дипломный проект "Гобелен"
методическая разработка по технологии на тему

Чулдум Чыжыргана Владимировна

Актуальность данной темы очевидна, т.к. декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Ручное ткачество, как один из самых распространенных его видов, особенно доступен для восприятия ребенком: его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Изучив и освоив  технику гобелена, могу полученные знания передавать  будущим ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_gobelen.docx88.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тывинский государственный университет

Кызалский педагогический колледж

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Искусство ручного ткачества

Технология выполнения гобелена

Чулдум Чыжыргана Владимировна

Кызыл – 2009

Содержание

Введение

Глава I. Искусство гобелена

  1. История возникновения ткачества
  2. Искусства гобелена в Западной Европе
  3. Искусство шпалер в России
  4. Современное искусство таписсерии в России
  5. Технология изготовления гобелена
  6. Материалы и инструменты

Глава II. Технология изготовления гобелена

2.1. Инструменты и материалы

2.2. Инструменты и ткани для основы

2.3. Пряжа и техника доработки

2.4. Подготовка ткани

2.5. Прошнуровывание

2.6. Переплетение

2.7. Обработка готовых изделий

2.8. Приемы изготовления гобелена в домашних условиях

Глава III. Обучение школьников искусству ткачества

3.1. Панно из мебельной ткани

3.2. Панно из лоскутов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы очевидна, т.к. декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Ручное ткачество, как один из самых распространенных его видов, особенно доступен для восприятия ребенком: его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Изучив и освоив  технику гобелена, могу полученные знания передавать  будущим ученикам.

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей

среднего возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка,  его адаптации в современной жизни. Дополнительное образование выступает как универсальная система технологии занятости школьников, как одного из средств развития личности и введения его в творчество.

        Различные творческие проекты на занятиях  технологии, художественные студии,  учреждении дополнительного образования объединяют детей по интересам и предоставляют каждому школьнику возможность выбора творческого развития и оказывают влияние дальнейшего выбора в профессии.

В основе концепции образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций. Художественные промыслы и древние ремесла рассматриваются как часть материальной духовной культуры народа.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно художественные промыслы, переживают трудный период невостребованности и незаслуженного забвения, что способствует утрате многих уникальных и самобытных видов народного искусства, получивших широкое признание как в стране, так и за рубежом.

Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово: оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.

Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая ила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента, уникальность технических приемов, доступность восприятия во многом способствует формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру, определению своего «я» в жизни.

Своеобразному произведениями народного творчества являются гобелены, искусство изготовления которых было издавна известно различным народам, населяющим нашу необъятную страну. Они имели не только декоративное, но и практическое значение. Ими утепляли жилище, применяли в качестве санных пологов и попон и т.д.

   Цели и задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать научно – педагогическую литературу по искусству гобелена;
  • Освоить технологию выполнения небольшого гобелена;
  • Расширить свои знания в области искусства гобелена;
  • Выполнить эскиз гобелена и по нему исполнить небольшого размера гобелен «Натюрморт».

        Объект труда: небольшой гобелен для украшения интерьера дома.

        Объект изучения: гобелен, как один из видов декоративно-прикладного искусства.

Глава I. Искусство гобелена.

  1. История возникновения ткачества.

Искусство ткачества – это один из самих ранних видов декоративно-прикладного искусства. Своими корнями ткачество уходит в искусство Древнего Египта. Но еще за долго до этого ткачеству предшествовало прядение. Материалы древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос. Ткачество появилось, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить. В музее Каира хранятся фрагменты льняной пелены, выполненной репсовым переплетением с вытканными разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев. Пелена была найдена в захоронении Тутмоса IV и датируется 1400 г. до нашей эры.

Особенно хочется отметить мастеров художественного ткачества, потомков древних египтян-коптов. Коптские ткани появились параллельно с распространением в Египте христианства, поэтому сначала вытканный на них рисунок скалярный характер. Это были различные завесы, панно для получения богослужения. Такого рода иконы было легко спрятать от преследователей христианской религии. Позже мастера художественного ткачества настенные панно стали переносить в интерьеры домов, ткали различные орнаментальные композиции для вставок в элементы костюма. Орнамент коптских тканей стал уже не только религиозным, но и морским.

В 619 году, с завоеванием Египта арабами, сюжеты коптских тканей изменились. В орнаментах появились элементы, свойственные мусульманской культуре, хотя религиозные христианские сюжеты оставались неизменными. Коптские ткани развили техники шпалеры, а некоторые приемы ткачества используются и поныне.

  1. Искусство гобелена в Западной Европе.

В Западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через Испанию. Наиболее ранней из дошедших до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. С XII-XIII в. шпалерное искусство немецких мастеров начинает проникать в Скандиванию. А с конца XIVв. шпалера распространилась по всей Европе.

Ткачеством в Германии занимались в основном в монастырях и при домах богатых граждан. Тканными коврами украшали стены домов, монастырей, использовали их качестве ширм. Этот вид искусства прочно укоренился в северных странах, так как шпалеры, кроме эстетической, выполняли и утилитарную функцию: защищали дома от холода, согревали стены. Сюжеты для ковров в основном носили религиозный характер. В этот период не существовало раздельного труда, мастера сами придумывали сюжеты к шпалерам. Позже над эскизами и картонами трудились профессиональные художники. Тканный ковер был очень похож на настенные фрески, мастера перенесли декоративность мышления и в шпалеры. Фигуры людей были бесформенные, схематические, тональные переходы выполнены полосками, растяжками цвета по тону. Цвета использовались традиционные для средневекового искусства – синий, красный и зеленый. Часто мастера вплетали в сюжет различные надписи, отрывки молитв – это одна из особенностей сюжетных немецких ковров. В технологическом плане немецкие мастера использовали все традиционные приемы ткачества: просветы «на прямую» и «на косую», сцепление утков, широкий черный контр по рисунку деталей. После того как шпалеры выполнена и снята с рамы, мастера сшивали зазоры, образовавшиеся в работе шелковыми нитками с изнаночной стороны. Сами просветы не превышали 1 см, иначе ковер получался непрочным и мог развалиться.

В XIV-XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого времени название шпалер меняется: ковры  теперь называют мильфлерами (от французского – тысяча цветов). Название выбрано не случайно: все сюжеты мильфлер располагаются на индиго-зеленом или красном фоне, с россыпью цветов, букетов, ягод. Сюжет ковров не только библейский, это и сцены из реальной жизни людей, сюжеты средневековой литературы. Производили мильфрлеры как кустарные мастера, мелкие ремесленники, так и крупные мануфактуры, поэтому уровень качества был достаточно различным. Французские мастера достигли лучших результатов в технологии ткачества. На сравнительно небольшой плотности основе рисунок ковра поражает проработанностью деталей. Фигуры людей и животных не такие угловатые, как в немецких шпалерах. Мастерам мильфлера удается выткать значительно более мелкие детали сюжета: бутоны  цветов, мелкие ягоды, детали одежды, мимику лица. Колористическое решение ковров тоже значительно улучшилось. Сладкие одежды, растительные мотивы передаются в цвете в мягких цветовых и тоновых нюансах. Особенно интересен фон, на котором разворачиваются сюжеты. Он смотрится как кружевной ажур, его можно рассматривать отдельно от сюжета, но в то же время, но не мешает и не отвлекает внимание зрителя от основной мысли мильфлера. Как и большинство произведений искусства готического периода, все сюжеты ковра имели иносказательный смысл. Порой за простой сценой жизни людей прочитываются целые романтические баталии. Так, изображения куропаток, уток, соловьев олицетворяли весну, любовь, помолвку, семью. Цветы гвоздики, незабудки, анютины глазки были средством выяснения любви…

Пальму первенства французских мильфлеров с середины XIV века перехватили шпалерные производства Фландрии. От названия города Аррас шпалеры начинают называть аррасами, а в Польше и Италии их называют тк до сих пор. Очень часто путают мильфлеры с аррасами. И действительно, основные принципы ткачества, построение сюжета и колористика похожи. Сказывается то, что многие парижские ткачи от бесконечных войн между Англией и Францией переместились жить во Фландрию. Но все же у арасских шпалер есть свои особенности. Это декоративные шпалеры, очень яркие, построенные на контрасте цветов, с использованием золотых и серебряных нитей. Можно заметить некоторую схожесть колористики, декоративности и проработки деталей сюжета с русским лубком, конкретно с росписями Городца, особенно раннего его периода. Другая шпалера этого времени – «Предложение сердца»- ближе к принципам мильфлеры. В 1477 году Аррас был завоеван Людовиком XL, и шпалерные мастерские были закрыты.

С конца XV-началаXVI века крупный центр по производству шпалер развился во фламандском городе Ауденарде. Основные принципы искусства Возрождения перешли и в шпалеры. Новым этапом в развитии шпалерного искусства можно считать вердюры - ковры, посвященные пейзажу. Если в ранних образцах шпалер пейзаж был весьма условен, то теперь пейзаж начинает существовать как отдельная тема, сюжет. Слово «вердюр» в переводе с французского означает «зелень, растительность». В XVI веке интерьеры богатых домов было модно украшать шпалерами, завешивать все стены и простенки между окон и дверьми коврами. С того момента меняются и форматы шпале: кроме прямоугольных и квадратных, появляются вытянутые по горизонтали и вертикали. Меняется и сам сюжет. Наряду с реальными животными, в вердюрах присутствуют фантастические звери, растительность тоже меняется в зависимости от сюжета и стиля ковра: от могучих деревьев до тонких ветвистых плющей. Дальний план пейзажа решается практически во всех вердюрах одинаково – тающие в дымке поля и леса. Расширяется цветовая гамма шпалер, а мастерство ткачей становится виртуозным. Ценность шпалер возрастает до уровня художественных произведений. Кроме фламандцев, вердюры ткали и брюссельские мастера, славятся шпалеры из Вавельского королевского замка в Кракове, изготовленные на заказ польским королем Сигизмундом Августом. В XVII – XVIII веках искусство вердюр развивается на мануфактуре Франции.

В XVI веке по приказу короля Франциска I организовались мастерские в Фонтебло. Основным заказчиком выступал сам король, который был большим любителем шпалер и пожелал воспроизвести галерею Россо и Приматичо. Над картонами для шпалер работал Жан Кузен (1544 г.). Сами шпалеры выполнены двумя парижскими ткачами Пьером Бласс и Жаком Ланглуа. В 1551 году Генрих II создает мастерскую Ла Трините в Париже с заказом шпалер для замка Ане.

Параллельно с вердюрами в шпалерном искусстве Франции и Блюсселя начинает развиваться новый мир орнамента – гротескный (от франц. причудливый). Найденные при раскопках в Риме росписи античных помещений стали настолько популярными, что причудливым орнаментом украшали все виды декоративного искусства. В 1566 году Жак Андруэ Дюсерс выступил книгу, в которой представил росписи в Фонтенбло. Книга была настолько популярно, что многие художники перенесли сюжеты книги на картоны для шпалер: фрагменты арабесок «Флора», созданные в Ла Тринте, «Гротески богов», «Готески на желтом фоне или фоне цвета испанского табака», созданные по картонам Жана – Батиста Монуайе Старшего. Героями гротескного орнамента были амуры, сатиры, полулюди – полузмеи, обезьяны, львы, пантеры, верблюды. Сюжеты шпалер передавали праздники, веселье и театральные действия. С XVII по XVIII вв. в западноевропейскую моду вливается искусство Востока. Подражание китайскому стилю называли «шинузри».  

В конце 1601г. В Париже организуется самая известная в истории шпалер мастерская Гобеленов. Организовал её фламандец Франсуа  де ла Планш, который купил красильню семьи Гобеленов. Продукция этой мануфактуры под её началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и превратились в Мануфактуру королевской меблировки. 1619-1690гг. Мануфактуру возглавляет Шарль Лебрен – президент Академии живописи Парижа. Он создал серию эскизов на библейские и мифологические сюжеты, а также серию эскизов, посвященных королю Людовику XIV. С 1699 од на мануфактуре работали художники Клод Ордан, Шарль –Антуан Куапель, Франсуа де Труа, Жан – Батист Удри, Франсуа Буше. Эскизы художников становятся менее декоративными, а ткачи обязаны только копировать живописные картоны, не внося в них изменения. Вместо декоративных бордюров, сюжеты ковров заключали в тканные рамы. С начала XIX века в мануфактурных мастерских уже не относились к гобеленам, как к произведениям высокого искусства. Мастера только копировали современных живописцев. Искусство шпалер с этого момента начинает приходить в упадок не только во Франции, но и во всей Европе.

                              1.3. Искусство шпалер в России.

В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В  XVII веке, путешествуя по странам Европы, Пётр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре, в 1717году, была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы. Мастерская часто меняла директоров, помещения, французские учителя, годами не получавшие жалования, уезжали домой. Один лишь специалист Филипп Бегагль сыграл большую роль в становлении мануфактуры: к 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых посвящена Полтавской битве и хранится в Эрмитаже.

В 1717 году открывается первая в России шпалерная мануфактура. Вначале там работали приехавшие с Ж. Леблоном французские мастера; к каждому из них было прикреплено несколько русских учеников, причем последние уже через пять- шесть лет почти полностью заменили на производстве своих учителей, вернувшихся во Францию.

После смерти Петра I шпалерное производство переживает период упадка и вновь возрождается уже в начале 30-х годов. Изображения на шпалерах были весьма разнообразны - от натюрморта до батальных сцен и аллегорических композиций. Русские мастера в совершенстве овладели необычайно сложной и трудоемкой техникой выполнения этих изделий и внесли в их художественное решение своеобразные черты. Они стояли, в частности, в более плоскостной трактовке форм, более резком, контрастном сопоставлении тонов, чем это было характерно для французских гобеленов того времени.

XX век – стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской Королевской мануфактуры в Абюссоне. Основные принципы работы художника: не высокая плотность ткачества; ограничение цветов; монументальность; декоративность; символичность композиции. Люрса заменил и сам подход к картону: эскиз не решался в цвете, на нем лишь обозначались номера окрашенной пряжи. Благодаря изменившемуся подходу к ткачеству и назначению шпалеры, мастера могли выткать в месяц 1 метр гобелена, это уменьшило стоимость шпалеры, а значит, появились и заказчики.    

1.4. Современное искусство таписсерии в России.

Технология ручного ткачества во многом определяет специфику декоративной природы таписсерии. Это бесконечные  вариации цвета, затейливая игра текстур и фактур, светотеневые переходы. На ткацком станке, в домашних условиях – на деревянной раме, перпендикулярно нижней и верхней плоскостям – натягиваются льняные или хлопчатобумажные некрашеные нити основы. Сквозь них с помощь челнока или пальцев руки протаскиваются шерстяные, шелковые, окрашенные в разные цвета нити утка. При видимой простоте основных типов переплетений ткачество – длительный процесс. В традиционной таписсерии основа полностью скрыта утком и не видна. Этот тип переплетения называется «уточный репс». Вследствие разной толщины нитей утка и основы поверхность ткани приобретает шереховатую рубчатую текстуру.  В современных произведениях основу иногда оставляют видимой.

Основой могут быть не только лен, хлопок, но и веревка, капроновая леска, тонкая металлическая проволока, а утком в новой экспериментальной таписсерии – практически любой материал: шерсть, шелк, лен, хлопок, сизаль, джут, пенька, конопля, капрон, веревка, шнуры, жгуты, полоски ткани, поролон, проволока, бумага и т п.

Для начала попробуйте соткать таписсерию в традиционной технике.   Гладкая поверхность дает возможность создать особое пространство, в котором органично сосуществуют конкретные и отвлеченные образы. Они рождаются под рукой и обретают плоть в простой шерстяной нити, которая цветными штрихами вырисовывает изображение. Для того чтобы ткань, срезанная со станка или рамы, не расползалась и не сыпалась, нити   основы надо связать парами двойным узлом « греческий сумах», затем сделать так называемую заработка: заткать 3- 4 см дешевой хлопчатобумажной нитью, для   того чтобы нити основы разошлись на одинаковые интервалы.

Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух направлениях. Обычной столовой вилкой или пальцами ткач «прибивает» нити утка друг к другу. Нити чередуются в шахматном порядке: первая «прокидка» утка покрывает нечетные нити основы, Вторая - четные.

«Прокидки» утка редко тянутся от края до края таписсерии, ведь с каждым изменением цвета в общей композиции необходима смена утка. Многообразие цветков, которыми пользуется художник, требует разных способов соединения утков. Один из них – простое соединение разноокрашенных уточных нитей. Уток одного цвета, сцепляя с утком другого цвета, протаскивают обратно в соответствии с рисунком.

Для создания четких вертикалей между разноокрашенными частями таписсерии нить утка одного цвета доводят до нужной вертикальной линии и поворачивают обратно, не соединяя с прокидками другого утка. Так происходит прерывание утков разного цвета. Этот способ плетения называется «реле». Он дает четкий, жесткий край.

На нижней части таписсерии «Пространство» хорошо заметны регулярные крапинки и штришки одного цвета на фоне поверхности другого цвета. Этот эффект называется «крапотаж». Для его получения следует от одной прокидки до другой перекрывать нитями утка одни и те же нити основы.

Иногда на некоторых участках таписсерии предлагается своеобразная «размытость» разноокрашенных фрагментов. На одну и ту же нить основы накладываются завершения прокидок двух противоположных направлений. Места соприкосновения одного цвета с другим образуют небольшие горизонтальные штрихи.

Для прорисовывания деталей художнику нужны очень тонкие вертикальные линии. Такую вертикаль можно получить, обвивая основную часть  нитью утка, не соединяя ее при этом с соседними прокидками. Этот способ, «гампаж», применялся еще в древности коптскими ткачами. В таписсерии «Небесные линии» художники уделяют особое внимание этому приему: почти все спускающиеся с неба на землю линии оконтурены способом гампажа.

В творчестве художник широко применяет штриховку, по-французски «ашюр». Так, в таписсерии «Дельфины» можно проследить, как при помощи этого приема достигается богатство оттенков и создаются плавные переходы одного цвета в другой. Штриховку впервые ввел талантливый таписсьер из центра фламандского ковроткачества Турне-Паскье Гренье. Во времена, когда пользовались только природными красителями и количество цветов было ограничено, этот прием позволял обогащать композицию дополнительными оттенками. Тонкие зубцы одного цвета, входя в область другого, зрительно сливаясь, образуют зону третьего цвета. В старинных таписсериях методом штриховки, используя контрастные цвета, ткали красивые складки одежды. Различают одноступенный, двухступенный и трехступенный ашюр. Сокращая и увеличивая длину прокладки и чередуя длину каждой в определенном порядке, можно получить почти акварельные перетекания цветов, как это видно на таписсерии « Комедия дель арте». Остановимся на значительном техническом приеме, повлиявшем на целый исторический период развития таписсерии. Его применяли мастера Арраса, деятельность которых стала преддверием «золотого века» фламандской таписсерии. Они первыми начали употреблять для утка так называемое кирпсоке золото: льняные или шелковые крученные нити, обвитые сплющенной проволокой из золота и серебра. Блистающие, искрящиеся таписсерии были столь великолепны, что вскоре прославили город. Аррасами начали называть любые таписсерии.

В таписсериях в качестве утка используются шерстяные и шелковые нити, позволяющие наслаждаться выразительным контрастом фактур. Так, в таписсерии «Город» шерсть, обладающая способностью поглощать цвет, приглушает цветовые тона, а шелк, наоборот, высвечивает каждый цветовой нюанс. Возникают эффекты, характерные для византийских мозайек, в которых кусочки смальты создают живое мерцание красочной поверхности. В  таписсерии «Медитация» визуальные впечатление, подобные мозаике, дают  нити искусственного шелка и синтетики. С их помощью передано ощущение волшебного, мистического света, излучающего какую-то непостижимую энергию. Вибрация поверхности, причудливая игра нефигуративных элементов, переливы тончайших оттенков малиновых и золотых тонов позволяют погрузиться в ничем не нарушаемую медитацию. Тайна притягательности таписсерии  кроется в ее ритмическом строе и цветовой гармонии. Надо суметь тщательно выстроить колористическую гамму. Так, в работе  «Дельфины» трепетные, вибрирующие тела ловких пловцов-дельфинов, синхронно ныряющих в морские волны, выполнены в цвете темного сапфира в сочетании с голубой бирюзой, а желтые плетения нитей ассоциируется с солнечными лучами. Иное напряженное цветовое звучание буквально завораживает в «Медитации». Холодный свет кармина определяет собой центральный «нерв» всего произведения, многорядность его пространственных планов. По музыкальности цветовых гармоний к «Медитации» близки «Трансцендентность» и «Турбулентность». Эстетические качества и колорита, и играющих друг с другом находятся в гармонических соотношениях, в результате чего возникает новое метафорическое пространство. Мощный цветовой аккорд звучит в «Пирамиде»- необычайно красной, будто раскаленной от энергии, идущей из глубин земли. А у подножия пирамиды- бело- голубой силуэт сфинкса, стража утраченных знаний человечества о себе, о мире, о Космосе…

                                     

1.5  Ковры.

Своеобразными произведениями народного творчества являются ковры, искусство изготовления которых было издавна различным народам, населяющим нашу необъятную страну. Они имели не только декоративное, но и практическое значение. Ими утепляли жилище, применяли в качестве санных пологов и попон и т.п.

Не утратили своего значения ковры и в наши дни. Они прекрасно сочетаются с современной обстановкой жилых квартир и интерьеров общественного назначения. Ковровые изделия в убранстве интерьера имеют большое значение. Они часто являются основным элементом украшения, определяя весь цветовой строй комнаты, придавая ей то торжественно-праздничный, то строго деловой, то спокойный вид. Коврами украшают пол, стены или мебель. Их значение определяет размер и композицию узора. На настенных коврах кроме чисто орнаментального решения с узором геометрического или растительного характера могут быть использованы сюжеты.

Ковры с тематическим решением композиции в интерьере выполняют роль большого декоративного панно. Ковры, применяющиеся для обивки мебели, кроме гладких и полосатых могут иметь композицию замкнутого характера, рассчитанную на данное кресло, диван или другую мягкую мебель. Выполняются ковры из шерстяной или шелковой пряжи по льняной или хлопчатобумажной основе.

Ковровые изделия отличаются большим разнообразием по технике выполнения. Они бывают гладкие односторонние и двухсторонние типа паласов, килимов, сумахов, а также односторонние и двухсторонние ковры с коротким и длинным ворсом. Встречаются ковры с гладким фоном, над которым рельефно выступает ворсовый узор.

Гладкие ковры издавна бытовали в Курской и Воронежской губерниях, а также частично в среднеазиатских и закавказских республиках.

Вырабатывались такие ковры ручным способом на ткацком станке по счету ниток или на специальном ковровом станке. Ковровый станок прост по конструкции и может в настоящее время быть использован любителями – мастерами для получения небольших ковровых изделий. Существуют вертикальные, горизонтальные и наклонные станки. Вертикальный станок наиболее удобный и простой, состоит из двух вертикальных станин и двух горизонтальных подвижных валов - брусов, которые вместе со станинами образуют раздвижную раму (вроде пяльцев). На эти валы – брусы снуется основа из толстых крученых льняных или хлопчатобумажных нитей (кордная пряжа). Перед сновкой валы-брусы скрепляются  со стойками на определенном расстоянии друг от друга деревянными клиньями. Для того чтобы натянуть нити основы, применяют деревянные клинья или натяжные винты, которые могут быть расположены наверху, в центре или внизу станины. На простых вертикальных станках применяется короткометражная заправка основы, длина которой определяется двойным расстоянием между валами-брусьями. Перед сновкой валы размечают на сантиметры или дециметры. Затем начальный конец основы привязывают к круглому прутку и начинают сновку слева направо. Перед этим верхний брусок должен быть чуть спущен или нижний чуть поднят, чтобы в дальнейшем иметь возможность натянуть основу до необходимого натяжения. Пруток укрепляют среди станка у нижнего бруска. Он также размечается на сантиметры. При сновке основы простейшим способом клубок идет под нижний брус и затем перекидывается через верхний брус, спускается вниз до прутка, где делает петлю. После этого клубок поднимается наверх, огибает верхний брус, подводится под нижний и, образовав петлю на прутке, вновь направляется под нижний брус, и операция повторяется. Когда сновка закончена, конец нити привязывается к заправочному прутку с правой стороны. При таком расположении основы витки следуют один за другим так, что получается так называемая «бесконечная» основа, где нити, расположенные по лицевой стороне станка, участвуют в тканье, а задние являются продолжением основы. Более быструю сновку можно производить, огибая не клубком, а петлей нити, сходящей с бобины, установленной на полу. Натягивать основу необходимо равномерно, иначе утки будут зарабатываться по – разному, и в готовом изделии появятся искажения. После окончания сновки нити равномерно распределяют по ширине брусьев. Количество нитей основы зависит от плотности и ширины изделия.

Когда основа готова, на ней прокладывают зевообразовательную планку толщиной 0,8 – 1 см и шириной 2,5 – 3 см, которая должна разделить четные и несчетные нити основы на две равные части. Нити основы, которые располагаются за зевообразовательной планкой, захватываются в петли нитяных полуремизок, концы которых укрепляются на тонкой планке или завязываются в узлы. Полуремизки дают возможность легко оттягивать нити основы, образуя зев, противоположный зев образуется планкой. Перед началом работы у прутка вяжется косичка, которая соединяет нити основы в пары. Выше косички полотняным переплетением (гарнитуром) зарабатывается полоска шириной 3 – 4 см. Эта полоска будет являться основанием изделия. После этого цветной шерстью выполняется узор. Считывание узора производится либо с канвовой бумаги, на которой разработан рисунок, либо с шаблона, укрепленного за основой. При выполнении гладкого двухстороннего ковра цветные нити согласно рисунку перевиваются с основой по гарнитуру. Есть несколько способов соединения двух цветовых границ в ковре. В простых паласах разноцветные уточные нити не сцепляются между собой, а обвиваются с соседними основными нитями, то есть между двумя цветными утками по вертикали получаются просветы. Поэтому при составлении узора для паласных ковров необходимо следить, чтобы не было длинных вертикальных линий, иначе в этих местах будут большие просветы. Курские и воронежские ковровщицы в местах перехода одного цвета в другой перевивают шерстяные утки на одной нити основы. При этом четкость цветовых границ несколько утрачивается. Курские ковровщицы применяют комбинированный способ, при котором не все цветные утки на стыке двух границ узора перевиваются на одной нити основы.

Украинские килимы по технике выполнения близки к паласам. Килимы отличаются тем, что утки одного цвета перевиваются с утками другого цвета, а не ложатся рядом, как было описано в первом случае. Украинские килимы до сих пор пользуются заслуженной славой не только в своей республике, их красивый колорит и своеобразный узор привлекает внимание и зарубежных покупателей. Вазы с цветами, букеты, отдельные веточки, простые и сложные геометрические мотивы с большим мастерством располагаются на цветных фонах. Собрав материал и творчески его переработав, можно создать небольшую композицию гладкого ковра, сохранив традиционный цвет и характер узора. Такой ковер можно выполнить на простом станке в домашних условиях. Кроме паласов и килимов к гладким коврам относятся сумахи, которые широко применяются на Кавказе и в Средней Азии. В этом случае цветной шерстяной уток переплетается с основой не по гарнитуру, как в предыдущих коврах, а делает петлю на двух основных нитях, а затем переходит к следующей паре нитей основы и т.д., образуя при этом рисунок на лице, а на изнанке выступает уток, который переплетается с основой по гарнитуру после каждого ряда шерстяных узорных косичек или полукосичек.

Кроме гладких ковров на Кавказе, в Средней Азии и Сибири издавна вырабатывали ворсовые ковры, которые имеют до сих пор мировую славу. Особенно знамениты туркменские ковры с сочным колоритом и своеобразным геометрическим узором, имеющим многовековые традиции. При небольшом количестве тонов и сравнительном однообразии орнаментальных мотивов среднеазиатские ковры производят впечатление большого богатства за счет цветового равновесия между фоном и узором и продуманности соотношения всех орнаментальных мотивов.

В азербайджанских и армянских коврах кроме геометрических мотивов, характерных для данной местности, использовались геометризованные растительные мотивы. Часто в узор вплетают фигурки птиц и зверей. Для ворсового ковра ручного изготовления можно использовать тот же самый станок с основой. Вначале вяжется косички и зарабатывается край 2-3 см гарнитуровым переплетением уточной пряжей. Первая уточная нить ложится на расстоянии 8-10 см от прутка. Затем выделяется две-три пары основных нитей по краям для образования кромок, которые выполняются шерстяными или хлопчатобумажными нитями в 3-4 связкой узлов. Для вязки узлов применяется как одиночная нить в два-три сложения, так и пряжа в два-три и более сложений. Канвовый рисунок, с которого производится считывание узора, имеет уточный расчет количества узлов на квадратный сантиметр. Для вязки узлов и обрезки ворса применяется специальный нож, на конце которого имеется крючок. Для прибоя уточных нитей и узлов применяется деревянная или металлическая колотушка с зубьями.

В зависимости от формы вязки ковровые узлы бывают одинарные, полуторные, двойные и спиральные. Наиболее прочным является двойной узел, при котором шерстяной уток обвивается на двух нитях основы, выпуская концы на лицевую сторону. После каждого ряда узлов прокладывают два ряда уточных льняных или хлопчатобумажных нитей, которые переплетаются с основой по гарнитуру.

Полуторный узел, называемый текинским или персидским, отличается от предыдущего тем, что в нем одна нить основы огибается полной, а другая неполной петлей. Эти узлы можно вязать на четных или нечетных нитях основы.

Большое распространение имеют махровые и длинноворсовые ковры, которые до сих пор вырабатываются в Сибири и особенно в прибалтийских республиках, где эта техника известна под названием «рюу».

В махровых коврах вяжется также двойной узел, но количество грунтовых утков увеличивается. Декоративный эффект при этом достигается длиной ворса. Эти ковры отличаются большой живописностью и мягкостью колорита. Эта техника открывает перед художником большие возможности. Подготовка основы производится обычным способом и также вначале зарабатывается гарнитуровым переплетением хлопчатобумажным утком, а затем производится вязка узлов. Цветные кончики пряжи обвивают две нити основы так, чтобы ворсинки были выпущены на лицевую сторону. Между рядами узлов прокладываются шерстяные или хлопчатобумажные утки, которые переплетаются с основой по гарнитуру. Количество их зависит от длины ворса.

Мы разобрали основные виды гладких и ворсовых ковров. все они выполняются из шерстяной пряжи, которую можно самостоятельно выкрасить в необходимый цвет. Крашение шерсти можно производить кислотными и протравными красителями. Красится шерстяная пряжа в свободно перевязанных мотках на деревянных палках. Предварительно пряжа обрабатывается мыльно-содовым раствором при  температуре 40-600 С в течение 30 минут, промывается в теплой и холодной воде, а затем во влажном состоянии подвергается окраске.

Вещества, входящие в состав красильного раствора, берутся по отношению к весу окрашиваемого материала.

Сухой краситель растворяется в горячей кипяченой воде и затем разбавляется до нужного объема. Полученный красильный раствор нагревается до 350С и в него добавляется глауберова соль. Окрашиваемая пряжа погружается в раствор при температуре 350С, и в течение 15 минут подогревается раствор до 600С. После чего пряжа вынимается из раствора, а туда добавляется 2 % серной кислоты. После тщательного перемещения пряжа вновь погружается в раствор, и в течение 30 минут температура его повышается до 60-800. Затем добавляется еще 2% серной кислоты, и крашение продолжается в кипящем растворе в течение 25 минут. Вынимается пряжа из ванны при температуре 350, прополаскивается в теплой и холодной воде вешается на просушку.

Крашение начинается при температуре 500С. Пряжа перед крашением смачивается и отжимается. Температура красильного раствора постепенно повышается до кипения, и крашение продолжается в течение 50 минут, затем раствор охлаждают до 500С и в него прибавляют: щавелевую кислоту 2%, хромовокислый калий 2%. Затем крашение продолжается еще час.  

При изготовлении небольших ковровых изделий самодеятельные художники могут использовать народные узоры растительного и геометрического характера или на их основе самостоятельно разработать композиции согласно задуманному изделию. При работе над композицией необходимо учитывать размер интерьера и характер его убранства, чтобы правильно выбрать место ковра в комнате, его размер и пропорции. Колорит ковра определяется в зависимости от цвета обивки мебели и обоев. От замысла художника зависит характер композиции. Может быть выделен центр или наоборот более узорной будет кайма. Центральное заполнение ковра может быть замкнутое в виде букета цветов, овала, ромба или другой геометрической фигуры. Может быть и раппортное решение центральной части ковра, а также и характер рисунка, приступают к детальной разработке всех частей композиции. При этой работе большое значение имеют традиционные народные ковры, которые дают пример преобразования живой природы в декоративно-оригинальные формы. Кроме этого постоянное обращение к классическим образцам позволяет освоить принципы построения узора, принципы гармоничного сочетания цветов. Творческий процесс художника особенно обогащается от живого общения с народными мастерами, которые даже в беседе могут дать  представление о законах орнаментального строя композиции. Тем более это полезно при обсуждении эскиза ковра, сделанного художником.

Когда эскиз готов, его переводят на канвовую бумагу, которую можно изготовит самим. Плотную белую бумагу необходимо разграфить на клеточки, число которых должно соответствовать количеству нитей основы, а также узорного и грунтового утка. Затем на готовую канвовую бумагу наносится узор. Размер патрона с канвового рисунка зависит от характера композиции. Он может быть выполнен на все изделия или на половину и четверть, если узор повторяется.

Отбирая из огромного количества образцов те технические приемы исполнения и принципы композиционного построения рисунка, которые отвечают современным требованиям, и творчески их используя, можно сделать красивый современный ковер, который украсит вашу комнату, придаст ей национальный колорит. Необходимо только при этом бережно и внимательно относиться к использованию народного творчества, не искажать его, а обогащать новыми формами, новыми цветовыми сочетаниями, созвучными современному направлению в декоративно-прикладном искусстве.

  1. Нетканый гобелен.

Шпалера (или гобелен) – это безворсовый настенный ковер ручного производства с сюжетно-тематической или орнаментальной композицией, создаваемый перекрестным переплетением нитей основы и утка. В последние десятилетия появились новые текстильные приемы и материалы, изменилась техника ручного ткачества, что позволяет выйти из рамки традиционного гобелена. Сегодня распространение получило такое направление в искусстве текстиля, как нетканый гобелен. С одной стороны, это упрощенный быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, собственно нетканый гобелен имеет много достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветным волокном или шерстяной нитью различных оттенков. Техника изготовления нетканых гобеленов позволяет создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты.

Техника нетканого гобелена менее трудоемкая, чем техника тканого, и доступна даже ученикам младших классов. Но подойти к выполнению, даже небольшого изделия, надо ответственно, ведь от этого во многом зависит конечный результат всей работы. Грамотное выполнение декоративно-прикладных изделий – одно из условий развития способностей ребенка в изобразительной и прикладной деятельности.

Как и в любом гобелене, работу начинают с разработки эскиза. Натуральные зарисовки – это отправная точка в декоративной композиции, где выявляются характерные выразительные особенности объекта, например, цветка. Далее с помощью стилизации декоративно обогащаются отдельные элементы, а затем и вся форма цветка. Затем выполняют эскиз в цвете с помощью гуаши, карандашей или акварели.

На картон или на ткань (холст, бортовка, лен), предварительно натянутую на подрамник, переносят контурный рисунок будущего изображения с помощью мягкого карандаша или фломастера. Следующий маловажный этап – это подбор шерстяных нитей нужных цветов, соответствующих цветовой гамме эскиза. Если отсутствуют некоторые цвета, то анилиновыми красителями для шерсти можно выкрасить обычную шерстяную пряжу в тот или иной цвет. Для выполнения одного изделия, как правило, берут нити одной толщины. В дальнейшей творческой работе, когда появится уверенность в выполнении нетканого гобелена, можно сочетать нити разной фактуры и толщины.

Представленные на иллюстрациях изделия – это текстильные вариации на тему одной композиции, выполненные различными техниками одного вида нетканого гобелена.

Плоскостная техника. По контурному рисунку цветка наклеивают черную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом.

Фактурно-рельефная техника. Вызывают крючком цепочки из воздушных петель, проглаживают утюгом, приклеивают по рисунку. Затем нарезают пряжу соответствующих цветов мелкими отрезками, покрывают клеем ПВА фон композиции и плотно закрывают фон нарезанной пряжей.

Объемная техника. Эта техника более трудоемкая и требует определенного навыка работы с пряжей. Вначале приклеивают в нужном направлении цветные нити на фон. Затем на линейку наматывают пряжу, снимают, перехватывают по середине пучка такой же ниткой и завязывают. Пучок может быть как ворсовым, так и махровым. Такой пучок должен иметь два длинных «хвостика», которые будут убираться с помощью крючка на изнаночную сторону работу. Пучков должно быть много для большей плотности работы. В соответствии с задуманной композицией цветными пучками заполняются «пустоты» самого цветка. Расстояние между пучками 1 – 1,5 см. с изнаночной стороны «хвостики» связывают между собой. Когда работа выполнена, с помощью парикмахерских или очень острых ножниц выравнивают поверхность гобелена.

Готовые нетканые мини-гобелены помещают в деревянные рамы. Изделия служат для украшения интерьера помещения.

Глава II. Технология изготовления гобелена.

2.1. Инструменты и оборудование.

В этом разделе представлены 3 основных способа создания ковров: образование петель, узелков, плетение. По своему назначению ковры различаются как настенные, напольные и покрывала. Ковры, изготовленные с помощью крючка, изготавливаются путем проталкивания петель из ткани или пряжи через материал основы с помощью вязального крючка или прокалывающего крючка. В узелковых коврах ворс формируется посредством привязывания пряжи к ячеистой основе с помощью крючка с замком. Для плетенных ковриков не требуются ни специальные инструменты, ни основа. Здесь заплетенные в косы полоски ткани прошнуровываются прочными нитками, образуя прочную структуру. Для напольного коврика необходимо выбирать более стойкий к изнашиванию материал.

2.2. Инструменты и ткани для основы.

Вязальный крючок – это традиционный инструмент для изготовления ковриков – похож на обыкновенный крючок с деревянной ручкой.

Прокалывающий крючок имеет отверстие, через которое пропускается пряжа.

Крючок с замком служит для привязывания пряжи к основе.

Зажим необходим для закрепления полосок ткани, используемых при плетении кос.

Для вязального и прокалывающего крючков в качестве основы необходимо выбирать плотный материал, например, мешковину. Другой популярный материал для основы – смесовое полотно из льна и хлопка. Оно дороже мешковины, но и прочнее. Для ковриков, сделанных крючком с замком, подходит канва, имеющая 3 или 5 клеток в 2,5 см.

Использование вязального крючка.

Коврики, сделанные с помощью вязального крючка, изготавливаются путем проталкивания петель из длинных полос ткани или пряжи сквозь ткань основы. Петли сохраняют форму, потому что они достаточно плотно прилегают друг к другу. Чтобы удобно было вытягивать петли одной высоты, ткань основы должна быть туго натянута в прямоугольных пяльцах.

Вязальный крючок – традиционный инструмент, но использовался еще первыми американскими поселенцами для изготовления ковров с рисунком из полос ткани, нарезанной из изношенной одежды. Тонкие полосы ткани удобнее  в работе, чем шерсть, так как крючок, проходя через основу, захватывает не всю нить, а лишь несколько волокон.

Подготовка ткани. Постирайте ткань перед нарезанием, особенно если ткань новая. Используя острые ножницы, разрежьте ткань на длинные узкие полосы. Ширина полос зависит от фактуры ткани и конечной цели, поэтому сначала поэкспериментируйте на кусочке. Для достижения домотканого внешнего вида лучше всего подходят полосы шириной 6 мм. Готовые полосы могут быть нарезаны шириной как 12, так и 3 мм. Что выбрать, зависит от того, какого впечатления вы хотите добиться. Ткань следует резать по долевой нити, трикотаж – по длине петель. Никогда не режьте полосы по косой.

Основной метод:

  1. Работайте справа налево. Придерживайте левой рукой полосу ткани с изнаночной стороны основы, позволяя ей свободно перемещаться между большим и указательным пальцами.
  2. Крючок держите в правой руке, как карандаш, острием вверх. Справа проткните крючок между нитями основы, подхватите полосу ткани и вытяните один конец на лицевую сторону основы.
  3. Для формирования первой петли снова проткните крючок через основу, отступив на 2 нити влево от вытянутого конца полоски. Продолжите придерживать полосу ткани с изнаночной стороны левой рукой. Но если вы будете держать его слишком плотно, то можете выдернуть из полотна основы уже вытянутый конец полосы.
  4. Подхватите крючком полосу ткани и вытяните на лицевую сторону петлю необходимого размера. Как правило, высота петли равна ширине полосы.
  5. Продолжите вытягивать петли, оставляя 1 или 2 нити основы между ними. С изнаночной стороны основы из полоски ткани формируется узор, напоминающий плотный ряд шва «вперед иголку». Если стежки образуют петли, значит, вы недостаточно вытянули полосу на лицевой стороне.
  6. Отступите на 1 или 2 нити полотна от первого ряда и начните следующий ряд. Всегда начинайте и заканчивайте ряд, вытаскивая конец полоски на лицевую сторону работы. Начинать следует с правой стороны.

Выполнение узора. Вначале выполните мелкие детали узора, а затем выполните фон. Очертите детали узора рядом петель, затем заполните ими выделенную область. Никогда не протягивайте полосу ткани или пряжи от данного участка узора к другому, так как образовавшиеся с изнаночной стороны протяжки могут повредить вашу работу.

Если полотно основы начинает выгибаться, это значит, что ряды близко подходят друг к другу. В этом случае следует увеличить интервал на 1 нить полотна основы. Если же основа проглядывает через узор, то уменьшите интервал на 1 нить основы.

Использование прокалывающего крючка.

Ковры с использованием прокалывающего крючка выполняются на основе, закрепленной в прямоугольных пяльцах. Внешне они не отличаются от ковриков, выполненных с помощью вязального крючка, так как формирование узора здесь основано на плотном расположении петель из пряжи или ткани. Главное отличие в том, что прокалывающим крючком вышивают ковер с изнаночной стороны, поэтому переносите ваш рисунок на изнаночную сторону работы в зеркальном отображении. Прокалывающим крючком работать быстрее, так как он автоматически подает пряжу сквозь основу и регулирует высоту петель. Пряжа более удобна в работе, чем полоски ткани, потому что она свободно перемещается вверх и вниз вместе с движениями крючка.

Инструменты. Прокалывающие крючки выпускают различных размеров для разных видов пряжи. При  выборе крючка обратите внимание на свободное прохождение пряжи через ушко прокалывающей части. Крючок приспособлен для формирования петель различной высоты (от 6 до 18 мм) посредством поворота и фиксирования рукоятки.

  1. Заправьте пряжу в крючок. Подвигайте ее, чтобы убедиться в свободном перемещении пряжи.
  2. Держите крючок, как карандаш. Рабочая часть иглы должна быть расположена по направлению работы. Если крючок направлен неправильно, будет нарушена подача пряжи.
  3. Протолкните крючок сквозь основу до соприкосновения фиксатора с деревянной ручкой.
  4. Вытащите крючок обратно, пока он не будет касаться основы острием. Не поднимайте крючок. Переместите крючок вдоль поверхности основы на несколько нитей и снова проткните его сквозь основу.
  5. Продолжите таким образом, изменяя лишь направление движения, если необходимо. Оставляйте несколько нитей основы между рядами петель.
  6. Следите, чтобы петли были ровными. В противном случае пропустите вязальную спицу сквозь них до одного уровня.

Закрепление конца нити. Если вам нужно закрепить конец рабочей нити, проткните крючком основу (слева), слегка подтяните пряжу и разрежьте ее над ушком крючка. Удалите крючок. Подрежьте концы пряжи, выравнивая высоту ворса.

        Использование крючка с замком.

        Коврики, сделанные с помощью крючка с замком, выполняются на канве и не требуют дополнительного закрепления в пяльцы. Пряжа разрезается на отрезки необходимой длины, каждый из которых отдельно привязывается к основе. Самый простой способ – использование ковровой пряжи, а также полоски ткани и плетеные косы. Особенностью данного типа ковриков является густой ворс, при котором теряется четкость рисунка, поэтому для них больше подходят крупные узоры. Убедитесь, что все узелки лежат в одном направлении.

  1. Сложить нарезанную пряжу пополам вокруг основания крючка. Держа концы отрезка пряжи вместе, проденьте крючок под одной нитью канвы и протолкните вперед до открывания замка.
  2. Проденьте концы пряжи  в замок, поместив их под крючком.
  3. Протяните крючок на себя, чтобы замок зафиксировал концы пряжи, и вытяните их, завязав узлом образовавшуюся петлю.
  4. Потянув за концы пряжи, убедитесь в прочности узла. Закрепляйте узлы по горизонтали, располагая их через каждые две вертикальные нити канвы.  

2.3. Пряжа и техника доработки.

Вы можете использовать как готовую нарезанную пряжу, так и изготовить ее сами. Каждый отрезок по длине должен в два раза превосходить требуемую длину ворса, а также иметь зазор для завязывания узла около 12 мм. Минимальная длина отрезков, при которой образуется ворс, примерно 6,5 см. Сначала протренируйтесь в завязывании узелков. Закончите работу, обработав край или бахромой, или просто подогнув его.

Для изготовления отрезков пряжи заданной длины разрежьте петли по длинному краю полосы из картона.

Вырежьте из картона длинную полосу шириной, равной желаемой длине ворса плюс 12 мм для узелка. Сложите картон пополам и намотайте на него пряже без нахлестов.

Как обработать край? Подогните канву по краям на 2,5 или 5 см. Совместите нити обеих слоев и выполните первые ряды по двойной основе.

Как выполнить бахрому? Оставьте незаполненными клетки первого ряда канвы. По завершении работы завяжите более длинные отрезки пряжи по краям коврика, формируя бахрому.

Плетенные коврики. Этот вид ковриков выполняют из полос ткани, заплетенных в косички, которые затем укладывают по спирали и скрепляют между собой. Как правило, ткани для работы требуется много, поскольку длина полос при плетении уменьшается примерно на треть. Для напольных ковриков лучшая ткань шерсть, поскольку она лучше всего выдерживает изнашивание, у плотной хлопчатобумажной ткани другое преимущество – насыщенный цвет. Чтобы получить однородную фактуру в изделии, используйте ткани одного типа и плотности. Существуют два основных способа создания цветовых сочетаний. Например, косичка может быть сплетена из полос одного цвета и соединена с косичкой другого цвета. В другом способе косичку плетут из полос разного цвета или используют из набивной ткани.

2.4. Подготовка ткани.

Прежде всего выстирайте ткань, особенно если она новая. Нарежьте ее на полосы одинаковой ширины вдоль горизонтальных волокон. Обычно ширина полос составляет от 2,5 до 4 см в зависимости от плотности ткани. Перед разрезанием ткани поэкспериментируйте с полосами разной ширины, заплетая их в косы, чтобы выбрать оптимальную ширину полос.

Соединение полос.

  1. Срежьте по диагонали концы каждой полосы.
  2. Сложите 2 полосы лицевыми сторонами внутрь, совмещая диагональные срезы, и сшейте их на машинке или вручную.
  3. Разгладьте полученный шов и обрежьте выступающие углы.

Загибание полос.

  1. Положите каждую полосу на гладкую поверхность лицевой стороной вниз и подогните боковые срезы к центру.
  2. Сложите полосу пополам. Прометайте по свободному краю или разгладьте утюгом. Утюжка обеспечит ровное плетение.

Плетение косы. При плетении косы лучше, чтобы обе руки были свободными. Поэтому, соединив вместе три полосы, используйте настольный режим для закрепления косы на время работы или сколите начало косы английской булавкой, а затем повесьте булавку на крючок на стене. Остановившись на время, зажмите косу прищепкой.

  1. Соедините 2 полосы. Вставьте в сгиб 3-ю полосу, располагая свободный край справа, и прошейте все 3 полосы вместе.
  2. Загните правую полосу на центральную, располагая свободный край справа.
  3. Загните левую полосу на новую центральную, располагая свободный край справа.
  4. Продолжите плетение, располагая то правую, то левую полосу над центральной. Следите, чтобы свободные края полос всегда находились справа. Тогда они не будут заметными.

Наращивание полос. Вам постоянно придется пришивать новые полосы ткани к концам сплетенных полос, чтобы увеличить общую длину фрагмента. Обрезайте концы сплетенных полос на разных уровнях, чтобы соединительные швы не располагались в одном месте. Пришивайте новую полосу к концу центральной полосы косы, чтобы спрятать шов при плетении под боковой полосой.

  1. Закрепите зажимом концы сплетенного фрагмента, чтобы коса не расплетались. Обрежьте конец полосы по диагонали.
  2. Обрежьте конец новой полосы и сшейте 2 полосы вместе по диагонали. Расправьте их и продолжите плетение.

Круглые коврики. Круглые плетеные коврики изготовляются по спирали. Чтобы закругленный край лежал плоско, по внешней стороне косы выполняют дополнительный виток. При формировании центральной части изделия закругления могут повторяться более чем двенадцать раз. По мере расширения коврика количество закруглений уменьшается и можно продолжать плетение обычным способом.

  1. Соедините 3 полосы вместе и плетите косу обычным способом.
  2. В начале закругления загните левую полосу на центральную.
  3. «Новую» левую полосу снова загнуть на центральную.
  4. Правую полосу вплетите так плотно, чтобы коса изогнулась вправо. Продолжите плетение обычным способом до места следующего закругления.

Овальные коврики. При изготовлении овального коврика начинают с прямого центрального фрагмента, а затем плетут вокруг него по спирали. На закруглениях овала выполняют три фрагмента.

  1. Длина прямой косы центрального фрагмента, который начинает спираль, зависит от задуманных размеров ковра. Длина фрагмента равна разности конечной длины и ширины ковра.
  2. Сплетите по прямой фрагмент косы нужной длины, затем выполните три дополнительных витка для закругления.
  3. Плетите по прямой до следующего поворота и снова сделайте закругление так, чтобы коса обогнула начало работу. Продолжите плетение по прямой, делая закругления по мере необходимости.

  1. Прошнуровывание.

Этот способ соединения быстрее и надежнее, чем прострачивание  на машинке. Вам понадобится ковровая игла с загнутым острием. Тяжелые фрагменты сшиваются тонкой бечевкой, более легкие – прочными хлопчатобумажными нитками. Всегда работайте на плоской поверхности. Для наглядности мы использовали контрастную нить, в действительности же подбирайте нить соответствующего цвета.

Прошнуровывание по прямой. Положите фрагменты рядом. Пропустите иглу через первый виток правой косы, затем через соответствующий ему виток левой косы. Стяните как можно туже. Продолжите работу, туго стягивая соединительную нить, чтобы сделать шов почти невидимым.

Прошнуовывание по окружности. В круглых ковриках внешняя коса длиннее внутренней. Работайте, как при прошнуровывании по прямой, периодически пропуская витки внешней косы так, чтобы коврик оставался плоским.

Прошнуровывание по овалу.

  1. При сшивании овальных ковриков сочетают прошнуровывание по прямой и по окружности. Начните от середины центрального фрагмента и работайте по направлению к первому закруглению.
  2. Выполнив закругление, поменяйте направление и работайте до следующего закругления.

  1. Переплетение.

Для этого способа соединения кос вам потребуется вязальный крючок большого размера. Косы не будут лежать плоско, как при прошнуровывании, поэтому этим способом лучше соединять прямые участки работы. Для закруглений следует протянуть две близлежащие полосы через одну петлю.

Сплетите первую косу и начните рядом вторую. Каждую среднюю полосу протягивайте крючком через соответствующий виток первой косы.

Завершение работы. Когда коврик завершен, верните концы косы на изнаночную сторону и подшейте мелкими стежками.

Завершение прямого фрагменты. Заверните концы полос под витки косы с изнаночной стороны. Закрепите мелкими стежками, лишнюю ткань отрежьте.

Завершение закругленного фрагмента.

  1. Для завершения работы заострите конец каждой полосы.
  2. По мере плетения коса будет становиться уже. Загните концы полос под витки близлежащей косы и зафиксируйте мелкими стежками ниткой в тон работы.

  1. Обработка готовых изделий.

Края коврика, сделанного с помощью вязального крючка, обычно обрабатывают коверной тесьмой. Коврик, выполненный прокалывающим крючком, прослужит дольше, если вы обошьете его с внутренней стороны коверной тесьмой со всех сторон. Дублирование коврика подкладкой желательно, но не обязательно. Многие считают, что будет лучше, если грязь и пыль пройдет через коврик, чем будет скапливаться между тканью ковра и подкладкой. Если вы все же решили изготовить подкладку, возьмите для нее мешковину или иную прочную ткань.

Обработка тесьмой. Для защиты необработанных краев коврика от износа и разрывов необходимо обшить их специальной прочной коверной тесьмой. Она должна быть на 5 см больше периметра ковра. Также вам потребуется плотные льняные или хлопчатобумажные нитки, ковровая игла и наперсток.

Обработка краев прямоугольного коврика.

  1. Обрежьте концы полотна коврика, оставляя на подгиб по 2 см от заполненной работой площади. Положите тесьму на лицевую сторону коврика так, чтобы внутренний край тесьмы совпадал с наружным краем рабочей площади. Особенно тщательно уложите тесьму на углах. Пришейте тесьму близко к внутреннему краю.
  2. Отверните припуски коврика и тесьму на изнаночную сторону. Сложите излишек ткани на углах, формируя сходящуюся диагональную складку. Сшейте слоенные углы и пришейте тесьму к коврику.

Обработка краев круглого и овального коврика. Обрежьте полотно коврика, оставляя на подгиб 2 см. На закруглениях ткань надсеките, чтобы на изнаночной стороне она лежала плоско. Соберите излишек ткани по краю тесьмы в небольшие складки.

Пришивание подкладки. Используйте для подкладки прочную ткань типа мешковины. Способ выворачивания лучше использовать в небольших подставках, которые легко сгибаются и выворачиваются. Для больших ковриков используйте способ «спина к спине». Пришивая подкладку, следите, чтобы направление долевой нити ткани ковра и подкладки совпадало.

Способ выворачивания. Обрежьте ткань коврика, оставляя на подгиб 1,2 см. Выкроите подкладку лицевыми сторонами и сшейте, оставляя отверстие для выворачивания. Выверните коврик и зашейте отверстие.

Способ «изнанка к изнанке». Обрежьте ткань коврика, оставляя на подгиб 2,5 см. Выкроите подкладку такого же размера. Обрежьте углы под 450 и сложите их, отвернув на изнаночную сторону. Сложите коврик и подкладку изнаночными сторонами вместе и сколите булавками. Сшейте края швом «козлик».

Уход за ковриком. Сохраните немного шерсти или ткани для будущей починки. Восстанавливая крючковый коврик, осторожно обрежьте и вытяните петли на поврежденном участке с изнаночной стороны. Подходящей пряжей заполните пространство. Регулярно вытряхивайте и пылесосьте коврик. Свежие пятна удаляйте мокрым полотенцем, а затем пятновыводителем. Для хранения изделие скатывайте и заворачивайте на чистую простынью.

Инструменты и материалы:

  • Деревянный подрамник 700*500;
  • Гвозди 20 мм;
  • Молоток;
  • Деревянная планка прямоугольного сечения 20*10, длиной 550 мм;
  • Нитки для основы: прочная крученая нить хлопчатобумажная или лен;
  • Нитки для ткачества: вязальная шерсть или искусственная пряжа одинаковой толщины (3-5 цветов);
  • Ножницы;
  • Вилка;
  • Бумага для эскиза;
  • Линейка;
  • Простой карандаш, ластик;
  • Цветные карандаши;
  • Картонка (прямоугольная 50*500);
  • Небольшая подушка (250*300).

  1. Приемы изготовления гобелена в домашних условиях.

Шаг 1. Начертить эскиз в размер будущего изделия на листе бумаги, свободно чередуя широкие, средние и узкие полосы симметрично от центра. Подберите 3-5 цветов ниток для ткачества. Раскрасьте эскиз цветными карандашами в соответствующие цвета, располагая их симметрично от центра.

Шаг 2. Возьмите конец основной нитки и привяжите его к первому гвоздю узлом. Протяните нить до противоположного гвоздя, обведите вокруг него и, сильно натянув, закрепите на исходном двумя кольцами без узлов. В результате между парой гвоздей на противоположных планках подрамника должна быть натянута одна пара нитей основы.

Переведите нить на следующий гвоздь и повторите операцию. Ширина натяжки основы должна соответствовать ширине будущего изделия. Дойдя до последнего гвоздя, привяжите к нему и отрежьте конец.

Шаг 3. Разберите нити основы на верхние и нижние, просовывая между ними деревянную планку следующим образом: первую пару нитей вверх (на планку), вторую – вниз (под планку), затем первую нить (из пары) вверх, вторую вниз, так до последних двух пар, из которых первую целиком вверх (на планку), вторую – вниз.

В образовавшийся между нитями зев просовываем картонную полоску и опускаем ее вниз, вплотную к гвоздям.

Шаг 4. Косичка закрепляет край паласа, она выглядит так, как будто ее связали крючком. Чтобы ее сплести нужно взять нить основы и пропустить позади натянутой основы. Справа  из короткого конца делайте небольшую петельку, скрестив нить, в нее указательным пальцем правой руки втяните нитку, пропущенную сзади между первыми двумя парами основы.

Подтяните первое кольцо косички. Левой рукой постоянно придерживайте конец нитки слева. Для следующего кольца косички вытяните указательным пальцем нитку между второй парой и третьей. Каждое кольцо косички должно охватывать одну пару. Регулируйте размер колец, делая их одинаковыми и не стягивая при этом общую ширину паласа. Обхватив все пары, включая последнюю, сделайте еще два кольца в воздухе, отрежьте нитку от клубка и вытяните конец из последнего кольца. Косичка закреплена.

Шаг 5. Основную нитку нарежьте равными отрезками длиной 160-200 мм по количеству гвоздей. Каждым отрезком обхватите поочередно все нижние сдвоенные пары, свяжите концы получившихся петелек по 7-8 штук узлом вместе. Получились несколько ремизок, потянув за которые на себя, можно поднять нижние нити основы, образовав второй зев.

Шаг 6. Возьмите небольшой моток цветной нити и, не закрепляя ее конец, пробросьте его через первый зев, образованный планкой, от одного конца изделия до другого слева направо. Нитку не подтягивайте, она должна лежать без напряжения, волнами. Теперь поверните нить и пробросьте моточек справа налево во второй зев, поднимая поочередно ремизки. Нитка должна лежать, свободно овивая нити основы. Каждый пробрось цветной нитки нужно плотно усаживать вниз рукой или вилкой, прибивая ряды к косичке и картонке. Нитей основы не должны быть видно.

Чтобы укрепить край через 1-2 прокидки обматывайте дополнительно последние сдвоенные пары на манер восьмерки.

Шаг 7. Первая полоса окончена – ее высота соответствует рисунку. Последующие ряды тоже будут ее усаживать, поэтому сделайте 2-3 прокидки сверх кажущейся высоты. Менять нитку нужно не с краю, где-нибудь в середине изделия. Новую нитку вработайте с этого же места где закончилась предыдущая. Не оставляйте хвостик ни спереди, ни сзади. Последующие яды прижмут концы.

Шаг 8. Когда все полоски готовы, снова выполните косичку, чтобы закрепить край сотканного паласа. Затем выньте планку и срежьте основу со станка у самых гвоздей ножницами, оставляя концы как можно длиннее. Завяжите нити основы по две пары вместе. Узлы затягивайте под самую косичку. Подравняйте длину хвостов.

Сотканный образец можно отпарить горячим утюгом через мокрую тряпку.

Шаг 9. Готовое изделие аккуратно нашейте сверху на подушку. Можно предварительно оформить края паласа кистями разных цветов.

Такое паласное изделие может украсить и сумку, и футляр для очков. Соткав узкую полоску с чередованием ярких цветов, вы получите оригинальный текстильный браслет.

 

Глава III. Обучаем школьников безворсовому ткачеству.

  1. Панно из мебельной ткани.

Одна из проблем, стоящих перед учителем технологии – это выбор объекта труда для урока. В условиях нехватки времени решить эту задачу поможет коллективная работа. В результате коллективного творчества учащиеся не только выполняют общее изделие, но и научатся работать в команде. Предлагаю описание изготовления такого объекта труда – панно из мебельной ткани, которое украсит стены кабинета технологии или помещения для занятий группы продленного дня. Наилучшим материалом для создания панно послужат ворсовые или буклированные ткани. Неровная поверхность этих тканей создает впечатление, что изделие выполнено в технике ручного ткачества и плетения.

Композиция панно предполагает использование небольших по размеру лоскутов ткани. Учитель получает возможность показать пример бережливости и удачного применения даже бросовых материалов, которых много в каждом доме. Это остатки ткани и пряжи, полиэтиленовая пленка, куски поролона, строительная сетка для основы и т.п. Необходимое условие для изготовления предлагаемого панно – прозрачная и прочная сетка для основы.

Данное изделие рекомендую выполнять в 6 или 7 классе. При  коллективном изготовлении панно целесообразно разделить учащихся на небольшие группы, каждая из которых будет выполнять определенный этап работы: выполнение рабочего чертежа, вырезание шаблонов, выкраивание деталей, изготовление жгутов и шариков из остатков пряжи. Наклеивать вырезанные детали на сетку в соответствии с эскизом следует всем учащимся по очереди, при этом точность выполненных операций должен контролировать учитель. Закреплять жгуты на деталях панно также необходимо научиться каждому.  

Последовательность изготовления панно «Цветок»

  1. Подбор лоскутов и пряжи по цвету.
  2. Создание эскиза в М 1:10.
  3. Выполнение рисунка (рабочего чертежа) в натуральную величину (в 2-х экземплярах). Нумерация деталей.
  4. Изготовление выкроек и шаблонов.
  5. Выкраивание деталей из ткани.
  6. Наклеивание выкроенных деталей встык на сетку-основу. Сетку накладывают на рисунок, скалывают булавками по всему периметру. При этом направление вертикальных и горизонтальных линий, образующих сетку, должно совпадать с прямой вертикальной линией, проведенной на рисунке.
  7. Обработке верхней части панно. Подгибают деталь №26 на изнаночную сторону и пришивают ручными стежками по нижнему срезу к сетке.
  8. Изготовление шариков. Нарезают из поролона несколько квадратных заготовок и протыкают в каждой небольшое отверстие с помощью ножниц. Пропускают через отверстие шерстяную нить длиной не менее 50 см, на конце нити делают большой узел. Заготовку обматывают шерстяной нитью, создавая форму шара. Нить закрепляют клеем ПВА. Получив ровный шар, нить завязывают узлом и отрезают. Шарики (10 шт) изготавливают из пряжи разных цветов.
  9. Изготовление и пришивание жгутов. Тонкие и толстые жгуты свивают из пряжи. Тонкие жгуты необходимы для оформления деталей на стыках, толстые – для оформления краев панно в верхней части. Тонкие жгуты пришивают или приклеивают к деталям, толстые – пришивают по трем сторонам панно.
  10. Оформление панно. Отрезают лишнюю часть сетки, вставляют деревянную палку для подвешивания панно. Подвешенное панно оформляют шариками из шерстяных нитей и шнурами в верхней части панно.

  1. Панно из лоскутов.

Последовательность выполнения панно.

  1. Определить размер будущего изделия, например 70*80 см. Нарисовать эскиз композиции в натуральную величину. Пронумеровать детали листьев. Переснять каждую деталь при помощи кальки, вырезать. Пронумеровать полученные шаблоны.
  2. Подобрать ткани. Для основы нужна плотная ткань без рисунка, для деталей листьев – ткани разной фактуры с мелким рисунком или без него, но в одной цветовой гамме. Главное условие – выбранные для листьев ткани должны выдерживать определенную температуру глаженья.
  3. Выкроить детали листьев из ткани. Расположить детали на основе в соответствии с эскизом и примечать. Середина композиции остается свободной. Притачать каждую деталь листа к основе зигзагообразной строчкой.
  4. Заполнить середину композиции цветками из ткани. Для изготовления цветков лучше использовать прозрачные легкие ткани. Вырезать из клеевого флизелина круглые детали диаметром от 4 до 8 см, разложить произвольно в середине композиции. По числу деталей из флизелина вырезать детали круглой формы из ткани, при этом диаметр круга из ткани должен быть в три раза больше диаметра соответствующего круга из флизелина. Положить круглую деталь из ткани лицевой стороной вниз. Приклеить к детали из ткани соответствующую деталь из флизелина так, чтобы центры деталей совпадали. Заготовки разложить на отведенные места лицевой стороной ткани вниз. Притачать контуры флизелина зигзагообразной строчкой. Прошить ткань цветка вдоль среза швом «вперед иголку». Стянуть нить, заправив срез ткани внутрь. Вколоть иглу в центр круга из флизелина, вывести на изнаночную стороны основы, закрепить нить на ткани узелком. Аналогично выполнить монтаж всех цветков в центре композиции.

Готовую лицевую часть панно положить на слой синтепона и простегать. Это может быть имитация прожилок листьев или обводка внешнего контура композиции. Изделие оформить в рамку.

Заключение.

В последние годы заметно возрос интерес общества к художественному, декоративно-прикладному искусству  и народному творчеству. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества. Приобщение к искусству с начальной школы постепенно расширяется от ближайшего окружения до искусства родного края, искусства мира.

На занятиях технологии многие учителя уделяют особое внимание изучению декоративно-прикладного искусства. Курс «Ручное рукоделие» знакомит детей с историей развития ткачества, с технологией изготовления изделий в технике гобелена, а также развивает умение концентрироваться, навыки работы с различными инструментами и материалами, воспитывает художественный вкус. Тема выбранная мною является актуальной для настоящего времени так как дает возможность изучения основ технологии и поборки гобелена.

Ручное ковроткачество известно с глубокой древности. Каждый дом начинался паласной дорожки, которая вела от входной двери в комнаты. Такие же полосатые накидушки покрывали сундуки и лавки. Простые геометрические узоры украшали жилище, согревая его теплотой рук мастерицы-хозяйки. Техника ручного ткачества трудоемка и требует много времени, но для исполнения она проста и потому доступна каждому. Нужно только запастись терпением, и успех вам обеспечен.

Сегодня, наверное, в каждой квартире есть клубочки шерстяной, полушерстяной или искусственной пряжи. Гармоничный подбор из трех-пяти цветов вполне может сыграть свою немаловажную роль в ткачестве.

При выполнении данного дипломного проекта, мы считаем, что поставленные нами цели были достигнуты.

Во время выполнения практической работы мы не сталкивались с трудностями, применяли знания на практике, полученные нами знанием на предметах – батик, декоративно-прикладное искусство, основа технологии художественной обработки материалов. Выполняя дипломный проект и проведя практическую работу, мы познакомились с историей гобелена, с техникой выполнения гобелена и различными видами ковров.

Список использованной литературы

  1. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М., 1998.
  2. Ефремичева Н.В. Технология изготовления гобелена. – О., 2004.
  3. Есипова Г.Л. Дама с единорогом: Гобелен на стене. – М., 1999.
  4. Журнал мод. Спецвыпуск. Рукоделие. – М., 2002.
  5. Журнал «Рукоделие». – М., 2003.
  6. Журнал «Деко». – М., 2008.
  7. Журнал «Педагогические и искусствоведческие исследования». – М., 2003.
  8. Журнал «Школа и производство». – М., 2009.
  9. Иеруссалимская А.А. Шерстяные ткани из раннесредневековых могильников Северо-Западного Кавказа в контексте местной культуры. – С-П., 2000.
  10. Ковещникова Е.Н. Основы искусства гобелена. – М., 1993.
  11. Корнушова Т. Петербургские шпалеры в Жрмитаже. – М., 1998.
  12. Кукольный мастер 1\17. – М., 2000.
  13. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. – М., 2005.
  14. Тягутти А. Проекты. Коптские ткани. – М., 2000.
  15. Юлия Мамонтова. Школа флористики. Гобелены и ширмы. Под редакцией Галины Кондратьевой. – М., 2005.

     

 

 

   

             

 

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа на тему: Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

работа содержит некоторый обобщнный материал по особенностям обучения учащихся коммуникативной компетенции на уроках английского языка в различных школах...

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Задачи в программе Excel из моей дипломной работы

Приложение к задачам "Нерадивый ученик", "Очередь в Сбербанке","Дачник и собака" -решение...

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Педагогика здоровья Дипломная работа Сурагина Е.А.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образованияИнститут психолого-педагогического образованияКафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека______________...

дипломная работа "Проблемно-коммуникативный подход в организации изучения анг. языка в школе".

Целью данной дипломной работы является  определение педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной активности школьников.  В первых двух главах описываются теоретические о...

Дипломная работа по теме "Организация проектной деятельности в пропедевтике геометрических понятий (6 класс)"

Работа представляет собой разработку методического обеспечения по курсу "Наглядная геометрия 6 класс". В работу включены теоретические аспекты проектной деятельности, поурочное пла...