Применение технологии сотрудничества на уроках
статья по технологии на тему

Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_sotrudnichestva_na_urokah.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Ветчанина «Применение технологии сотрудничества на уроках»

Применение технологии сотрудничества на уроках

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи товарищей, а не просто помогать друг другу.

На занятиях своего элективного курса «Кулинария» и на уроках технологии я использую работу в командах (группах).

В начале урока весь класс изучает теоретический материал. Затем ученики самостоятельно делятся на группы для выполнения практической работы и распределяют обязанности. Таким образом, в команду попадают ученики и слабые и сильные. У них разный уровень знаний, навыков и умений. Перед группой ставится общая цель и каждый член команды овладевает новыми для него знаниями и умениями. Вся команда знает, чего достиг на уроке каждый из них.

В самостоятельности выбора есть свои «плюсы» и «минусы».

Для учеников положительным является то, что они будут работать с теми, с кем им легче общаться. При этом обучаются организации совместной деятельности, культуре общения. Те, кто не умеет выполнять какие либо операции или действия, могут не ждать консультации учителя, а научиться этому у более опытных или знающих членов команды. Для ребят с низким уровнем знаний и умений это хороший шанс получить положительную оценку.

Отрицательным, на мой взгляд, является то, что при делении на группы и выборе капитана иногда возникают межличностные конфликты. В классах есть свои лидеры, и есть так называемые «изгои». Лидеры пытаются навязать свое мнение другим, а «изгои» остаются одни и команды не хотят брать их к себе. К счастью такие ситуации возникают крайне редко. Но это именно тот момент, когда приходится вмешиваться в процесс деления на группы. Конфликты возникают также при распределении обязанностей. Всем хочется заниматься любимым делом (готовить, накрывать на стол, самое приятное это – приглашение учителей в гости и снятие пробы) и никто не хочет выполнять менее приятные обязанности (мыть посуду, плиту, выносить мусор и т.д.). В данной ситуации необходимо оказать помощь капитану, приходиться вмешиваться в сложившуюся ситуацию, чтобы не снять напряжение во взаимоотношениях членов группы. После выполнения практической работы, учащиеся выполняют тестовую работу для проверки теоретических знаний. Если полностью следовать этой технологии, то оценка должна быть общей за теорию и практику для всей команды. Но так как знание теории у всех различно, то я оцениваю практическую часть общей оценкой для всей группы, а теоретические знания отдельной индивидуальной оценкой. Это является не только стимулом помощи товарищам по команде, но и развивает чувство ответственности за выполнение практической части, т.к. оценка в данном случае зависит от всех, а не от каждого в отдельности.

Основные действия учителя при применении обучения в сотрудничестве:

  • Продумать размещение рабочих мест для детей (для работы в группах).
  • При подготовке к занятию выделить 1-2 задания, требующих после общего изучения материала действий или работы в группах.
  • Разбить класс на группы и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.
  • Дать ученикам возможность обсудить материал в группах, а затем проводить контрольную работу.
  • Дать ученикам возможность проверить работы друг у друга в группе, добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником, а затем уже только сдать работу учителю.
  • Четко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах.
  • На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это требуется.

Основные идеи:

  • Общность цели и задач
  • Индивидуальная ответственность
  • Равные возможности успеха.

Литература:

1. Полат Е.С. Педагогические технологии ХХ\ века // Современные проблемы образования. — Тула, 1997.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ опыта работы по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка

Презентация по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка....

Разработка урока на тему «The easy way to keep fit» в 7 классе с применением технологии сотрудничества и здоровьесбережения

воспитание ответственного отношения к здоровью, полезных привычек питания; совершенствование умений взаимодействия друг с другом, сотрудничества, воспитание культуры общения и поведения в группе...

Применение технологии сотрудничества на уроках английского языка

В Данной статье вы надете способы применения технологии сотрудничества на уроках английского языка...

Урок английского языка в 10 классе (по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English”) с применением технологии сотрудничества

Знакомство с системой образования в Древней Греции и в школах в начале 20 века...

Урок с применением технологии сотрудничества

Урок с применением  технологии сотрудничества...

Статья "Применение технологии сотрудничества на уроках истории"

Данность сегодняшнего времени – динамизм во всех сферах общественной жизни. Последние два года наглядно показали насколько важно обладать умением приспосабливаться к изменившимся условиям быстро...