». Нужно написать на бумаге нужное определение и разрезать бумагу на части так, чтобы на каждой из частей был один фрагмент. Учащиеся должны собрать определение из фрагментов. При этом они думают и осмысливают прочитанное, что способствует глубокому пониманию и в итоге лучшему запоминанию учебного материала. Этот приём можно использовать при изучении последовательности технологических процессов.  Здесь ученикам нужно выложить правильную последовательность изготовления изделия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 11)

Участники мастер- класса применяют свои знания при выполнении заданий ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 12)

 

Главная особенность терминологических диктантов состоит в том, что они не требуют много времени на проведение Задания и ключи с ответами учитель готовит заранее, в этом случае возможна взаимопроверка. Кроме того, работу можно организовать как индивидуально, так и в малых группах.

Организация работы участников мастер- класса по группам

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайды 13-16)

Таким образом, чтобы учащиеся могли легко пользоваться специальной терминологией, учителю необходимо систематически, начиная с 5 класса, применять соответствующие виды упражнений и контрольных заданий. Требуются постоянное повторение терминов, тренировка в пользовании ими, контроль усвоения.

Теперь я вам предлагаю вернуться к началу нашего мастер- класса и проанализировать нашу работу. Достигнута ли цель мастер- класса, выполнены задачи, поставленные перед нами.

Заслушивание ответов участников мастер- класса.

Рефлексия. Ваше отношение к проведенной работе на мастер- классе.

Притча о трёх типах человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Терминология ручных, машинных и утюжильных работ для использования на уроках технологии 5-6 класс

Основные термины ручных, машинных и утюжильных работ предлагаемые на уроках технологии в 5-6 классе...

Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества»         Мастер-класс по теме:&la...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Статья "Современные компьютерные технологии применяемые, на уроках технологии."

Использование информационных технологий  на уроках технологии открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальны...

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....