проект по технологии
проект по технологии (9 класс) на тему

Тищенко Елена Александровна

проект по технологии , пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Игрушка - своими руками"89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Новосельский

Выполнила:

Ученица 9 класса

Рыжикова Дарья

Руководитель проекта:

Тищенко Е.А.

2008


Содержание:

1.Поисково-исследовательский этап.        

1.1.Поиск и анализ проблемы.        

1.2. Выбор темы проекта.        

1.3. Конструирование изделия        

1.3.1. Выбор материалов.        

1.3.2. Инструменты.        

1.3.3. Оборудование рабочего места.        

1.3.4.Соблюдение правил техники безопасности.        

1.3.5. Выбор цветового решения.        

1.3.6. Вариативность.        

1.4. Экономическая оценка проектируемого изделия.        

2. Технологический этап.        

2.1. Изготовление шаблонов.        

2.2. Основные виды швов.        

2.3. Технологический процесс изготовления игрушки.        

3. Заключительный этап.        



1.Поисково-исследовательский этап.

1.1. Поиск и анализ проблемы.

   Важнейшие составляющие любой культуры, по мнению ученых ,-  игра и игрушка. Какова культура, таковы и игрушки.

   Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
  Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли. Пирамидка - иерархическое мироустроение. Обратите внимание: на алтарной преграде в храмах ангелов изображают во весь рост с развевающимися ленточками в волосах, будто они только что спустились с небес, и еще слышен шелест их крыльев, а в руках они держат прозрачную сферу (образ совершенства и гармонии), похожую на детский мячик или радужный мыльный пузырь.
  Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

                        Таковы ли современные игрушки?
 
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. А игрушки покупаются и через недолгое время выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.

Игрушка полезная и вредная

К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.
  Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости.
  Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад. В начале XX века популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания. Возможно, стоит вспомнить историю русского воина, князя Святослава, который уже в два года не выпускал из рук деревянный игрушечный меч. Может быть, поэтому некоторые психологи и педагоги, спонсируемые американскими «центрами детского воспитания», требуют запретить продажу любых «милитаристских» игрушек в России, утверждая, что эти игрушки стимулируют насилие и агрессию...
  Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы.
  Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.
  В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.


Что можно сказать про мягкую игрушку?

   Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого. Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает... вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят.
  А что продается в
«Детском мире» в отделе мягкой игрушки? Передо мной существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить. Правда, есть еще потрясающие своей натуралистичностью немецкие овчарки - лучше, чем живые, но почему-то их тоже не хочется гладить. И цены «кусаются». Вот в центре зала на пальме сидит огромная черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены!
  Таким образом, мы видим, что
игровая продукция, не отвечает  элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребенка. 

1.2. Выбор темы проекта.
   Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, и можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.
  В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими.

Цель работы: изготовить  «умную и добрую» мягкую игрушку.

Я считаю, что  любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его  друга. Она снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

Аргументы:

  • Дешево
  • Доступно
  • Вклад души
  • Есть возможность проявить свои способности и фантазию

Требования к игрушке:

- Простота и доступность

- «Полезность»

- Соответствие интересам самого ребенка

- Гибкость и простота

- Этика, эстетика, культура

- Связь с окружающей общественной жизнью

- Связь с культурными традициями своего народа

- Прочность и безопасность

1.3. Конструирование изделия.

 

1.3.1. Выбор материалов.

Мягкую игрушку можно сшить из простых материалов (драп, ситец, шёлк, синтетические ткани). Но моя задача изготовить именно мягкую игрушку! В моём понимании - мягкая игрушка должна быть пушистой, поэтому для моего изделия я взяла искусственный мех. Его я обнаружила в шкафу – это простые старые шубы, которым я нашла оригинальное применение.

1.3.2. Инструменты.

  Игла                                          ножницы ( для вырезания шаблонов,                            раскроя ткани, отрезания ниток)

( для сшивания деталей изделия)

1.3.3. Оборудование рабочего места.

1. Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-40см, чтобы не развивалась близорукость.

3. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробочку.

1.3.4.Соблюдение правил техники безопасности.

1. Шейте с напёрстком.

2. Храните иголки и булавки в определённом месте ( игольнице, коробке); не оставляйте на столе, не берите их в рот.

3. Не пользуйтесь ржавой иголкой.

4. Выкройте к тканям прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Ножницы храните в коробке.

6. Передавайте ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

1.3.5. Выбор цветового решения.

В работе над мягкой игрушкой необходимо обращать внимание на цветовой набор материала, как для самих изделий, так и для их оформления. Сочетаний цветов может быть очень много. При выборе цвета ткани и меха для мягкой игрушки надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину игрушки. Моя игрушка будет выполнена из тканей естественных цветов. Мне хочется, чтобы моя игрушка, была более приближенна к реальности.

1.3.6. Вариативность.

Предлагаю разные модели мягких игрушек:

1.4. Экономическая оценка проектируемого изделия.

Наименование

Единица измерения

Количество

Цена за единицу (руб.)

Стоимость

Затрат (руб.)

Нитки

Моток

1

6

6

Итого:

6

Затраты на изготовление моей работы составили всего лишь 6 рублей!

 Я считаю, что это очень дёшево, а результат работы великолепный!

 Это ещё раз доказывает, что игрушка недорогая, но зато прочная и экологически безопасная, чего я и хочу добиться от своей работы.

2. Технологический этап.

2.1. Изготовление шаблонов.

2.2. Технологический процесс изготовления игрушки.

Из ткани с длинным ворсом или драпа вырежьте детали спины и живота. Детали спины сшейте между собой по линии АБ. К полученной заготовке по линии АВ пришейте деталь живота. Основная часть туловища готова, выверните ее лицевой стороной вверх, плотно набейте и наметьте места для лап. Из искусственного меха выкройте детали лап и хвоста. Части лап соедините по линиям ГГ1Г2 попарно швом «через край», выверните, набейте и закрепите на туловище «потайным швом». Тем же швом присоедините к туловищу хвост. Обратите внимание на то, что он изготовлен всего из одной детали, поэтому не болтается и не мешает пользоваться подушкой. Тем не менее, если хотите, можете сделать его объёмным.

Вырежьте из меха две детали ушей и  щек, еще две – ушей и части головы – выкройте из ткани. Детали головы сшейте друг с другом швом «через край», оставляя отверстия по линиям ДД1 и ЕЕ1, выверните заготовку лицевой частью вверх и отложите в сторону. Четыре части ушей соедините попарно (одна часть из меха и одна из ткани) по линиям ДД1Д2, выверните, вставьте в отверстия ДД1 на заготовке головы и закрепите. Детали щек стяните в шарики, слегка набейте и прикрепите к голове, после чего пришейте к ним пуговицу-нос. Из маленьких пуговиц, кусочков, белой и темной кожи сделайте глаза, закрепите их на голове. Сверху наклейте веки из зеленого или синего материала

2.3.  Основные виды швов.

Шов « через край» ( петельный)

          Стежки в таких швах укладываются вертикально как слева направо, так и справа налево. Старайтесь, чтобы ваши стежки ложились близко друг к другу, а швы становились плотными и крепкими

« Потайной шов»

Используется при соединении одной детали с другой. Выполняется он справа налево. Закрепите нитку в одной детали игрушки, затем сделайте небольшой стежок в другой детали и плотно затяните нить.

3. Заключительный этап.

   По моему мнению, моя работа получилась достаточно интересной.

 Я считаю, что все требования к изделию выполнены. Изготовление игрушки заняло немного времени. Конечно же, не обошлось без трудностей. Труднее всего было пришивать деталь к детали  «потайным швом».

   Мое изделие хорошо вписывается в интерьер моей гостиной. Я надеюсь, что моей маленькой племяннице игрушка-кот придётся по душе.

   Я ещё раз убедилась, что изготовление поделок своими руками – это не только «выигрыш» в деньгах, но ещё и удивительно полезное и приятное занятие: мы развиваем мелкую моторику рук, внимание, фантазию и свои творческие способности.

   Мне очень нравится  шить, вязать, вышивать, и , надеюсь, что и  в будущем я продолжу развивать свои способности и буду заниматься  рукоделием.

Оценка мамы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

«Проект» предмета «Технология» (Тема: защита творческих проектов «Панно из соломы»в 7 кл. раздел программы –«Рукоделие»)

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. «...Воспитание творческой л...

Урок по технологии для 5 класса «Урок-проект по технологии».

Технология 5 класс «Урок-проект по технологии»....

Проект урока технологии по теме "Технология построения семейного бюджета". 8 класс

Методическая разработка урока-игры по теме «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов» предназначена для обучающихся 8 классов с целью ознакомления со структурой бюджета семьи...